Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Возможные виды деятельности учащихся |
Кол-во часов |
Дата |
|
1 четверть (48 ч) |
|||||
Что нужно для общения (11 часов) |
|||||
1 |
Роль общения в жизни человека. |
Соотносить лексическое значение слова и набор его грамматических характеристик. Инсценирование. Обращение к ранее изученному: определять части речи, орфограммы гласных, выполнять звуко-буквенный анализ. |
1 |
01.09. |
|
2 |
Создание словесной картины. Роль интонации. |
Использовать средства художественной выразительности. Определять текст, признаки текста, типы текста. Обращение к ранее изученному: выполнять разбор состава слова, определять формы слова и родственные слова, выполнять звукобуквенный анализ. |
1 |
02.09 |
|
3 |
Создание словесной картины. Роль интонации.
|
Использовать средства художественной выразительности. Характеризовать роль предлогов. Определять текст, признаки текста, типы текста. |
1 |
03.09 |
|
4 |
Лексическое значение слова. Многозначность.
|
Объяснять влияние многозначности на лексическую сочетаемость. Использовать средства устной и письменной речи. Обосновывать написание слов с непроверяемыми орфограммами с помощью различных опор при запоминании слов. |
1 |
04.09 |
|
5 |
Стартовая диагностика. |
Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки. |
1 |
05.09 |
|
6 |
Средства устного и письменного общения. Типы текста. |
Анализировать стилевую окраску слов. Использовать стилистические синонимы.
|
1 |
08.09 |
|
7 |
Речевая ситуация. Средства создания речевой ситуации в устной и письменной речи. |
Анализировать речевые ситуации. Использовать средства создания речевой ситуации в устной и письменной речи. Обращение к ранее изученному: определять виды предложений, главные члены предложения, части речи |
1 |
09.09 |
|
8 |
Синонимы и однокоренные слова.
|
Характеризовать синонимы и однокоренные слова. Инсценировка. Объяснять чередование в русском языке: позиционное и историческое.
|
1 |
10.09 |
|
9 |
Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Предупредительный диктант. |
Определять виды предложений по цели высказывания и по интонации. Разбирать по членам предложения. Оформлять реплики в письменной речи. Характеризовать значение частицы «не». Объяснять правописание -з, -с на конце приставок. |
1 |
11.09 |
|
10 |
Обобщение знаний по теме «Предложение», «Что нужно для общения в устной и письменной форме». |
Расширение активного и пассивного словаря учащихся при обобщении, при работе с информацией. |
1 |
12.09 |
|
Секреты появления слов в русском языке (32 часа) Заимствованные слова (3 часа) |
|||||
11 |
Словарный состав языка. Способы появления новых слов. |
Осознание заимствования как способа появления новых слов. Работать со «Словарем иностранных слов». Анализировать освоение иноязычных слов русским языком. Обращение к ранее изученному: соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи расхождения звучания и написания. |
1 |
15.09 |
|
12 |
Входной контрольный диктант. |
Контролировать правильность записи теста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Оценивать собственную работу. |
1 |
16.09 |
|
13 |
Определение лексического значения иноязычных слов. |
Приобретение опыта определения лексического значения иноязычных слов. Упражняться в произношении иноязычных слов. Составлять собственный текст. Обращение к ранее изученному: выполнять звуко-буквенный анализ, фонетический анализ; обосновывать выделение частей слова. |
1 |
17.09 |
|
14 |
Старославянизмы в современном русском языке. Правописание сочетаний -оло-, -оро-, -ере-. |
Объяснять правописание сочетаний -оло-, -оро-, -ере-. Обращение к ранее изученному: соблюдать правила правописания безударной гласной в корне. |
1 |
18.09 |
|
Основа слова (2 часа) |
|||||
15 |
Название частей слова. Этимология терминов: префикс, суффикс. |
Обосновывать выделение частей слова. Характеризовать образование родственных слов, сравнение их смысла; способы словообразования. Обращение к ранее изученному: определять различение родственных слов и форм слов. |
1 |
19.09 |
|
16 |
Основа слова. Лексическое значение и основа слова. |
Находить основу слова. Анализировать лексическое значение и основу слова. Контролировать правильность записи текста. |
1 |
20.09 |
|
Какую работу выполняет в основе слова суффикс (10 часов) |
|||||
17 |
Суффикс как словообразовательная морфема. Порядок разбора слова по составу. |
Характеризовать роль суффиксов в образовании слов. Обосновывать выделение частей слова. Характеризовать образование родственных слов, сравнение их смысла. |
1 |
22.09 |
|
18 |
Суффикс как словообразовательная морфема. Порядок разбора слова по составу. |
Характеризовать роль суффиксов в образовании слов. Обосновывать выделение частей слова. Обращение к ранее изученному: характеризовать грамматические признаки существительного. |
1 |
23.09 |
|
19 |
Приставка и суффикс как средство выразительности. Состав слова и перенос. |
Характеризовать роль приставок и суффиксов в образовании слов. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Обращение к ранее изученному: звуко-буквенный состав слова, объяснять орфограммы гласных и согласных в корне; |
1 |
24.09 |
|
20 |
Приставка и суффикс как средство выразительности. Состав слова и перенос. |
Характеризовать роль приставок и суффиксов в образовании слов. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Обращение к ранее изученному: звуко-буквенный состав слова, объяснять орфограммы гласных и согласных в корне; грамматические признаки существительных и прилагательн |
1 |
25.09 |
|
21 |
Определение значений суффиксов. Суффикс и лексическое значение слова. |
Характеризовать роль суффиксов в образовании слов. Сравнивать модели состава слова: находить сходства и различия. |
1 |
26.09 |
|
22 |
Формообразование и словообразование. Орфограммы согласного в суффиксах. |
Характеризовать роль суффиксов в образовании слов. Прогнозировать наличие определённых орфограмм. Обращение к ранее изученному: орфограммы согласных в предлогах и корне слова. |
1 |
27.09 |
|
23 |
Проверочная работа. Фонетический анализ, качество освоения орфоэпии и графики. |
Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. |
1 |
29.09 |
|
24 |
Способы образования слов, состав слова. Значение суффиксов. Суффикс как средство художественной выразительности. |
Характеризовать способы образования слов, состав слова. Объяснять значение суффиксов. Обращение к ранее изученному: грамматическая связь существительного и прилагательного, изученные орфограммы. |
1 |
30.09 |
|
25 |
Суффикс как средство художественной выразительности. Сравнение. Текст-описание. |
Сравнение художественного и научного текстов. Составление плана текста. Составление собственного текста-описания. Обращение к ранее изученному: части речи. |
1 |
01.10 |
|
26 |
Текст-описание. Значение суффиксов. |
Проводить исследование текста, его редактирование. Работать с изученными орфограммами. Обобщать знания о слове. |
1 |
02.10 |
|
Какую работу выполняет в основе слова приставка (8 часов) |
|||||
27 |
Приставка как часть слова. |
Обращение к ранее изученному: предложение, члены предложения и части речи, связь слов в предложении; приставка как часть слова; безударные гласные в корне слова, правописание предлогов и приставок. |
1 |
03.10 |
|
28 |
Правописание гласного в приставках. Предлоги и приставки. Время глагола. |
Объяснять правописание гласного в приставках. Характеризовать предлоги и приставки. Определять время глагола. Обращение к ранее изученному: многозначность слов; большая буква в именах собственных. |
1 |
06.10 |
|
29 |
Средства выразительности. Способы словообразования. Приставочный способ словообразования. |
Использовать средства выразительности речи. Обращение, выделение обращения в устной и письменной речи. Диалог. Оформление реплик в устной и письменной речи. Находить слово по его схеме. Характеризовать способы словообразования. Определять безударные гласные в корне и приставке. |
1 |
07.10 |
|
30 |
Приставочный способ словообразования. Полногласные варианты приставок. |
Определять приставочный способ словообразования. Полногласные варианты приставок. Объяснять правописание гласных и согласных в приставках. |
1 |
08.10 |
|
31 |
Лексическое значение слова и приставки. Правописание приставок. Текст - рассуждение. |
Соотносить лексическое значение слова и приставки. Отрабатывать правописание приставок. Определять текст-рассуждение. Сравнивать текст-описание и текст-рассуждение. Обращение к ранее изученному: виды предложения, члены предложения. |
1 |
09.10 |
|
32 |
Правописание приставок. Приставки и предлоги.
|
Отрабатывать правописание приставок. Различать приставки и предлоги. Приставки-антонимы. Составлять характеристику героя. Исследовать правописание -3, -С на конце приставок. Обращение к ранее изученному: обозначение на письме парных соглас. |
1 |
10.10 |
|
33 |
Правописание парных согласных в корне, суффиксе, приставке. |
Объяснять правописание парных согласных в корне, суффиксе, приставке. |
1 |
13.10 |
|
34 |
Изложение. Текст-повествование. |
Написать изложение. Осуществлять выбор парного согласного в корне, суффиксе и приставке. |
1 |
14.10 |
|
Сложные слова (9 часов) |
|||||
35 |
Способы словообразования. Сложение основ как способ словообразования. |
Рассмотреть способы словообразования. Сравнение схем слов. Определять сложение основ как способ словообразования. Сравнение с формой слова. Обращение к ранее изученному: звуко-буквенный анализ, орфограммы гласных. |
1 |
15.10 |
|
36 |
Способы словообразования. Сложение основ как способ словообразования. |
Рассмотреть способы словообразования. Сравнение схем слов. Определять сложение основ как способ словообразования. Сравнение с формой слова. Обращение к ранее изученному: звуко-буквенный анализ, орфограммы гласных. |
1 |
16.10 |
|
37 |
Правописание соединительных гласных в сложных словах. |
Рассмотреть правописание соединительных гласных в сложных словах. Работа со схемами слов. Обращение к ранее изученному: части речи; ь — показатель мягкости. |
1 |
17.10 |
|
38 |
Правописание сложных слов. |
Объяснять правописание сложных слов. Составление реплик. Определять лексическое значение сложных слов. Обращение к ранее изученному: предложение, строение предложения; части речи; орфограммы гласного. |
1 |
20.10 |
|
39 |
Определение лексического значения сложных слов. Сложение основ без соединительной гласной. |
Определять лексическое значение сложных слов. Объяснять сложение основ без соединительной гласной. Определять время глагола. |
1 |
21.10 |
|
40 |
Правописание сложных слов. Составление текста- рассуждения (устно). Повторение изученных орфограмм. |
Отрабатывать правописание сложных слов. Составлять текст-рассуждение (устно). Повторить изученные орфограммы. |
1 |
22.10 |
|
41 |
Образование и правописание сложных слов. |
Анализировать образование и правописание сложных слов. Обращение к ранее изученному: согласные звуки; нахождение существительного по грамматическим признакам. |
1 |
23.10 |
|
Как из слов образуются предложения (106 часов) Средства связи слов в предложении (2 часа) |
|||||
42 |
Средства связи слов в предложении (формы, порядок слов, служебные слова, интонация). |
Характеризовать средства связи слов в предложении (формы, порядок слов, служебные слова, интонация). Разбор словосочетаний.
|
1 |
24.10 |
|
43 |
Обобщение знаний. Логическое ударение в предложении. Влияние логического ударения на понимание смысла высказывания. |
Обобщить знания по изученной теме. Объяснять влияние логического ударения на понимание смысла высказывания. |
1 |
27.10 |
|
44 |
Контрольный диктант |
Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки. |
1 |
28.10 |
|
45 |
Анализ работ. Обобщение по теме «Состав слова». |
Оценивать собственную работу. Корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки. |
1 |
29.10 |
|
Роль предлогов в предложении (5 часов) |
|||||
46 |
Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Составление определения на основе научно-популярного текста. |
Характеризовать служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Составить определение на основе научно-популярного текста. Обращение к ранее изученному: лексико-грамматические признаки частей речи. |
1 |
30.10 |
|
47 |
Текст. Типы текста. Признаки текста. |
Характеризовать текст; типы текста; признаки текста. Определять предлог как средство связи слов в предложении. Объяснять написания слов. |
1 |
31.10 |
|
48 |
Роль предлогов и приставок. Смысловое значение предлогов и союзов. |
Определять роль предлогов и приставок. Смысловое значение предлогов и союзов. Употребление предлога с существительным. Составить определение предлога.
|
1 |
03.11 |
|
2 четверть ( ) |
|||||
49 |
Предлог как часть речи. |
Характеризовать предлог как часть речи. Употребление предлогов с существительными и местоимениями |
1 |
12.11 |
|
50 |
Интонация. Произношение и правописание парных согласных в предлогах при сравнении с их написанием в приставках. |
Познакомиться с обращениями, знаками препинания при обращении. Интонация. Произношение и правописание парных согласных в предлогах при сравнении с их написанием в приставках. Анализировать лексическую и грамматическую сочетаемость слов. Обращение к ранее изученному: имена собственные; парные согласные. |
1 |
13.11 |
|
Роль союзов в предложении (4 часа) |
|||||
51 |
Стиль и тип текста. Признаки текста. Союз как часть речи. |
Определять стиль и тип текста. Называть признаки текста. Инсценирование диалога. Анализировать роль союзов. |
1 |
14.11 |
|
52 |
Различение соединительных и противительных союзов. Различение союзов "а" и "но". |
Найти отличительные особенности соединительных и противительных союзов. Различение союзов "а" и "но". Составить текст о служебной части речи союз. |
1 |
17.11 |
|
53 |
Различение соединительных и противительных союзов. Различение союзов "а" и "но". Составление текста о служебной части речи союз. |
Найти отличительные особенности соединительных и противительных союзов. Различение союзов "а" и "но". Составить текст о служебной части речи союз. Обращение к ранее изученному: грамматическая основа предложения; изученные орфограммы; фонетический разбор. Антонимы. |
1 |
18.11 |
|
54 |
Обобщение знаний о союзах. Текст: стиль, тип, тема, микротема. |
Обобщить знания о союзах. Текст: стиль, тип, тема, микротема. Сравнение текстов. Характеризовать особенности употребления частей речи в разных типах текстов. Составлять текст-рассуждение. |
1 |
19.11 |
|
Роль частиц в предложении. Правописание частицы НЕ с глаголами (4 часа) |
|||||
55 |
Частица как часть речи. Стиль и употребление частиц. Значение частиц. Правописание частиц. |
Характеризовать частицу как часть речи. Определить стиль и употребление частиц. Объяснять правописание частиц. Обращение к ранее изученному: пройденные орфограммы; фонетический разбор. |
1 |
20.11 |
|
56 |
Смысл частицы НЕ. Предложения утвердительные и отрицательные. НЕ с глаголами. |
Исследовать смысл частицы НЕ. Характеризовать предложения утвердительные и отрицательные. Объяснять правописание НЕ с глаголами. |
1 |
21.11 |
|
57 |
Глаголы, которые без НЕ не употребляются. Преобразование предложений. |
Познакомиться с глаголами, которые без НЕ не употребляются. Преобразование предложений. Обращение к ранее изученному: словообразование; грамматическая основа предложения, грамматические признаки глагола, имени существительного. |
1 |
24.11 |
|
58 |
Глаголы, которые без НЕ не употребляются. Преобразование предложений. Обобщение темы. |
Познакомиться с глаголами, которые без НЕ не употребляются. Преобразование предложений. Обобщить знания по теме. Обращение к ранее изученному: словообразование; грамматическая основа предложения, грамматические признаки глагола, имени существительного. |
1 |
25.11 |
|
Изменение форм глагола: форм времени, числа и рода (12 часов) |
|||||
59 |
Глагол как часть речи. Глагол и тип текста. |
Характеризовать глагол как часть речи. Обращение к ранее изученному: части речи; роль приставки в образовании глагола, грамматические признаки глагола (число, род); различение приставки и предлога; грамматическая основа предложения; |
1 |
26.11 |
|
60 |
Грамматические признаки глагола (число, время, род). |
Определять грамматические признаки глагола (число, время, род). Задавать вопросы к глаголам. Обращение к ранее изученному: ранее изученные орфограммы. |
1 |
27.11 |
|
61 |
Время глагола. |
Определять время глагола. Характеризовать совершенный и несовершенный вид глагола (законченное и незаконченное действие). Проследить грамматическую связь: местоимение − глагол. |
1 |
28.11 |
|
62 |
Особенности глаголов прошедшего времени. Грамматический показатель прошедшего времени. |
Определить особенности глаголов прошедшего времени. Характеризовать грамматический показатель прошедшего времени. Определять грамматические признаки глагола. Обращение к ранее изученному: суффикс; пройденные орфограммы. |
1 |
01.12 |
|
63 |
Постфикс -ся, его влияние на значение глагола. Восстановление не пунктированного текста. |
Исследовать постфикс -ся, его влияние на значение глагола. Разбор по составу глаголов прошедшего времени, глаголов с постфиксом -ся. Анализ текста: стиль, тип, признаки, тема, микротема. |
1 |
02.12 |
|
64 |
Проверочная работа.
|
Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. |
1 |
03.12 |
|
65 |
Употребление глаголов. Лексико-грамматические признаки. |
Анализировать употребление глаголов. Характеризовать лексико-грамматические признаки. Определять глаголы совершенного и несовершенного вида. Работа с текстом. |
1 |
04.12 |
|
66 |
Глагол как часть речи (обобщение). Неопределенная форма глагола. |
Систематизировать знания по теме «Глагол». Характеризовать неопределенную форму глагола. Выделять грамматические признаки неопределенной формы глаголов. Разбор глаголов по составу. -Ть, -чь в неопределенной форме. |
1 |
05.12 |
|
67 |
Глагол как часть речи (обобщение). Неопределенная форма глагола. |
Систематизировать знания по теме «Глагол». Характеризовать неопределенную форму глагола. Выделять грамматические признаки неопределенной формы глаголов. Разбор глаголов по составу. -Ть,-чь в неопределенной форме. |
1 |
08.12 |
|
68 |
Неопределенная форма глагола: грамматические признаки, правописание, роль в предлжен. |
Определять неопределенную форму глагола: грамматические признаки, правописание, роль в предложении. Изменение глаголов по временам. Инсценирование. Обращение к ранее изученному: сказуемое, правописание глаголов. |
1 |
09.12 |
|
69 |
Стилистическая работа: правильный выбор слова. Будущее время глагола: простое и сложн |
Стилистическая работа: правильный выбор слова. Исследовать будущее время глагола: простое и сложное. Сравнение грамматических признаков глагола и существительного |
1 |
10.12 |
|
70 |
Обобщение знаний по теме. |
Обобщить и систематизировать знания по теме «Глагол». Характеризовать неопределенную форму глагола. Выделять грамматические признаки глаголов. |
1 |
11.12 |
|
Грамматические признаки имени существительного (11 часов) |
|||||
71 |
Имя существительное как часть речи. Начальная форма. Грамматические признаки имени существительного |
Характеризовать имя существительное как часть речи. Определять начальную форму. Определять грамматические признаки имени существительного (постоянные и непостоянные). Начало подбора материала для таблицы "Соотношение рода и окончания у имен существительных". |
1 |
12.12 |
|
72 |
Имя существительное как часть речи. Начальная форма. Грамматические признаки имени существительного. |
Характеризовать имя существительное как часть речи. Определять начальную форму. Определять грамматические признаки имени существительного (постоянные и непостоянные). Начало подбора материала для таблицы "Соотношение рода и окончания у имен существительных". |
1 |
15.12 |
|
73 |
Значение предметности как обобщающее грамматическое значение имени существительн. |
Определять грамматические признаки имени существительного (постоянные и непостоянные). Самостоятельное составление текста. Составление толкований слов. |
1 |
16.12 |
|
74 |
Значение предметности как обобщающее грамматическое значение имени существитель. |
Определять грамматические признаки имени существительного (постоянные и непостоянные). Самостоятельное составление текста. Составление толкований слов. |
1 |
17.12 |
|
75 |
Имена существительные, имеющие форму только единственного (множеств.) числа. |
Анализировать имена существительные, имеющие форму только единственного (множественного) числа. |
1 |
18.12 |
|
76 |
Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. |
Толковать лексическое значение слова. Характеризовать синонимы, антонимы. Определение лексического значения слова в контексте. |
1 |
19.12 |
|
77 |
Включение изученного материала в систему знаний. Грамматические признаки имени существительного |
Включение изученного материала в систему знаний. Характеризовать грамматические признаки имени существительного при сравнении с другими частями речи. Обращение к ранее изученному: основа слова и окончание. Окончание как грамматический показатель рода существительного. Развитие орфографической зоркости. |
1 |
22.12 |
|
78 |
Контрольный диктант за 2 четверть |
Применять изученные правила при выполнении работы. |
1 |
23.12 |
|
79 |
Род, число имени существительного. Окончание как показатель рода имени существительного. |
Определять род, число имени существительного. Окончание как показатель рода имени существительного. Многозначность слова, ее реализация в контексте. Словосочетание. Инсценировка. |
1 |
24.12 |
|
80-81 |
Грамматические признаки существительного. Начальная форма. |
Характеризовать грамматические признаки существительного. Определять начальную форму. Характеризовать окончание как показатель рода имени существительного. Составить окончательный вариант таблицы "Соотношение рода и окончания у имен существит". |
2 |
25.12 26.12 |
|
3 четверть |
|||||
Правописание Ь после букв шипящих согласных в конце имен существительных (3 часа) |
|||||
82 |
Роль Ь в словах. Сравнение грамматических форм имен существительных с Ь и без Ь после букв шипящих согласных в конце слов |
Обращение к ранее изученному: роль Ь в словах. Сравнение грамматических форм имен существительных с Ь и без Ь после букв шипящих согласных в конце слова. Непреднамеренное освоение падежных вопросов, нахождение орфограмм в окончаниях существительных. |
1 |
|
|
83 |
Самостоятельное составление правила написания Ь после букв шипящих согласных на конце имен существительных на основе разных опорных форм. |
Самостоятельно составить правила написания Ь после букв шипящих согласных на конце имен существительных на основе разных опорных форм. Развитие речи: стиль; особенности научного стиля. |
1 |
|
|
84 |
Правописание имен существительных с орфограммой "Ь после букв шипящих согласных в конце имен существительных". |
Отрабатывать правописание имен существительных с орфограммой "Ь после букв шипящих согласных в конце имен существительных". Составить обобщающую таблицу или схему «Роль Ь в словах». Толковать лексическое значение слова. Обращение к ранее изученному: орфоэпические и орфографические нормы. |
1 |
|
|
Словосочетание (4 часа) |
|||||
85 |
Словосочетание. Строение словосочетаний: главное и зависимое слово. Разбор словосочетаний. |
Характеризовать словосочетания. Определять строение словосочетаний: главное и зависимое слово. Разбор словосочетаний. Определять начальную форму прилагательного; грамматические признаки прилагательного. Непреднамеренное освоение падежных вопросов, нахождение орфограмм в окончаниях прилагательных. |
1 |
|
|
86 |
Разбор словосочетаний: письменный и устный анализ строения словосочетания. |
Разбор словосочетаний: письменный и устный анализ строения словосочетания. Называть грамматические признаки прилагательного. Определять начальную форму прилагательного. Разбор слова как части речи и разбор слова по составу. Разбор глаголов по составу. Непреднамеренное освоение падежных вопросов. Нахождение орфограмм в окончаниях существительных и прилагательных. |
1 |
|
|
87 |
Разбор словосочетаний: письменный и устный анализ строения словосочетания. |
Выполнять разбор словосочетаний: письменный и устный анализ строения словосочетания. Лексическая работа: стиль, редактирование текста, крылатые выражения. Развивать орфографическую зоркость путем решения орфографических задач. |
1 |
|
|
88 |
Работа с текстом: сжатый текст, стиль, тема, микротема. |
Работать с текстом: сжатый текст, стиль, тема, микротема. Разбирать словосочетания. Анализировать предложения. Определять грамматические признаки существительного, прилагательного, их взаимосвязь. Обращение к ранее изученному: правописание Ь. |
1 |
|
|
Правописание гласных Ы, И после Ц (4 часа) |
|||||
89 |
Обозначение звука [Ы] после букв шипящих согласных и Ц. |
Учиться обозначать звук [Ы] после букв шипящих согласных и Ц. Анализировать языковой материал: обозначение звука [Ы] после Ц. Разбор словосочетаний. |
1 |
|
|
91 |
Правописание Ы, И после Ц. |
Правописание Ы, И после Ц. Выполнить орфографическую работу. Редактирование текста. Обращение к ранее изученному: состав слова. |
1 |
|
|
92 |
Правописание Ы, И после Ц. |
Отрабатывать правописание Ы, И после Ц.Обращение к ранее изученному: грамматические признаки существительного, начальная форма. Изменение существительного по падежам. Нахождение орфограмм в окончаниях слов. |
1 |
|
|
92 |
Работа над изучаемой орфограммой. Стиль текста. Проверочная работа. |
Работать над изучаемой орфограммой. Определять стили текста. Нахождение орфограмм в окончаниях слов. |
1 |
|
|
Изменение имен существительных по падежам (8 часов) |
|||||
93 |
Знакомство с понятием "склонение". |
Попробовать вывести понятие "склонение". Определение падежей имени существительного. Развивать орфографическую зоркость. |
1 |
|
|
94 |
Определение падежей. Составление таблицы "Склонение имен существительных". |
Учиться определять падежи. Составление таблицы "Склонение имен существительных". Объяснять переносное значение слова. Разбор словосочетаний. Нахождение орфограммы в окончаниях. |
1 |
|
|
95 |
Определение падежей. Составление таблицы "Склонение имен существительных". |
Учиться определять падежи. Составление таблицы "Склонение имен существительных". Орфографическая работа: слова с непроверяемыми безударными гласными. |
1 |
|
|
96 |
Определение падежей. |
Упражняться в определении падежей. Отрабатывать правописание безударных падежных окончаний существительного. Орфографическая работа: слова с непроверяемыми безударными гласными. |
1 |
|
|
97 |
Составление и анализ таблицы "Склонение имен существительных". |
Составление и анализ таблицы "Склонение имен существительных". Соотнесение падежа и предлога. Характеризовать предлог как указатель падежа. |
1 |
|
|
98 |
Склонение существительных. |
Упражняться в склонении существительных. Склонение существительных во множественном числе. Отрабатывать правописание безударных падежных окончаний. |
1 |
|
|
99 |
Развитие речи. Сочинение литературных миниатюр, смысл которых можно выразить пословиц. |
Сочинить литературную миниатюру, смысл которой можно выразить пословицей. Решение орфографических задач. |
1 |
|
|
100 |
Склонение существительных. Определение падежей. |
Упражняться в склонении существительных. Учиться определять падеж существительных. Орфографическая работа. Развитие речи: обсуждение пословиц. |
1 |
|
|
Второстепенный член предложения дополнение (4 часа) |
|||||
101 |
Разбор предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Дополнение как второстепенный член предложения. |
Выполнять разбор предложения. Определять второстепенные члены предложения, их роль. Характеризовать дополнение как второстепенный член предложения. Различение существительных в форме именительного и винительного падежа.Обращение к ранее изученному: обозначение звуков буквами. Орфоэпические и орфографические нормы. |
1 |
|
|
102 |
Дополнение. Определение падежей. |
Находить дополнение. Уметь определять падежи. Характеризовать грамматические признаки существительного. |
1 |
|
|
103 |
Дательный падеж. Окончания существительных в дательном падеже. |
Уметь определять дательный падеж. Объяснять окончания существительных в дательном падеже. Правописание безударных окончаний существительных. Стиль и типы текста. Предлог как указатель падежа. Разбор глагола по составу. |
1 |
|
|
104 |
Проверочная работа. Развитие речи: работа с текстом. |
Списывание текста с выполнением дополнительного задания. |
1 |
|
|
Склонение имен существительных в форме единственного числа (8 часов) |
|||||
105 |
Понятие "склонение". Основание для деления существительных на три склонения. |
Определить понятие "склонение". Выявить основание для деления существительных на три склонения. Проверка безударной гласной в окончании существительного словом того же склонения с окончанием в сильной позиции. |
1 |
|
|
106 |
Понятие "склонение". Основание для деления существительных на три склонения. |
Определить понятие "склонение". Выявить основание для деления существительных на три склонения. Проверка безударной гласной в окончании существительного словом того же склонения с окончанием в сильной позиции. |
1 |
|
|
107 |
Определение склонения существительных. |
Определение склонения существительных. Составление алгоритма для определения склонения. Развитие орфографической зоркости путем решения орфографических задач. Повторение орфограмм гласного. |
1 |
|
|
108 |
Определение склонения существительного. Окончания существительных различных типов склонения. |
Определение склонения существительного. Выделение окончаний существительных различных типов склонения. Правописание безударных окончаний существительного. Орфографическая работа. Соотнесение звучания слова с его написанием. |
1 |
|
|
109 |
1-е склонение существительных. |
Характеризовать 1-е склонение существительных. Буквы е, и в безударных окончаниях существительных. Обращение к ранее изученному: имена собственные и нарицательные, правописание имен собственных. |
1 |
|
|
110 |
Определение склонения. Окончание существительных 2-го склонения. |
Упражняться в определении склонения. Объяснять правописание безударных окончаний существительных 2-го склонения. |
1 |
|
|
111 |
Существительные 3-го склонения. |
Характеризовать существительные 3-го склонения. Объяснять правописание безударных окончаний существительных 3-го склонения. |
1 |
|
|
112 |
Работа с текстом. Абзац. Микротема. Стиль и типы текста. |
Работать с текстом: абзац, микротема, стиль и типы текста. Характеристика героев. Отработка правописания безударных окончаний существительных 1, 2, 3 склонения. |
1 |
|
|
Правописание падежных окончаний имен существительных в форме единственного числа (8 часов) |
|||||
113 |
Орфограмма "Буква безуд. гласного в окончании имени существительного". |
Отработка орфограммы "Буква безударного гласного в окончании имени существительного". Лексическая работа: омонимы, фразеологизмы. |
1 |
|
|
114 |
Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го склонения. |
Характеризовать правописание безударных окончаний имен существительных 1-го склонения. Анализ написания букв е, и в безударных окончаниях имен существительных 1, 3 склонения в родительном и дательном падежах. |
1 |
|
|
115 |
Правописание безударных окончаний имен существительных 1, 2 склонения в предложном падеже. |
Объяснять правописание безударных окончаний имен существительных 1, 2 склонения в предложном падеже. Обращение к ранее изученному: члены предложения и части речи. Вводные слова, выделение в устной и письменной речи. |
1 |
|
|
116 |
Определение падежей имени существительного. |
Определение падежей имени существительного. Отработка правописания букв е, и в безударных окончаниях имен существительных 1, 2, 3 склонения. |
1 |
|
|
117 |
Правописание безударных окончаний имен существительных. |
Характеризовать правописание безударных окончаний имен существительных. Наблюдение за обращением. Выделение обращений в устной и письменной речи.
|
1 |
|
|
118 |
Правописание безуд. окончаний имен существительных в род., дательном, предложном падежах. |
Отработка правописания безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном, предложном падежах. Обращение к ранее изученному: роль Ь, однокоренные слова и форма слова. |
1 |
|
|
119 |
Правописание безударных окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонения. |
Отработка правописания безударных окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонения. Правописание безударных окончаний имен существительных. Обращение к ранее изученному: состав слова, словообразовательный анализ. Буквы е, и в безударных окончаниях имен существительных в родительном, дательном, предложном пад. |
1 |
|
|
120 |
Правило написания безударных окончаний существительных. |
Вывести правило написания безударных окончаний существительных. Орфографическая работа. Характеризовать окончания имен существительных 1, 2 склонения в творительном падеже. |
1 |
|
|
О, Е в окончаниях после букв шипящих согласных и Ц (3 часа) |
|||||
121
|
Правописание гласных после букв шипящих согласных и Ц. Знакомство с орфограммой "О, Е в окончаниях имен существительных после букв шипящих согласных и Ц". |
Объяснять правописание гласных после букв шипящих согласных и Ц. Знакомство с орфограммой "О, Е в окончаниях имен существительных после букв шипящих согласных и Ц". Повторение: звуко-буквенный состав слова, фонетический разбор. |
1 |
|
|
122 123 |
Правописание о, е в окончаниях после букв шипящих согласных и Ц. |
Объяснять правописание о, е в окончаниях после букв шипящих согласных и Ц. Повторение: время глагола. |
2 |
|
|
Правописание суффиксов имен существительных. Суффиксы -ЕК-, -ИК- (3 часа) |
|||||
124 |
Знакомство с орфограммой "Выбор буквы гласного в суффиксах -ек-, -ик-". |
Обращение к ранее изученному: склонение имен существительных, разбор слова по составу, родственные слова, определение значений суффиксов. Познакомиться с орфограммой "Выбор буквы гласного в суффиксах -ек-, -ик-". |
1 |
|
|
125 |
Составление правила написания буквы гласного в суффиксах -ек-, -ик-. |
Составить правило написания буквы гласного в суффиксах -ек-, -ик-. Орфографическая работа. |
1 |
|
|
126 |
Правописание суффиксов -ек-, -ик-. |
Упражняться в правописании суффиксов -ек-, -ик-. Обращение к ранее изученному: словосочетание, предложение, члены предложения. Включение новых знаний в систему. Определения значений суффиксов. |
1 |
|
|
Падежные окончания имен существительных в форме множественного числа (7 часов) |
|||||
127 |
Склонение имен существительных во множественном числе. Безударные окончания имен существительных во множественном числе. |
Определять склонение имен существительных во множественном числе. Выделять безударные окончания имен существительных во множественном числе. Рассмотреть варианты окончаний имен существительных в именительном падеже множественного числа. Разбор слова по составу. |
1 |
|
|
128 |
Падежные окончания имен существительных в форме множественного числа. |
Характеризовать падежные окончания имен существительных в форме множественного числа. Употребление имен существительных множественного числа в родительном падеже (литературная норма, разговорная речь). Определение категории одушевленности и неодушевленности как грамматической категории. |
1 |
|
|
129 |
Правописание безударных окончаний имен существительных в форме множественного числа. Окончания -а, -я, -ы, -и как грамматические показатели различных форм имен существительных. |
Отрабатывать правописание безударных окончаний имен существительных в форме множественного числа. Рассмотреть окончания -а, -я, -ы, -и как грамматические показатели различных форм имен существительных. Орфографическая работа. Развитие речи: текст, типы текста, тема текста. Согласование имени прилагательного с именем существительным. |
1 |
|
|
130 |
Родительный падеж имен сущ. множественного числа. Лексическое значение слов типа: зубы-зубья, колы-колья. |
Характеризовать родительный падеж имен существительных множественного числа. Объяснять лексическое значение слов типа: зубы-зубья, колы-колья. Образование форм множественного числа с учетом явления многозначности. Обращение к ранее изученному: словообразование, омонимы, орфографическая работа. |
1 |
|
|
131 |
Обобщение знаний. Виды словарей, их назначение. |
Обобщить знания по теме. Называть виды словарей, их назначение. Орфографическая работа. |
1 |
|
|
132 |
Лексическая сочетаемость слов. Грамматические признаки и лексическая сочетамость. |
Характеризовать лексическую сочетаемость слов. Определять грамматические признаки и лексическую сочетаемость слов. |
1 |
|
|
133 |
Проверочная работа «Понимание лексической сочетаемости слов». |
Характеризовать лексическую сочетаемость слов. Определять грамматические признаки и лексическую сочетаемость слов. |
|
|
|
Грамматические формы имени прилагательного. Второстепенный член предложения определение (8 часов) |
|||||
134 |
Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки имени прилагательного, их зависимость от грамматических признаков имени существительного. |
Характеризовать имя прилагательное как часть речи. Определять грамматические признаки имени прилагательного, их зависимость от грамматических признаков имени существительного. Образование имен прилагательных от имен существительных. Лексическая работа: лексическое значение слова, лексическая сочетаемость, антонимы, паронимы. Обращение к ранее изученному: словосочетание, состав слова, разбор слова по составу, словообразовательный анализ. |
1 |
|
|
135 |
Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки имени прилагательного, их зависимость от грамматических признаков имени существител. |
Характеризовать имя прилагательное как часть речи. Определять грамматические признаки имени прилагательного, их зависимость от грамматических признаков имени существительного. Образование имен прилагательных от имен существительных. Лексическая работа: лексическое значение слова, лексическая сочетаемость, антонимы, паронимы. |
1 |
|
|
136 |
Зависимость грамматических признаков имени прилагательного от грамматических признаков имени существительного. Второстепенный член предложения определение. |
Характеризовать зависимость грамматических признаков имени прилагательного от грамматических признаков имени существительного. Определять второстепенный член предложения определение. Обращение к ранее изученному: звуко-буквенный анализ слова. Работа со словами с орфограммой «Непроверяемый безударный гласный». |
1 |
|
|
137 |
Зависимость грамматических признаков имени прилагательного от грамматических признаков имени существительного. Второстепенный член предложения определение. |
Характеризовать зависимость грамматических признаков имени прилагательного от грамматических признаков имени существительного. Определять второстепенный член предложения определение. Обращение к ранее изученному: звуко-буквенный анализ слова. Работа со словами с орфограммой «Непроверяемый безударный гласный». |
1 |
|
|
138 |
Форма множественного числа имени прилагательного. Согласование имени прилагательного с именем существительным. |
Характеризовать форму множественного числа имени прилагательного. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Лексическая работа. |
1 |
|
|
139 |
Склонение имен прилагательных. |
Определять склонение имен прилагательных. Объяснять правописание безударных окончаний имен прилагательных. Обращение к ранее изученному: члены предложен. |
1 |
|
|
140 |
Развитие речи: многозначность слова и лексическая сочетаемость. |
Развитие речи: многозначность слова и лексическая сочетаемость. Создание собственного текста. |
1 |
|
|
141 |
Развитие речи: многозначность слова и лексическая сочетаемость. |
Развитие речи: многозначность слова и лексическая сочетаемость. Создание собственного текста. |
1 |
|
|
Однородные члены предложения (9 часов) |
|||||
142 |
Знакомство с понятием "однородные члены предложения". |
Познакомиться с понятием "однородные члены предложения". Постановка знаков препинания при однородных членах. Лексическая работа: фразеологизмы. |
1 |
|
|
143 |
Знаки препинания при однородных членах предложения. Сравнение выделения обращения и однородных членов предложения в устной и письменной речи. |
Постановка знаков препинания при однородных членах. Сравнение выделения обращения и однородных членов предложения в устной и письменной речи. Повторение: имя существительное как часть речи. Средства художественной выразительности. |
1 |
|
|
144 |
Однородные члены предложения. Союзная и бессоюзная связь при однородных членах предложения. Знаки препинания |
Определять однородные члены предложения. Познакомиться с союзной и бессоюзной связью при однородных членах предложения. Постановка знаков препинания. |
1 |
|
|
145 |
Знаки препинания при однородных членах предложения. |
Постановка знаков препинания при однородных членах предложения. Определять смысловые группы однородных членов. Характеризовать особенности постановки знаков препинания. |
1 |
|
|
146 |
Знаки препинания при однородных членах предложения. |
Постановка знаков препинания при однородных членах предложения. Повторение: склонение и падеж имен существительных. Развитие речи: стиль (особенности официально-делового стиля), редактирование текста. |
1 |
|
|
147 |
Союзы и, а, но при однородных членах предложения. |
Употребление союзов и, а, но при однородных членах предложения. Лексическая работа: определение лексического значения слова. |
1 |
|
|
148 |
Знаки препинания при однородных членах предложения. |
Постановка знаков препинания при однородных членах предложения. Лексическое значение союза да. Знаки препинания при однородных членах, связанных союзом да. |
1 |
|
|
149 |
Развитие речи: стиль, тип текста. Монолог. Диалог. |
Развитие речи: определять стиль, тип текста. Соотносить монолог и диалог. |
1 |
|
|
150 |
«Проверь себя». |
Написать орфографический диктант и выполнить грамматические задания. |
1 |
|
|
Как из предложений образуется текст (7 часов) |
|||||
151 |
Текст. Стиль текста. Типы текста. Тема. Микротема. Структура текста. |
Анализировать текст. Определять стиль текста, типы текста, тему, микротемы. Характеризовать структуру текста. |
1 |
|
|
152 |
Стиль. Языковые средства научного и художественного стиля. План текста. Рассуждение как тип текста. |
Определять стиль текста. Выделять языковые средства научного и художественного стиля. Составлять план текста. Определять рассуждение как тип текста. Орфографическая работа. Анализ знаков препинания при однородных членах предложения.
|
1 |
|
|
153 |
Употребление стилистически окрашенных слов. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. |
Употребление стилистически окрашенных слов. Лексическое значение слова. Характеризовать синонимы; антонимы. Толковать многозначность слов. |
1 |
|
|
154 |
Связный текст. Признаки связного текста. |
Составлять связный текст. Определять признаки связного текста. Анализировать особенности употребления синонимов. Лексическая сочетаемость. Многозначность слова и омонимы. |
1 |
|
|
155 |
Переносное значение слова. Фразеологизмы. |
Определять переносное значение слов. Использовать фразеологизмы. Объяснять орфограммы гласного. Объяснять знаки препинания при однородных членах предлож. |
1 |
|
|
156 |
Текст: обобщение знаний. |
Составлять связный текст. Определять признаки текста. Определять стиль текста, типы текста, тему, микротемы. |
1 |
|
|
157 |
Итоговая стандартизированная диагностика (комплексная контрольная работа). |
Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. |
1 |
|
|
158-170 |
Резервные уроки. |
|
12 |
|
|
Материально-техническое обеспечение программы
Специфическое оборудование:
· алфавит;
· таблицы к основным разделам грамматического материала (в соответствии с программой);
· наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе;
· классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
· интерактивная доска;
· наборы ролевых игр (по темам инсценировок);
· настольные развивающие игры;
· аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
· слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).
Электронно-программное обеспечение (при возможности):
1) компьютер;
2) презентационное оборудование;
3) выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя начальной школы, для учащихся – на уровне ознакомления);
4) целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках;
5) цифровые зоны: коммуникационная (веб-камера на рабочем месте учителя, доступ через программу «Скайп»), алгоритмическая (решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР: http://school-collection.edu.ru/).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.