Плавление/замерзание .Кипение/конденсация. Испарение. Объяснение изменения состояний c точки зрения теории элементарных частиц
Оценка 4.8

Плавление/замерзание .Кипение/конденсация. Испарение. Объяснение изменения состояний c точки зрения теории элементарных частиц

Оценка 4.8
Презентации учебные
pptx
химия
Взрослым
12.05.2024
Плавление/замерзание .Кипение/конденсация. Испарение. Объяснение изменения состояний  c точки зрения теории элементарных частиц
Изменение состояния вещества.pptx

Игра «Броуновское движение»

Игра «Броуновское движение»

Игра «Броуновское движение»

Что в рисунках общего? Чем они различаются?

Что в рисунках общего? Чем они различаются?

Что в рисунках общего? Чем они различаются?

Изменение состояния вещества

Изменение состояния вещества


Изменение состояния вещества

Цели обучения: - повторить теорию частиц; - понимать различие между температурой и количеством теплоты, и что тепловая энергия изменяет движение частиц; - нарисовать кривую нагревания…

Цели обучения: - повторить теорию частиц; - понимать различие между температурой и количеством теплоты, и что тепловая энергия изменяет движение частиц; - нарисовать кривую нагревания…

Цели обучения:

- повторить теорию частиц;
- понимать различие между температурой и количеством теплоты, и что
тепловая энергия изменяет движение частиц;
- нарисовать кривую нагревания и отметить ее характерные черты
- изучить охлаждение;
- нарисовать кривую охлаждения и отметить ее характерные черты;
- объяснить свои наблюдения, используя теорию частиц;
- изучить кипение.
 

Вещества состоят из частиц: атомов, молекул и ионов

Вещества состоят из частиц: атомов, молекул и ионов

Вещества состоят из частиц: атомов, молекул и ионов.
Как же расположены эти частицы внутри различных веществ? Двигаются ли они? Можно ли увидеть их движение?
Влияет ли расположение частиц и их характер движения на состояние и свойства веществ?
Можно ли повлиять извне на движение частиц? К каким изменениям это может привести?
Как называются такие изменения и с чем они связаны?
На эти вопросы мы ответим с вами на сегодняшнем уроке.

Опыт 1. Реактивы и оборудование: молоко, красители (колера), раствор мыла, пипетки, ватные палочки, кристаллизатор

Опыт 1. Реактивы и оборудование: молоко, красители (колера), раствор мыла, пипетки, ватные палочки, кристаллизатор


Опыт 1.

Реактивы и оборудование: молоко, красители (колера), раствор мыла, пипетки, ватные палочки, кристаллизатор.

Ход работы: Наливаем молоко в кристаллизатор и на поверхность молока наносим несколько капель красителей различных цветов. Для ускорения движения с помощью ватных палочек вносим раствор мыла и наблюдаем за движением частиц.

Частицы в веществах постоянно движутся. Для того, чтобы увидеть движение частиц и влияние теплоты
на скорость их движения, проведем следующие
опыты.

Видео №1. Опыт с молоком https://www

Видео №1. Опыт с молоком https://www


Видео №1. Опыт с молоком
https://www.youtube.com/watch?v=3DXWm9vqLRI

Вывод: - Как видно из опыта, происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого вещества, этот процесс называется диффузией

Вывод: - Как видно из опыта, происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого вещества, этот процесс называется диффузией

Вывод:

- Как видно из опыта, происходит взаимное проникновение
молекул одного вещества между молекулами другого вещества,
этот процесс называется диффузией.
С помощью этого процесса можно увидеть движение частиц.

Опыт 2. Реактивы и оборудование: краситель синего цвет, вода комнатной температуры 600 мл, теплая вода 200 мл, 4 колбы объемом 200 мл, стеклянные пластинки

Опыт 2. Реактивы и оборудование: краситель синего цвет, вода комнатной температуры 600 мл, теплая вода 200 мл, 4 колбы объемом 200 мл, стеклянные пластинки

Опыт 2.

Реактивы и оборудование: краситель синего цвет, вода комнатной температуры 600 мл, теплая вода 200 мл, 4 колбы объемом 200 мл, стеклянные пластинки.

Ход работы: В двух колбах готовим растворы красителя, используя воду комнатной температуры. В третью колбу наливаем воду комнатной температуры и в четвертую - теплую воду. Колбы, содержащие растворы красителя, переворачиваем с помощью стеклянных пластинок в колбы с холодной и теплой водой. Наблюдаем за движением частиц.

Видео №2.

Видео №2.


Видео №2.

Вывод: Как видно из опыта, в колбе, где была налита теплая вода, смешение жидкостей идет быстрее, чем с холодной водой, значит, частицы там движутся быстрее

Вывод: Как видно из опыта, в колбе, где была налита теплая вода, смешение жидкостей идет быстрее, чем с холодной водой, значит, частицы там движутся быстрее

Вывод:

Как видно из опыта, в колбе, где была налита теплая вода, смешение жидкостей идет быстрее, чем с холодной водой, значит, частицы там движутся быстрее.
Теплая вода обладает большим количеством теплоты, чем холодная. Значит, количество теплоты, которым обладает вещество, влияет на скорость движения частиц.
Кода мы нагреваем вещество, мы сообщаем ему определенное количество теплоты, и при этом температура вещества повышается.
Чем выше температура, тем быстрее движутся частицы.
- А чем же отличаются понятия количество теплоты и температура?

Чтобы понять, в чем разница между понятиями температура и количество теплоты, проведем следующие опыты

Чтобы понять, в чем разница между понятиями температура и количество теплоты, проведем следующие опыты

Чтобы понять, в чем разница между понятиями температура и количество теплоты, проведем следующие опыты.

     Опыт 1.
Реактивы и оборудование: 20 мл воды, 20 мл подсолнечного масла, 2 термометра, секундомер, 2 спиртовки, 2 штатива .

Ход работы: Возьмем одинаковые объемы воды и подсолнечного масла, измерим их начальную температуру , запишем их и будем нагревать их ровно 1 минуту, после чего посмотрим, как изменилась их температура.

Опыт 2. Реактивы и оборудование: 20 мл воды, 20 мл подсолнечного масла, 2 термометра, 2 спиртовки, 2 штатива

Опыт 2. Реактивы и оборудование: 20 мл воды, 20 мл подсолнечного масла, 2 термометра, 2 спиртовки, 2 штатива

 
Опыт 2.

Реактивы и оборудование: 20 мл воды, 20 мл подсолнечного масла, 2 термометра, 2 спиртовки, 2 штатива .

Ход работы: Возьмем одинаковые объемы воды и подсолнечного масла, измерим их температуры и будем нагревать их до 50 градусов.

Видео №3.

Видео №3.

Видео №3.

Результаты: Сообщая веществам одинаковые количества теплоты, получили разные температуры жидкостей, 60 градусов у воды и 70 градусов у масла

Результаты: Сообщая веществам одинаковые количества теплоты, получили разные температуры жидкостей, 60 градусов у воды и 70 градусов у масла

Результаты:


Сообщая веществам одинаковые количества теплоты, получили разные температуры жидкостей, 60 градусов у воды и 70 градусов у масла.
Нагревая оба вещества до 50 градусов, затратили разное время, значит, и разное количество теплоты.

Вывод: - Тела при разной температуре могут обладать одинаковым количеством теплоты, и наоборот: тела с одинаковой температурой могут иметь разное количество теплоты

Вывод: - Тела при разной температуре могут обладать одинаковым количеством теплоты, и наоборот: тела с одинаковой температурой могут иметь разное количество теплоты

Вывод:

- Тела при разной температуре могут обладать одинаковым количеством теплоты, и наоборот: тела с одинаковой температурой могут иметь разное количество теплоты.
- Если температура тела возросла, это означает, что тело
получило некоторое количество теплоты, если температура
тела понизилась — оно отдало некоторое количество
теплоты.
- Температура – это «степени нагретости тела»

Определения: - Энергия, которую получает или теряет тело в процессе теплообмена с окружающей средой, называется количеством теплоты или просто теплотой

Определения: - Энергия, которую получает или теряет тело в процессе теплообмена с окружающей средой, называется количеством теплоты или просто теплотой

Определения:

- Энергия, которую получает или теряет тело в процессе теплообмена с окружающей средой, называется количеством теплоты или просто теплотой.


-Температура - это величина, характеризующая способность тел к теплообмену. А именно: разность температур двух систем при постоянных внешних параметрах определяет возможность теплообмена между ними и направление передачи энергии.
Следовательно, температура является мерилом интенсивности теплового движения частиц.

Итак, мы выяснили, что частицы находятся в движении, и на скорость их движения влияет количество теплоты, которым обладает тело

Итак, мы выяснили, что частицы находятся в движении, и на скорость их движения влияет количество теплоты, которым обладает тело

Итак, мы выяснили, что частицы находятся в движении, и на скорость их движения влияет количество теплоты, которым обладает тело.
А влияет ли расположение частиц в веществе и то, как они движутся, на каком расстоянии находятся друг от друга на состояние вещества?
Какие же существуют состояния веществ?

Видео №4. Агрегатные состояния веществ

Видео №4. Агрегатные состояния веществ

Видео №4. Агрегатные состояния веществ.
https://www.youtube.com/watch?v=NA6B9Z3XtT4

Состояние вещества Молекулярное строение

Состояние вещества Молекулярное строение

Состояние вещества

Молекулярное строение

Свойства

Объяснение свойств


Состояние вещества Молекулярное строение

Состояние вещества Молекулярное строение

Состояние вещества

Молекулярное строение

Свойства

Объяснение свойств


Твердое тело

сохраняют форму, объем, несжимаемы, прочны

Частицы сильно притягиваются друг к другу и располагаются в строго определенном порядке

Состояние вещества Молекулярное строение

Состояние вещества Молекулярное строение

Состояние вещества

Молекулярное строение

Свойства

Объяснение свойств


Твердое тело

сохраняют форму, объем, несжимаемы, прочны

Частицы сильно притягиваются друг к другу и располагаются в строго определенном порядке


Жидкость

не изменяют объема, легко меняют форму, несжимаемы

Частицы в жидкостях находятся очень близко друг к другу, но притяжение между ними гораздо слабее, чем в твердых телах

Состояние вещества Молекулярное строение

Состояние вещества Молекулярное строение

Состояние вещества

Молекулярное строение

Свойства

Объяснение свойств


Твердое тело

сохраняют форму, объем, несжимаемы, прочны

Частицы сильно притягиваются друг к другу и располагаются в строго определенном порядке


Жидкость

не изменяют объема, легко меняют форму, несжимаемы

Частицы в жидкостях находятся очень близко друг к другу, но притяжение между ними гораздо слабее, чем в твердых телах


Газ

легко сжимаемы, заполняют весь предоставленный им объем

Частицы находятся далеко друг от друга и слабо взаимодействуют друг с другом

Плавление/замерзание .Кипение/конденсация. Испарение. Объяснение изменения состояний c точки зрения теории элементарных частиц

Плавление/замерзание .Кипение/конденсация. Испарение. Объяснение изменения состояний  c точки зрения теории элементарных частиц

При нагревании или охлаждении вещества, то есть, при подводе к нему некоторого количества теплоты или отводе от него некоторого количества теплоты, что приводит к изменению…

При нагревании или охлаждении вещества, то есть, при подводе к нему некоторого количества теплоты или отводе от него некоторого количества теплоты, что приводит к изменению…

При нагревании или охлаждении вещества, то есть, при подводе к нему некоторого количества теплоты или отводе от него некоторого количества теплоты, что приводит к изменению температуры, вещества переходят из одного агрегатного состояния в другое.

ЖИДКОСТЬ Твердое тело ГАЗ кристаллизация плавление парообразование конденсация сублимация десублимация

ЖИДКОСТЬ Твердое тело ГАЗ кристаллизация плавление парообразование конденсация сублимация десублимация

ЖИДКОСТЬ

Твердое тело

ГАЗ

кристаллизация

плавление

парообразование

конденсация

сублимация

десублимация

Существует шесть процессов, которые определяют варианты перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое.

ФАЗОВЫЕ ПЕРЕХОДЫ Газ

ФАЗОВЫЕ ПЕРЕХОДЫ Газ

ФАЗОВЫЕ ПЕРЕХОДЫ



Газ Жидкость Твердое тело





конденсация

отвердевание

плавление

сублимация

парообразование

десублимация

Запишем названия этих процессов на английском языке

Запишем названия этих процессов на английском языке

Запишем названия этих процессов на английском языке.


MELTS EVAPORATES/BOILS

SOLID LIQUID GAS

SOLIDIFIES CONDENSES

Плавление - переход вещества из твердого состояния в жидкое

Плавление - переход вещества из твердого состояния в жидкое

Плавление - переход вещества из твердого состояния в жидкое

Внутренняя энергия жидкости
больше, чем
у твёрдого тела

Тело
принимает
энергию

 Внутренняя энергия - это энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело.

При нагревании увеличивается температура тела

При нагревании увеличивается температура тела

1. При нагревании увеличивается температура тела.
2. Скорость колебания частиц возрастает.
3. Увеличивается внутренняя энергия тела.
4. Когда тело нагревается до температуры плавления связи между частицами ослабляются.
5. Энергия нагревателя идет на разрушение связей между частицами.

Температуру, при которой вещество плавится, называют температурой плавления вещества.

Каждое вещество имеет собственную температуру плавления

плавление

нагревание

Поглощение Q

нагревание

При охлаждении уменьшается температура жидкости

При охлаждении уменьшается температура жидкости

t плавления = t отвердевания

1. При охлаждении уменьшается температура жидкости.
2. Скорость движения частиц уменьшается.
3. Уменьшается внутренняя энергия жидкости.
4. Когда тело охлаждается до температуры отвердевания связи между частицами начинают восстанавливаться.

Количество теплоты, выделяющееся при отвердевании (кристаллизации), равно количеству теплоты, поглощённому при плавлении.

Температуру, при которой вещество отвердевает, называют температурой отвердевания.

отвердевание

охлаждение

Выделение Q

охлаждение

Кристаллизация - переход вещества из жидкого состояния в твердое

Кристаллизация - переход вещества из жидкого состояния в твердое

Кристаллизация - переход вещества из жидкого состояния в твердое

Жидкость
отдает энергию

Внутренняя энергия кристалла
меньше, чем жидкости

Видео №6 Плавление и отвердевание олова http://www

Видео №6 Плавление и отвердевание олова http://www

Видео №6
Плавление и отвердевание олова

http://www.youtube.com/watch?v=oazHtOPDbjM

Плавление/замерзание .Кипение/конденсация. Испарение. Объяснение изменения состояний c точки зрения теории элементарных частиц

Плавление/замерзание .Кипение/конденсация. Испарение. Объяснение изменения состояний  c точки зрения теории элементарных частиц

Лабораторная работа «Изучение охлаждения»

Лабораторная работа «Изучение охлаждения»

Лабораторная работа «Изучение охлаждения»

Цели обучения:
- изучить охлаждение;
- вывести кривую охлаждения и отметить ее характерные черты;
- объяснить теорию частиц для своих наблюдений.
Цель лабораторной работы: (учащиеся записывают сами)
Реактивы и оборудование: парафин, водяная баня, лед, кристаллизатор, датчик температуры, фарфоровая чашка, тигельные щипцы, секундомер.
Инструкция:
- Положите данное количество парафина в фарфоровую чашку и расплавьте его до жидкого состояния, затем охладите до температуры затвердевания используя лед. Фиксируйте понижение температуры каждую минуту. Данные занесите в таблицу.
- Отметьте температуру затвердевания, сколько минут длится этот процесс.

Постройте график охлаждения парафина, используя полученные данные, отметьте, в каком состоянии находится парафин на каждом участке кривой и как изменяется температура

Постройте график охлаждения парафина, используя полученные данные, отметьте, в каком состоянии находится парафин на каждом участке кривой и как изменяется температура

- Постройте график охлаждения парафина, используя полученные данные, отметьте, в каком состоянии находится парафин на каждом участке кривой и как изменяется температура.
- Опишите характер движения частиц на каждом участке графика.

Таблица полученных данных: Время(мин)

Таблица полученных данных: Время(мин)

Таблица полученных данных:

Время(мин)

Температура(С)

Кривая охлаждения воды

Кривая охлаждения воды

Кривая охлаждения воды

Вывод: Обсуждение и предложения:

Вывод: Обсуждение и предложения:


Вывод:


Обсуждение и предложения:

Переход вещества из жидкого состояния в газообразное называют парообразованием

Переход вещества из жидкого состояния в газообразное называют парообразованием

Переход вещества из жидкого состояния в газообразное называют парообразованием.
Этот процесс может происходить при испарении и кипении веществ.

?

Различия кипения и испарения: Испарением называют процесс парообразования, происходящий с открытой поверхности жидкости при любой температуре

Различия кипения и испарения: Испарением называют процесс парообразования, происходящий с открытой поверхности жидкости при любой температуре

Различия кипения и испарения:

Испарением называют процесс парообразования, происходящий с открытой поверхности жидкости при любой температуре
Молекулы жидкости, участвуя в тепловом движении, непрерывно сталкиваются между собой. Это приводит к тому, что некоторые из них приобретают энергию, достаточную для преодоления молекулярного притяжения. Такие молекулы, находясь у поверхности жидкости, вылетают из неё, образуя над жидкостью пар (газ).

Кипением называют процесс парообразования , происходящее одновременно и с поверхности, и по всему объему жидкости

Кипением называют процесс парообразования , происходящее одновременно и с поверхности, и по всему объему жидкости

Кипением называют процесс парообразования , происходящее одновременно и с поверхности, и по всему объему жидкости. Оно состоит в том, что всплывают и лопаются многочисленные пузырьки, вызывая характерное бурление.
Кипение жидкости начинается при определенной и не изменяющейся в процессе кипения температуре и может происходить только при подводе энергии извне, то есть, при нагревании. Молекулы приобретают больше энергии за счет нагревания, и процесс парообразования при кипении происходит намного быстрее, чем при испарении.

Лабораторная работа №3 «Изучение кипения»

Лабораторная работа №3 «Изучение кипения»

Лабораторная работа №3 «Изучение кипения»

Цели обучения:
- изучить нагревание и кипение;
- вывести кривую нагревания и кипения воды, отметить ее характерные черты;
- объяснить теорию частиц для своих наблюдений;
- понимать разницу между испарением и кипением на уровне частиц.
Цель лабораторной работы: (учащиеся записывают сами)
Реактивы и оборудование: термостойкая пробирка, вода, температурный
датчик, спиртовка, штатив, секундомер.
Инструкция:
Налейте в пробирку 10 мл воды. Установите ее в лапке штатива. Нагрейте и вскипятите воду в пробирке.
- Фиксируйте повышение температуры каждую минуту до кипения. Занесите данные в таблицу. Отметьте температуру кипения воды .
- Составьте кривую нагревания и кипения воды. Напишите, чем отличается кипение от испарения на уровне частиц.

Таблица полученных данных: Время(мин)

Таблица полученных данных: Время(мин)

Таблица полученных данных:

Время(мин)

Температура(С)

Кривая нагревания и кипения воды

Кривая нагревания и кипения воды

Кривая нагревания и кипения воды.

Выводы: Обсуждение и предложения:

Выводы: Обсуждение и предложения:


Выводы:


Обсуждение и предложения:

Видео №8.

Видео №8.

Видео №8.

Переход вещества из газообразного состояния в жидкое называют конденсацией

Переход вещества из газообразного состояния в жидкое называют конденсацией

Переход вещества из газообразного состояния в жидкое называют конденсацией

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2024