УТВЕРЖДАЮ Экз. № 1
Начальник филиала УМЦ по ГО и ЧС
Республики Татарстан
_____________ Н.Н. Замараева
«____»____________ 20__ г.
ЛЕКЦИЯ
Тема №8 «Планирование мероприятий защиты населения и территорий от ЧС. Планы действий по предупреждению и
ликвидации ЧС».
Время: 1 час
Обсуждена на педагогическом совете Нижнекамского филиала
УМЦ по ГО и ЧС РТ
от " ___ " ___________ 20__ г.
Протокол № ___
г. Нижнекамск
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
1. Рассмотреть план действий по предупреждению и ликвидации ЧС, порядок его разработки, согласования, утверждения и корректировки.
МЕСТО ЗАНЯТИЯ: Учебный класс.
КАТЕГОРИИ ОБУЧАЕМЫХ:
- руководители НАСФ, НФГО
- руководители органов местного самоуправления городских и сельских поселений;
- руководители сельхозпредприятий;
- руководители ГО организаций до 200 работающих;
- руководители ДОО
ВРЕМЯ-45 мин
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ:
Учебные вопросы |
Расчет времени (мин.) |
Введение |
3 |
1-й уч. вопрос: План действий по предупреждению и ликвидации ЧС, его структура и содержание |
20 |
2-й уч. вопрос: Порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки плана |
20 |
Заключение |
2 |
Итого: |
45 |
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон РФ «О гражданской обороне» от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
2. Федеральный закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
3. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ(с изменениями и дополнениями).
4. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
5. Методические рекомендации по планированию действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также мероприятий гражданской обороны для территорий и объектов (утв. МЧС России 18.08.2003 - с изменениями и дополнениями).
6. Письмо МЧС России от 29 мая 2014 года N 43-2360-2 «Порядок разработки, согласования и утверждения планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
7. Указ Президента РТ «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Республике Татарстан» от 22.11.2008 г. N УП-598 (с изменениями).
8. Приказ Премьер-министра РТ – Руководителя ГО РТ «Об обеспечении мероприятий ГО» от 19.07.2008 г. N 19.
9. Гражданская оборона и предупреждение ЧС. Методическое пособие. Москва 2003 год.
10. Предупреждение и ликвидация ЧС. Учебное пособие для органов управления РСЧС, Ю.И.Воробьев, Москва 2005 г.
11. «Защита населения и территорий в ЧС», учебное пособие, под. Ред. М.И. Фалиев, Москва, 2003 г.
УЧЕБНО - МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Ноутбук.
2. Мультимедийный проектор.
3. Мультимедийное приложение по теме.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Преподаватель проверяет наличие слушателей и их готовность к занятию. Проводит контрольный опрос по пройденному материалу. Объявляет тему, учебные цели, учебные вопросы занятия и рекомендованную литературу.
ТЕКСТ ЛЕКЦИИ
ВЕДЕНИЕ
В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (№ 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г. (с изменениями и дополнениями) - все предприятия, учреждения и организации (далее - объекты), независимо от их организационно-правовой формы, должны планировать и осуществлять мероприятия по защите рабочих и служащих от чрезвычайных ситуаций.
Планирование мероприятий защиты от ЧС – это анализ исходных данных, выбор наиболее оптимальных решений и способов выполнения мероприятий по защите рабочих и служащих, населения при возможных стихийных бедствиях, авариях, катастрофах
1-Й УЧЕБНЫЙ ВОПРОС: План действий по предупреждению и ликвидации ЧС, его структура и содержание
Планирование - обязательное и наиболее важное мероприятие, проводимое в режиме повседневной деятельности.
Согласно требованию ст. 14 68 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны:
- планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.
Важно хорошо подготовить базу исходных данных, уметь составить продуманный и всесторонне обоснованный детальный план – документ, определяющий стратегию и тактику ведения мероприятий по предупреждению ЧС и защите рабочих, служащих и членов их семей, территорий, материальных ценностей.
Наличие такого плана позволяет определять направление деятельности, а также:
- максимально использовать мощности предприятия, предотвращать ошибочные действия;
- своевременно принимать защитные меры против разного рода рисков;
- объективно оценивать результаты деятельности по защите населения
и территорий, повышению устойчивости функционирования предприятия, максимальному снижению ущерба;
- план необходим не только крупным и средним, но и малым предприятиям. Особую значимость приобретает наличие реального плана на потенциально опасных предприятиях;
Планирование – это разработка и корректировка планирующих документов, включающая предвидение, обоснование, конкретизацию и описание объекта на ближайшую и отдаленную перспективу.
План действий по предупреждению и ликвидации ЧС (План действий) — документ, в котором отражена заранее намеченная система деятельности, предусматривающая объем, сроки, порядок и последовательность выполнения мероприятий по предупреждению или снижению негативных последствий чрезвычайных ситуаций, а также по защите населения, территорий, материальных ценностей, и проведению АСДНР при возникновении чрезвычайных ситуаций, привлекаемые для этого силы и средства.
План является основой надежного управления организации на всех этапах ее функционирования. В этом заключается роль и назначение плана действий.
Разработку Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС осуществляют организации, отнесенные к первой и второй категории, при условии одновременного нахождения на их территории 50 и более людей (включая персонал) и наличия опасных производственных объектов.
План действий по предупреждению и ликвидации ЧС должен быть реальным, полным по содержанию, предельно кратким по изложению, экономически целесообразным и отражать действительные возможности организации.
Отсутствие Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС организации (План действий объекта) свидетельствует о невыполнении предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера и мероприятий в области гражданской обороны, требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф, что влечет ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 20.6. КоАП РФ «Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и ст. 20.7. КоАП РФ «Невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны», что ведет к наложению административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 рублей.
План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций объекта включает в себя два раздела и пять приложений.
Раздел 1. Краткая характеристика объекта и оценка возможной обстановки на его территории.
1.1. Структурные элементы объекта, их характеристика. Перечень потенциальных опасностей на объекте и прилегающей к нему территории.
1.2. Краткая оценка возможной обстановки на объекте при возникновении чрезвычайных ситуаций.
1.3. Перечень мероприятий КЧС объекта и их ориентировочный объем по предупреждению и снижению последствий ЧС.
Общие выводы.
В подразделе 1.1 (структурные элементы объекта и их характеристика) приводится полное и сокращенное наименование объекта, его организационно-правовая форма, почтовый адрес, телефон, факс, описывается основная производственная деятельность объекта, объем выпускаемой продукции (перечень предоставляемых услуг), даются сведения о размерах и границах территории, площади, плотности застройки, составе структурных подразделений, количестве рабочих и служащих, графике работы, наличии транспортных средств, а также перечень и основные характеристики всех зданий, сооружений и коммунально-энергетических сетей, расположенных на территории объекта.
Для потенциально опасных объектов, к которым относятся производственные или иные объекты, функционирование которых сопряжено с риском возникновения аварий и катастроф, в данный подраздел дополнительно включаются следующие сведения:
- профиль опасности объекта (радиационно-, химически-, биологически-, пожаро-, взрыво-, гидродинамически опасный);
- наименования, размеры запасов опасных веществ, условия их хранения, доставки и выгрузки;
- данные о включении предприятия в реестр потенциально опасных объектов;
- численность проживающего вблизи объекта населения, наличие и вместимость мест массового скопления (пребывания) людей, которые могут оказаться в зоне воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации.
В подразделе 1.2 разработчики плана действий, зная общие характеристики своего объекта, основные характеристики близлежащих потенциально опасных объектов, метеоусловия и физико-географические условия местности, используя необходимые методики, оценивают возможную обстановку на территории объекта как в результате аварии на нем самом, так и на соседних предприятиях (объектах).
1.3 В данном подразделе плана действий разработчикам необходимо сформулировать перечень, ориентировочный объем, определить сроки и ответственных за выполнение мероприятий по предупреждению или снижению последствий чрезвычайных ситуаций на объекте.
Раздел 2. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
2.1. При угрозе возникновения крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим повышенной готовности).
2.2. При возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим чрезвычайной ситуации).
2.3. Обеспечение действий сил и средств территориальной подсистемы РСЧС на предприятии.
2.4. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР).
2.5. Организация и осуществление взаимодействия между органами и силами, привлекаемыми к работам.
2.6. Управление мероприятиями и действиями сил в ЧС.
В подразделе 2.1 отражается содержание и сроки выполнения следующих мероприятий (с учетом специфики объекта):
- оповещение руководства объекта, членов КЧС, объектовых аварийно-спасательных формирований, рабочих и служащих об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
- сбор руководящего состава предприятия (объекта), выявление причин ухудшения обстановки;
- усиление наблюдения и контроля за обстановкой на объекте, диспетчерской службы;
- профилактические противопожарные мероприятия;
- профилактические медицинские и противоэпидемические мероприятия;
- подготовка убежищ и укрытий к приему укрываемых;
- подготовка к выдаче средств индивидуальной защиты;
- эвакуация рабочих и служащих, приведение в готовность аварийно-спасательных формирований объекта.
Пункт 2.2. В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением руководителя предприятия (председателя КЧС) на объекте может быть введен один из режимов функционирования РСЧС.
Содержание данного подраздела плана взаимосвязано с содержанием тех мероприятий, которые должны выполняться при возникновении аварий, катастроф или стихийных бедствий. Поэтому в нем отражаются мероприятия, проводимые на предприятии для каждого возможного вида чрезвычайной ситуации.
В подразделе 2.3 должны быть спланированы мероприятия, направленные на создание условий для организованного, бесперебойного и эффективного выполнения задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также жизнеобеспечения пострадавших и привлекаемых для проведения АСНДР сил.
Основными видами обеспечения являются: радиационная, химическая и биологическая защита, инженерное, техническое, медицинское, материальное, противопожарное, транспортное обеспечение, а также организация разведки и охраны общественного порядка.
2.4. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР)
В основе организации АСДНР лежит заблаговременно разработанный план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций предприятия (учреждения, организации).
С возникновением стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф, при выявлении опасных загрязнений (заражений) окружающей среды, органы управления и сипы ГОЧС приводятся в готовность, а также вводятся планы действий.
Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что руководство предприятия не может самостоятельно справиться с ее локализацией и ликвидацией, оно обращается за помощью к руководству органа местного самоуправления.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы организуются и проводятся в соответствии с решением руководителя работ.
2.5. Организация взаимодействия между органами и силами, привлекаемыми к работам
Непременным условием высокой эффективности действий органов управления и сил при ликвидации чрезвычайной ситуации является организация и поддержание тесного взаимодействия между всеми участниками аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Сущность взаимодействия состоит в целенаправленной управленческой деятельности, согласованной по целям, задачам, месту, времени и способам действий органов управления и сил РС ЧС на всех этапах работ. Взаимодействие организуется заблаговременно еще на стадии разработки и согласования планов действий, совершенствуется при их ежегодном уточнении, а также уточняется при угрозе и возникновении конкретной чрезвычайной ситуации.
2.6. В данном подразделе рекомендуется отразить организационные и технические мероприятия по управлению предупреждением и ликвидацией возможных чрезвычайных ситуаций.
Данные мероприятия целесообразно планировать в следующей последовательности:
- организация управления проведением АСДНР на объекте (кто осуществляет общее управление спасательными работами и откуда; где находится пункт управления, состав пункта управления и выделяемого от него подвижного пункта управления);
- порядок и сроки занятия членами КЧС и другими должностными лицами пункта управления;
- организация оповещения и информирования руководящего состава, рабочих и служащих (сотрудников) об обстановке и действиях в зоне ЧС;
- состав оперативной группы КЧС объекта непосредственно на участке проведения аварийно-спасательных работ;
- организация связи с подчиненными, вышестоящими и взаимодействующими органами управления (по телефонам местной связи, городской АТС, диспетчерской связи, с помощью радиолиний; также указывается время готовности средств связи).
РАЗРАБОТКА ПРИЛОЖЕНИЙ К ПЛАНУ ДЕЙСТВИЙ
Приложение 1. Схема возможной обстановки при возникновении чрезвычайной ситуации разрабатывается графически на планах (схемах) объекта экономики.
На схеме возможной обстановки отражаются:
· площадки промышленного объекта, все здания и сооружения с указанием количества работающих в них;
· основные коммуникации и подъездные пути для подвоза сырья и вывоза продукции;
· склады и открыто расположенные возгораемые материалы;
· трубопроводы на эстакадах с взрыво- и пожароопасными жидкостями и системой пожарного, а также производственного водоснабжения;
· места хранения и использования в производстве АХОВ, их типы и количество;
· зоны возможного поражения и численность людей в этих зонах;
· места массового скопления людей, находящихся в зоне действия поражающих факторов в случае возможной чрезвычайной ситуации;
· вероятные разрушения зданий и сооружений, коммунально-энергетических сетей, пожары, затопления, зоны заражения, которые могут возникнуть при чрезвычайных ситуациях на объекте, а также в результате аварии на соседних потенциально опасных предприятиях;
· пункты размещения запасов материально-технических средств;
· узкие места, которые могут затруднить ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
· место расположения пункта управления предприятия.
Сведения которые невозможно отразить графически, могут даваться на схеме возможной обстановки в виде легенды.
Приложение 2. Календарный план основных мероприятий при угрозе и возникновении ЧС.
Календарный план основных мероприятий объекта отрабатывается в виде таблицы по указанной форме.
п/п |
Наименование мероприятий |
Объем мероприятий |
Продолжительность выполнения |
Время выполнения |
Исполнители |
||
Первые сутки |
Последующие сутки |
||||||
мин. |
часы |
||||||
Все мероприятия в таблице разбиваются на две группы, соответствующие режимам функционирования объектового звена:
- при угрозе возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим повышенной готовности);
- при возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим чрезвычайной ситуации).
Приложение 3. Решение председателя КЧС объекта на ликвидацию чрезвычайной ситуации.
Приложение 4. Расчет сил и средств объектового звена РСЧС и привлекаемых сил для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Приложение 5. Организация управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Разработка плана действий организации по предупреждению и ликвидации ЧС начинается с издания приказа руководителя организации, в котором указывается:
- состав группы разработчиков;
- сроки разработки;
- даются необходимые указания.
Инструкция по действиям персонала объекта при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций состоит из текстуальной части и двух приложений:
Текстуальная часть:
1. Возможная обстановка на объекте при возникновении чрезвычайных ситуаций.
2. Порядок действий персонала при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
- порядок оповещения администрации и персонала об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
- порядок проведения эвакуационных мероприятий;
- порядок организации защиты персонала и посетителей от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;
- порядок организации мероприятий по сохранению материальных ценностей в период угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций.
Приложение 1. Календарный план действий при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций.
В нем в начале отражаются общие мероприятия для всех видов чрезвычайных ситуаций как при угрозе, так и при возникновении, а в дальнейшем рассматриваются мероприятия по видам чрезвычайных ситуаций также по разделам.
Разрабатывается в табличном виде по форме: номер по порядку; наименование проводимых мероприятий; объем мероприятий; ответственные исполнители; сроки выполнения; отметка о выполнении.
Приложение 2. Схема оповещения (сбора) сотрудников.
2-Й УЧЕБНЫЙ ВОПРОС: Порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки плана
Порядок организации планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС осуществляется с учетом оценки состояния безопасности.
Разработку плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС условно можно разделить на три этапа:
- организационно-подготовительный;
- практической разработки плана;
- согласования и утверждения.
Организационно-подготовительный этап включает:
1. Изучение и анализ законодательной и
нормативно-правовой базы по организации и осуществлению мероприятий в области
защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.
Изучение и анализ исполнителями соответствующих документов по планированию и
разработке плана.
2. Сбор и обобщение необходимых данных, где предусматривается:
а) выявление объектов и территорий, представляющих существенную опасность для населения;
б) проведение глубокого и всестороннего анализа по многолетним статистическим наблюдениям характера и видов аварий, катастроф и стихийных бедствий (техногенного, природного и экологического характера), которые имели место на территории объекта, величин ущерба, сроков, привлекаемых сил и средств для ликвидации их последствий;
в) получение сведений о количестве населенных пунктов и численности населения, которые могут оказаться в зонах ЧС (загрязнения радиоактивными веществами, заражения химическими и биологическими веществами), а также в зонах пожаров, затоплений, селевых потоков, лавин, цунами и в других опасных районах.
С учетом специфики местных условий могут
подготавливаться и другие данные.
3. Составляется календарный план по разработке документов Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС.
В календарном плане по каждому этапу определяется:
- наименование вида ЧС;
- наименование мероприятий;
- объем выполняемых мероприятий;
- ответственные исполнители;
- сроки исполнения;
- стоимость выполнения мероприятий;
- отметка о выполнении.
Подписывается календарный план председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям и утверждается начальником управления ГОЧС.
Этап
практической разработки и оформления документов плана предусматривает:
1. Практическую разработку и оформление документов
плана действий.
2. Проведение предварительного согласования со всеми
заинтересованными структурами, в том числе с органами управлениями по делам
ГОЧС, соседних с муниципальными образованьями и объектами, с управлениями по
делам ГОЧС субъекта Российской Федерации или соответствующего района.
Практическая разработка разделов плана действий
заключается в прогнозировании возможной обстановки, которая может сложиться при
угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий,
оценке разрушений, потерь и выработке решения на ликвидацию последствий.
При прогнозировании последствий ЧС во всех случаях необходимо установить (определить):
- зоны радиоактивного загрязнения, химического и бактериологического заражения, зоны катастрофического затопления;
- численность населения, сельскохозяйственных животных, объектов народного хозяйства, которые могут оказаться в зоне бедствия;
- возможный причиненный ущерб (потери населения, сельскохозяйственных животных, продукции, оборудования, материалов и т.п.);
- предстоящие мероприятия и объемы по ликвидации ЧС и ее последствий;
- силы, средства и порядок выполнения мероприятий при
угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Исходя из характера и объема предстоящих мероприятий комиссией по чрезвычайным ситуациям, органом управления по делам ГОЧС и службами ГО муниципальных образований и объектов, в части их касающихся, разрабатывается план действий, т.е. осуществляется практическая разработка документов плана и финансирование мероприятий.
При разработке плана, чем деятельнее и полнее будут
учтены вероятные условия, при которых могут возникать и развиваться стихийные
бедствия, производственные аварии и катастрофы, тем реальнее и эффективнее
будут разработанные заранее мероприятия. Вместе с тем необходимо помнить, что
данные прогнозов являются ориентировочными и должны постоянно корректироваться
и уточняться на местах при угрозе и возникновении ЧС.
На завершающей стадии разработки документов плана осуществляется их согласование.
Согласование осуществляется, как на уровне разработчиков отдельных разделов и приложений плана, так и на уровне вышестоящих и взаимодействующих структур управления.
После устранения замечаний и доработки документов, с учетом их проверки на штабных тренировках, План утверждается руководителем ГО - Руководителем объекта, подписывается председателем КЧСиПБ объекта и руководителем структурного подразделения или работником, специально уполномоченным решать задачи в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
Планы действий (инструкции) объектов, расположенных на территории субъекта РФ, по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций разрабатываются в одном экземпляре и хранятся на данных объектах.
Корректировка плана осуществляется органами управления
ГОЧС и соответствующими КЧС в порядке и сроки, установленные старшим
начальником, но, как правило, 1 раз в год (до 1 февраля). Переработка 1 раз в 5
лет.
Планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС
уточняются при возникновении угрозы и непосредственно в процессе работ по
ликвидации ЧС.
С возникновением стихийных бедствий, природных и
техногенных катастроф, при выявлении заражения (загрязнения) окружающей
природной среды органы управления РСЧС приводятся в готовность, а также
вводятся планы действия по предупреждению и ликвидации ЧС.
Оперативное планирование аварийно-спасательных и других неотложных работ проводится комиссией по чрезвычайным ситуациям, осуществляющей непосредственное руководство ликвидацией ЧС, для обеспечения ее работы создается оперативный штаб.
Разработка Плана действий выполняется в три этапа во взаимодействии с МЧС России и его территориальными органами и включает в себя:
Ответственным за разработку плана действий является начальник штаба (отдела, сектора) ГОЧС объекта экономики.
В ходе первого (подготовительного) этапа должны быть определены должностные лица объекта, ответственные за подготовку и предоставление исходных данных, а также за написание отдельных подразделов. Для этого начальнику штаба (отдела, сектора) ГОЧС целесообразно подготовить проект приказа руководителя (директора) объекта, в котором определить ответственных исполнителей, объем и сроки подготовки и предоставления исходных данных и материалов для плана действий. Примерное содержание этих материалов следует довести до исполнителей на рабочем совещании.
На втором этапе - практической разработки документов плана - должны быть задействованы члены КЧС объекта. Это входит в их обязанности в соответствии с «Положением об объектовой КЧС».
К разработке документов плана действий, исходя из типа и специфики деятельности объекта, целесообразно привлекать:
главных специалистов объекта (главного технолога или начальника производства, главного энергетика и механика и т.п.);
руководителей специализированных подразделений, которые, как правило, являются начальниками соответствующих служб ГО;
председателя эвакокомиссии;
руководителей специальных служб (техники безопасности, финансов, юридической, экологии и т.п.).
На третьем этапе - согласования и утверждения плана действий - документы плана согласовываются с территориальными органами управления ГОЧС (управлениями или отделами ГОЧС городов или городских районов) и утверждаются руководителями (директорами) объектов.
«План действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера» подписывается начальником органа, специально уполномоченного на решение задач в области ГО и защиты от ЧС объекта, согласовывается с планами муниципального образования, на территории которого находиться объект, и с вышестоящим ведомством. Согласование документов проводится в форме детального рассмотрения текстовой части плана, приложений органами управления руководителя ГО и защиты от ЧС муниципального образования, территориальными службами, органами управления руководителя ГО и защиты от ЧС вышестоящего ведомства.
С момента утверждения руководителем ГО и защиты от ЧС объекта «Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера», он приобретает силу нормативно-правового документа для личного состава предприятия, учреждения, организации.
Все руководители должны знать ту часть плана, в которой изложены мероприятия, за проведение которых они отвечают. Необходимое количество экземпляров плана определяется председателем КЧС и ПБ или руководитель ГО и защиты от ЧС объекта.
Степень секретности планов определяется в соответствии с ведомственным перечнем сведений, подлежащих засекречиванию. Хранение планов осуществляется в соответствии с директивными указаниями (у планов гриф не менее ДСП).
Количество разрабатываемых экземпляров плана определяется вышестоящим органом управления ГОЧС
Задействуют планы на учениях (секретный план – его муляж) и в случае угрозы или возникновения ЧС природного и техногенного характера.
Корректировка планов проводится с появлением изменений в исходных данных для планирования, в исполнителях, привлекаемых силах и средствах. А также обязательно 1 раз в год по состоянию объекта на первое января до 1 марта. Персональную ответственность за корректировку несет руководитель органа, специально уполномоченного на решение задач в области ГО и защиты от ЧС объекта. Занимаются корректировкой главные специалисты, органы, специально уполномоченные на решение задач в области ГО и защиты от ЧС, аварийно-спасательные службы объекта. Запись о корректировке производится каждый раз по выполнению этой работы руководителем органа, специально уполномоченного на решение задач в области ГО и защиты от ЧС на момент корректировки.
Реальность плана действий организации проверяется в ходе учений и тренировок.
План вводится в действие при возникновении ЧС решением руководителя организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Планирование мероприятий предупреждения и ликвидации ЧС - одна из основных задач КЧС и ПБ, органа управления ГОЧС организации.
Планирование должно базироваться на научных прогнозах обстановки, которая может сложиться в результате аварий, катастроф и стихийных бедствий и степени реальной опасности возникновения ЧС в организации, на всестороннем анализе и оценке материальных и людских ресурсов.
Разработка плана должна быть подчинена достижению главной цели - максимальному снижению людских и материальных потерь в любых условиях обстановки.
Ст. преподаватель Мифтахова И. Р.
Приложение №1
План действий
по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
для объектов
Раздел 1: Краткая
географическая и социально-экономическая
характеристика и оценка возможной обстановки
Оценка осуществляется, по каждому виду аварии, катастрофы и стихийного бедствия, исходя из анализа имеющихся многолетних данных и наличия опасных производств. В разделе описывается:
1.1. Экономическая характеристика.
1.2. Перечень радиационно-, химически- и пожароопасных объектов, имеющих аварийно опасные химические вещества, взрыво- и пожароопасные вещества.
1.3. Краткая оценка возможной обстановки на территории муниципальных образований и объектов при возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий:
·
при авариях на объектах, имеющих
АХОВ;
при пожарах;
· при взрывах;
· при катастрофических затоплениях;
· при радиоактивном загрязнении и химическом заражении;
· при массовых инфекционных заболеваниях людей и животных.
1.4. Предстоящие мероприятия РСЧС и их ориентировочный объем по предупреждению или снижению последствий крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий, по защите населения, сельскохозяйственных животных и растений, материальных и культурных ценностей, а также проведения АСДНР при их возникновении и другие особенности территории, влияющие на выполнение этих мероприятий.
1.5. Расчеты на перевозку эвакуируемого населения.
Общие выводы.
Раздел II. Мероприятия при угрозе и возникновении крупных
производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий
1. При угрозе возникновения крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим повышенной готовности).
1.1. Порядок оповещения органов управления РСЧС, рабочих, служащих и остального населения об угрозе возникновения ЧС. Информирование населения в районе возможного возникновения ЧС.
1.2. Объем, сроки, привлекаемые силы и средства, порядок осуществления мероприятий по предупреждению или снижению воздействия ЧС:
· приведение в готовность сил и средств РСЧС, имеющихся заглубленных помещений, подготовка к выдаче и выдача рабочим, служащим и остальному населению средств индивидуальной защиты;
· приведение в готовность автотранспорта и загородной зоны для эвакуации (отселения) и приема населения;
· проведение мероприятий по медицинской защите населения;
· проведение профилактических противопожарных мероприятий и подготовка к безаварийной остановке производства.
2. При возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим чрезвычайных ситуаций).
2.1. Порядок оповещения органов управления РСЧС, рабочих, служащих и остального населения о возникновении ЧС.
2.2. Развертывание и приведение в готовность сил и средств РСЧС, привлекаемых к АСДНР, их состав, сроки готовности и предназначение. Организация работ.
2.3. Защита населения (объемы, сроки, порядок осуществления мероприятий и привлекаемые для их выполнения силы и средства):
· укрытие в ЗС;
· обеспечение СИЗ;
· лечебно-эвакуационные мероприятия;
· эвакуация (отселение) населения.
3. Обеспечение действий сил и средств территориальной подсистемы РСЧС, привлекаемых для проведения АСДНР.
4. Проведение АСДНР по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, восстановление жизнеобеспечения населения. Привлекаемые для этого силы и средства РСЧС.
5. Управление мероприятиями территориальной подсистемы РСЧС:
· организация оповещения и информации органов управления, сил и средств РСЧС, рабочих, служащих и остального населения об обстановке, их действиях и правилах поведения в районах ЧС;
· организация связи с подчиненными, вышестоящими и взаимодействующими органами управления.
·
Все приложения, от наименования и до содержания учитывают масштаб рассматриваемого звена управления. Для объектов в приложения включается следующая информация.
Приложение 1. Возможная обстановка (соответствующего масштаба план объекта) при возникновении чрезвычайных ситуаций.
На план наносятся:
а) районы с большой концентрацией радиационно-, химически-, взрыво- и пожароопасных объектов с возможными зонами заражения, в т.ч. нефте-, газо- и продуктопроводы;
б) наиболее крупные гидроузлы с зонами' возможного затопления, районы возможного подтопления;
в) численность населения, находящегося в зонах возможного возникновения ЧС (таблица);
г) пункт размещения запасов материально-технических средств.
Приложение 2. Календарный план основных мероприятий территориальной подсистемы РСЧС при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
В Календарном плане отражаются общие мероприятия территориальной подсистемы РСЧС для всех видов аварий и стихийных: бедствий, как при угрозе, так и при их возникновении, а в дальнейшем рассматриваются мероприятия по видам аварий, катастроф и стихийных бедствий также по разделам.
Разрабатывается по форме:
· номера по порядку;
· наименования проводимых мероприятий;
· объемы мероприятий; сроки выполнения;
· начало и окончание проводимых мероприятий (конкретные значения времен проведения мероприятий определяются утвержденными нормативными данными либо применительно к местным условиям);
· финансирование (объем работ);
· ответственные исполнители;
· отметка о выполнении.
Приложение 3. Решение председателя КЧС территориальной подсистемы РСЧС по ликвидации ЧС
В Решении отражаются:
- данные об обстановке;
- необходимые данные о силах и средствах РСЧС;
- замысел действий: районы (участки, объекты) сосредоточения основных усилий; последовательность (этапы) и способы выполнения задачи; распределение сил и средств усиления;
- задачи силам средствам РСЧС;
- основы организации управления;
- сигналы управления и оповещения;
- основные виды взаимодействия;
- метеоданные;
- другие необходимые данные.
Решение подписывается Председателем КЧС муниципальных образований и объектов и утверждается начальником управления ГОЧС АТО.
Приложение 4. Расчет сил и средств территориальной подсистемы РСЧС, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (сетевой график по наращиванию сил и средств).
Данное приложение целесообразно отрабатывать в табличной форме, где как правило, отражаются силы и средства наблюдения и контроля, а также силы и средства ликвидации ЧС, ведомственная принадлежность сил и средств, подчиненность, степень готовности (первая, вторая, третья), численный состав, место дислокации, номер телефона (факса) и т.д.
Приложение 5. Организация управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (схема).
Для обеспечения реализации плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС, управление по делам ГОЧС совместно с другими административно территориальными органами заблаговременно разрабатывает документы по управлению, оформляет заявки на все виды обеспечения действий сил РСЧС, наряды, накладные, доверенности на получение имущества и техники. Эти документы, также как исходные и справочные данные, к плану не прилагаются и хранятся в рабочих папках соответствующих исполнителей.
Примечание. В зависимости от специфики и численности объекта количество приложений может быть изменено.
Вариант оформления подраздела «Структурные элементы объекта, их характеристика. Перечень потенциальных опасностей на объекте и прилегающей к нему территории»
Открытое акционерное общество «Вымпел», расположено в Ленинском округе г.Калуги по адресу: ул. Волжская, д. 15.
Телефон -35-56-24.
Площадь -2,3 га, в том числе застройки -1,6 га, что составляет 70% от всей территории предприятия.
Форма собственности - частная.
Предприятие имеет лицензию на производство прессованных дрожжей № 5678 от 14 июля 2003 г.
Численность рабочих и служащих предприятия - 700 чел., наибольшая работающая смена - 450 чел.
Предприятие работает по трехсменному графику.
На территории предприятия расположены следующие здания и сооружения:
цех чистой культуры — здание выполнено из легких металлических ограждающих конструкций (1 смена - 55 чел., 2 смена -45 чел., 3 смена - 25 чел.);
административно-бытовой корпус - панельное трехэтажное здание (днем — 80 чел., ночью — 1 чел.);
котельная - одноэтажное кирпичное здание, в котором размещены три котла марки ДКВР-4/13, рег. №№ 3627, 3259, 3354, год изготовления -1959 (днем - 4 чел., ночью - 1 чел.).
В состав предприятия входят следующие структурные подразделения: дрожжерастительное отделение; фильтрационное отделение; сепаратное отделение; расфасовочно-упаковочное отделение; сушильное отделение; склад готовой продукции; компрессорная станция; механическая мастерская; котельная; гараж.
Площади предприятия арендуют:
частное охранное предприятие «Гроза», лицензия № 238/-76 от б марта 2003 г.; количество работающих: днем — 20 чел, ночью - 2 чел.
Предприятие относится к химически опасным объектам.
В холодильно-компрессорном цехе в холодильных машинах марки 2 МКГ-110-7-2 находится жидкий аммиак, который в случае аварии является возможным источником химического заражения территории предприятия и прилегающей территории.
На прилегающей к предприятию территории: с севера (АО «Колос») работает 500 чел. (в дневное время - 400 чел.); с юга (фабрика им. Лосева) работает 400 чел. (в дневное время - 300 чел.); с востока (жилой массив Восточный) проживает 8 тыс. чел.; с запада и юго-запада проходит железная дорога, по которой ежесуточно перевозится около 50 т АХОВ.
Местами массового скопления людей являются:
железнодорожная поликлиника № 10, около 200 чел. в дневное время; расположена на расстоянии 150 м от границы предприятия в юго-восточном направлении;
стадион, около 10 тыс. чел. в вечернее время; расположен на расстоянии около 300 метров от границы предприятия в северном направлении.
Железнодорожный транспорт используется предприятием для подвоза сырья, необходимого в производстве. Для этих целей используется железная дорога, по которой один раз в квартал завозится аммиак в цистерне емкостью около 30 т.
Вывоз продукции предприятия осуществляется автотранспортом. Автопарк предприятия насчитывает 70 единиц автомобильной техники.
Теплоснабжение предприятия осуществляется от ТЭЦ-4 по магистральному трубопроводу диаметром 750 мм. Температура горячей воды 135 °С, давление 8 атм.
Водоснабжение предприятия осуществляется по двум трубопроводам диаметром 500 мм, принадлежащим ГП«Водоканал». Давление воды в трубопроводах 6 атм.
Газоснабжение предприятия осуществляется ГРП № 2 по газопроводу малого давления диаметром 350 мм.
3.3. Решение председателя КЧС объекта на ликвидацию ЧС
(приложение 3)
Решение председатель КЧС объекта принимает на основе уяснения задачи, оценки обстановки и проведенных расчетов.
В решении он определяет:
замысел действий;
задачи привлекаемым силам и средствам;
вопросы взаимодействия и обеспечения;
организацию управления (место пункта управления, сигналы управления и др.).
Основу решения составляет замысел действий, в котором определяются:
направления (участки) сосредоточения основных усилий;
последовательность (этапы) и способы выполнения задач;
распределение сил и средств усиления по участкам (объектам) работ и сменам.
Решение председателя КЧС объекта на ликвидацию чрезвычайной ситуации оформляется графически на плане (схеме) объекта экономики.
На плане (схеме) отражаются:
граница объекта экономики;
химически, пожаровзрывоопасные предприятия, учреждения, организации, расположенные в.близи территории объекта;
возможные масштабы и характер пожаров, завалов, затоплении, заражений (загрязнений);
распределение сил и средств объектового звена и территориальной подсистемы РСЧС, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
пункты управления объектового звена, оперативных групп территориальной подсистемы РСЧС и формирований, привлекаемых к проведению АСДНР;
районы (участки) Проведения АСДНР;
маршруты эвакуации и выхода работников из зон чрезвычайных ситуаций;
места сбора рабочих и служащих, подлежащих эвакуации, а также другие необходимые данные.
Положение, задачи и действия сил ликвидации чрезвычайных ситуаций наносятся на план (схему) условными знаками в соответствии с действительным их положением на местности и располагаются по направлению их действий в зонах чрезвычайных ситуаций. На маршруте выдвижения силы наносятся один раз в начале маршрута. Все промежуточные положения изображаются на маршруте с обязательным указанием времени. При разделении группировки сил после совместного следования на несколько групп на маршрутах от точки разделения наносятся условные знаки или сокращенные обозначения отделившихся сил и средств с указанием их числа и элементов движения.
Фактическое положение и действия сил, привлекаемых к проведению АСДНР, наносятся установленными условными знаками сплошной линией; предполагаемые и планируемые действия, а также строящиеся (ремонтируемые) дороги и другие сооружения обозначаются прерывистыми линиями (пунктирами).
При нанесении на план (схему) нескольких положений группировок сил ликвидации ЧС, соответствующих разным моментам времени, условные знаки дополняются пунктирными, штриховыми и другими фигурными линиями или разноцветной подтушевкой. Время, к которому относится положение, указывается под наименованием формирования внутри основного знака или рядом с ним.
Разграничительные линии наносят между группировками сил и средств, работающих на различных участках ведения АСДНР. Положение разграничительных линий определяется зданиями и сооружениями (местными предметами), заключенными в дугу (часть окружности). Дуга разграничительной линии наносится у здания или сооружения (местного предмета) таким образом, чтобы воображаемая линия включала или исключала данное здание, сооружение или местный предмет.
Пункты управления обозначаются так, чтобы вертикальная линия условного знака (флажка) у основания упиралась в точку его нахождения на местности (при нанесении на план совмещенных пунктов управления фигуры их условных знаков должны располагаться сверху вниз по старшинству). С учетом специфики предприятия и местных условий к решению может прилагаться пояснительная записка, з которой отражаются пояснительные таблицы, необходимые расчеты и графики. Далее приводятся варианты пояснительных таблиц и графика выполнения работ. Решение подписывается председателем КЧС и начальником штаба (отдела, сектора) ГОЧС и утверждается руководителем предприятия. Вариант решения председателя КЧС объекта на ликвидацию чрезвычайной ситуации представлен ниже.
Приложение 3
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель объекта
И.Иванов
«__»____200__г.
РЕШЕНИЕ
председателя КЧС объекта на ликвидацию чрезвычайной ситуации
Характеристика зон возможного заражения АХОВ (вариант)
Основные характеристики |
Объекты, использующие АХОВ |
||
Наименование и количество АХОВ, т |
Аммиак-20 |
Хлор-50 |
|
Площадь зоны возможного заражения, км.кв. |
1 |
60 |
|
Количество рабочих и служащих, которые могут оказаться в зоне ЧС. тыс. чел. |
0,6 |
1.5 |
|
Основные показатели экстренной эвакуации рабочих и служащих предприятия в случае аварии с АХОВ (вариант) |
|||
Основные показатели |
Объекты с АХОВ |
||
Цех №5 |
Цех №5 |
||
Границы зон возможного заражения |
ориентиры |
ориентиры |
|
Время подхода зараженного воздуха, мин |
10-59 |
15-80 |
|
Количество людей, подлежащих -эвакуации, тыс. чел. |
0.7 |
1.6 |
|
Время подачи транспорта, мин |
20-40 |
15 |
|
Количество транспорта, ед |
14 авт. |
20 авт. |
|
Откуда подается транспорт |
ПАТП-1 |
ПАТП-1 |
|
Куда эвакуируются люди |
Сектор 111 |
Машутино |
|
График выполнения работ при разборке 10 м.куб. завала (вариант)
Выполняемые мероприятия |
Ед. изм. |
Объем работ |
Затраты труда и машинного времени |
Приня- тый состав расчета спасате лей. чел |
Про- должи- тель- ность выпол- нения, ч |
Часы |
|||||||||||||||
чел. ч |
маш. ч |
1 |
2 |
3 1 4 |
|||||||||||||||||
Минуты |
|||||||||||||||||||||
20 |
40 |
60 |
20 |
40 |
60 |
20 |
40 |
60 |
20 |
40 |
60 |
||||||||||
1. Выполнение вспомогательных работ: -установка компрессорной станции -установка лебедки -установка ограждения |
м.куб |
10 |
6 |
- |
9 |
0,6 часа (36 мин) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
2. Дробление крупных обломков пневмоинструментом |
м' |
10 |
1.9 |
0,48 |
2 |
1.5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
3 Резка арматуры и металлических конструкций в завале- |
пог.м |
10 |
0,37 |
0.37 |
2 |
0.85 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
4. Извлечение крупных обломков лебедкой |
м.куб |
10 |
0.75 |
- |
2 |
0.38 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|||||||||||||||||||
5. Извлечение мелких об ломкое вручную |
м.куб |
10 |
9,3 |
- |
3 |
3,1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.4. Расчет сил и средств объектового звена РСЧС и привлекаемых сил для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (приложение 4)
Приложение 4 к плану действий разрабатывается начальником штаба (отдела, сектора) по делам ГОЧС и ежегодно уточняется по состоянию на 1 января текущего года.
Данное приложение включает в себя две таблицы. Первая таблица называется «Расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий по ликвидации ЧС», вторая - «Состав КЧС и штаба (отдела, сектора) ГОЧС». В первой таблице отражается: наименование аварийно-спасательных формирований, включенных в группировку сил РСЧС объекта экономики; назначение этих формирований, численный состав формирований; техническая оснащенность; место дислокации, способ их оповещения.
В данной таблице отражаются как собственные формирования объекта экономики, так и дополнительно привлекаемые к проведению АСДНР силы и средства городской подсистемы РСЧС.
Для определения количества аварийно-спасательных формирований на объекте экономики начальником штаба (отдела, сектора) по делам ГОЧС производится расчет их потребности. Расчет потребных сил и средств для проведения АСДНР производится на основе прогнозирования возможной обстановки при возникновении чрезвычайных ситуаций. Методика расчета приведена в приложении 6 данного учебно-методического пособия.
Во второй таблице «Состав КЧС и штаба (отдела, сектора) ГОЧС» излагается полный состав комиссии по чрезвычайным ситуациям и штаба ГОЧС объекта. Данная таблица заполняется по форме: ФИО членов КЧС и работников штаба ГОЧС, их занимаемая должность, место нахождения на службе, номера служебных и домашних телефонов, а также указываются другие возможные виды связи.
Приложение 4 к плану действий объекта подписывает начальник штаба (отдела, сектора) ГОЧС.
Приложение 4
Расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий по ликвидации ЧС
№№ пп |
Наименование АСФ |
Назначение формирований |
Состав формирований, чел |
Техническая оснащенность |
Место дислокации |
Способ оповещения |
1 |
Аварийно-техническая группа, в ней: |
Выполнение работ по ликвидации аварий и СБ |
29 |
|
|
Радиотелефон 2 -40 |
Специальное аварийное звено |
локализация и ликвидация аварий с выбросом аммиака |
10 |
Противогазы с коробками КД, костюмы Л - 1. аппараты 4СВ, газоанализатор «Колион» |
Компрессорный цех |
Тел. 2 - 98: 2-99 Пейджеры - 4 шт. |
|
звено электротехническое |
Ликвидация аварий на электросетях |
6 |
Противогазы с коробками КД, злектротехнич. инструмент |
Эпектроцех |
Тел. 2-77 |
|
звено коммунальных сетей |
Ремонтно-восстановительные работы на коммунальных сетях |
5 |
Комплект сантехника, газосварочный аппарат, самосвал |
Цех котельных установок |
тел. 2 - 84: 3 - 48 |
|
звено механизации |
Проделывание проходов, проездов в завалах, обеспечение спасательных работ в завалах |
7 |
Бульдозер, экскаватор, автопогрузчик - 2 шт.. Самосвал |
Автотранспортный участок |
|
|
2 |
Звенья аварийно-спасательных работ |
Спасение пострадавших из-под завалов, извлечение из заваленных ЗС |
14 (по 7 чел. в звене) |
Сварочный аппарат — 2 шт.. спасательный инструмент по табелю |
Ремонтномеханиче- ский цех |
|
3 |
Отделение пожаротушения |
тушение пожаров, постановка водяных завес, дегазация объектов |
|
Пожарный автомобиль, пожарный насос, пожарное имущество по табелю |
Пожарное депо |
|
4 |
Группа ООП, в ней |
Охрана и патрулирование территории при возникновении ЧС |
12 |
|
Отдел сторожевой охраны |
|
|
Звено охраны |
Охрана территории |
4 |
Имущество по табелю |
Проходная |
|
|
патрульно-постовое звено |
вывод персонала и оцепление зоны ЧС |
7 |
Имущество по табелю |
Прроходная |
|
5 |
Санитарная дружина |
Оказание пострадавшим медицинской помощи |
14 |
Носилки и сумки санитарные, медицинское имущество |
Медпункт |
|
6 |
Санитарные посты |
{Оказание медицинской помощи при ЧС с большим количеством пострадавших |
|
Носилки и сумки санитарные, медицинское имущество |
Убежище, компрессорный цех |
|
7 |
Звено по обслуживанию убежищ и укрытий |
Подготовка убежища к приему укрываемых и их прием |
|
Имущество по табелю |
Убежище |
|
8 |
Звено оповещения |
Оповещение рабочих и служащих при угрозе или возникновении ЧС |
|
Громкоговорящая связь, сирены, телефоны |
АТС |
|
9 |
3вено связи |
Организация связи при проведении АСДНР |
|
радиостанция Р - 105 |
Убежище |
|
10 |
Звено РХР |
Ведение радиационной химической разведки |
|
Приборы ДП-5. ВПХР. газоанализаторы |
Цех № 6 |
|
11 |
Посты РХН |
Наблюдение за радиационной и химической обстановкой при авариях |
|
Приборы ДП - 5. ВПХР |
Компрессорный цех |
Тел.2-63:2-99 |
12 |
Пункты выдачи СИЗ |
Выдача средств индивидуальной защиты при угрозе и возникновении ЧС |
3 |
Средства индивидуальной защиты |
Материально- технический склад |
Тел. 3 - 74 |
Состав КЧС и штаба (отдела, сектора) ГОЧС (вариант)
п/п |
Ф.И.О |
Должность |
Место нахождения на службе |
Номер телефона |
Другие виды связи |
|
Служебный |
Домашний |
|||||
1 |
Иванов Иван Иванович |
Председатель КЧС |
Главный инженер |
2-21 |
3-26-45 |
|
2 |
Петров Петр Васильевич |
Заместитель председателя КЧС |
Заместитель директора по производству |
2-22 |
3-43-76 |
|
|
|
|
|
|||
3 |
Сидоров Иван Николаевич |
Начальник штаба ГОЧС |
Начальник штаба ГОЧС |
2-23 |
3-65-74 |
|
|
|
|
|
|||
4 |
Ерофеев Игорь Петрович |
Начальник службы |
Главный энергетик |
2-24 |
3-34-54 |
|
|
|
энергоснабжения |
|
|
|
|
5 |
Васильев Степан Егорович |
Начальник медицинской службы |
Начальник здравпункта |
2-25 |
3-65-65 |
|
|
||||||
6 |
Федоров Иван Петрович |
Начальник службы убежищ и укрытии |
Начальник ЖКО |
2-26 |
3-87-95 |
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Степанов Федор Федорович |
Начальник службы ООП |
Заместитель |
2-27 |
3-21-22 |
|
|
|
|
директора по режиму |
|
|
|
8 |
Михайлов Николай Петрович |
Начальник противопожарной службы |
Начальник пожарной части |
2-23 |
3-44-21 |
|
|
|
|
|
|||
9 |
Кошкин Сергей Степанович |
Начальник службы связи |
Начальник радиоузла |
2-29 |
3-34-42 |
|
10 |
Прохоров Иван Иванович |
Начальник службы МТО |
Заместитель |
2-30 |
3-33-45 |
|
|
|
|
директора по МТС |
|
|
|
Председатель КЧС_______________________ Иванов И. И
Начальник штаба (отдела, сектора) ГОЧС__________Сидоров Я. Н
3.5. Организация управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении производственных аварии, катастроф и стихийных бедствий (приложение 5)
В приложении 5 плана действий разработчиками должны быть показаны схемы:
управления аварийно-спасательными и другими неотложными работами на объекте;
оповещения рабочих, служащих и населения прилегающих жилых кварталов при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации;
организации связи при проведении АСДНР на объекте.
В зависимости от типа объекта и его организационно-правовой формы содержание схем по объему и уровням подчиненности будут различными. Однако алгоритм их отработки будет примерно одинаков.
На схеме управления аварийно-спасательными и другими неотложными работами необходимо отразить взаимоотношения должностных лиц предприятия и его структурных подразделений, а также порядок функционально-технических связей, возникающих в процессе управления АСДНР на объекте.
Независимо от типа предприятия, его организационно-правовой формы и количества работающего на нем персонала, на схеме должны быть показаны: вышестоящие территориальные и ведомственные (функциональные) координирующие органы (КЧС города или городского района, министерства, ведомства, концерна), руководитель (директор) и КЧС объекта, дежурно-диспетчерская служба объекта, аварийно-спасательные формирования постоянной готовности и службы ГО объекта (в случае их отсутствия - структурные подразделения объекта).
Возможный вариант схемы управления АСДНР на объекте показан ниже.
В зависимости от возможностей объекта в схему включаются имеющиеся на объекте формирования постоянной готовности (дежурные караулы военизированных пожарных частей, газоспасательные отделения, группы), дежурные расчеты коммунально-энергетических служб объекта и их формирования (разведывательные группы, звенья, санитарные дружины и посты, аварийно-технические команды и другие), формирования общего назначения (сводные спасательные команды и другие).
КЧС министерства, ведомства |
|
|
|
|
|
|
|
|
Управление по делам ГОЧС (города) района |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Директор (начальник) объекта - председательКЧС |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Штаб (отдел, сектор) ГОЧС объекта |
|
|
КЧС объекта |
|
|
Дежурно-диспегчерская служба |
|||||||||
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Службы ГО объекта |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Аварийно-спасательные формирования объекта постоянной готовности (аварийные службы) |
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
Аварийно-спасательные формирования |
|||||||||
Формирования служб ГО Объекта |
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вариант схемы управления АСДНР на объекте
На схеме оповещения рабочих, служащих и населения прилегающих жилых районов при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации разработчики плана действий должны отразить организационно-техническое построение системы оповещения объекта, аппаратуру оповещения, каналы и линии связи, обеспечивающие функционирование этой системы.
Для каждого объекта целесообразно отработать отдельно схему оповещения при возникновении ЧС как на территории самого объекта, так и вне его, последствия которой могут угрожать жизни и здоровью рабочих и служащих
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.