Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа п. Садовый
Согласовано Утверждаю
Зам директора по УВР Директор МБОУ ООШ п. Садовый
_______________/Гузитаева И.З. ________________/Пугачева О.Л.
П. Садовый
2016 г
Анализ воспитательной работы за 2015 – 2016 учебный год.
В 1 классе обучалось 14 учащихся.
Ключевое внимание уделялось на классных часах и родительских собраниях воспитанию культуры поведения школьников, формированию навыков самостоятельной деятельности и формированию коллектива класса.
В течение всего учебного года велась большая работа по привитию навыков общения в коллективе, взаимопонимания, доброжелательности, уважения старших, сопереживания за общее дело. Дети подружились между собой. У них появились общие интересы и занятия. К учебе в классе относятся добросовестно. Доброжелательно относятся к учителям, одноклассникам. Конфликты иногда ещё возникают, но быстро гасятся. Не все дети сразу могут попросить прощение, если они неправы.
Воспитательная работа класса велась по следующим направлениям:
- «Я – гражданин России» (гражданско-нравственное воспитание)
- «В мире прекрасного» (художественно-эстетическое воспитание)
- «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» (оздоровительно-спортивное воспитание)
- «Золотые руки» (трудовое воспитание)
- «Голубая планета - Земля» (экологическое воспитание)
- «Знание – сила» (развитие познавательной активности, интеллект)
По каждому из направлений в течение месяца проводились мероприятия: беседы, игры, акции, викторины, веселые старты и др., на которых дети узнали много нового и интересного для себя.
За прошлый учебный год ребята нашего класса приняли участие в общешкольных праздниках: «День знаний», «День учителя!», «Новогодний утренник», «Праздник наших мам!», «Последний звонок» и др. В общешкольных конкурсах рисунков «Новый год»», «Моя мама лучшая на свете».
В подготовке всех мероприятий принимали участие все ученики нашего класса, были задействованы и родители в проведении мероприятий. Чувствовалось сплочение и ответственность за порученное дело в коллективе. Дети участвуют в планируемых мероприятиях, пытаются организовывать свою деятельность. Пока это у них получается только под руководством учителя.
В тесном контакте мы работали со школьной и сельской библиотеками.
В течении всего учебного года дети занимались в школьных кружках: «Мастерок» и «В мире чисел».
В течение 2015 – 2016 учебного года класс выходил 3 раза на экскурсию в природу, 1 раз в школьную краеведческую комнату,
За прошедший учебный год было проведено 5 родительских собраний и индивидуальные беседы с родителями. Все родители регулярно посещали родительские собрания. На собрании родителей интересовали следующие вопросы: методы семейного воспитания, проблемы ребенка – первоклассника в адаптационный период, как поддержать своего ребенка в учебной деятельности и др.
Поставленные цели и задачи были практически достигнуты.
«Воспитание — великое дело: им решается участь человека.»
Белинский В. Г.
Цель:
Ø формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека; формирование
Ø формирования целостной психологической основы обучения и, в частности, формирование у учащихся положительного отношения и интереса к учению.
Основные задачи воспитательной деятельности во 2 классе:
1. Начать работать над формированием и сплочением детского коллектива, о положительном отношении к учебному труду. Знаниям, науки, людям интеллектуального труда, через деятельность на уроках и во внеурочное время.
2. Формировать высокие нравственные принципы: трудолюбие, честность, отзывчивость, товарищество на классных часах и внеклассных мероприятиях.
3. Воспитывать гражданские, патриотические качества учащихся на примере бесед с работниками милиции и пожарной части, с работниками музеев и библиотек, проведении классных часов, посещении музеев и домов культуры.
4. Учить детей правилам культурного поведения, как в общественных местах, так и в классе: на классных часах, общешкольных и классных мероприятиях в форме бесед, викторин, конкурсов, концертов.
5. Воспитывать любовь к природе через чтение книг, приведение примеров из жизни животных в разных странах и собственном городе и поселке.
6. Работать над уважением, взаимопониманием в коллективе, умением уступать товарищу через беседы и личный опыт.
Список учащихся 2 класса
№ |
Ф.И.О. |
Пол |
Дата рождения |
Домашний адрес телефон |
Ф.И.О. родителей |
1 |
Арзуманян Люсине Саркисовна |
женский |
24.02.2008 |
|
|
2 |
Беляе Вавалерия Генадьевна |
женский |
28.11.2008 |
|
|
3 |
Богаевский Андрей Витальевич |
мужской |
21.06.2008 |
|
|
4 |
Давлатов Арсен Заурович |
мужской |
3.12.2008 |
|
|
5 |
Мехтиев Кирилл Алимахдарович |
мужской |
31.01.2009 |
|
|
6 |
Неткачев Максим Олегович |
мужской |
11.11.2008 |
|
|
7 |
Лисицына Полина Алексеевна |
женский |
17.04.2008 |
|
|
8 |
Охтова Дарина Заурбековна |
женский |
3.02.2009 |
|
|
9 |
Тамаев Артур Вадимович |
мужской |
24.05.2008 |
|
|
10 |
Тамаев Сергей Станиславович |
мужской |
18.12.2008 |
|
|
11 |
Хроленок Полина Александровна |
женский |
12.01.2015 |
|
|
12 |
|
|
|
|
|
Дни рождения
Месяц |
Число |
Кого поздравляем |
Знак зодиака |
Январь |
|
|
Козерог |
Февраль |
|
|
Овен |
Март |
|
|
Дева |
Апрель |
|
|
Стрелец |
Май |
|
|
|
Июнь |
|
|
|
Июль |
|
|
|
Август |
|
|
|
сентябрь |
|
|
|
Октябрь |
|
|
|
Ноябрь |
|
|
|
декабрь |
|
|
|
Сведения о здоровье учащихся. Сведения о питании.
№ п/п |
Ф.И.О. |
Группа здоровья по заключению врачебной комиссии |
Сведения о питании |
1 |
Арзуманян Люсине Саркисовна |
|
|
2 |
Беляе Вавалерия Генадьевна |
|
|
3 |
Богаевский Андрей Витальевич |
|
|
4 |
Давлатов Арсен Заурович |
|
|
5 |
Мехтиев Кирилл Алимахдарович |
|
|
6 |
Неткачев Максим Олегович |
|
|
7 |
Лисицына Полина Алексеевна |
|
|
8 |
Охтова Дарина Заурбековна |
|
|
9 |
Тамаев Артур Вадимович |
|
|
10 |
Тамаев Сергей Станиславович |
|
|
11 |
Хроленок Полина Александровна |
|
|
|
|
|
|
Учет общественных поручений и участия школы и класса.
№ |
Ф.И.О. |
Общественное поручение в 1-м и 2-м полугодии |
Активность в мероприятиях класса |
Активность в мероприятиях школы |
1 |
|
Командир класса |
Проявляет активность |
Активен |
2 |
|
Спортивный сектор |
Заинтересована |
Активна |
3 |
|
Учебный сектор |
Проявляет активность |
Активна |
4 |
|
Цветовод |
Заинтересована |
Активна |
Занятия детей в кружках и секциях:
№ |
Ф.И.О. |
Пон. |
Вт. |
Ср. |
Чет. |
Пят. |
Суббота |
1 |
Арзуманян Люсине Саркисовна |
|
|
|
|
|
|
2 |
Беляе Вавалерия Генадьевна |
||||||
3 |
Богаевский Андрей Витальевич |
||||||
4 |
Давлатов Арсен Заурович |
||||||
5 |
Мехтиев Кирилл Алимахдарович |
||||||
6 |
Неткачев Максим Олегович |
||||||
7 |
Лисицына Полина Алексеевна |
||||||
8 |
Охтова Дарина Заурбековна |
||||||
9 |
Тамаев Артур Вадимович |
||||||
10 |
Тамаев Сергей Станиславович |
||||||
11 |
Хроленок Полина Александровна |
||||||
12 |
|
Дети из неполных семей.
№ |
Ф.И.О учащегося |
Дата рождения |
Ф.И.О родителя (законного представителя) |
Место работы |
Статус |
1 |
|
. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дети опекаемые.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дети из многодетных семей.
1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дети, требующие особого внимания.
1. |
|
|
2. |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
Родительский комитет 2 класса:
Должность |
Ф.И.О. |
Телефон |
Председатель |
|
|
Помощник председателя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работа с родителями
Задачи работы с родителями:
Формы работы:
График посещения семей:
№ |
Ф.И.О. |
Сент. |
Окт. |
Нояб. |
Дек. |
Янв. |
Фев. |
Март |
Апр. |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Родительские собрания в классе
на 2016 – 2017 учебный год.
Срок проведения |
Тема собрания вопросы для обсуждения |
Проводят |
Сентябрь |
Задачи на новый учебный год. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся во 2 классе. |
Учитель |
Октябрь |
Речь младших школьников и пути ее развития. |
Учитель |
Ноябрь |
Если ваш ребенок не хочет учиться. |
Учитель. |
Январь |
Семейные традиции (Организационно-деятельная игра) |
Учитель |
Май |
Итоги второго года обучения, заключительное собрание. |
Учитель |
Работа с родителями из семей требующих особого внимания.
1. Посещение на дому семей учителями и родителями.
2. Индивидуальные беседы с родителями и детьми.
3. Вовлечение детей в общественную работу.
4. Ежедневный контроль и внимание со стороны учителя.
5. Рекомендации родителям посещать группу продленного дня, если она необходима.
Основные задачи воспитательных направлений
Я – гражданин России
(гражданственно – нравственное воспитание, этическое воспитание)
Задачи:
- пробудить интерес к прошлому своего народа;
- познакомить с национальной культурой;
- приобщить детей к духовно-нравственным ценностям народа;
- развивать ребенка как личность;
- способствовать расширению кругозора;
- воспитывать этическое, чувственное и практическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами;
- воспитывать активную жизненную позицию, единство слова и дела.
- знакомить с манерами поведения культурного, воспитанного человека;
- углубить знания учащихся о вежливости, учить детей употреблять различные словесные формы вежливости;
- помочь детям разобраться в самих себе и научиться лучше понимать других людей;
- воспитывать ценнейшие качества человека: доброту, отзывчивость, скромность;
- прививать учащимся этические нормы поведения в обществе
В мире прекрасного
( художественно-эстетическое воспитание)
Задачи:
- разностороннее развитие детей;
- расширение кругозора через приобщение детей к миру искусства;
- воспитывать бережное отношение к историческому культурному наследию народов России.
Я здоровье сберегу – сам себе я помогу
( Оздоровительно-спортивное воспитание)
Задачи:
- воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни;
- познакомить с активным отдыхом и его влиянием на самочувствие и здоровье человека;
- научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта.
Золотые руки
(Трудовое воспитание)
Задачи:
- воспитание сознательного отношения к труду;
- формирование у детей трудолюбия;
- прививать детям любовь и уважение к людям разных профессий
Голубая планета – Земля
(Экологическое воспитание)
Задачи:
- воспитание бережного отношения к природе;
- развитие у детей интереса к изучаемой живой и неживой природе;
- развитие экологического мышления;
- воспитание потребности принять личное участие в сохранности окружающей среды.
Знание – сила
(развитие познавательной активности, интеллект)
Задачи:
- формирование социальной и коммуникативной компетенции школьников средствами учебных дисциплин.
СЕНТЯБРЬ
Направление работы |
Мероприятия |
Ответственный |
Дата проведения |
Гражданско-патриотическое воспитание |
Классный час - беседа «Я - гражданин» |
Классный руководитель |
|
Нравственное воспитание |
Тематическое занятие «Давайте учиться жить» |
Классный руководитель |
|
Профилактическое |
Неделя безопасности дорожного движения. |
Классный руководитель |
|
Развитие самоуправления учащихся |
Выбор актива класса. Акция «Чистая школа» (сменная обувь). Дежурство в классе. |
Классный руководитель, ученики класса. |
|
Художественно – эстетическое воспитание |
Праздничная линейка «Здравствуй школа! День знаний» |
Классный руководитель |
|
Спортивно-оздоровительное |
Игры на свежем воздухе «В здоровом теле - здоровый дух» |
Классный руководитель |
|
Работа с родителями. |
Общешкольное родительское собрание «Режим дня школы. Единые требования к учащимся.Питание.». |
Администрация школы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОКТЯБРЬ
Направление работы |
Мероприятия |
Ответственный |
Дата проведения |
Гражданско-патриотическое воспитание |
Праздник «День учителя» |
Ученики класса |
|
Профилактическое |
Классный час о здоровой и полезной пище «Осенний калейдоскоп» |
Классный руководитель. |
|
Развитие самоуправления учащихся |
Дежурство в классе. |
Классный руководитель, ученики класса. |
|
Художественно – эстетическое воспитание |
Классный час: «Наш Пушкин» |
Классный руководитель |
|
Экологическое воспитание. |
Уход за комнатными растениями |
Классный руководитель |
|
Спортивно-оздоровительное |
«Весёлые старты» среди учащихся 1-4 х классов. |
Классный руководитель |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
НОЯБРЬ
Направление работы |
Мероприятия |
Ответственный |
Дата проведения |
Гражданско-патриотическое воспитание |
Классный час «Всемирный день прав ребенка» |
Классный руководитель, учитель истории |
|
Нравственное воспитание |
«От чего прибавляется счастье?» |
Классный руководитель. |
|
Профилактическое |
Конкурс рисунков «Правила дорожного движения»». |
Классный руководитель. |
|
Трудовое воспитание |
Тематический вечер «Мы труд воспеваем и славим работу» |
Классный руководитель, ученики. |
|
Развитие самоуправления учащихся |
Дежурство в классе. |
Классный руководитель, ученики класса. |
|
Художественно – эстетическое воспитание |
Конкурс рисунков «Моя мама» |
Классный руководитель |
|
Экологическое воспитание. |
Живая газета «Мир вокруг нас» |
Классный руководитель |
|
Спортивно-оздоровительное |
Конкурс подвижных игр |
Классный руководитель |
|
Интеллектуальное |
Неделя природоведения |
Классный руководитель. |
|
Работа с родителями. |
Если ваш ребенок не хочет учиться. |
Классный руководитель |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ДЕКАБРЬ
Направление работы |
Мероприятия |
Ответственный |
Дата проведения |
Гражданско-патриотическое воспитание |
12декабря День конституции РФ |
Классный руководитель |
|
Нравственное воспитание |
Классный час «Вежливость и невежество» |
Классный руководитель, |
|
Профилактическое |
Классный час по стихотворениям С.Маршака и С Михалкова «Правила движения давно пора всем знать» |
Классный руководитель. |
|
Профориентационное и трудовое воспитание |
Акция «Украсим класс к Новому году». |
Классный руководитель, ученики. |
|
Развитие самоуправления учащихся |
Оформление классной комнаты к новому году. Дежурство в классе. |
Классный руководитель, ученики класса. |
|
Художественно – эстетическое воспитание |
Конкурс рисунков «Скоро, скоро Новый год!» Праздник «Новый год» |
Классный руководитель, ученики, родители |
|
Интеллектуальное |
Литературная игра – викторина «Эти чудесные сказки» |
Классный руководитель. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЯНВАРЬ
Направление работы |
Мероприятия |
Ответственный |
Дата проведения |
Гражданско-патриотическое воспитание |
Классный час «Царство Закон, царство Беззаконие». |
Классный руководитель |
|
Нравственное воспитание |
Классный час «Мир общения» |
Классный руководитель |
|
Профилактическое |
Тематическая беседа «Как сохранить зрение» |
Классный руководитель, фельдшер школы |
|
Развитие самоуправления учащихся |
Работа в творческих группах Дежурство в классе. |
Классный руководитель, ученики класса. |
|
Экологическое воспитание. |
Акция «покорми птиц зимой» |
Классный руководитель |
|
Спортивно-оздоровительное |
Спортивный праздник |
Классный руководитель. |
|
Работа с родителями |
Семейные традиции (Организационно-деятельная игра) |
Классный руководитель. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ФЕВРАЛЬ
Направление работы |
Мероприятия |
Ответственный |
Дата проведения |
Гражданско-патриотическое воспитание |
23февраля-День защитников Отечества. «Слава армии Российской» |
Классный руководитель. |
|
Развитие самоуправления учащихся |
Работа в творческих группах Дежурство в классе |
Классный руководитель, ученики класса. |
|
Художественно – эстетическое воспитание |
Выставка рисунков «они сражались за Родину» |
Классный руководитель |
|
Экологическое воспитание. |
Путешествие – викторина «В мире природы» |
Классный руководитель |
|
Спортивно-оздоровительное |
Лыжные гонки |
Классный руководитель |
|
Интеллектуальное |
КВН по сказкам «Там на неведомых дорожках» |
Классный руководитель. |
|
Работа с родителями
|
Индивидуальные беседы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
МАРТ
Направление работы |
Мероприятия |
Ответственный |
Дата проведения |
Гражданско-патриотическое воспитание |
8 марта - международный женский день. |
Классный руководитель. |
|
Нравственное воспитание |
Праздник бабушек и мам. |
Классный руководитель |
|
Профориентационное и трудовое воспитание |
Беседа «Мой труд каждый день дома» |
Классный руководитель. |
|
Развитие самоуправления учащихся |
Работа в творческих группах Дежурство в классе. Трудовой десант (уборка класса) |
Классный руководитель. |
|
Художественно – эстетическое воспитание |
Выставка рисунков |
Классный руководитель, ученики класса. |
|
Экологическое воспитание. |
Классный час – игра «На острове Чунга-Чанга» |
Классный руководитель |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
АПРЕЛЬ
Направление работы |
Мероприятия |
Ответственный |
Дата проведения |
Гражданско-патриотическое воспитание |
12 апреля –День космонавтики. Космическое путешествие |
Классный руководитель. |
|
Нравственное воспитание |
Беседа «Дружба. Способы разрешения Конфликтных ситуаций» |
Классный руководитель, |
|
Профилактическое |
7 апреля-всемирный день здоровья. Классный час «Система оповещения при пожаре. Средства пожаротушения»» 30 апреля-День пожарной охраны. |
Классный руководитель. |
|
Развитие самоуправления учащихся |
Работа в творческих группах Дежурство в классе. |
Классный руководитель, ученики класса. |
|
Художественно – эстетическое воспитание |
Выставка рисунков «Полетим на Альтаир…» |
. |
|
Спортивно-оздоровительное |
Спортивное состязание «Семь С» |
Классный руководитель |
|
Интеллектуальное |
Классный час «Музыка народов мира» |
Классный руководитель |
|
Работа с родителями. |
Индивидуальные беседы с родителями. |
Классный руководитель |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Май – «Прощай второй класс!»
Направление работы |
Мероприятия |
Ответственный |
Дата проведения |
Гражданско-патриотическое воспитание |
9 мая-День Победы. Классный час «Они сражались за Родину» |
Классный руководитель. |
|
Нравственное воспитание |
Выставка рисунков «День Победы» Весенняя неделя Добра. 18 мая - международный день музеев. |
Классный руководитель, ученики класса, |
|
Профилактическое |
«Профилактика ПДД» |
Классный руководитель. |
|
Профориентационное и трудовое воспитание |
Игровой час «Учимся быть организованными» |
Классный руководитель, ученики. |
|
Развитие самоуправления учащихся |
Проведение Недели Добра Дежурство в классе. |
Ученики класса. |
|
Художественно – эстетическое воспитание |
Праздник последнего звонка Утренник, посвященный окончанию 2 класса «Вместе весело шагать» |
Классный руководитель. |
|
Экологическое воспитание. |
Викторина по экологии «В мире животных» |
Классный руководитель. |
|
Спортивно-оздоровительное |
Туристический поход |
Родительский комитет |
|
Работа с родителями |
Общешкольное родительское собрание «Итоги учебного года. Организация летнего отдыха детей и летней трудовой практики. |
Администрация школы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Индивидуальная работа с учащимися:
Формы работы:
Контингент риска:
Учащиеся, которые часто нарушают дисциплину. |
Учащиеся, которые часто не готовятся к урокам. |
Учащиеся, которым трудно даётся усвоение материала. |
|
|
Михальченко Диана |
|
|
|
|
|
|
Работа с одаренными детьми
1. Индивидуальные занятия по подготовке к районным конкурсам
2. Подготовка к школьным и районным олимпиадам.
Профилактика здорового образа жизни
1. 100% охват горячим питанием.
2. Проветривание класса.
3. Проведение физкультминуток.
Циклограмма для классного руководителя
• Ежедневно
1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся.
2. Организация питания учащихся.
3. Организация дежурства в классном кабинете.
4. Индивидуальная работа с учащимися.
• Еженедельно
1. Проверка дневников учащихся.
2.Проведение мероприятий в классе (по плану).
3. Работа с родителями (по ситуации).
4. Работа с учителями-предметниками (по ситуации).
5. Встреча врачом, медсестрой по справкам о болезни учащихся.
• Каждый месяц
1. Посещение уроков в своем классе.
2. Сбор денег, раздача денег (питание, конкурсы и т. д.).
3. Встреча с родительским активом.
4. Совещание по планированию работы (по графику).
• Один раз в четверть
1. Оформление классного журнала по итогам четверти.
2. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
3. Проведение родительского собрания.
• Один раз в год
1. Проведение открытого мероприятия.
2. Оформление личных дел учащихся.
3. Анализ и составление плана работы класса.
Права и обязанности учащихся
Каждый учащийся является членом коллектива школы, имеющий определённые настоящим Уставом дисциплинарные нормы и требования.
Права учащихся
Учащиеся имеют право:
1. Пользоваться учебными кабинетами, библиотекой, спортзалом.
1. Участвовать в обсуждении вопросов по успеваемости, трудовой
и учебной
дисциплине, а также других вопросов, связанных с учебным процессом.
2. Учащиеся имеют право участвовать в общественной жизни коллектива и школы.
Обязанности учащихся
Учащиеся обязаны:
1. Систематически и глубоко овладеть теоретическими знаниями и
практическими
навыками.
1. Посещай» учебные занятия, еженедельные школьные линейки, мероприятия.
2. Повышать свой культурный и нравственный уровень.
3. Соблюдать правила внутреннего распорядка школы.
4. Быть дисциплинированными и организованными.
5. Беречь школьное имущество.
Обязанности классного руководителя
Деятельность классного руководителя представляет собой управление ресурсами общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации за дач воспитания учащихся вверенного ему класса. Ответственность классного руководителя охватывает различные стороны жизнедеятельности воспитанников и может быть выражена в инвариантном и вариативном компонентах.
Инвариантный компонент деятельности классного руководителя включает;
1)обеспечение жизни и здоровья учащихся' (контроль за
посещаемостью
школы учащимися класса, контроль причин пропусков, информированность о со
стоянии здоровья учащихся класса, ведение документации о заболеваемости
учащихся, работа с листком здоровья в классном журнале, разработка и реализация
совместно с врачом и родителями комплекса мер по охране и укреплению здоровья,
вовлечение учащихся в занятия физкультурной и спортивной деятельностью,
организация охвата учащихся горячим питанием, проведение инструктажей и ведение
документации по технике безопасности);
2)развитие позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями (информированность о межличностных взаимоотношениях в классе, о характере взаимоотношений между учащимися класса и ведущими в классе учителями, проведение диагностики межличностных отношений, оперативное регулирование возникающих противоречий, поддержка благоприятного психологического климата в классе, выявление учащихся, имеющих проблемы в сфере межличностных от ношений, привлечение для этой работы психолого-педагогической службы).
3)содействие освоению школьниками образовательных программ
(информированность об особенностях содержания образования, предусмотренного
учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы
И классе, координация деятельности учителей-предметников и родителей, прогнозирование
и мониторинг успеваемости, содействие в разработке и реализации индивидуальных
траекторий образования учащихся класса, планирование и реализации
работы с одаренными и неуспевающими учащимися).
4)осуществление патриотического, гражданско-правового воспитания, формирование социальной компетентности учащихся (разработка годового цикла мероприятий, содействующих воспитанию патриотизма и гражданственности, расширяющих правовую и социальную компетенцию учащихся, содействие в формировании опыта гражданского поведения в рамках ученического самоуправления, поддержка в ученическом самоуправлении высоких эталонов, планомерное развитие сценического самоуправления, осуществление договорных начал во взаимодействии классного руководителя и учащихся).
Вариативный компонент деятельности классного руководителя:
5)определение целей воспитания учащихся класса и планирование работы с классом (комплексное изучение проблем и определение перспектив в воспитании, обучении и развитии учащихся класса, качественное и обоснованное целеполагание программирование и планирование работы с классом, ведение отчетной документации, осуществление мониторинга эффективности собственной деятельности, организация участия учащихся в конкурсах и соревнованиях городского, областного и всероссийского уровня в соответствии с профильной - системообразующей деятельностью класса).
6)определение зон риска для учащихся класса, планирование профилактической деятельности (составление списка учащихся, вызывающих наибольшее как потенциальные нарушители дисциплины, разработка и согласование с педагогом, психологом, администрацией школы, родительским комитетом комплекса профилактических мер, привлечение широкого круга участников к профилактическим мероприятиям, использование возможностей лечебных, образовательных, социальных учреждений, правоохранительных органов, общественных организаций).
В качестве ресурсов, обеспечивающих воспитание учащихся, могут рассматриваться:
1. деятельность педагогов и педагогических коллективов;
2. программы воспитания и методическое обеспечение воспитательной деятельности;
3. сотрудничество с родителями учащихся;
4. СМИ, деятельность социальных организаций и учреждений культуры;
5. социально значимая деятельность самих воспитанников, их общественная самоорганизация.
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса
Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса направляется на то, чтобы учащийся в течение четырех лет смог развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогом, учениками и родителями образу выпускника начальной школы. Образ выпускника складывается из пяти потенциалов личности:
- нравственный (ценностный) потенциал: восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «Родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим», потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения;
- познавательный потенциал: наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;
- коммуникативный потенциал (овладение простейшими коммуникативными навыками): умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе; сформированность первичных навыков саморегуляции;
- художественный потенциал: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального0 эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства;
- физический потенциал : соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным быстрым, ловким и закаленным.
Критериями эффективности воспитательной системы класса являются следующие:
1) сформированность нравственного, познавательного коммуникативного, художественного и физического потенциала личности младшего школьника;
2) развитость креативных способностей учащихся;
3) проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
4) сформированность классного коллектива.
В соответствии с данными критериями предполагается использование традиционных и нетрадиционные методик изучения результативности учебно-воспитательногo процесса, таких, как:
1. Методики для исследования развития познавательных процессов личности младшего школьника.
2. Методика «Герб класса»
3. Анкета «Я и ценности моей жизни», «Я и моя школа».
4. Краткий тест творческого мышления.
5. Тест «Цветок настроения».
6. Сочинение-рассуждение «Каким я стал за этот год и почему».
7. Творческая мастерская «Я и класс, в котором я живу».
8. Сбор - коллективный разговор об итогах прошедшего месяца (четверти, полугодия, года).
Перечисленные методики позволят получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества, использовать ее при планировании и организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.