Планы анализов литературных произведений
Оценка 4.6

Планы анализов литературных произведений

Оценка 4.6
Раздаточные материалы
doc
русская литература
7 кл—9 кл
04.05.2017
Планы анализов литературных произведений
В папке собраны подробные планы анализов литературных произведений: лирического и эпизода эпического. Даны не только планы, но и пояснения к ним: некоторые литературные термины, изобразительно-выразительные средства, особенности поэтической речи и стихосложения, стихотворные размеры силлабо-тонического стиха. Этот материал поможет ребятам при анализе произведений.В файле представлены подробные планы анализов литературных произведений: лирического и эпизода эпического в формате А3, который удобен для раздаточного материала.
планы анализов.doc
План  анализа  лирического  произведения 1.   Дата   фактического  материала.   написания     стихотворения   с     использованием 2. Биографический  комментарий. 3.   Жанровое     своеобразие     (монолог,     исповедь,   послание, завещание  и  т. д.) Литературное направление (сюрреализм, романтизм, реализм, символизм, футуризм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, модернизм и т.д.) 4.  Идейное  содержание:               а)   ведущая    тема  (­  любовная/интимная;  ­  пейзаж;  ­ общественно­политическая; ­ философская);        б) основная  мысль;        в) эмоциональная  окраска  чувств;        г) внешние  впечатления  и  внутренняя  реакция  на  него. 5.  Анализ  структуры  произведения:        а) основные  образы;        б) основные  изобразительные  средства (эпитет, метафора, аллегория,   сравнение,   гипербола,     литота,   олицетворения, оксюморон, перифраза);               в)   речевые     особенности     в     плане     интонационно­ синтаксических   фигур (повтор, антитеза, инверсия, анафора, риторический  вопрос, рефрен);        г) стихотворный  размер, рифма;          д) звукопись (аллитерация, ассонанс);        е) строфика (двустишие, трехстишие, пятистишие, катрен, октава,  сонет, онегинская  строфа).     1 лирического   Помните: 1. Стихотворения   надо   читать   и   перечитывать,   от   этого они  становятся  еще  загадочнее,  поэтичнее. 2.При  анализе  нельзя  забывать, что  в  центре  лирического произведения   –   образ     героя.   Поэтому содержание, смысл  стихотворения  надо  искать  в  ключевых словах, с   помощью   которых   и   выражается   переживание лирического  героя. 3.   Излагая     содержание     каждой     части     стихотворения, покажите     мысли,   чувства     лирического     героя;   объясните, какими     художественными     средствами     передаются     эти мысли  и  чувства. 4.  Обязательно  надо  рассказать  о  том, какое  впечатление произвело  на  вас  стихотворение. Какие  строки  показались вам  наиболее  значительными  и  почему? Некоторые литературоведческие термины. Лирика   — один из трех родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой).  Лирический     герой    —   образ   того   героя   в   лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого в нем отражены.   Лирический   герой   не  отождествляется  с   образом автора.   На   основе   образа   лирического   героя   создается представление о творчестве поэта, но не о его личности. Мотивы – образ, повторяющийся  в  одном  произведении  или во     многих     произведениях     одного     или     нескольких писателей.   Тема ­  круг  событий, фактов  реальной  жизни, оказавшихся в  основе  произведения, его  жизненный  материал. 2 Пафос  (от   греческого  pathos  —   страдание,   воодушевление, страсть)  ­    это эмоциональная  направленность произведения (трагический, героический, сатирический пафос и др.). Жанры  лирики: 1. Ода  –   торжественное   воспевающее   традициям  классицизма.  («Вольность»)   героические     лирическое     подвиги.     стихотворение,   к   Восходит   2. Элегия  ­   жанр   романтической   поэзии, стихотворение, пронизанное     печалью,   грустным     раздумьем     поэта     о жизни, судьбе, своей  мечте.  («Погасло  дневное  светило») 3. Послание – обращение  к  другому  лицу.  («К  Чаадаеву») 4. Эпиграмма – сатирическое  стихотворение, адресованное к  определенному  лицу.  («На  Воронцова») 5. Эпитафия   ­   надгробная   надпись   или   стихотворение, посвященное  памяти  усопшего. 6. Песня – жанр  восходит  к  традициям  устного  народного творчества.  («Песнь  о  вещем  Олеге») 7. Романс  ­  стихотворение  лирического  или  героического содержания,   сочиненное     для     исполнения     в     качестве музыкального  произведения. 8. Сонет    ­   стихотворение   из   14   строк.   (Подробно   см. далее) 9. Сатира      обличает     и     высмеивает     пороки     людей     и   Маяковского (Стихотворение   общества. «Прозаседавшиеся»)   10. Лирические  стихотворения 11. Мадригал    ­     лирическое стихотворение,   близкое     по     структуре     эпиграмме,   но противоположное  ей  по  содержанию.  небольшое   и   хвалебное   12.  Стансы   ­     это   емкие   стихотворения  с  замкнутыми (законченными  по  смыслу   и  синтаксически)   строфами по   четыре   ямбических   стиха   в   каждой, насыщенные 3 размышлениями     о     жизни.     («В     надежде     славы     и добра...») 13. Белый  стих  ­  нерифмованный  стих. 14. Кантата    жанр     ­     произведения, создаваемого     к     торжественному     случаю.     («Леда» Пушкин)   лирического   Изобразительно­выразительные средст    ва 1.   Тропы — это обороты речи, в которых слова и выражения употребляются в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление   двух   понятий,   которые     представляются близкими  в  каком­либо  отношении.  Эпитет  —эмоционально­окрашенное   определение предмета   (явления),   подчеркивающее   какие­либо   его свойства,   качества,   признаки.  («задумчивых   ночей», «парус     одинокий»).    В народно­поэтическом  творчестве распространены   так   называемые   „постоянные   эпитеты": добрый молодец, красна девица.  Олицетворение — вид  тропа, когда свойствам неживого предмета   приписываются свойства живого.   (Утешится безмолвная  печаль,  и   резвая  задумается   радость (Пушкин).  Метафора — троп, в котором употребляются слова и вы­ ражения   в   переносном   значении   на   основе   аналогии, сходства, сравнения. В отличие от сравнения, в котором присутствуют   оба   члена   сопоставления   („Как   крылья, отрастали беды" Б.Пастернак), метафора — это скрытое  как,   как   будто,   словно сравнение,   в   котором   слова   опущены,   но   подразумеваются.   Напр.:  „Очарованный  „Живая   колесница   мирозданья" поток"  Жуковский; Тютчев.)  Сравнение  — троп, в котором одно явление или понятие объясняется   посредством   сопоставления   его   с   другим. Обычно при этом используются сравнительные союзы: как, 4 будто,   словно.  («Анчар,  как   грозный   часовой,  стоит» Пушкин).  Метонимия  (от   греческого  metonumia  —   переиме­ нование) — троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению. В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их признаки или связи.   („Я  три тарелки  съел"   (Крылов)   слово   „тарелка"   обозначает одновременно два явления — кушанье и тарелку.)  Синекдоха — один из видов метонимии, в основе которого — перенесение значения с одного предмета на другой по признаку   количественного   между   ними   соотношения. Иначе     говоря,   словесный   прием,   посредством   которого целое выявляется через свою часть. („И вы, мундиры голу­ бые..."   (Лермонтов),   т.   е.     здесь     имеется     в     виду офицеры.)  Ирония  —   прием   осмеяния,   содержащий   в   себе   оценку того,   что   осмеивается.   В   иронии   всегда   есть   двойной смысл,   где   истинным   является   не   прямо   высказанное,   а подразумеваемое:  Граф   Хвостов,  поэт,   любимый   небе­ сами, уж пел бессмертными стихами несчастья невских берегов (Пушкин).  Аллегория  — троп, основанный  на замене  абстрактного понятия   или   мысли   конкретным   изображением   предмета или явления действительности. По­другому – иносказание. (Используется  в  баснях, притчах  и  в  лирике.  Напр., под  образом  кинжала  подразумевается  образ  поэта.)  Перифраз — один из тропов, описательный оборот речи, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки.  (царь зверей вместо лев) 2.  Стилистические фигуры   — это особые стилистические обороты, выходящие за рамки необходимых норм для создания 5 определенной   художественной   выразительности.   Суть   их состоит в особом синтаксическом построении речи.  Аллюзия  —   одна   из   форм   иносказания,   употребление какого­либо   слова,   фразы,   цитаты   в   качестве   намека   на общеизвестный факт — литературный или политический. (Сюжет  басни  Крылова  «Волк  на  псарне»  вызывает в   памяти   события   Отечественной   войны, изгнание Наполеона  из  России.)  Антитеза  —  стилистическая   фигура,  в   основе  которой лежит   противопоставление   образов,   предметов   или явлений.       («Город  пышный, город  бедный»  Пушкин).  Анафора — повтор частей относительно самостоятельных отрезков,   иначе   анафора   называется   единоначалием. («Жди   меня,  и  я  вернусь, Только  очень  жди.   Жди, когда   наводят   грусть   Желтые   дожди.   Жди, когда снега  метут.  Жди, когда  жара». К.Симонов)   Противоположная анафоре  эпифора  — повтор слова или группы слов в конце нескольких строф.  Риторическое   обращение  —   придание   авторской   инто­ нации торжественности, патетичности, иронии и т. п.    «О вы, надменные потомки...» (Лермонтов).  Риторический вопрос  — такое построение речи, при ко­ тором   утверждение   высказывается   в   форме   вопроса. Риторический вопрос не требует ответа, а лишь усиливает эмоциональность высказывания.     (И над отечеством ... взойдет ли  наконец прекрасная заря? (Пушкин).  Рефрен   ­   строка   или   группа   строк, повторяющаяся 6 очередной     строфы   после     (У Лермонтова    в   стихотворении    «Люблю   я   Кавказ» названная     строка     повторяется     в     конце     каждой строфы  ­  это  и  есть  рефрен.)     стихотворения.    Оксюморон  —   соединение   логически   несовместимых понятий.  («живой  труп», «весело  грустить»)  Инверсия  —   нарушение   последовательности   речи, придающее   фразе   новый   выразительный   оттенок.     Иначе говоря, обратный   порядок   слов.   (Люблю    Отчизну   я, но...» Лермонтов   ­   правильный   порядок:   я   люблю Отчизну.)  Синтаксический   параллелизм  —   тождественное   или сходное   расположение   материалов,   элементов   речи   в смежных   частях   текста,   которые   соотносятся   и   создают единый  поэтический  образ.  (стройные   белые     березы   ­ стройные, юные  девушки)  Эллипсис  —   фигура,   с   помощью   которой   достигается особая   выразительность,   пропуск   в   речи   какого­нибудь легко  подразумеваемого  слова,  члена предложения,  чаще всего   сказуемого:  Богаты  мы,  едва   ли  (...)  с  колыбели (Лермонтов). Пропущен глагол ­  вышли.  Градация  — стилистический прием расположения слов и выражений,   а   также   средства   художественной изобразительности   по   возрастающей   или   убывающей значимости: Не жалею, не зову, не плачу (С. Есенин).  Умолчание  — намеренное прерывание речи в расчете на догадку   читателя,   который   должен   мысленно   докончить фразу:  Но слушай:  если я должна тебе...  кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена (Пушкин). 7  Гипербола (от греческого hyperbole — преувеличение) — художественное     преувеличение     тех   или   иных   свойств изображаемого предмета или явления. (По неделе ни слова ни   с   кем   не   скажу,  все   на   камне   у   моря   сижу (А.Ахматова).  Литота  —   понятие,   противоположное   гиперболе,   т.е. художественное  преуменьшение.  (Ваш шпиц, прелестный шпиц, — не более наперстка (А Грибоедов).  Анаколуф  —   стилистический   оборот   речи,   в   котором умышленно   не   согласованы   члены   предложения. («Подъезжая  к  сией  станции  и  глядя  на  природу  в окно, у  меня  слетела  шляпа». Чехов) 3.  Звукопись:  Аллитерация  —   повторение   согласных   звуков,   пре­  перо  покоя  («Пора, имущественно   в   начале   слов. просит...»  Пушкин.)  Ассонанс — повторение гласных звуков, преимущественно ударных, в стихотворной строке.  Особенности поэтической речи и стихосложения  Стих — строка в стихотворном произведении. Строфа  (от   греческого  strophe  —   букв,   поворот)   —   в стихосложении   —  группа   стихов,   объединенных   каким­либо формальным   признаком,   периодически   повторяющимся   из строфы в строфу. Длина строфы обычно невелика — от 2­х до 16­ти   стихов,   редко   больше.   Простейшие   строфы   — 8 четверостишия   и  двустишия,  которые   могут  образовывать  и более сложную строфу (напр. 3 четверостишия и двустишие, как в онегинской строфе). I. Строфика:  Двустишие — простейший вид строфы из двух стихов.  Терцет  —   трехстишие   с   видами   рифмовки:   ААА, АBA, ABB или  ААB, ВВС, CCD и т.д.  Катрен   (четверостишие)  —   простая   строфа   из   4 стихов, самая употребительная в европейской поэзии.  Пятистишие (квинтет) — строфа из пяти стихов  Октава — восьмистишие ABABABCC  Онегинская строфа  — 14­стишие 4­стопного ямба с рифмовкой   ABAB  CCDD  EFFE  GG,  созданное А.  С. Пушкиным («Евгений Онегин»)  Сонет   ­   строфа, которая   состоит   из   14   строк, сложенный  по  определенным  правилам: I  катрен   (четверостишие)   –   экспозиция     темы стихотворения. II  катрен  ­ развивает  положения, намеченные  в I катрене. I   терцет (трехстишие) ­   намечается   развязка темы. II  терцет  ­  развязка. (Сонет  возник  в  13  веке  в  Сицилии.  Сонеты  Петрарки, Данте, Шекспира, Тредиаковского.)  II.   Метрика — наука о стихотворных размерах Стопа — повторяющаяся в силлабо­тоническом стихе группа чередующихся     ударных     и     безударных     слогов.   Стопа 9 является   метрической   основой   стиха,   по   ней   определяется стихотворный размер. Стихотворные  раз  меры         силлабо­тонического стиха. 1.  Двусложные размеры:  (В   двусложных   размерах   стопа   состоит   из   двух   слогов   ­ ударного и  безударного.)   Хорей   ­     размер, в котором ударение приходится на первый слог.  („Мча`тся /ту`чи,/ вью`тся/ ту`чи..." Пушкин.)  Ямб  —   двусложный   размер   с   ударением   на   втором слоге.  („Я вас любил, любовь еще, быть может..." Пушкин.) Пиррихий — стопа, состоящая  из  двух  безударных  слогов. („Три девицы под окном" Пушкин)  Спондей — стопа, состоящая  из  двух  ударных  слогов. („Швед, русский, колет, рубит, режет"Лермонтов.) 2.  Трехсложные размеры: (Состоят из одного ударного и двух безударных слогов.)   Дактиль  —   трехсложный   стихотворный   размер   с ударением на первом слоге.  („В полном разгаре страда деревенская..."  Некрасов).  Амфибрахий  —   трехсложный   метр   с   ударением   на втором слоге.  („Гляжу, как безумный, на черную шаль..."  Пушкин).  Анапест — трехсложный метр с ударением на третьем слоге.  („Что ты жадно глядишь на дорогу..." Некрасов). 10 III.  Рифма ­  созвучие  концов  стихов.   Мужская рифма   ­     рифма из слов   с ударением на  Женская рифма   ­   рифма  из слов с ударением  на последнем слоге предпоследнем слоге.  на согласные звуки.  Закрытая рифма — рифма из слов, заканчивающихся  Открытая   рифма  —   рифма   из   слов, заканчивающихся на гласные звуки. IV.  Рифмовка: Парная   рифмовка  —   в   двустишиях,   когда   рифмующиеся строки идут одна за другой. Схема — АА. Перекрестная    —   в   четверостишии,   когда   1­я   строка рифмуется с 3­й, а 2­я с 4­й.  Схема — АБАБ. Кольцевая — в четверостишиях, когда 1­я строка рифмуется с 4­й, а 2­я с 3­й.  Схема АББА. Смежная (парная) ­   в четверостишиях,  когда 1­я строка рифмуется со 2­й, а 3­я с 4­й. Схема — ААББ. План анализа эпизода эпического произведения 1. Определить   границы   эпизода,   дать   ему   название. (Произведение; автор; том, часть или глава).  2. Значимость   данного   эпизода   (помогает   понять, раскрыть – что? Характер героя, поведение и поступки героя,   авторскую   позицию   или   это   второстепенный эпизод в развитии действия) 11 3. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода. (Повествование   ­   о   чём?,   описание   ­   чего?   или рассуждение ­ на какую тему?) 4. Раскрыть   особенности   начала   эпизода   и   его   финала (кратчайший   пересказ   сюжета   эпизода,   около   3 предложений). 5. Назвать   основных   (или   единственных)   участников эпизода и коротко пояснить:   кто они? каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)? 6. Охарактеризовать героев ­ участников эпизода:  Внешность, одежда, манеры;   Отношение друг к другу. Речь; 7. Художественные   выразительные   средства,   определить их значимость. 8. Выявить наличие композиционных элементов: пейзажа, интерьера,   внутренних   монологов; охарактеризовать   особенности   и   значение   этих элементов эпизода.   дневника, 9. Роль данного эпизода в произведении:  Эпизод является кульминационным, решающим,  ключевым 12  Ведущая роль в раскрытии замысла автора  принадлежит этому эпизоду  Является вспомогательным (имеет  дополнительное значение для развития сюжета) 10. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода. Обратите   внимание! Единственным   доказательством   вашей правоты   и   аргументом   ваших   рассуждений   может   быть художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения   должен   включать   использование   цитат   в необходимой и достаточной мере. 13

Планы анализов литературных произведений

Планы анализов литературных произведений

Планы анализов литературных произведений

Планы анализов литературных произведений

Планы анализов литературных произведений

Планы анализов литературных произведений

Планы анализов литературных произведений

Планы анализов литературных произведений

Планы анализов литературных произведений

Планы анализов литературных произведений

Планы анализов литературных произведений

Планы анализов литературных произведений

Планы анализов литературных произведений

Планы анализов литературных произведений

Планы анализов литературных произведений

Планы анализов литературных произведений

Планы анализов литературных произведений

Планы анализов литературных произведений

Планы анализов литературных произведений

Планы анализов литературных произведений

Планы анализов литературных произведений

Планы анализов литературных произведений

Планы анализов литературных произведений

Планы анализов литературных произведений

Планы анализов литературных произведений

Планы анализов литературных произведений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2017