Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации гражданского воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
ПО СТРАНИЦАМ
«НАШЕГО КАЛЕНДАРЯ»
П е р в ы й т у р викторины посвящен юбилею известных исторических
событий.
В о п р о с ы д л я о т б о р а у ч а с т н и к о в первого тура:
Известно, что официальной датой открытия железнодорожного движения в
России считается торжественный пуск первой в стране железной дороги 11
ноября 1837 года. Назовите начальный и конечный пункты этой дороги и ее
протяженность. (СанктПетербург, Царское Село, 21 верста.)
З а д а н и е п е р в о г о т у р а :
Инициатором строительства в России железных дорог и организатором
строительных работ по сооружению первой железной дороги был австрийский
инженер, не добившийся успеха у себя на родине и нашедший в России
возможность применения своих сил, знаний, таланта. Назовите его фамилию.
(Герстнер.)
В т о р о й т у р .
Музыкальным эпиграфом ко второму туру звучит романс на стихи И. С.
Тургенева «Утро туманное» в исполнении Е. Образцовой.
Для отбора участников второго тура нужно назвать известные учащимся
произведения выдающегося русского писателя.
З а д а н и е в т о р о г о т у р а :
Нужно отгадать название одного из произведений И. С. Тургенева, связанное с
его личным статусом. («Помещик».)
Т р е т и й т у р .
Следующая страница «Нашего календаря» посвящена истории музыки. Для
отбора участников третьего тура прошу назвать фамилии известных вам русских
композиторов.
З а д а н и е т р е т ь е г о т у р а :
Сейчас речь пойдет о русском композиторе, имя которого, скорее всего, вам
неизвестно. В этом году исполняется 245 лет со дня рождения Дмитрия
Степановича Бортнянского. Вам предстоит назвать самую известную его оперу.
(Звучит фрагмент из этой оперы.) («Сокол».)
И г р а с о з р и т е л я м и .На одном из предыдущих классных часов мы упоминали о большом событии в
отечественной литературе – 100летии со дня рождения выдающегося
драматурга Евгения Шварца. Одной из самых известных пьес этого автора
является «Дракон», по которой Марком Захаровым был снят фильм «Убить
дракона».
Прослушайте монолог героя пьесы «Дракон»:
«...В пяти годах ходьбы отсюда, в Черных горах, есть огромная пещера. И в
пещере этой лежит книга, исписанная до половины. К ней никто не прикасается,
но страница за страницей прибавляется к написанным прежде, прибавляется
каждый день. Кто пишет? Мир! Горы, травы, камни, деревья, реки видят, что
делают люди. Им известны все преступления преступников, все несчастья
страдающих напрасно. От ветки к ветке, от капли к капле, от облака к облаку
доходят до пещеры в Черных горах человеческие жалобы, и книга растет. Если
бы на свете не было этой книги, то деревья засохли бы от тоски, а вода стала бы
горькой. Для кого пишется эта книга? Для меня...
Для нас. Для меня и немногих других. Мы внимательные, легкие люди. Мы
проведали, что есть такая книга, и не поленились добраться до нее. А
заглянувший в эту книгу однажды не успокоится вовеки. Ах, какая это жалобная
книга! На эти жалобы нельзя не ответить. И мы отвечаем...
Мы вмешиваемся в чужие дела. Мы помогаем тем, кому необходимо помочь.
И уничтожаем тех, кого необходимо уничтожить. Помочь вам?» Назовите имя
героя пьесы Е. Шварца «Дракон». (Ланцелот.)
Ф и н а л .
Показывается диафильм о Степане Дмитриевиче Эрьзя и кратко рас
сказывается его биография.
Финалистам нужно назвать настоящую фамилию этого выдающегося
российского скульптора. (Нефедов.)
Победителям финала и игры со зрителями вручаются призы.