Плоское зеркало
Оценка 4.6

Плоское зеркало

Оценка 4.6
Видеоуроки +4
swf
физика
8 кл—11 кл
20.03.2017
Плоское зеркало
Публикация является частью публикации:
zerkalo.swf
Урок в 8 классе на тему «Плоское зеркало» Содержание                                                   стр. 1.Методические рекомендации …………………………………………………… 2 2. Цели и задачи урока ……………………………………………………………..3 3.Технологическая карта урока……………………………………………………..5 4.Литература ………………………………………………………………………..20 1 Методические рекомендации к уроку по теме «Плоское зеркало» При изучении в 8 классе  темы «Плоское зеркало» раскрываются и отрабатываются понятия: прямолинейное  распространение света, отражение света, закон отражения света, плоское зеркало, мнимое изображение, зеркальная  симметрия. Объясняется получение изображения точки в плоском зеркале, и выявляются особенности изображения  предмета. Актуализация знаний необходима для успешного выполнения экспериментальной работы. Включение в  процесс познания начинается с мотивации, пробуждения интереса к изучаемому материалу. Предлагаются загадки и  практическое задание со знакомым предметом. Зеркало используют ребята ежедневно и им интересно изучить его  особенности. Групповая  работа помогает учащимся сплотиться и принимать решения при выполнении эксперимента. Урок разработан с использованием системно­ деятельностного подхода, поэтому упор делается на  самостоятельную работу по усвоению знаний. По характеру познавательной деятельности применяются проблемные  и поисковые методы, а по источнику информации – практические и наглядные. При изучении материала ребята  экспериментально проверяют особенности изображения  в плоском зеркале. Делают выводы. Рассматривают  практическое использование плоского зеркала в быту и технике. Для проверки и закрепления знаний проводится  компьютерное тестирование и составление кластера.   2 Цели:  образовательная  проверить усвоение учащимися физических понятий ( световой луч, угол падения, угол отражения, );   формирование понятия о виде зеркал, плоском зеркале;   формирование понятия о построении и свойствах изображения в плоском зеркале;  развивающая   продолжать развивать монологическую речь к использованию физических терминов;  продолжать формирование умения анализировать и обобщать материал;   Переход от репродуктивной к продуктивной мыслительной деятельности;  побуждение учащихся к поиску нестандартных путей при решении экспериментальных задач воспитательная   формирование умений принимать коллективные и самостоятельные решения;  достижение поставленной цели;  Задачи урока: 1. Образовательные  ­ сформулировать понятие  «мнимое изображение», «зеркальная симметрия» ­ изучить алгоритм построения  изображения  в плоском зеркале ­ продолжить активизацию познавательного интереса школьников на уроках физики через использование  информационных технологий, технологий проблемного обучения и экспериментальных заданий. 3 2. Развивающие  ­развивать навыки обучающихся самостоятельно решать экспериментальные задачи;  ­ формирование  мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи опыта и теории ­ формирование  умения решать поставленную проблему, анализировать факты при наблюдении явлений 3. Воспитывающие  ­ показать значение опытных фактов и эксперимента в жизни человека. ­ показать связь физики с окружающим миром. Тип урока: изучение нового материала Методы и приемы работы, формы: беседа, эксперимент, работа в парах, самоконтроль, фронтальная и  индивидуальная формы работы Оборудование: стекло, свечка, зеркала, транспортир, линейка, шахматная фигурка. ТСО: компьютер, мультимедийный проектор   4 Технологическая карта урока № Этап урока,  время (мин.) Организац. 1 момент (2 мин.) Задачи этапа урока Содержание  Включение в деловой ритм Настроить учащихся на работу. Работа с эпиграфом В небе тают облака, И, лучистая, на зное,  В искрах катится река, Словно зеркало стальное  Цор [ 1] 2 Целеполагание и мотивация (3 мин)  Сформулировать  цель урока,  формирование  мотивации учащихся Каждый день приближает нас  к празднованию великого дня  – дня Победы. История  касается и темы нашего  сегодняшнего урока.  Послушайте рассказ о  секретном оружии, которое  было полноправным  участником боевых сражений.  Вражеский дот не давал  возможности нашим бойцам  взять высоту. Тогда один  солдат предложил  Деятельность  учителя   Учитель проверяет готовность класса к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность  Сообщение   формулирует  вопросы по тексту Деятельность  учащихся Ученики  приветствуют  учителя   готовятся к  работе,  организуют  рабочее место Слушают, настраиваются на восприятие материала урока.  5 использовать своё секретное  оружие. Вот как вспоминают  бойцы тот бой: «Изготовились  мы к новой атаке, ждем.  Только солнце начало к немцу  воротить, парень и достал из  мешка свою хитрость. А  стекло во какое, с газету!   Давай, наводи, говорит ему  командир. Ну и уцелил он что  ни есть в самую амбразуру.  Немцу, конечно, это не  понравилось, а что он может  сделать? Кинулись мы все как  есть, немец давай пулять, да  стрельба уже не та, а куда  попало, словно слепой … Так  потом и возили его с собой в  мешке, пуще глаза берегли». [2] Как вы думаете, о каком  секретном оружии идёт речь?   Для чего бойцы ждали  момента, когда «солнце  начало к немцу воротить» ? Также существуют и загадки  про зеркало Обсуждают  вопрос, ищут  ответ 6 И сияет, и блестит,  Никому оно не льстит,  А любому правду скажет –  Все как есть ему покажет.   Я увидел свой портрет, Отошел – портрета нет.          Слайд (1) Тема урока «Плоское  зеркало» 1.Угол падения луча света на  зеркальную поверхность равен 150.Чему равен угол  отражения? 2.Угол падения луча равен 250. Чему равен угол между  падающим и отраженным  лучами? 3.Угол между падающим и  отраженным лучами равен 600. Под каким углом к зеркалу  падает свет? Первые упоминания о  зеркалах относятся к 1200 г.  до н. э. 150 лет назад  археологи обнаружили в одной Записывают в  тетрадь тему  урока Организует диалог  с учениками,  формулирует  вопросы по слайду  2, корректирует  ответы учащихся отвечают на  вопросы,  чертеж  выполняют в  тетрадях Воспринимают  информацию,  сообщаемую  учителем,  7 3 Актуализация  знаний (4 мин) Активизировать  знания учащихся,  необходимых для  изучения нового  материала, 4 Первичное усвоение материала.  (20 мин) Знакомство с термином  «плоское зеркало»,  проведение эксперимента с  зеркалами,  объяснение понятия  «мнимое  изображение»,  «зеркальная  симметрия» из египетских гробниц  небольшой металлический  диск, покрытый толстым  слоем ржавчины. Диск был  укреплён на голове статуэтки  молодой женщины. О его  назначении терялись в  догадках. Когда в  лаборатории наждаком сняли  толстый слой чёрного налёта,  то на свет выглянула гладкая  отполированная поверхность,  в которой химик увидел своё  отражение. Загадочный  предмет оказался зеркалом.  После исследования  оказалось, что диск сделан из  бронзы. Бронзовое  зеркало(слайд 3) от сырости  быстро темнеет, поэтому в  древности пробовали делать  серебряные зеркала. Но  серебро от времени тоже  темнеет. На Руси делали  стальные зеркала и называли  их «булатными». Но они  быстро темнели и  покрывались слоем ржавчины.  Объясняет   новый материал, используя материалы ЦОР [2 ] как   основу   для презентации   задает вопросы, экспериментально доказывает, изображение предмета в плоском зеркале   находится на   таком   же расстоянии от   что   выполняют  задания в  тетради,  наблюдают,  отвечают на  вопросы В результате  обсуждения  выявляют  проблему и  формулируют  цель  деятельности 8 зеркала,   на   каком находится сам предмет    Поэтому встал вопрос о том,  как предохранить металл от  воздействия внешней среды:  чем­нибудь прикрыть чем­то  прозрачным. Впервые стёкла  начали изготовлять в 15 веке  на итальянском острове  Мурано, что недалеко от  Венеции. Муранские мастера  первыми научились варить  прозрачное стекло. Они нашли способ, как из стеклянного  пузыря сделать плоский лист.  Теперь встал вопрос, как  соединить металл и стекло:  ведь стекло очень хрупкое.  Для того, чтобы стекло не  треснуло, надо нанести на него очень тонкую плёнку жидкого  металла. Эту трудную задачу  разрешили. На гладком листе  мрамора разостлали листок  олова и полили его ртутью.  Олово растворилось во ртути.  Этот раствор назвали  амальгамой. На неё положили  лист стекла, и серебристая  блестящая плёнка амальгамы  9 толщиной с папиросную  бумагу плотно пристала к  стеклу. Так было сделано  первое настоящее зеркало.  Стёкла в то время стоили  очень дорого. Чтобы купить  зеркало небольшого размера,  например, во Франции  графиня дё Фиеск продала  имение. Поэтому венецианцы  очень строго охраняли секрет  изготовления зеркала. Но в 17  веке французский министр  Кольбер при Людовике ХIV  смог подкупить трёх мастеров с Мурано и тайно переправить  их во Францию. Французы  оказались способными  учениками и вскоре превзошли своих учителей. В Версале  даже построили галерею  длиной 73 метра из зеркал  больших размеров, что  производило ошеломляющее  впечатление на гостей  французского короля. Ежедневно мы смотримся в  10 зеркало и видим в нем свое  отражение. Изучим это  изображение (слайд 4) Что происходит с лучом света  при его падении на зеркало? Запишите определение  плоское зеркало учебник  стр.155 Эксперимент. Перед   стеклом   (которое заменит   зеркало)   поставим зажженную   свечу,   а   по другую   сторону   стекла поставим   такую   же   по размерам     незажженную свечу, симметрично первой. Передвигая   вторую   свечу, найдем   такое   положение, при   котором   вторая   свеча будет казаться зажженной5. Измерим   расстояние   от свечи до стекла и от стекла до изображения свечи. Сравним эти расстояния. Сравним   размеры 11 изображений   в   плоском зеркале с размерами самого предмета. Эксперимент. На листе  картона расположите два  зеркала под углом друг к  другу. Получите в них  изображение шахматной  фигуры. Задание  Сколько  изображений получилось?  Задание. Повторите опыт и  проверьте все зависимости  угла, между зеркалами (90о, 60 о, 45 о, 30 о) от числа  изображений. Убедитесь, что  изображение мнимое (слайд 5) Угол  между  зеркалами Число  изображений  в зеркале 900 600 450 300 3 5 7 11 Одним из курьезов  (слайд 6) фотографического  контролирует выполнение задания Выполняют  задания,  комментируют  свою работу  12 искусства являются снимки,  на которых фотографируемый изображен в пяти различных  поворотах. Такие фотографии  дают полное представление о  характерных особенностях  оригинала, здесь сразу  получается лицо в нескольких  поворотах, среди которых  больше возможности уловить  самый характерный. Как  получаются такие  фотографии? Конечно же, с  помощью зеркал.  Фотографируемый садится  спиной к аппарату и лицом к  двум отвесным плоским  зеркалам под углом в 720.  Такая пара зеркал дает четыре изображения, повернутых  различным образом по  отношению к аппарату. Эти  изображения плюс  натуральный объект и  фотографируются аппаратом.  Многократное отражение  применяется в торговле. Для  торговой рекламы в витрине  13 магазинов между зеркалами,  расположенными под углом  друг к другу, помещают,  например, 1 флакон духов, а  создаётся впечатление  множества таких флаконов, 1  букет цветов, поставленный  среди зеркал, создаёт иллюзию целого цветочного царства. Исходное положение (и. п.) –  сидя на стуле. На счет "1–2" –  плавно наклонить голову  назад; "3–4" – голову  наклонить вперед, плечи не  поднимать. Повторить 3­4 раза 1 группа: Получите в  зеркале изображение  шахматной фигуры.  Рассмотрите изображение.  Переверните фигуру.  Поставьте рядом две разные  по высоте фигуры.  Рассмотрите изображения.. 2 группа: убедитесь на  опыте, что изображение  предмета в плоском зеркале  Организует работу  в парах  контролирует  выполнение  задания, отвечает  на вопросы  учеников,  анализирует  результаты  выполнения  учащимися задания 5 Физкультминутка для мозгового  кровообращения (1 мин) 6 Осознание и  осмысление ( 4 мин) Развивать умения и  навыки решения  экспериментальных  задач, применения  полученных  теоретических  знаний на практике,  в конкретной  ситуации  Выполняют  упражнения Знакомятся   с заданием по его условию, выполняют задания   парах, проверяют себя, выводы   делают в 14 находится на таком же  расстоянии за зеркалом, на  каком предмет расположен  перед ним; На столе перед зеркалом вплотную к нему расположите  линейку и установите  карандаш. Рассмотрите  изображение предметов.  Приближайте и удаляйте  карандаш от зеркала.  3 группа: проверьте,  является ли изображение  предмета в плоском зеркале  зеркальным. На листе бумаги напишите  несколько печатных букв и  прочтите их в зеркале.  Напишите буквы, которые и в  зеркале читаются правильно.  Повторите опыты со словами.  Напишите свое имя на бумаге  и прочтите его в зеркале.  Запишите выводы из  поставленных опытов Вопрос классу:  Приведите свои примеры  15 использования зеркал. Для  наблюдения за поверхностью  моря с подводной лодки,  идущей на небольшой глубине, или для наблюдения за  местностью из бункера  используют прибор перископ ( от греческого перисконо­ смотрю вокруг, осматриваю).  Простейшая форма  перископа­ труба, на обоих  концах которой закреплены  зеркала, наклоненные  относительно трубы на 450 для изменения хода световых  лучей. В тех случаях, когда обзор  человека по каким­ либо  причинам ограничен, зеркала  особенно полезны. Так, в  каждом автомобиле, на  дорожных велосипедах,  имеется одно или несколько  зеркал, иногда слегка  выпуклых­ для расширения  поля зрения. Иногда или в  некоторых случаях  устанавливают зеркало на  Объясняет  материал,  используя  материалы ЦОР[3] Приводят примеры 16 дороге у крутого поворота.  (слайд 7) У некоторых  животных работа глаза  основана на зеркальной  оптике. Природа создала  многослойные зеркала.  Важной структурой глаза ,  улучшающей ночное зрение  многих наземных животных,  ведущих ночной образ жизни­  это плоское многослойное  зеркальце  « тапетум»,  благодаря которому и  светятся в темноте глаза.  Поэтому кошки могут видеть  окружающие предметы при  освещенности в 6 раз меньшей, чем требуется человеку. Такое же зеркальце обнаружено у  некоторых рыб Задание: на доске составить  кластер  к понятию (слайд 8)  “Зеркальное отражение ”,  заполняя «Ладошку».   Напоминает, что  такое кластер,  называет ключевое  слово,  корректирует  ответы учеников 1 ученик пишет на доске,  остальные  высказывают  идеи по данной  теме,  17 7 Выполнение  учащимися  контрольного  задания  (4 мин ) Составить   «кластер» к  понятию  «Зеркальное  отражение» Анализирует  получившийся  кластер, задает  вопросы,  формулирует  выводы составляют  кластер (слайд  9) 1.Изображение  находится на  одинаковом  расстоянии от  зеркала, что и  предмет. 2.Изображение  в плоском  зеркале –  прямое. 3.Изображение  в плоском  зеркале равное.  4.Изображение  в плоском  зеркале –  мнимое. 5.Изображение в плоском зеркале симметричное   8 Систематизация и обобщение Проверить усвоение  материала, выявить  Компьютерное тестирование Использует   материалы ЦОР [4 ] Выполняют  тест, используя 18 (3 мин) 9 Домашнее задание (2 мин) пробелы в  понимании  материала. Дать информацию и  инструктаж по  домашнему заданию 1 0 Рефлексия (2мин) Подвести итоги  урока.   домашнее Обязательное задание –  прочитать   §64,   ответить   на вопросы,  Дополнительное домашнее  задание ­ подготовить сообщения:  «История создания и принцип  действия калейдоскопа»,  «Фокусы с зеркалами»,  «Дворец иллюзий», провести  эксперимент (слайд 10) Рефлексия по уроку: 1.Что нового узнали? 2.Что понравилось на уроке?  3.Что было самым трудным? 4.Какова практическая и  личная значимость изучаемого вопроса? Выводы по уроку компьютер формулирует задание, комментирует его Воспринимают  информацию,  фиксируют  задание Обучающиеся  рефлексируют   и анализируют   деятельность на уроке. обобщает ответы  учащихся,  оценивает работу  на уроке  и делает  вывод о  достижении цели  урока всем  классом. 19 Литература  1.Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: учебник для общеобраз. учреждений. ­  М.:Дрофа, 2009 2.Носов  Е.И. Рассказ «Шопен, соната номер два». Избранные произведения в 2­х томах, из­во «Советская Россия», Москва, 1983г. 3. Перельман Я.И. Занимательная физика. Изд­во «Наука», Москва, 1983 г. 20 Интернет ресурсы 1. http://www.stihi­rus.ru/1/Tyutchev/7.htm  2.http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/669ba07f­e921­11dc­95ff­0800200c9a66/5_4.swf 3.http://class­fizika.narod.ru/8_38serk.htm  4.http://files.school­collection.edu.ru/dlrstore/669b796c­e921­11dc­95ff­0800200c9a66/index_listing.html 21

Плоское зеркало

Плоское зеркало

Плоское зеркало

Плоское зеркало

Плоское зеркало

Плоское зеркало

Плоское зеркало

Плоское зеркало

Плоское зеркало

Плоское зеркало

Плоское зеркало

Плоское зеркало

Плоское зеркало

Плоское зеркало

Плоское зеркало

Плоское зеркало

Плоское зеркало

Плоское зеркало

Плоское зеркало

Плоское зеркало

Плоское зеркало

Плоское зеркало

Плоское зеркало

Плоское зеркало

Плоское зеркало

Плоское зеркало

Плоское зеркало

Плоское зеркало

Плоское зеркало

Плоское зеркало

Плоское зеркало

Плоское зеркало

Плоское зеркало

Плоское зеркало

Плоское зеркало

Плоское зеркало

Плоское зеркало

Плоское зеркало

Плоское зеркало

Плоское зеркало

Плоское зеркало

Плоское зеркало

Плоское зеркало

Плоское зеркало
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2017