|
Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Планирование и проведение педагогически целесообразной работы с родителями
Выполнила:
студентка Ш-32 группы
Годяцкая Алина
Преподаватель: Орел И.А.
Ейск, 2020
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Цель: создание единой образовательной среды в школе и семье, формирование эффективной системы взаимодействия родителей с учителями для создания благоприятной среды для сплочения детей в единый дружный коллектив.
Основные задачи:
1.Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности школы на основе нормативных документов.
2. Формирование здорового образа жизни в семьях.
3. Создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков.
4. Совершенствование форм взаимодействия школа – семья.
5. Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.).
Работа классного руководителя с родителями учащихся начальной школы
«Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море Знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега»
(Лев Кассиль)
Важным направлением многогранной деятельности классного руководителя является работа с родителями. Успех этой деятельности во многом зависит от подготовленности классного руководителя к этой работе.
Классному руководителю необходимо знать цель, принципы, направления, формы и методы работы с родителями. Естественно, стиль работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями. Целью этого взаимодействия является забота о развитии ребенка. Отсюда содержанием взаимодействия классного руководителя с родителями обучающихся является проявляемая забота о развитии и воспитании обучающегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке, способностях и перспективах развития. Иными словами, необходимо помочь школьнику выявить свои возможности, задатки, склонности, интересы и развить их в различных видах деятельности. Это позволит ребенку стать полноценной личностью в современной жизни.
Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся
Ø Родителям нужна поддержка, помощь, добрый совет. Если Вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
Ø Не беседуйте с родителями второпях, на бегу, если Вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
Ø Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать – это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
Ø Умейте терпеливо слушать родителей, давайте им возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
Ø Не спешите с выводами. Хорошо обдумайте, что вы услышали от родителей.
Ø То, о чем поведали вам родители, не должно стать достоянием других родителей, учащихся, педагогов.
Ø Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили вам родители, с кем-либо еще, родителей необходимо поставить об этом в известность.
Ø Готовясь к встрече с семьей ученика, помните, что родители хотят услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.
Ø Каждая встреча с семьей ученика должна закончиться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.
Ø Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть обязательно отмечены классным руководителем и администрацией школы.
Принципы общения с родителями:
ü Помнить, что их дети - самое дорогое в жизни. Быть умной и тактичной. Постараться не обидеть и не унизить их достоинство.
ü Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения.
ü Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.
Основа воспитательной работы – союз учителя, родителей и ребёнка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Ведь ребёнок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса. И поэтому главная цель в работе с родителями – всеми доступными средствами достигать взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности.
Формы работы с родителями:
1. Посещение семьи — эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.
2. Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.
3. Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. В лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания. Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое самовоспитание?», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.
4. Практикум — это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.
5. Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Частная школа — за и против», «Выбор профессии — чье это дело?».
6. Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей.
7. Родительское собрание. Подготовка и проведение родительского собрания – чрезвычайно важная составная работы учителя начальных классов. В этом ему должны помогать администратор, педагоги службы дополнительного образования и др. Заранее определяются тема родительского собрания (которая должна быть актуальной для родителей) и его содержание (в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем образованности и заинтересованности родителей, целями и задачами воспитательно-образовательного процесса на данном временном этапе). Затем выбирается форма проведения родительского собрания.
Примерная тематика родительских собраний в начальных классах
№ |
1 класс Родительские собрания |
Дата |
1. |
«Здравствуй, школа!» |
Сентябрь |
2. |
«Проблемы адаптации первоклассников к школе» |
Ноябрь |
3. |
«Режим дня первоклассника» |
Февраль |
4. |
«Перелистывая страницы первого учебного года» |
Май |
Мероприятия с родителями |
|
|
1. |
Мастерская общения «Давайте познакомимся!» (участвуют педагоги, учащиеся и родители; 1 сентября). |
Сентябрь |
2. |
Воспитательное мероприятие для младших школьников "Семейные посиделки". |
Октябрь |
3. |
Праздник «МАМА, ПАПА, ШКОЛА, Я-ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ!» |
Декабрь |
4. |
Спортивный праздник «Мама, папа, я-спортивная семья» |
Январь |
5. |
Сценарий классного часа вместе с родителями «Когда семья вместе, и сердце на месте». |
Март |
6. |
Родительский вечер «Каким я вижу будущее своего ребенка.» |
Апрель |
Индивидуальные беседы с родителями |
|
|
1. |
Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь? |
По мере необходимости |
2. |
Наказания детей. Какими им быть? |
|
3. |
Что вы делаете, если чувствуете проблемы с дисциплиной у своего ребенка? |
|
2 класс Родительские собрания |
|
|
1. |
«Первые уроки школьной отметки. Особенности обучения во 2 классе» |
Сентябрь |
2. |
«Причины и последствия детской агрессии» Совместные правила общения детей дома и в школе. |
Ноябрь |
3. |
«Трудовое воспитание в семье» |
Февраль |
4. |
Перелистываем страницы учебного года. Организация летнего отдыха детей. |
Май |
Мероприятия с родителями |
|
|
1. |
Праздник- соревнование «День Семьи» |
Октябрь |
2. |
Игровой вечер детей совместно с родителями во 2 классе «Веселей играй, да фермерское дело знай!» |
Декабрь |
3. |
Внеклассное мероприятие совместно с родителями «Школа и семья – верные друзья!» |
Январь |
4. |
Родительский тренинг «Ребенок в зеркале родителей». |
Март |
5. |
Викторина «Эти необычные животные» |
Апрель |
Индивидуальные беседы |
|
|
1. |
«Успеваемость ребенка по предметам» |
По мере необходимости |
2. |
«Поведение в классе» |
|
3. |
Какой спорт полезен ребенку |
|
4. |
Прогулка и её роль в развитии ребенка |
|
5. |
Роль родителей в воспитании и развитии ребенка |
|
6. |
Как отвечать на детские вопросы? |
|
3 класс Родительские собрания |
|
|
1. |
«Задачи на новый учебный год». «Физическое развитие младшего школьника в школе и дома». |
Сентябрь |
2. |
« Реализация программы «Будь здоров!». |
Ноябрь |
3. |
«Наказание и поощрение в семье» |
Февраль |
4. |
«До свидания, 3 класс!». |
Май |
Мероприятия |
|
|
1. |
Семейный праздник «Когда все вместе» |
Сентябрь |
2. |
Веселые старты |
Октябрь |
3. |
«Дом моей мечты» Внеклассное мероприятие для родителей и детей |
Январь |
4. |
Взаимосвязь родителей и детей «Как интересно и весело нам всем вместе» |
Март |
5. |
Интеллектуальная игра для детей и родителей |
Апрель |
Индивидуальные беседы |
|
|
1. |
Ребёнок и компьютер. |
По мере необходимости |
2. |
Воспитание ответственности у детей школьного возраста |
|
3. |
Дисциплина на улице – залог безопасности |
|
4. |
Детское упрямство |
|
5. |
Особенности общения детей со сверстниками |
|
4 класс Родительские собрания |
|
|
1. |
«Психологические особенности четвероклассников» |
Сентябрь |
2. |
«Самостоятельность и ответственность» |
Ноябрь |
3. |
"Взрослый младший школьник" |
Февраль |
4. |
«Прощай, начальная школа» |
Май |
Мероприятия |
|
|
1. |
Совместная игра «Кто я?» |
Октябрь |
2. |
Внеклассное мероприятие с родителями и учащимися «Семья и семейные ценности» |
Декабрь |
3. |
Классный час с родителями по теме: «Я это. ?» |
Январь |
4. |
Внеклассное мероприятие по теме "Когда семья вместе так и душа на месте" |
Февраль |
5. |
Поход в музей учащихся класса вместе с родителями. Совместное обсуждение « Музеи в жизни нашей семьи». |
Март |
6. |
Совместное празднование Нового года родителями и детьми «Маленькие и большие радости празднуем вместе». |
Апрель |
7. |
Праздник «Прощай, начальная школа!» |
Май |
Индивидуальные беседы |
|
|
1. |
Психологический контакт между ребенком и родителями |
По мере необходимости |
2. |
Темперамент вашего ребенка |
|
3. |
Сохранение семейных традиций, семейных реликвий |
|
4. |
Как преодолеть рассеянность у ребенка? |
|
5. |
Младший подростковый возраст и его особенности |
Ожидаемые результаты:
1.Установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной, воспитательной среды, единого педагогического пространства.
2. Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование.
3. Формирование культуры здорового образа жизни.
4. Привлечение родителей к активной созидательной, воспитательной практике; развитие национальных духовных традиций.
5. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной досуговой деятельности, спортивно-оздоровительной и туристической работы.
6. Привлечение родителей к государственно-общественному управлению школой.
Школа для родителей
Заповеди разумного воспитания для родителей
- Никогда не принимайте никаких воспитательных действий в плохом настроении.
- Ясно определите, чего вы хотите от ребенка и объясните ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу.
- Предоставьте ребенку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг.
- Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему.
- Не пропустите момента, когда достигнут первый успех, хвалите ребенка за каждый удачный шаг.
- Если же ребенок делает какое-то неверное действие, совершает ошибку, то укажите ему на эту ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребенок осознал услышанное.
- Оценивайте поступок, а не личность.
- Дайте ребенку ощутить, что вы сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
- Воспитатель должен быть твердым, но добрым.
Чего родителям делать нельзя:
- Не унижай ребенка.
- Не угрожай.
- Не вымогай обещаний.
- Не опекай излишне.
- Не говори слишком много.
- Не требуй немедленного повиновения.
- Не потакай ребенку.
- Будь последователен в своих требованиях.
- Не требуй того, что не соответствует возрасту ребенка.
- Не морализируй.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Если:
1.Ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
2.Ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.
3.Ребёнка хвалят, он учится быть благородным.
4.Ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.
5.Ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.
6.Ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.
7.Ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей.
8.Ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным.
9.Ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.