Планы анализов литературных произведений

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 04.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В папке собраны подробные планы анализов литературных произведений: лирического и эпизода эпического. Даны не только планы, но и пояснения к ним: некоторые литературные термины, изобразительно-выразительные средства, особенности поэтической речи и стихосложения, стихотворные размеры силлабо-тонического стиха. Этот материал поможет ребятам при анализе произведений.В файле представлены подробные планы анализов литературных произведений: лирического и эпизода эпического в формате А3, который удобен для раздаточного материала.
Иконка файла материала планы анализов.doc
План  анализа  лирического  произведения 1.   Дата   фактического  материала.   написания     стихотворения   с     использованием 2. Биографический  комментарий. 3.   Жанровое     своеобразие     (монолог,     исповедь,   послание, завещание  и  т. д.) Литературное направление (сюрреализм, романтизм, реализм, символизм, футуризм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, модернизм и т.д.) 4.  Идейное  содержание:               а)   ведущая    тема  (­  любовная/интимная;  ­  пейзаж;  ­ общественно­политическая; ­ философская);        б) основная  мысль;        в) эмоциональная  окраска  чувств;        г) внешние  впечатления  и  внутренняя  реакция  на  него. 5.  Анализ  структуры  произведения:        а) основные  образы;        б) основные  изобразительные  средства (эпитет, метафора, аллегория,   сравнение,   гипербола,     литота,   олицетворения, оксюморон, перифраза);               в)   речевые     особенности     в     плане     интонационно­ синтаксических   фигур (повтор, антитеза, инверсия, анафора, риторический  вопрос, рефрен);        г) стихотворный  размер, рифма;          д) звукопись (аллитерация, ассонанс);        е) строфика (двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, октава,  сонет, онегинская  строфа).     1лирического   Помните: 1. Стихотворения   надо   читать   и   перечитывать,   от   этого они  становятся  еще  загадочнее,  поэтичнее. 2.При  анализе  нельзя  забывать, что  в  центре  лирического произведения   –   образ     героя.   Поэтому содержание, смысл  стихотворения  надо  искать  в  ключевых словах, с   помощью   которых   и   выражается   переживание лирического  героя. 3.   Излагая     содержание     каждой     части     стихотворения, покажите     мысли,   чувства     лирического     героя;   объясните, какими     художественными     средствами     передаются     эти мысли  и  чувства. 4.  Обязательно  надо  рассказать  о  том, какое  впечатление произвело  на  вас  стихотворение. Какие  строки  показались вам  наиболее  значительными  и  почему? Некоторые литературоведческие термины. Лирика   — один из трех родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой).  Лирический     герой    —   образ   того   героя   в   лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого в нем отражены.   Лирический   герой   не  отождествляется  с   образом автора.   На   основе   образа   лирического   героя   создается представление о творчестве поэта, но не о его личности. Мотивы – образ, повторяющийся  в  одном  произведении  или во     многих     произведениях     одного     или     нескольких писателей.   Тема ­  круг  событий, фактов  реальной  жизни, оказавшихся в  основе  произведения, его  жизненный  материал. 2Пафос  (от   греческого  pathos  —   страдание,   воодушевление, страсть)  ­    это эмоциональная  направленность произведения (трагический, героический, сатирический пафос и др.). Жанры  лирики: 1. Ода  –   торжественное   воспевающее   традициям  классицизма.  («Вольность»)   героические     лирическое     подвиги.     стихотворение,   к   Восходит   2. Элегия  ­   жанр   романтической   поэзии, стихотворение, пронизанное     печалью,   грустным     раздумьем     поэта     о жизни, судьбе, своей  мечте.  («Погасло  дневное  светило») 3. Послание – обращение  к  другому  лицу.  («К  Чаадаеву») 4. Эпиграмма – сатирическое  стихотворение, адресованное к  определенному  лицу.  («На  Воронцова») 5. Эпитафия   ­   надгробная   надпись   или   стихотворение, посвященное  памяти  усопшего. 6. Песня – жанр  восходит  к  традициям  устного  народного творчества.  («Песнь  о  вещем  Олеге») 7. Романс  ­  стихотворение  лирического  или  героического содержания,   сочиненное     для     исполнения     в     качестве музыкального  произведения. 8. Сонет    ­   стихотворение   из   14   строк.   (Подробно   см. далее) 9. Сатира      обличает     и     высмеивает     пороки     людей     и   Маяковского (Стихотворение   общества. «Прозаседавшиеся»)   10. Лирические  стихотворения 11. Мадригал    ­     лирическое стихотворение,   близкое     по     структуре     эпиграмме,   но противоположное  ей  по  содержанию.  небольшое   и   хвалебное   12.  Стансы   ­     это   емкие   стихотворения  с  замкнутыми (законченными  по  смыслу   и  синтаксически)   строфами по   четыре   ямбических   стиха   в   каждой, насыщенные 3размышлениями     о     жизни.     («В     надежде     славы     и добра...») 13. Белый  стих  ­  нерифмованный  стих. 14. Кантата    жанр     ­     произведения, создаваемого     к     торжественному     случаю.     («Леда» Пушкин)   лирического   Изобразительно­выразительные средст    ва 1.   Тропы — это обороты речи, в которых слова и выражения употребляются в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление   двух   понятий,   которые     представляются близкими  в  каком­либо  отношении.  Эпитет  —эмоционально­окрашенное   определение предмета   (явления),   подчеркивающее   какие­либо   его свойства,   качества,   признаки.  («задумчивых   ночей», «парус     одинокий»).    В народно­поэтическом  творчестве распространены   так   называемые   „постоянные   эпитеты": добрый молодец, красна девица.  Олицетворение — вид  тропа, когда свойствам неживого предмета   приписываются свойства живого.   (Утешится безмолвная  печаль,  и   резвая  задумается   радость (Пушкин).  Метафора — троп, в котором употребляются слова и вы­ ражения   в   переносном   значении   на   основе   аналогии, сходства, сравнения. В отличие от сравнения, в котором присутствуют   оба   члена   сопоставления   („Как   крылья, отрастали беды" Б.Пастернак), метафора — это скрытое  как,   как   будто,   словно сравнение,   в   котором   слова   опущены,   но   подразумеваются.   Напр.:  „Очарованный  „Живая   колесница   мирозданья" поток"  Жуковский; Тютчев.)  Сравнение  — троп, в котором одно явление или понятие объясняется   посредством   сопоставления   его   с   другим. Обычно при этом используются сравнительные союзы: как, 4будто,   словно.  («Анчар,  как   грозный   часовой,  стоит» Пушкин).  Метонимия  (от   греческого  metonumia  —   переиме­ нование) — троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению. В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их признаки или связи.   („Я  три тарелки  съел"   (Крылов)   слово   „тарелка"   обозначает одновременно два явления — кушанье и тарелку.)  Синекдоха — один из видов метонимии, в основе которого — перенесение значения с одного предмета на другой по признаку   количественного   между   ними   соотношения. Иначе     говоря,   словесный   прием,   посредством   которого целое выявляется через свою часть. („И вы, мундиры голу­ бые..."   (Лермонтов),   т.   е.     здесь     имеется     в     виду офицеры.)  Ирония  —   прием   осмеяния,   содержащий   в   себе   оценку того,   что   осмеивается.   В   иронии   всегда   есть   двойной смысл,   где   истинным   является   не   прямо   высказанное,   а подразумеваемое:  Граф   Хвостов,  поэт,   любимый   небе­ сами, уж пел бессмертными стихами несчастья невских берегов (Пушкин).  Аллегория  — троп, основанный  на замене  абстрактного понятия   или   мысли   конкретным   изображением   предмета или явления действительности. По­другому – иносказание. (Используется  в  баснях, притчах  и  в  лирике.  Напр., под  образом  кинжала  подразумевается  образ  поэта.)  Перифраз — один из тропов, описательный оборот речи, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки.  (царь зверей вместо лев) 2.  Стилистические фигуры   — это особые стилистические обороты, выходящие за рамки необходимых норм для создания 5определенной   художественной   выразительности.   Суть   их состоит в особом синтаксическом построении речи.  Аллюзия  —   одна   из   форм   иносказания,   употребление какого­либо   слова,   фразы,   цитаты   в   качестве   намека   на общеизвестный факт — литературный или политический. (Сюжет  басни  Крылова  «Волк  на  псарне»  вызывает в   памяти   события   Отечественной   войны, изгнание Наполеона  из  России.)  Антитеза  —  стилистическая   фигура,  в   основе  которой лежит   противопоставление   образов,   предметов   или явлений.       («Город  пышный, город  бедный»  Пушкин).  Анафора — повтор частей относительно самостоятельных отрезков,   иначе   анафора   называется   единоначалием. («Жди   меня,  и  я  вернусь, Только  очень  жди.   Жди, когда   наводят   грусть   Желтые   дожди.   Жди, когда снега  метут.  Жди, когда  жара». К.Симонов)   Противоположная анафоре  эпифора  — повтор слова или группы слов в конце нескольких строф.  Риторическое   обращение  —   придание   авторской   инто­ нации торжественности, патетичности, иронии и т. п.    «О вы, надменные потомки...» (Лермонтов).  Риторический вопрос  — такое построение речи, при ко­ тором   утверждение   высказывается   в   форме   вопроса. Риторический вопрос не требует ответа, а лишь усиливает эмоциональность высказывания.     (И над отечеством ... взойдет ли  наконец прекрасная заря? (Пушкин).  Рефрен   ­   строка   или   группа   строк, повторяющаяся 6очередной     строфы   после     (У Лермонтова    в   стихотворении    «Люблю   я   Кавказ» названная     строка     повторяется     в     конце     каждой строфы  ­  это  и  есть  рефрен.)     стихотворения.    Оксюморон  —   соединение   логически   несовместимых понятий.  («живой  труп», «весело  грустить»)  Инверсия  —   нарушение   последовательности   речи, придающее   фразе   новый   выразительный   оттенок.     Иначе говоря, обратный   порядок   слов.   (Люблю    Отчизну   я, но...» Лермонтов   ­   правильный   порядок:   я   люблю Отчизну.)  Синтаксический   параллелизм  —   тождественное   или сходное   расположение   материалов,   элементов   речи   в смежных   частях   текста,   которые   соотносятся   и   создают единый  поэтический  образ.  (стройные   белые     березы   ­ стройные, юные  девушки)  Эллипсис  —   фигура,   с   помощью   которой   достигается особая   выразительность,   пропуск   в   речи   какого­нибудь легко  подразумеваемого  слова,  члена предложения,  чаще всего   сказуемого:  Богаты  мы,  едва   ли  (...)  с  колыбели (Лермонтов). Пропущен глагол ­  вышли.  Градация  — стилистический прием расположения слов и выражений,   а   также   средства   художественной изобразительности   по   возрастающей   или   убывающей значимости: Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин).  Умолчание  — намеренное прерывание речи в расчете на догадку   читателя,   который   должен   мысленно   докончить фразу:  Но слушай:  если я должна тебе...  кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена (Пушкин). 7 Гипербола (от греческого hyperbole — преувеличение) — художественное     преувеличение     тех   или   иных   свойств изображаемого предмета или явления. (По неделе ни слова ни   с   кем   не   скажу,  все   на   камне   у   моря   сижу (А.Ахматова).  Литота  —   понятие,   противоположное   гиперболе,   т.е. художественное  преуменьшение.  (Ваш шпиц, прелестный шпиц, — не более наперстка (А Грибоедов).  Анаколуф  —   стилистический   оборот   речи,   в   котором умышленно   не   согласованы   члены   предложения. («Подъезжая  к  сией  станции  и  глядя  на  природу  в окно, у  меня  слетела  шляпа». Чехов) 3.  Звукопись:  Аллитерация  —   повторение   согласных   звуков,   пре­  перо  покоя  («Пора, имущественно   в   начале   слов. просит...»  Пушкин.)  Ассонанс — повторение гласных звуков, преимущественно ударных, в стихотворной строке.  Особенности поэтической речи и стихосложения  Стих — строка в стихотворном произведении. Строфа  (от   греческого  strophe  —   букв,   поворот)   —   в стихосложении   —  группа   стихов,   объединенных   каким­либо формальным   признаком,   периодически   повторяющимся   из строфы в строфу. Длина строфы обычно невелика — от 2­х до 16­ти   стихов,   редко   больше.   Простейшие   строфы   — 8четверостишия   и  двустишия,  которые   могут  образовывать  и более сложную строфу (напр. 3 четверостишия и двустишие, как в онегинской строфе). I. Строфика:  Двустишие — простейший вид строфы из двух стихов.  Терцет  —   трехстишие   с   видами   рифмовки:   ААА, АBA, ABB или  ААB, ВВС, CCD и т.д.  Катрен   (четверостишие)  —   простая   строфа   из   4 стихов, самая употребительная в европейской поэзии.  Пятистишие (квинтет) — строфа из пяти стихов  Октава — восьмистишие ABABABCC  Онегинская строфа  — 14­стишие 4­стопного ямба с рифмовкой   ABAB  CCDD  EFFE  GG,  созданное А.  С. Пушкиным («Евгений Онегин»)  Сонет   ­   строфа, которая   состоит   из   14   строк, сложенный  по  определенным  правилам: I  катрен   (четверостишие)   –   экспозиция     темы стихотворения. II  катрен  ­ развивает  положения, намеченные  в I катрене. I   терцет (трехстишие) ­   намечается   развязка темы. II  терцет  ­  развязка. (Сонет  возник  в  13  веке  в  Сицилии.  Сонеты  Петрарки, Данте, Шекспира, Тредиаковского.)  II.   Метрика — наука о стихотворных размерах Стопа — повторяющаяся в силлабо­тоническом стихе группа чередующихся     ударных     и     безударных     слогов.   Стопа 9является   метрической   основой   стиха,   по   ней   определяется стихотворный размер. Стихотворные  раз  меры         силлабо­тонического стиха. 1.  Двусложные размеры:  (В   двусложных   размерах   стопа   состоит   из   двух   слогов   ­ ударного и  безударного.)   Хорей   ­     размер, в котором ударение приходится на первый слог.  („Мча`тся /ту`чи,/ вью`тся/ ту`чи..." Пушкин.)  Ямб  —   двусложный   размер   с   ударением   на   втором слоге.  („Я вас любил, любовь еще, быть может..." Пушкин.) Пиррихий — стопа, состоящая  из  двух  безударных  слогов. („Три девицы под окном" Пушкин)  Спондей — стопа, состоящая  из  двух  ударных  слогов. („Швед, русский, колет, рубит, режет"Лермонтов.) 2.  Трехсложные размеры: (Состоят из одного ударного и двух безударных слогов.)   Дактиль  —   трехсложный   стихотворный   размер   с ударением на первом слоге.  („В полном разгаре страда деревенская..."  Некрасов).  Амфибрахий  —   трехсложный   метр   с   ударением   на втором слоге.  („Гляжу, как безумный, на черную шаль..."  Пушкин).  Анапест — трехсложный метр с ударением на третьем слоге.  („Что ты жадно глядишь на дорогу..." Некрасов). 10III.  Рифма ­  созвучие  концов  стихов.   Мужская рифма   ­     рифма из слов   с ударением на  Женская рифма   ­   рифма  из слов с ударением  на последнем слоге предпоследнем слоге.  на согласные звуки.  Закрытая рифма — рифма из слов, заканчивающихся  Открытая   рифма  —   рифма   из   слов, заканчивающихся на гласные звуки. IV.  Рифмовка: Парная   рифмовка  —   в   двустишиях,   когда   рифмующиеся строки идут одна за другой. Схема — АА. Перекрестная    —   в   четверостишии,   когда   1­я   строка рифмуется с 3­й, а 2­я с 4­й.  Схема — АБАБ. Кольцевая — в четверостишиях, когда 1­я строка рифмуется с 4­й, а 2­я с 3­й.  Схема АББА. Смежная (парная) ­   в четверостишиях,  когда 1­я строка рифмуется со 2­й, а 3­я с 4­й. Схема — ААББ. План анализа эпизода эпического произведения 1. Определить   границы   эпизода,   дать   ему   название. (Произведение; автор; том, часть или глава).  2. Значимость   данного   эпизода   (помогает   понять, раскрыть – что? Характер героя, поведение и поступки героя,   авторскую   позицию   или   это   второстепенный эпизод в развитии действия) 113. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода. (Повествование   ­   о   чём?,   описание   ­   чего?   или рассуждение ­ на какую тему?) 4. Раскрыть   особенности   начала   эпизода   и   его   финала (кратчайший   пересказ   сюжета   эпизода,   около   3 предложений). 5. Назвать   основных   (или   единственных)   участников эпизода и коротко пояснить:   кто они? каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)? 6. Охарактеризовать героев ­ участников эпизода:  Внешность, одежда, манеры;   Отношение друг к другу. Речь; 7. Художественные   выразительные   средства,   определить их значимость. 8. Выявить наличие композиционных элементов: пейзажа, интерьера,   внутренних   монологов; охарактеризовать   особенности   и   значение   этих элементов эпизода.   дневника, 9. Роль данного эпизода в произведении:  Эпизод является кульминационным, решающим,  ключевым 12 Ведущая роль в раскрытии замысла автора  принадлежит этому эпизоду  Является вспомогательным (имеет  дополнительное значение для развития сюжета) 10. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода. Обратите   внимание! Единственным   доказательством   вашей правоты   и   аргументом   ваших   рассуждений   может   быть художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения   должен   включать   использование   цитат   в необходимой и достаточной мере. 13