Предлагаемый методический материал предназначен для организации и проведения разнообразных воспитательных мероприятий при организации работы с детьми в лагерных сменах. Материал может быть интерпретирован для детей разного возраста. Может быть использован вожатыми, воспитателями отрядов, а также организаторами внеклассных мероприятий в школе при проведении внеурочных тематических мероприятий.
ПО МОРЯМ, ПО ВОЛНАМ
Конкурсная программа
Участники: две команды – экипажи кораблей, можно внутри распределить
роли: капитан, лоцман, боцман, радист.
Х о д к о н к у р с н о й п р о г р а м м ы
Конкурс 1. Разминка.
1е з а д а н и е.
Из рассыпанных букв сложить слово и встать с ним (на скорость).
2е з а д а н и е.
Как это на морском языке? (Комната – (каюта), гостиная – (каюткомпания),
подвал – (трюм), кухня – (камбуз), колокол – (рында), берегись – (полундра),
скамейка – (банка), лодка – (шлюпка), веревка – (шкертик).
В е д у щ и й. Корабли отправляются в плавание покорять океанские
просторы. Что такое океан, или дать справку об океане.
Конкурс 2. Океан знаний.
З а д а н и е 1. Решить кроссворд или поиграть в словатермины: военный
корабль – крейсер, водное пространство у входа в порт – рейд (удобное для
стоянки судов), портовое сооружение для ремонта судов – док, командир судна
– капитан, адмирал – Нахимов, наружный конец вала с лопастями – винт,
лестница на корабле – трап, средство переправы – паром, известный русский
адмиралпобедитель в сражении при ПортАртуре – Макаров, водяной вал,
образуемый водными колебаниями поверхности, – волна, работа всей команды
корабля – аврал, прибор для измерения глубины – лот, нижняя часть корабля,
где обычно находится груз, – трюм, башня с сигнальными огнями на берегу
моря – маяк, помещение для судовой команды на корабле – кубрик.
В е д у щ и й. На горизонте показался остров. Возьмем бинокли, но чтобы
пройти к острову, нужно миновать преграды.
З а д а н и е 2. Ответить на вопрос: что такое пролив.
Конкурс 3. Переправа.
В е д у щ и й. Высылаем сначала десант.
В а р и а н т ы заданий:
– Наведение паромной переправы (по дощечкам).
– Переправиться так, чтобы на земле во время переправы было как можно
меньше ног.
Конкурс 4. Остров.В е д у щ и й. Попали на остров. Что такое остров? Как называют жителей
острова? (Ответы участников.)
Мы не знаем языка аборигенов. Нужно найти выход из этого положения.
– Конкурс «Пойми меня» в любом варианте.
– Силовой конкурс.
– Приветствия жестами.
Конкурс 5. Возвращение на корабль.
В е д у щ и й. Приближается шторм. Заходим в бухту отдыха. Коки должны
приготовить обед.
З а д а н и е 1. Кто больше поймает рыбы?
Ловят рыбу коки (кто больше поймает) или эстафета для всей команды по
очереди. Сделать рыб разной формы (посчитать количество съедобных рыб).
З а д а н и е 2. Придумать рыбное блюдо.
Параллельно с этим команда болельщиков придумывает меню из рыбы. Затем
проходит защита меню.
В е д у щ и й. Шторм прекратился. Мы продолжаем плавание.
З а д а н и е 3. Расшифровать послание в бутылке.
Вахтенный вытаскивает бутылку и угадывает произведение:
– «Дети капитана Гранта»;
– «Одиссея капитана Блада»;
– «Два капитана».
З а д а н и е 4. Что передает азбука Морзе?
Можно передать флажковой азбукой Морзе какойто текст. На одной
карточке – азбука Морзе (ключ), на другой – текст.
З а д а н и е 5. Выдраить палубу до блеска.
Юнги драят палубу (мелом или палочкой). Под музыку, стоя на двух клочках
бумаги, в танце затереть надпись.
В е д у щ и й. Что такое риф? (Ответы участников.)
Конкурс 6. Район рифов.
В е д у щ и й. Важно провести корабль между рифами.
Варианты проведения:
– Чертится поле, разделенное на квадраты. Один игрок находится спиной к
полю. Лоцман дает указания. Он видит поле. Может делать один шаг. Задача –
провести корабль через рифы в нужную бухту.– Лоцман может видеть карту, а не поле.
– Идти между минами.
Конкурс 7. Саперы.
О п и с а н и е. Квадрат 10 10. Вся команда выстраивается у одной стороны
квадрата, у другой стороны стоит ведущий. Поле на полу пустое. Только в
блокноте у ведущего отмечены линии. Игра проходит в абсолютной тишине и
идет на время. З а д а ч а: перейти всей команде на сторону ведущего. Идут по
очереди. Ведущий только кивает головой в случае неправильного хода. В случае
взрыва участник возвращается обратно. Если пятеро прошло, а шестой взорвался
– возвращаются все, кто перешел на другую сторону.
Конкурс 8. Кольцовка песен о море.
Конкурс 9. Болезнь на корабле.
З а д а н и е. Определить болезнь по симптомам. Каждая команда отгадывает
по очереди.
З а д а н и е. Спортивные состязания:
1) Перетягивание каната.
2) Вязание морских узлов (за 1 минуту).
Конкурс 10. Морские байки.
Подведение итогов конкурсной программы.