|
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
МАСТЕР - КЛАССА
«Планшет развития мелкой моторики и произвольного внимания для детей дошкольного возраста от 3 до 7лет»
Подготовила
воспитатель СПДО
МКОУ «СОШ с.Прималкинского»
Назарова Галина Александровна
воспитатель средней группы стаж работы 1 год
Февраль 2016 год
Я знаю, как это сделать и научу Вас
Актуальность .моего мастер-класса заключается в развитии мелкой моторики и
произвольного внимания моих воспитанников. Этоявляется одним из увлекательных
направлений в работе с детьми. Ребенок,
имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у
него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Чем
богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем
шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее
отношения со сверстниками и взрослыми.
Практическая значимостьмоего
мастер-класса состоит в том, что я представлю аудитории не только возможности изготовления
«Планшета – развития», но и научу применять его в работе с детьми по всем
направлениям образовательной деятельности.
Инновационная направленность мастер-класса заключается в творческом подходе к применению данного мастерства. Я представлю вашему вниманию новые технологии, которые помогут заинтересовать и сконцентрировать внимание детей на работе.
Цель мастер-класса:
Повышение профессионального мастерства
педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению использования
«Планшета развития» в работе с детьми.
Задачи:
1. Расширить знания педагогов о значении
использования нетрадиционного материала для всестороннего развития детей.
2. Познакомить и заинтересовать воспитателей возможностями использования планшета
для развития детей.
3. Развивать творческие способности педагогов при разработке игровых упражнений
с резинками
Участники: воспитатели
Результат: освоение педагогами приемов использования нетрадиционных технологий, формирование умения изготавливать «Планшет - развития мелкой моторики и произвольного внимания детей дошкольного возраста»
Данная тема мастер-класса актуальна, так как эта работа влияет на сенсорное воспитание ребенка, развивает художественный вкус, воображение, фантазию, мелкую моторику рук.Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой моторикой. Моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Следовательно, чтобы речь ребёнка была в норме, нужно вести целенаправленную работу в данном направлении. Ведь хорошая речь – это важнейшее условие полноценного развития ребёнка. Другими словами, хорошо говорящий ребёнок – это успешный ребёнок.
Чем можно позаниматься с детьми в детском саду, чтобы развивать ручную умелость и найти применение полученных ими знаний и умений?
Не зря говорят: "Все идеальное -просто". Решила сделать своими руками игру для развития мелкой моторики рук и назвала её современно «Планшет развития»
Для изготовления планшета развития необходимо: кусок фанеры 15*15см, толщиной 8 - 10 мм желательно брать специальные цветные кнопки с пластикой шляпкой.
Гвоздики могут располагаться на поверхности квадрата по разному:рядами, по кругу, клеткой.Также можно за основу брать не квадрат, любую другую фигуру например: круг, прямоугольник. На листке бумаги в клеточку 15*15 см.нарисовать точки.
Затем прикладываем этот листок к дощечке и поверху прибиваем гвоздики — гвоздики должны торчать над поверхностью дощечки на 7-8 мм, (не пробейте только дощечку насквозь — иначе с обратной стороны будут колоться). Снять листок в клеточку. Всё, планшет готов.
Совет: Если вы боитесь разбить шляпки гвоздиков, можете для забивания использовать большой деревянный брусок, а не молоток.
Совет: Чтобы гвозди входили точно в намеченную точку и не гнулись – до того, как вбивать кнопку-гвоздь – нужно наметить дырку настоящим гвоздем с металлической шапкой.
Совет: В случае, если дырки получились слишком «разбитыми» и когда игрушка делается для трехгодовалого малыша, а не ребенка постарше – в дырку, из которой легко вытаскивается гвоздь нужно залить клей и «утопить» там строптивую кнопку с цветной шляпкой.
Совет: Все гвозди должны быть «утоплены» в доску до пластикового цветного основания, чтобы между доской и шляпой не осталось промежутков. Так гвозди сидят надежнее, не вытаскиваются, резинки не застревают в этом коварном промежутке.
Для выполнения работы на планшете используются
разноцветные резинки. При помощи цветных резинок,
дети придумывают и выполняют узоры и даже сюжеты.
Таким образом, можно создавать геометрические фигуры, цифры, буквы, строить домики,
даже изображать животных.Гвоздиками можно делать лучики солнышку, украшать
елку, обводить машину. Вариантов не перечислить.
«Планшет развития» поможет детям в дальнейшем быстрее и легче усвоить школьную программу. Используя «Планшет» у детей:
Ø развивается мелкая моторика рук, логическое мышление;
Ø тренируется визуальная память;
Ø развиваются «Шахматные» навыки в виде освоения азов стратегии и тактики (пошаговые задания, обыгрывание пространства на «Планшете развития», наблюдение причинно-следственной связи: не правильно разместил – не ответил на задание);
Ø формируются математические
азы, в том числе цифры, счет, знакомство с геометрическими фигурами; с понятием
«часть и целое», выкладывание фигур из составляющих и т.д.
Представление системы учебных занятий «Планшет развития» я использую при проведении НОД по всем образовательным областям:в игровой и занимательной форме.
1.(Математическое развитие) Изучаемгеометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник).
2.(Развитие речи). Драматизация знакомых сказок.(Маша и медведь, Курочка ряба,Теремок).
3. Художественно –
эстетическое развитие (рисование). Умение детей передавать в рисунке
характерные особенности ели (пирамидальное строение, ветки направленные вниз)
4. Художественно – эстетическое развитие (лепка)Учить правильно передавать в лепке форму, строение, характерные детали. (Часы, домик)
5. Художественно – эстетическое развитие(аппликация). Изготовление открыток в
подарок папе.
(Самолёт и кораблик)
6. Исследование объектов живой неживой природы, экспериментирование
Расширять знание детей о животных и насекомых, особенностях их внешнего вида. (Бабочка, кот, голубь).
.
Буду
очень рада, если смогла разнообразить вашу методическую копилку в работе с
детьми и предложить что-то новенькое.
Выдумывайте и играйте, для родных почемучек очень легко делать чудеса.
Уважаемая аудитория, вы прослушали теоретическую часть моего мастер-класса. А теперь мы преступим к практической деятельности.
Имитационная игра
Цель: Учить натягивать резиночки. Придумывать из них разные узоры, закреплять цвета, геометрические фигуры, пространственные отношения. Развивать мелкую моторику и точность движений рук, зрительное восприятие, память. Воспитывать познавательный интерес, усидчивость, самостоятельность. Использование: доска 15 х 15 см.,канцелярские кнопки разного цвета, разноцветные резинки и если нужно молоточек или деревянный брусок.Техника изготовления: на доске расположить канцелярские кнопки на расстоянии3 см друг от друга, лучше дорожками по цвету
Уважаемые коллеги! Сейчас я поделюсь своим
мастерством по изготовлению «Планшета – развития». Для этого необходимо:
1.Набор кнопок с высокими шляпками разных цветов (лучше по дороже,
чтобы от удара деревянного бруска они не раскололись.Кнопки – это то, на чем мы
не экономим).
2. Фанера или деревянная разделочная доска мягких пород дерева.
3. Наборы различных резинок:
для самых маленьких игроков – мягкие резинки для волос ,для детей от 5-6 лет
можно пробовать играть с резинками, нарезанными из тонких длинных воздушных
шариков или резинок для денег.
Чем меньше резинка – тем больше у нее возможностей на Планшете, но тем меньше
ее срок службы 4. Тетрадь в клетку, фломастеры тех цветов, какие мы
выбрали для гвоздиков, линейка, простой карандаш и брусок дерева для забивания.
1.Берем:
простой карандаш, линейку и на листке бумаги в клеточку 15*15 см
ставим точки,
расстояние между ними должно быть не менее 2 см, для маленьких – лучше 3 см. К
примеру, на моей доске размером 15 * 15 см поместилось 5 рядов по 5 гвоздей, с
практически идеальными квадратами для удобства игры.
Необходимо так разметить квадраты, чтобы между двумя ближайшими гвоздиками
могли свободно поместиться два пальчика малыша, который будет надевать резинки.
Если вы будете играть с ребенком, то хорошо бы чтобы и ваши пальцы могли
помещаться .
2. Теперь, когда
готова «карандашная» решетка – определяем каким цветом гвозди и в каких
пропорциях разместятся на планшете. Желательно отбирать не более двух-трех
цветов, иначе задания на создание одноцветной картинки будут
трудновыполнимыми.
То есть – лучше всего, если у вас получится разместить одноцветные квадраты 3
на 3 гвоздя. Тогда и заданий для планшета можно будет придумать больше.
Чтобы не запутаться в цветах, фломастерами пометьте все точки. Используя,
цветовую схему на листике и опираясь, на карандашную решетку на планшете Вам
будет легко поместить все кнопки-гвозди на свои места.Затем прикладываем
этот листок к дощечке и поверху прибиваем гвоздики — гвоздики должны торчать
над поверхностью дощечки на 7-8 мм, (не пробейте только дощечку насквозь —
иначе с обратной стороны будут колоться). Снять листок в клеточку. Всё, планшет
готов.
Разминка: надеваем резинку на 2 пальчика, соединяем и раздвигаем пальчики
Воспитатель: А сейчас предлагаю «Планшету» поработать электронным табло. Я называю цифру, а вы подумайте и изобразите её на планшете. Один. Какую цифру ты выложил? Молодец. А теперь задание посложнее, послушайте задачку, ответ напишите на табло.
На крыльце сидит щенок, греет свой пушистый бок. Прибежал ещё один и уселся рядом с ним. (Сколько стало щенят?) Воспитатель: Молодцы! Следующая задачка. На плетень взлетел петух. Повстречал ещё там двух. Сколько стало петухов? У кого ответ готов?Молодцы! Все решили правильно.
А теперь уважаемые коллеги я предлагаю Вам изобразить теремок для животных: не забудьте, из каких частей состоит он.(Из крыши и стен)
Чтобы создать в теремке уют, предлагаю Вам стать ткачами, посмотрите, какие узоры можно изобразить на ковре.
Пофантазируйте и
создайте свой рисунок на ковре самостоятельно.
Педагогам предоставляется возможность высказать свою точку зрения
о выполненном задании. Воспитатель: Кто задействовал больше всего материалов на
изготовление своего ковра? У кого получился ковер самый красивый, почему?
Рефлексия:
Уважаемые коллеги, полезен ли был для Вас предоставленный мастер – класс? Чтобы ответитьна вопрос, я предлагаю Вам наклеить цветы на полянку настроения.Необходимо выбрать один цветок,характеризующий Ваше настроение в данный момент.
Кому было весело - розовые цветочки,
Красный цветок – мне весело, интересно, занимательно
Кому показалось задание сложным - фиолетовый цветок,
Кому было скучно - синие цветочки.
Каких цветов больше было выбрано по цвету, такое и настроение преобладало у участников «Мастер – класса».Уважаемы коллеги! Думаю, что мои методы и приемы пригодятся вам в работе. Желаю вам творческих успехов в работе!Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.