планирование 3 класс

  • doc
  • 28.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ТЕМАТИЧЕСКОЕ РУС.ЯЗ.doc

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Возможные виды деятельности учащихся

Кол-во часов

Дата

1 четверть (48 ч)

Что нужно для общения (11 часов)

1

Роль общения в жизни

человека.

Соотносить лексическое значение слова и набор его грамматических характеристик. Инсценирование. Обращение к ранее изученному: определять части речи, орфограммы гласных, выполнять звуко-буквенный анализ.

1

01.09.

2

Создание словесной картины. Роль интонации.

Использовать средства художественной выразительности. Определять текст, признаки текста, типы текста. Обращение к ранее изученному: выполнять разбор состава слова, определять формы слова и родственные слова, выполнять звукобуквенный анализ.

1

02.09

3

Создание словесной картины. Роль интонации.

 

Использовать средства художественной выразительности. Характеризовать роль предлогов. Определять текст, признаки текста, типы текста.

1

03.09

4

Лексическое значение слова. Многозначность.

 

Объяснять влияние многозначности на лексическую сочетаемость. Использовать средства устной и письменной речи. Обосновывать написание слов с непроверяемыми орфограммами с помощью различных опор при запоминании слов.

1

04.09

5

Стартовая диагностика.

Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки.

1

05.09

6

Средства устного и письменного общения. Типы текста.

Анализировать стилевую окраску слов. Использовать стилистические синонимы.

 

1

08.09

7

Речевая ситуация. Средства создания речевой ситуации в устной и письменной речи.

Анализировать речевые ситуации. Использовать средства создания речевой ситуации в устной и письменной речи. Обращение к ранее изученному: определять виды предложений, главные члены предложения, части речи

1

09.09

8

Синонимы и однокоренные слова.

 

Характеризовать синонимы и однокоренные слова. Инсценировка. Объяснять чередование в русском языке: позиционное и историческое.

 

1

10.09

9

Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

Предупредительный диктант.

Определять виды предложений по цели высказывания и по интонации. Разбирать по членам предложения. Оформлять реплики в письменной речи. Характеризовать значение частицы «не». Объяснять правописание -з, -с на конце приставок.

1

11.09

10

Обобщение знаний по теме «Предложение», «Что нужно для общения в устной и письменной форме».

Расширение активного и пассивного словаря учащихся при обобщении, при работе с информацией.

1

12.09

Секреты появления слов в русском языке (32 часа)

Заимствованные слова (3 часа)

11

Словарный состав языка. Способы появления новых слов.

Осознание заимствования как способа появления новых слов. Работать со «Словарем иностранных слов». Анализировать освоение иноязычных слов русским языком.

Обращение к ранее изученному: соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи расхождения звучания и написания.

1

15.09

12

Входной контрольный диктант.

Контролировать правильность записи теста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Оценивать собственную работу.

1

16.09

13

Определение лексического значения иноязычных слов.

Приобретение опыта определения лексического значения иноязычных слов. Упражняться в произношении иноязычных слов. Составлять собственный текст.

Обращение к ранее изученному: выполнять звуко-буквенный анализ, фонетический анализ; обосновывать выделение частей слова.

1

17.09

14

Старославянизмы в современном русском языке. Правописание сочетаний -оло-, -оро-, -ере-.

Объяснять правописание сочетаний -оло-, -оро-, -ере-.

Обращение к ранее изученному: соблюдать правила правописания безударной гласной в корне.

1

18.09

Основа слова (2 часа)

15

Название частей слова. Этимология терминов: префикс, суффикс.

Обосновывать выделение частей слова. Характеризовать образование родственных слов, сравнение их смысла; способы словообразования. Обращение к ранее изученному: определять различение родственных слов и форм слов.

1

19.09

16

Основа слова. Лексическое значение и основа слова.

Находить основу слова. Анализировать лексическое значение и основу слова. Контролировать правильность записи текста.

1

20.09

Какую работу выполняет в основе слова суффикс (10 часов)

17

Суффикс как словообразовательная морфема. Порядок разбора слова по составу.

Характеризовать роль суффиксов в образовании слов.

Обосновывать выделение частей слова. Характеризовать образование родственных слов, сравнение их смысла.

1

22.09

18

Суффикс как словообразовательная морфема. Порядок разбора слова по составу.

Характеризовать роль суффиксов в образовании слов. Обосновывать выделение частей слова. Обращение к ранее изученному: характеризовать грамматические признаки существительного.

1

23.09

19

Приставка и суффикс как средство выразительности. Состав слова и перенос.

Характеризовать роль приставок и суффиксов в образовании слов. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Обращение к ранее изученному: звуко-буквенный состав слова, объяснять орфограммы гласных и согласных в корне;

1

24.09

20

Приставка и суффикс как средство выразительности. Состав слова и перенос.

Характеризовать роль приставок и суффиксов в образовании слов. Уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Обращение к ранее изученному: звуко-буквенный состав слова, объяснять орфограммы гласных и согласных в корне; грамматические признаки существительных и прилагательн

1

25.09

21

Определение значений суффиксов. Суффикс и лексическое значение слова.

Характеризовать роль суффиксов в образовании слов. Сравнивать модели состава слова: находить сходства и различия.

1

26.09

22

Формообразование и словообразование. Орфограммы согласного в суффиксах.

Характеризовать роль суффиксов в образовании слов. Прогнозировать наличие определённых орфограмм.

Обращение к ранее изученному: орфограммы согласных в предлогах и корне слова.

1

27.09

23

Проверочная работа. Фонетический анализ, качество освоения орфоэпии и графики.

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

1

29.09

24

Способы образования слов, состав слова. Значение суффиксов. Суффикс как средство художественной выразительности.

Характеризовать способы образования слов, состав слова. Объяснять значение суффиксов.

Обращение к ранее изученному: грамматическая связь существительного и прилагательного, изученные орфограммы.

1

30.09

25

Суффикс как средство художественной выразительности. Сравнение. Текст-описание.

Сравнение художественного и научного текстов. Составление плана текста. Составление собственного текста-описания. Обращение к ранее изученному: части речи.

1

01.10

26

Текст-описание. Значение суффиксов.

Проводить исследование текста, его редактирование. Работать с изученными орфограммами. Обобщать знания о слове.

1

02.10

Какую работу выполняет в основе слова приставка (8 часов)

27

Приставка как часть слова.

Обращение к ранее изученному: предложение, члены предложения и части речи, связь слов в предложении; приставка как часть слова; безударные гласные в корне слова, правописание предлогов и приставок.

1

03.10

28

Правописание гласного в приставках. Предлоги и приставки. Время глагола.

Объяснять правописание гласного в приставках. Характеризовать предлоги и приставки. Определять время глагола.  Обращение к ранее изученному: многозначность слов; большая буква в именах собственных.

1

06.10

29

Средства выразительности. Способы словообразования. Приставочный способ словообразования.

Использовать средства выразительности речи. Обращение, выделение обращения в устной и письменной речи. Диалог. Оформление реплик в устной и письменной речи. Находить слово по его схеме. Характеризовать способы словообразования. Определять безударные гласные в корне и приставке.  

1

07.10

30

Приставочный способ словообразования. Полногласные варианты  приставок.

Определять приставочный способ словообразования. Полногласные варианты приставок. Объяснять правописание гласных и согласных в приставках.

1

08.10

31

Лексическое значение слова и приставки. Правописание приставок. Текст - рассуждение.

Соотносить лексическое значение слова и приставки. Отрабатывать правописание приставок. Определять текст-рассуждение. Сравнивать текст-описание и текст-рассуждение. Обращение к ранее изученному: виды предложения, члены предложения.

1

09.10

32

Правописание приставок. Приставки и предлоги.

 

Отрабатывать правописание приставок. Различать приставки и предлоги. Приставки-антонимы. Составлять характеристику героя. Исследовать правописание -3, -С на конце приставок. Обращение к ранее изученному: обозначение на письме парных соглас.

1

10.10

33

Правописание парных согласных в корне, суффиксе, приставке.

Объяснять правописание парных согласных в корне, суффиксе, приставке.

1

13.10

34

Изложение. Текст-повествование.

Написать изложение. Осуществлять выбор парного согласного в корне, суффиксе и приставке.

1

14.10

Сложные слова (9 часов)

35

Способы словообразования. Сложение основ как способ словообразования.

Рассмотреть способы словообразования. Сравнение схем слов. Определять сложение основ как способ словообразования. Сравнение с формой слова.

Обращение к ранее изученному: звуко-буквенный анализ, орфограммы гласных.

1

15.10

36

Способы словообразования. Сложение основ как способ словообразования.

Рассмотреть способы словообразования. Сравнение схем слов. Определять сложение основ как способ словообразования. Сравнение с формой слова.

Обращение к ранее изученному: звуко-буквенный анализ, орфограммы гласных.

1

16.10

37

Правописание соединительных гласных в сложных словах.

Рассмотреть правописание соединительных гласных в сложных словах. Работа со схемами слов. Обращение к ранее изученному: части речи; ь — показатель мягкости.

1

17.10

38

Правописание сложных слов.

Объяснять правописание сложных слов. Составление реплик. Определять лексическое значение сложных слов. Обращение к ранее изученному: предложение, строение предложения; части речи; орфограммы гласного.

1

20.10

39

Определение лексического значения сложных слов. Сложение основ без соединительной гласной.

Определять лексическое значение сложных слов. Объяснять сложение основ без соединительной гласной. Определять время глагола.

1

21.10

40

Правописание сложных слов. Составление текста- рассуждения (устно). Повторение изученных орфограмм.

Отрабатывать правописание сложных слов. Составлять текст-рассуждение (устно). Повторить изученные орфограммы.

1

22.10

41

Образование и правописание сложных слов.

Анализировать образование и правописание сложных слов. Обращение к ранее изученному: согласные звуки; нахождение существительного по грамматическим признакам.

1

23.10

Как из слов образуются предложения (106 часов)

Средства связи слов в предложении (2 часа)

42

Средства связи слов в предложении (формы, порядок слов, служебные слова, интонация).

Характеризовать средства связи слов в предложении (формы, порядок слов, служебные слова, интонация). Разбор словосочетаний.

 

1

24.10

43

Обобщение знаний. Логическое ударение в предложении. Влияние логического ударения на понимание смысла высказывания.

Обобщить знания по изученной теме. Объяснять влияние логического ударения на понимание смысла высказывания.

1

27.10

44

Контрольный диктант

Оценивать собственную работу, анализировать допущенные ошибки.

1

28.10

45

Анализ работ. Обобщение по теме «Состав слова».

Оценивать собственную работу. Корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки.

1

29.10

Роль предлогов в предложении (5 часов)

46

Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Составление определения на основе научно-популярного текста.

Характеризовать служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Составить определение на основе научно-популярного текста.

Обращение к ранее изученному: лексико-грамматические признаки частей речи.

1

30.10

47

Текст. Типы текста. Признаки текста.

Характеризовать текст; типы текста; признаки текста. Определять предлог как средство связи слов в предложении. Объяснять написания слов.

1

31.10

48

Роль предлогов и приставок. Смысловое значение предлогов и союзов.

Определять роль предлогов и приставок. Смысловое значение предлогов и союзов. Употребление предлога с существительным. Составить определение предлога.

 

1

03.11

2 четверть (  )

49

Предлог как часть речи.

Характеризовать предлог как часть речи. Употребление предлогов с существительными и местоимениями

1

12.11

50

Интонация. Произношение и правописание парных согласных в предлогах при сравнении с их написанием в приставках.

Познакомиться с обращениями, знаками препинания при обращении. Интонация. Произношение и правописание парных согласных в предлогах при сравнении с их написанием в приставках. Анализировать лексическую и грамматическую сочетаемость слов. Обращение к ранее изученному: имена собственные; парные согласные.

1

13.11

Роль союзов в предложении (4 часа)

51

Стиль и тип текста. Признаки текста. Союз как часть речи.

Определять стиль и тип текста. Называть признаки текста. Инсценирование диалога. Анализировать роль союзов.

1

14.11

52

Различение соединительных и противительных союзов. Различение союзов "а" и "но".

Найти отличительные особенности соединительных и противительных союзов. Различение союзов "а" и "но". Составить текст о служебной части речи союз.

1

17.11

53

Различение соединительных и противительных союзов. Различение союзов "а" и "но". Составление текста о служебной части речи союз.

Найти отличительные особенности соединительных и противительных союзов. Различение союзов "а" и "но". Составить текст о служебной части речи союз.

Обращение к ранее изученному: грамматическая основа предложения; изученные орфограммы; фонетический разбор. Антонимы.

1

18.11

54

Обобщение знаний о союзах. Текст: стиль, тип, тема, микротема.

Обобщить знания о союзах. Текст: стиль, тип, тема, микротема. Сравнение текстов. Характеризовать особенности употребления частей речи в разных типах текстов. Составлять текст-рассуждение.

1

19.11

Роль частиц в предложении. Правописание частицы НЕ с глаголами (4 часа)

55

Частица как часть речи. Стиль и употребление частиц. Значение частиц. Правописание частиц.

Характеризовать частицу как часть речи. Определить стиль и употребление частиц. Объяснять правописание частиц. Обращение к ранее изученному: пройденные орфограммы; фонетический разбор.

1

20.11

56

Смысл частицы НЕ. Предложения утвердительные и отрицательные. НЕ с глаголами.

Исследовать смысл частицы НЕ. Характеризовать предложения утвердительные и отрицательные. Объяснять правописание НЕ с глаголами.

1

21.11

57

Глаголы, которые без НЕ не употребляются. Преобразование предложений.

Познакомиться с глаголами, которые без НЕ не употребляются. Преобразование предложений. Обращение к ранее изученному: словообразование; грамматическая основа предложения, грамматические признаки глагола, имени существительного.

1

24.11

58

Глаголы, которые без НЕ не употребляются. Преобразование предложений. Обобщение темы.

Познакомиться с глаголами, которые без НЕ не употребляются. Преобразование предложений. Обобщить знания по теме. Обращение к ранее изученному: словообразование; грамматическая основа предложения, грамматические признаки глагола, имени существительного.

1

25.11

Изменение форм глагола: форм времени, числа и рода (12 часов)

59

Глагол как часть речи. Глагол и тип текста.

Характеризовать глагол как часть речи. Обращение к ранее изученному: части речи; роль приставки в образовании глагола, грамматические признаки глагола (число, род); различение приставки и предлога; грамматическая основа предложения;

1

26.11

60

Грамматические признаки глагола (число, время, род).

Определять грамматические признаки глагола (число, время, род). Задавать вопросы к глаголам. Обращение к ранее изученному: ранее изученные орфограммы.

1

27.11

61

Время глагола.

Определять время глагола. Характеризовать совершенный и несовершенный вид глагола (законченное и незаконченное действие). Проследить грамматическую связь: местоимение − глагол.

1

28.11

62

Особенности глаголов прошедшего времени. Грамматический показатель прошедшего времени.

Определить особенности глаголов прошедшего времени. Характеризовать грамматический показатель прошедшего времени. Определять грамматические признаки глагола. Обращение к ранее изученному: суффикс; пройденные орфограммы.

1

01.12

63

Постфикс -ся, его влияние на значение глагола. Восстановление не пунктированного текста.

Исследовать постфикс -ся, его влияние на значение глагола. Разбор по составу глаголов прошедшего времени, глаголов с постфиксом -ся. Анализ текста: стиль, тип, признаки, тема, микротема.

1

02.12

64

Проверочная работа.

 

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

1

03.12

65

Употребление глаголов.

Лексико-грамматические признаки.

Анализировать употребление глаголов. Характеризовать лексико-грамматические признаки. Определять глаголы совершенного и несовершенного вида. Работа с текстом.

1

04.12

66

Глагол как часть речи (обобщение). Неопределенная форма глагола.

Систематизировать знания по теме «Глагол». Характеризовать неопределенную форму глагола. Выделять грамматические признаки неопределенной формы глаголов. Разбор глаголов по составу. -Ть, -чь в неопределенной форме.

1

05.12

67

Глагол как часть речи (обобщение). Неопределенная форма глагола.

Систематизировать знания по теме «Глагол». Характеризовать неопределенную форму глагола. Выделять грамматические признаки неопределенной формы глаголов. Разбор глаголов по составу. -Ть,-чь в неопределенной форме.

1

08.12

68

Неопределенная форма глагола: грамматические признаки,

правописание, роль в предлжен.

Определять неопределенную форму глагола: грамматические признаки, правописание, роль в предложении. Изменение глаголов по временам. Инсценирование.

Обращение к ранее изученному: сказуемое, правописание глаголов.

1

09.12

69

Стилистическая работа: правильный выбор слова. Будущее время глагола: простое и сложн

Стилистическая работа: правильный выбор слова. Исследовать будущее время глагола: простое и сложное. Сравнение грамматических признаков глагола и существительного

1

10.12

70

Обобщение знаний по теме.

Обобщить и систематизировать знания по теме «Глагол». Характеризовать неопределенную форму глагола. Выделять грамматические признаки глаголов.

1

11.12

Грамматические признаки имени существительного (11 часов)

71

Имя существительное как часть речи. Начальная форма. Грамматические признаки имени существительного

Характеризовать имя существительное как часть речи. Определять начальную форму. Определять грамматические признаки имени существительного (постоянные и непостоянные). Начало подбора материала для таблицы "Соотношение рода и окончания у имен существительных".

1

12.12

72

Имя существительное как часть речи. Начальная форма. Грамматические признаки имени существительного.

Характеризовать имя существительное как часть речи. Определять начальную форму. Определять грамматические признаки имени существительного (постоянные и непостоянные). Начало подбора материала для таблицы "Соотношение рода и окончания у имен существительных".

1

15.12

73

Значение предметности как обобщающее грамматическое значение имени существительн.

Определять грамматические признаки имени существительного (постоянные и непостоянные). Самостоятельное составление текста. Составление толкований слов.

1

16.12

74

Значение предметности как обобщающее грамматическое значение имени существитель.

Определять грамматические признаки имени существительного (постоянные и непостоянные). Самостоятельное составление текста. Составление толкований слов.

1

17.12

75

Имена существительные, имеющие форму только единственного (множеств.) числа.

Анализировать имена существительные, имеющие форму только единственного (множественного) числа.

1

18.12

76

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы.

Толковать лексическое значение слова. Характеризовать синонимы, антонимы. Определение лексического значения слова в контексте.

1

19.12

77

Включение изученного материала в систему знаний. Грамматические признаки имени существительного

Включение изученного материала в систему знаний. Характеризовать грамматические признаки имени существительного при сравнении с другими частями речи.

Обращение к ранее изученному: основа слова и окончание. Окончание как грамматический показатель рода существительного. Развитие орфографической зоркости.

1

22.12

78

Контрольный диктант за 2 четверть

Применять изученные правила при выполнении работы.

1

23.12

79

Род, число имени существительного. Окончание как показатель рода имени существительного.

Определять род, число имени существительного. Окончание как показатель рода имени существительного. Многозначность слова, ее реализация в контексте. Словосочетание. Инсценировка.

1

24.12

80-81

Грамматические признаки существительного.

Начальная форма.

Характеризовать грамматические признаки существительного. Определять начальную форму. Характеризовать окончание как показатель рода имени существительного. Составить окончательный вариант таблицы "Соотношение рода и окончания у имен существит".

2

25.12

26.12

3 четверть

Правописание Ь после букв шипящих согласных в конце имен существительных (3 часа)

82

Роль Ь в словах. Сравнение грамматических форм имен существительных с Ь и без Ь после букв шипящих согласных в конце слов

Обращение к ранее изученному: роль Ь в словах. Сравнение грамматических форм имен существительных с Ь и без Ь после букв шипящих согласных в конце слова. Непреднамеренное освоение падежных вопросов, нахождение орфограмм в окончаниях существительных.

1

 

83

Самостоятельное составление правила написания Ь после букв шипящих согласных на конце имен существительных на основе разных опорных форм.

Самостоятельно составить правила написания Ь после букв шипящих согласных на конце имен существительных на основе разных опорных форм. Развитие речи: стиль; особенности научного стиля.

1

 

84

Правописание имен существительных с орфограммой "Ь после букв шипящих согласных в конце имен существительных".

Отрабатывать правописание имен существительных с орфограммой "Ь после букв шипящих согласных в конце имен существительных". Составить обобщающую таблицу или схему «Роль Ь в словах». Толковать лексическое значение слова.

Обращение к ранее изученному: орфоэпические и орфографические нормы.

1

 

Словосочетание (4 часа)

85

Словосочетание. Строение словосочетаний: главное и зависимое слово. Разбор словосочетаний. 

Характеризовать словосочетания. Определять строение словосочетаний: главное и зависимое слово. Разбор словосочетаний. Определять начальную форму прилагательного; грамматические признаки прилагательного. Непреднамеренное освоение падежных вопросов, нахождение орфограмм в окончаниях прилагательных.

1

 

86

Разбор словосочетаний: письменный и устный анализ строения словосочетания.

Разбор словосочетаний: письменный и устный анализ строения словосочетания. Называть грамматические признаки прилагательного. Определять начальную форму прилагательного. Разбор слова как части речи и разбор слова по составу. Разбор глаголов по составу. Непреднамеренное освоение падежных вопросов. Нахождение орфограмм в окончаниях существительных и прилагательных.

1

 

87

Разбор словосочетаний: письменный и устный анализ строения словосочетания.

Выполнять разбор словосочетаний: письменный и устный анализ строения словосочетания. Лексическая работа: стиль, редактирование текста, крылатые выражения. Развивать орфографическую зоркость путем решения орфографических задач.

1

 

88

Работа с текстом: сжатый текст, стиль, тема, микротема.

Работать с текстом: сжатый текст, стиль, тема, микротема.

Разбирать словосочетания. Анализировать предложения. Определять грамматические признаки существительного, прилагательного, их взаимосвязь. Обращение к ранее изученному: правописание Ь.

1

 

Правописание гласных Ы, И после Ц (4 часа)

89

Обозначение звука [Ы] после букв шипящих согласных и Ц.

Учиться обозначать звук [Ы] после букв шипящих согласных и Ц. Анализировать языковой материал: обозначение звука [Ы] после Ц. Разбор словосочетаний.

1

 

91

Правописание Ы, И после Ц.

Правописание Ы, И после Ц. Выполнить орфографическую работу. Редактирование текста. Обращение к ранее изученному: состав слова.

1

 

92

Правописание Ы, И после Ц.

Отрабатывать правописание Ы, И после Ц.Обращение к ранее изученному: грамматические признаки существительного, начальная форма. Изменение существительного по падежам. Нахождение орфограмм в окончаниях слов.

1

 

92

Работа над изучаемой орфограммой. Стиль текста.

Проверочная работа.

Работать над изучаемой орфограммой. Определять стили текста. Нахождение орфограмм в окончаниях слов.

1

 

Изменение имен существительных по падежам (8 часов)

93

Знакомство с понятием "склонение".

Попробовать вывести понятие "склонение". Определение падежей имени существительного. Развивать орфографическую зоркость.

1

 

94

Определение падежей. Составление таблицы "Склонение имен существительных".

Учиться определять падежи. Составление таблицы "Склонение имен существительных". Объяснять переносное значение слова. Разбор словосочетаний. Нахождение орфограммы в окончаниях.

1

 

95

Определение падежей. Составление таблицы "Склонение имен существительных".

Учиться определять падежи. Составление таблицы "Склонение имен существительных". Орфографическая работа: слова с непроверяемыми безударными гласными.

1

 

96

Определение падежей.

Упражняться в определении падежей. Отрабатывать правописание безударных падежных окончаний существительного. Орфографическая работа: слова с непроверяемыми безударными гласными.

1

 

97

Составление и анализ таблицы "Склонение имен существительных".

Составление и анализ таблицы "Склонение имен существительных". Соотнесение падежа и предлога. Характеризовать предлог как указатель падежа.

1

 

98

Склонение существительных.

Упражняться в склонении существительных. Склонение существительных во множественном числе. Отрабатывать правописание безударных падежных окончаний.

1

 

99

Развитие речи. Сочинение литературных миниатюр, смысл которых можно выразить пословиц.

Сочинить литературную миниатюру, смысл которой можно выразить пословицей. Решение орфографических задач.

1

 

100

Склонение существительных. Определение падежей.

Упражняться в склонении существительных. Учиться определять падеж существительных. Орфографическая работа. Развитие речи: обсуждение пословиц.

1

 

Второстепенный член предложения  дополнение (4 часа)

101

Разбор предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Дополнение как второстепенный член предложения.

Выполнять разбор предложения. Определять второстепенные члены предложения, их роль. Характеризовать дополнение как второстепенный член предложения. Различение существительных в форме именительного и винительного падежа.Обращение к ранее изученному: обозначение звуков буквами. Орфоэпические и орфографические нормы.

1

 

102

Дополнение. Определение падежей.

Находить дополнение. Уметь определять падежи. Характеризовать грамматические признаки существительного.  

1

 

103

Дательный падеж. Окончания существительных в дательном падеже.

Уметь определять дательный падеж. Объяснять окончания существительных в дательном падеже. Правописание безударных окончаний существительных. Стиль и типы текста. Предлог как указатель  падежа. Разбор глагола по составу.

1

 

104

Проверочная работа. Развитие речи: работа с текстом.

Списывание текста с выполнением дополнительного задания.

1

 

Склонение имен существительных в форме единственного числа (8 часов)

105

Понятие "склонение". Основание для деления существительных на три склонения.

Определить понятие "склонение". Выявить основание для деления существительных на три склонения. Проверка безударной гласной в окончании существительного словом того же склонения с окончанием в сильной позиции.

1

 

106

Понятие "склонение". Основание для деления существительных на три склонения.

Определить понятие "склонение". Выявить основание для деления существительных на три склонения. Проверка безударной гласной в окончании существительного словом того же склонения с окончанием в сильной позиции.

1

 

107

Определение склонения существительных.

Определение склонения существительных. Составление алгоритма для определения склонения. Развитие орфографической зоркости путем решения орфографических задач. Повторение орфограмм гласного.

1

 

108

Определение склонения существительного. Окончания существительных различных типов склонения.

Определение склонения существительного. Выделение окончаний существительных различных типов склонения. Правописание безударных окончаний существительного. Орфографическая работа. Соотнесение звучания слова с его написанием.

1

 

109

1-е склонение существительных.

Характеризовать 1-е склонение существительных. Буквы е, и в безударных окончаниях существительных. Обращение к ранее изученному: имена собственные и нарицательные, правописание имен собственных.

1

 

110

Определение склонения.

Окончание существительных 2-го склонения.

Упражняться в определении склонения. Объяснять правописание безударных окончаний существительных 2-го склонения.

1

 

111

Существительные 3-го склонения.

Характеризовать существительные 3-го склонения. Объяснять правописание безударных окончаний существительных 3-го склонения.

1

 

112

Работа с текстом. Абзац. Микротема. Стиль и типы текста.

Работать с текстом: абзац, микротема, стиль и типы текста. Характеристика героев. Отработка правописания безударных окончаний существительных 1, 2, 3 склонения.

1

 

Правописание падежных окончаний имен существительных в форме единственного числа (8 часов)

113

Орфограмма "Буква безуд. гласного в окончании имени существительного".

Отработка орфограммы "Буква безударного гласного в окончании имени существительного". Лексическая работа: омонимы, фразеологизмы.

1

 

114

Правописание безударных окончаний имен существительных 1-го склонения.

Характеризовать правописание безударных окончаний имен существительных 1-го склонения. Анализ написания букв е, и в безударных окончаниях имен существительных 1, 3 склонения в родительном и дательном падежах.

1

 

115

Правописание безударных окончаний имен существительных 1, 2 склонения в предложном падеже.

Объяснять правописание безударных окончаний имен существительных 1, 2 склонения в предложном падеже. Обращение к ранее изученному: члены предложения и части речи. Вводные слова, выделение в устной и письменной речи.

1

 

116

Определение падежей имени существительного.

Определение падежей имени существительного. Отработка правописания букв е, и в безударных окончаниях имен существительных 1, 2, 3 склонения.

1

 

117

Правописание безударных окончаний имен существительных.

Характеризовать правописание безударных окончаний имен существительных. Наблюдение за обращением. Выделение обращений в устной и письменной речи.

 

1

 

118

Правописание безуд. окончаний имен существительных в род., дательном, предложном падежах.

Отработка правописания безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном, предложном падежах. Обращение к ранее изученному: роль Ь, однокоренные слова и форма слова.

1

 

119

Правописание безударных окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонения.

Отработка правописания безударных окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонения. Правописание безударных окончаний имен существительных. Обращение к ранее изученному: состав слова, словообразовательный анализ. Буквы е, и в безударных окончаниях имен существительных в родительном, дательном, предложном пад.

1

 

120

Правило написания безударных окончаний существительных.

Вывести правило написания безударных окончаний существительных. Орфографическая работа. Характеризовать окончания имен существительных 1, 2 склонения в творительном падеже.

1

 

О, Е в окончаниях после букв шипящих согласных и Ц (3 часа)

121

 

Правописание гласных после букв шипящих согласных и Ц. Знакомство с орфограммой "О, Е в окончаниях имен существительных после букв шипящих согласных и Ц".

Объяснять правописание гласных после букв шипящих согласных и Ц. Знакомство с орфограммой "О, Е в окончаниях имен существительных после букв шипящих согласных и Ц".

Повторение: звуко-буквенный состав слова, фонетический разбор.

1

 

122

123

Правописание о, е в окончаниях после букв шипящих согласных и Ц.

Объяснять правописание о, е в окончаниях после букв шипящих согласных и Ц.

Повторение: время глагола.

 

2

 

Правописание суффиксов имен существительных.  Суффиксы -ЕК-, -ИК- (3 часа)

124

Знакомство с орфограммой "Выбор буквы гласного в суффиксах   -ек-, -ик-".

Обращение к ранее изученному: склонение имен существительных, разбор слова по составу, родственные слова, определение значений суффиксов. Познакомиться с орфограммой "Выбор буквы гласного в суффиксах -ек-, -ик-".

1

 

125

Составление правила написания буквы гласного в суффиксах    -ек-, -ик-.

Составить правило написания буквы гласного в суффиксах -ек-, -ик-. Орфографическая работа.

1

 

126

Правописание суффиксов

-ек-, -ик-.

Упражняться в правописании суффиксов -ек-, -ик-. Обращение к ранее изученному: словосочетание, предложение, члены предложения. Включение новых знаний в систему. Определения значений суффиксов.

1

 

Падежные окончания имен существительных в форме множественного числа (7 часов)

127

Склонение имен существительных во множественном числе. Безударные окончания имен существительных во множественном числе.

Определять склонение имен существительных во множественном числе. Выделять безударные окончания имен существительных во множественном числе. Рассмотреть варианты окончаний имен существительных в именительном падеже множественного числа. Разбор слова по составу.

1

 

128

Падежные окончания имен существительных в форме множественного  числа.

Характеризовать падежные окончания имен существительных в форме множественного числа. Употребление имен существительных множественного числа в родительном падеже (литературная норма, разговорная речь). Определение категории одушевленности и неодушевленности как грамматической категории.

1

 

129

Правописание безударных окончаний имен существительных в форме множественного числа. Окончания -а, -я,

-ы, -и  как грамматические показатели различных форм имен существительных.

Отрабатывать правописание безударных окончаний имен существительных в форме множественного числа. Рассмотреть окончания -а, -я, -ы, -и как грамматические показатели различных форм имен существительных. Орфографическая работа. Развитие речи: текст, типы текста, тема текста. Согласование имени прилагательного с именем существительным.

1

 

130

Родительный падеж имен сущ. множественного числа. Лексическое значение слов типа: зубы-зубья, колы-колья.

Характеризовать родительный падеж имен существительных множественного числа. Объяснять лексическое значение слов типа: зубы-зубья, колы-колья. Образование форм множественного числа с учетом явления многозначности. Обращение к ранее изученному: словообразование, омонимы, орфографическая работа.

1

 

131

Обобщение знаний. Виды словарей, их назначение.

Обобщить знания по теме. Называть виды словарей, их назначение. Орфографическая работа.

1

 

132

Лексическая сочетаемость слов. Грамматические признаки и лексическая сочетамость.

Характеризовать лексическую сочетаемость слов. Определять грамматические признаки и лексическую сочетаемость слов.

1

 

133

Проверочная работа «Понимание лексической сочетаемости слов».

Характеризовать лексическую сочетаемость слов. Определять грамматические признаки и лексическую сочетаемость слов.

 

 

Грамматические формы имени прилагательного. Второстепенный член предложения определение (8 часов)

134

Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки имени прилагательного, их зависимость от грамматических признаков имени существительного.

Характеризовать имя прилагательное как часть речи. Определять грамматические признаки имени прилагательного, их зависимость от грамматических признаков имени существительного. Образование имен прилагательных от имен существительных. Лексическая работа: лексическое значение слова, лексическая сочетаемость, антонимы, паронимы. Обращение к ранее изученному: словосочетание, состав слова, разбор слова по составу, словообразовательный анализ.

1

 

135

Имя прилагательное как часть речи. Грамматические признаки имени прилагательного, их зависимость от грамматических признаков имени существител.

Характеризовать имя прилагательное как часть речи. Определять грамматические признаки имени прилагательного, их зависимость от грамматических признаков имени существительного. Образование имен прилагательных от имен существительных. Лексическая работа: лексическое значение слова, лексическая сочетаемость, антонимы, паронимы.

1

 

136

Зависимость грамматических признаков имени прилагательного от грамматических признаков имени существительного. Второстепенный член предложения определение.

Характеризовать зависимость грамматических признаков имени прилагательного от грамматических признаков имени существительного. Определять второстепенный член предложения определение. Обращение к ранее изученному: звуко-буквенный анализ слова. Работа со словами с орфограммой «Непроверяемый безударный гласный».

1

 

137

Зависимость грамматических признаков имени прилагательного от грамматических признаков имени существительного. Второстепенный член предложения определение.

Характеризовать зависимость грамматических признаков имени прилагательного от грамматических признаков имени существительного. Определять второстепенный член предложения определение. Обращение к ранее изученному: звуко-буквенный анализ слова. Работа со словами с орфограммой «Непроверяемый безударный

гласный».

1

 

138

Форма множественного числа имени прилагательного. Согласование имени прилагательного с именем существительным.

Характеризовать форму множественного числа имени прилагательного. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Лексическая работа.

1

 

139

Склонение имен прилагательных.

Определять склонение имен прилагательных. Объяснять правописание безударных окончаний имен прилагательных. Обращение к ранее изученному: члены предложен.

1

 

140

Развитие речи: многозначность слова и лексическая сочетаемость.

Развитие речи: многозначность слова и лексическая сочетаемость. Создание собственного текста.

1

 

141

Развитие речи: многозначность слова и лексическая сочетаемость.

Развитие речи: многозначность слова и лексическая сочетаемость. Создание собственного текста.

1

 

Однородные члены предложения (9 часов)

142

Знакомство с понятием "однородные члены предложения".

Познакомиться с понятием "однородные члены предложения". Постановка знаков препинания при однородных членах. Лексическая работа: фразеологизмы.

1

 

143

Знаки препинания при однородных членах предложения. Сравнение выделения обращения и однородных членов предложения в устной и письменной речи.

Постановка знаков препинания при однородных членах. Сравнение выделения обращения и однородных членов предложения в устной и письменной речи.

Повторение: имя существительное как часть речи. Средства художественной выразительности.

1

 

144

Однородные члены предложения. Союзная и бессоюзная связь при однородных членах предложения. Знаки препинания

Определять однородные члены предложения. Познакомиться с союзной и бессоюзной связью при однородных членах предложения. Постановка знаков препинания.

1

 

145

Знаки препинания при однородных членах предложения.

Постановка знаков препинания при однородных членах предложения. Определять смысловые группы однородных членов. Характеризовать особенности постановки знаков препинания.

1

 

146

Знаки препинания при однородных членах предложения.

Постановка знаков препинания при однородных членах предложения.

Повторение: склонение и падеж имен существительных. Развитие речи: стиль (особенности официально-делового стиля), редактирование текста.

1

 

147

Союзы и, а, но при однородных членах предложения.

Употребление союзов и, а, но при однородных членах предложения. Лексическая работа: определение лексического значения слова.

1

 

148

Знаки препинания при однородных членах предложения.

Постановка знаков препинания при однородных членах предложения. Лексическое значение союза да. Знаки препинания при однородных членах, связанных союзом да.

1

 

149

Развитие речи: стиль, тип текста. Монолог. Диалог.

Развитие речи: определять стиль, тип текста. Соотносить монолог и диалог.

1

 

150

«Проверь себя».

Написать орфографический диктант и выполнить грамматические задания.

1

 

Как из предложений образуется текст (7 часов)

151

Текст. Стиль текста. Типы текста. Тема. Микротема. Структура текста.

Анализировать текст. Определять стиль текста, типы текста, тему, микротемы. Характеризовать структуру текста.

1

 

152

Стиль. Языковые средства научного и художественного стиля. План текста. Рассуждение как тип текста.

Определять стиль текста. Выделять языковые средства научного и художественного стиля. Составлять план текста. Определять рассуждение как тип текста. Орфографическая работа. Анализ знаков препинания при однородных членах предложения.

 

1

 

153

Употребление стилистически окрашенных слов. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы.

Употребление стилистически окрашенных слов. Лексическое значение слова. Характеризовать синонимы; антонимы. Толковать многозначность слов.

1

 

154

Связный текст. Признаки связного текста.

Составлять связный текст. Определять признаки связного текста. Анализировать особенности употребления синонимов. Лексическая сочетаемость. Многозначность слова и омонимы.

1

 

155

Переносное значение слова. Фразеологизмы.

Определять переносное значение слов. Использовать фразеологизмы. Объяснять орфограммы гласного. Объяснять знаки препинания при однородных членах предлож.

1

 

156

Текст: обобщение знаний.

Составлять связный текст. Определять признаки текста. Определять стиль текста, типы текста, тему, микротемы.

1

 

157

Итоговая стандартизированная диагностика (комплексная контрольная работа).

Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.

1

 

158-170

Резервные уроки.

 

12

 

 

 

 


Материально-техническое обеспечение программы

 

Специфическое оборудование:

·   алфавит;

·   таблицы к основным разделам грамматического материала (в соответствии с программой);

·   наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе;

·   классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

·   интерактивная доска;

·   наборы ролевых игр (по темам инсценировок);

·   настольные развивающие игры;

·   аудиозаписи в соответствии с программой обучения;

·   слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).

 

Электронно-программное обеспечение (при возможности):

1) компьютер;

2) презентационное оборудование;

3) выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя начальной школы, для учащихся – на уровне ознакомления);

4) целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках;

5) цифровые зоны: коммуникационная (веб-камера на рабочем месте учителя, доступ через программу «Скайп»), алгоритмическая (решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР: http://school-collection.edu.ru/).