Моя победа над собой.
Цели:
Образовательная:
Воспитательная:
Развивающая:
Победа над собой есть первая и наилучшая из побед (Платон)
Учитесь управлять собой,
Во всём ищите добрые начала.
И, споря с трудною судьбой,
Умейте начинать сначала.
Споткнувшись, самому вставать,
В себе самом искать опору.
При быстром продвиженье в гору
Друзей в пути не растерять…
Не злобствуйте, не исходите ядом,
Не радуйтесь чужой беде.
Ищите лишь добро везде,
Особенно упорно в тех, кто рядом.
Не умирайте, пока живы!
Поверьте, беды все пройдут,
Несчастья тоже устают,
И завтра будет день счастливый!
(Заповедь психотерапевта Ю. Мерзлякова).
Здравствуйте, ребята. Наша сегодняшняя беседа посвящена теме “Моя победа над собой”. Тема беседы была выбрана мною не случайно. Она затрагивает нашу жизнь и заставляет задуматься над решением всех тех проблем, с которыми мы ежедневно сталкиваемся и которые необходимо решать.
Что я могу сказать по поводу” победы над самим собой?”
Ни для кого не секрет, что человек в течении своей жизни одерживает победы. Первые шаги, первое слово, первая отличная оценка… Но победа над собой-это самая большая победа.
Величайшая победа- это победа над самим собой. «Все победы начинаются с победы над самим собой». Как гласит народная мудрость. Задумаемся над этой фразой. О какой победе идет речь? С кем или с чем каждому из нас предстоит бороться всю жизнь?
Если человек чего-то хочет, он должен работать над собой, и тогда он обязательно сможет достичь желаемого результата.
Вот Человек – пойди его пойми
Он на своей сияющей Звезде
С ужаснейшими борется зверьми,
Которых сам на сотворил везде.
Каждый из нас в своей жизни хочет поступать правильно. Но не у всех получается, даже у самых умных и мудрых. Часто бывает, что мы знаем точно, как следует поступать, но ведем себя совершенно иначе и делаем ошибки.
Я сейчас почитаю притчу, а вы послушайте”:
Жил-был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди...
Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошёл к своему отцу и сказал об этом. И отец сказал ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения.
Дни шли за днями, и наконец мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди. Отец привёл сына к ограде и сказал:
– Сын мой, ты хорошо вёл себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана всё равно останется.
Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная. Друзья – это редкие драгоценности, они приносят тебе улыбку и радость. Они готовы выслушать тебя, когда тебе это нужно, они поддерживают тебя и открывают тебе свое сердце.
Старайся не ранить их...
Это и есть первая победа над собой, если ты научишься выслушивать, не грубить, не обижать людей, сдерживать себя и быть терпеливой.
Обманщики обычно льстят. Словам льстеца нельзя доверять, гортань его- открытый гроб. Льстец губит того, кому льстит, расставляя ловушку с помощью соблазна и гордыни.
Маленькая ложь за собой большую ведет.
Два ребёнка: Ложь и Неправда
Христианская притча
Некий юноша решил жить воздержанной жизнью. Однажды, стесняясь открыто говорить о своих принципах, он попал в смешную ситуацию. На вопрос, женат ли он, молодой человек, предполагая, что на этом расспросы закончатся, поддался соблазну немножко солгать:
— Да, женат.
— А как зовут вашу жену? — спросили снова.
Юноше опять пришлось выкручиваться.
— А дети у вас есть? — последовал ещё один вопрос.
И так как юноша уже начал лгать, то никак не мог остановиться.
— Есть.
— А сколько?
Молодой человек почувствовал, что окончательно запутался. «Чем дальше в лес, тем больше дров», — вспомнилась ему поговорка.
— Ну двое, — нерешительно ответил он.
— А как их зовут?
Вопросам собеседников, казалось, не будет конца.
Юноша не выдержал и ответил:
— Одного ребёнка зовут Ложь, а другого — Неправда. Не женат я, не женат!
«Кто говорит: «я
познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нём истины…»
(1Ин.2:4).
Ложь
Притчи
Притча о лжи:
В
больнице в одной палате лежали два тяжело больных человека. Один лежал у окна,
а кровать другого располагалась у двери.
— Что там видно в окне? — как-то спросил тот, что лежал у двери.
— О! — оживился первый. — Я вижу небо, облака, напоминающие зверюшек, озеро и
лес вдалеке.
Каждый день лежащий у окна рассказывал своему соседу о том, что происходит за
окном. Он видел лодку, рыбаков с огромным уловом, детей, играющих на берегу,
юных любовников, держащихся за руки и не сводящих, друг с друга сияющих
глаз.
В то время как он наблюдал все эти удивительные события за окном, его соседа
мучила глухая злоба. «Это несправедливо, — думал он. — За какие такие заслуги
его уложили у окна, а не меня, и я могу лицезреть только дверь с облупившейся
краской, в то время как он любуется видом из окна?»
Однажды, лежащий у окна сильно закашлялся и стал задыхаться. Он пытался
дотянуться до кнопки вызова медсестры, но у него не было сил, потому что он
содрогался от кашля. Сосед наблюдал за происходящим. Ему ничего не стоило
нажать на свою кнопку, но он этого не сделал.
Через некоторое время первый затих и вытянулся на своей постели.
Когда его унесли, сосед попросил медсестру, чтобы его переложили к окну.
Медсестра выполнила просьбу больного, перестелила его постель, помогла ему
перелечь на противоположную кровать и, убедившись, что больному удобно,
направилась к двери. Вдруг её остановил удивлённый возглас больного:
— Как же так! Это окно выходит на глухую серую стену! Но тот, кто умер,
рассказывал мне, что видел лес, озеро, облака, людей… Как же он мог всё это
видеть из этого окна?
Медсестра печально улыбнулась:
— Он вообще не мог ничего видеть; ваш покойный сосед был слепым.
Это есть вторая победа над собой, ведь ложь и злоба очень плохие советчики, плохо влияют на человек. Чем дальше ложь, тем больше неприятностей навлекает на себя лгун.
«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»,- «Вранье не введет в добро». - гласит народная мудрость..
Послушайте следующую притчу. Называется «Красивая поганка».
Христианская притча.
Завидовала-завидовала поганка, что её в отличие от благородных грибов, в лучшем случае, словно не замечают, и вот что придумала: «Это всё потому, что я маленькая и невзрачная! Вот вырасту большой и красивой — всем отомщу!»
И принялась она пить дождевую воду. Пила-пила… Захлёбывалась уже. Но своего добилась: стала выше самого большого белого гриба. Потом намазала ржавчиной от консервной банки шляпку, сделав её красней, чем у самого красного подосиновика. Да ещё и белыми пятнышками для пущей красоты разукрасила!
И что же? Пришли в лес грибники. Собирают боровики, подосиновики, подберёзовики. А как бывшую поганку увидели, то удивились:
— Смотрите, какой мухомор! Давайте его поскорей затопчем, чтобы кто из новичков его за благородный гриб не принял!
И затоптали несмотря на то, что поганка стала большой и красивой.
Чему учит нас эта притча?
Ведь дело не в том, кто и каков ты снаружи, а что у тебя внутри…
Всем важен твой внутренний мир, как ты разговариваешь, твой тон , твоя интонация, а не то, как ты одет, во что ты одет.
Не зря же говориться в пословицах-
Ø «Не все то золото, что блестит»
Ø «Снаружи мило, а внутри гнило».
Ø «Хорош на вид, а раскусишь-рот кривит».
Ø «Встречают по одежке, провожают по уму».
Зависть губительно влияет на человека… И это будет третья победа над собой, если вы избавитесь от нее.
Воспитатель: Кому не очень нравится своя внешность: «Стань перед зеркалом, вглядитесь в каждую отдельную черту своего лица, и когда вы находите, что она вам нравится, то говорите: спасибо, Господи, что Ты создал такую красоту как мои глаза, мои брови, мой лоб, мой нос…- что угодно».
«К кому идёт удача». Кавказская притча.
После того, как Творец создал мир, дошло дело до Удачи.
— Куда пойдёшь? — спрашивает её.
— Пойду, найду самого ленивого и с ним останусь, — ответила та.
— Как же так? Ведь на свете столько достойных тружеников, а ты к ленивому?
Удача молвила в ответ:
—Трудолюбивый меня сам найдёт.
Чему учит нас эта притча?
Да, Лодырь лежит на диване и ждет что удача, успех и богатство сами к нему с неба упадут, но только это в его мечтах, а в жизни нужно много трудиться, чтоб иметь успех.
Ведь говорят же
люди «Под лежачий камень вода не течет»,
«От безделья дурь наживается, в труде воля закаляется».
Притча о двух волках.
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну
жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая
на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть,
ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...
Другой волк представляет добро — мир, любовь,
надежду, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души
словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты
кормишь.
Смысл притчи очень простой. «Понимаешь, в каждом человеке есть две силы, которые можно сравнить с борьбой двух волков.
Первый волк представляет силы зла, это такие чувства, как ревность, лень, зависть, злость, жестокость и так далее. Второй волк живет также в каждом из нас, и он олицетворяет или представляет добро. Это любовь, истина, понимание, сочувствие и так далее».
Чем больше мы ленимся, чем больше мы злимся, ревнуем,завидуем, ругаем кого-то, тем этот злой персонаж внутри нас становится сильнее.
И наоборот, чем больше мы препятствуем этой лени, — нам лень вставать с постели, лень идти на тренировку, — а мы все равно наперекор идем, нам лень выполнять какую-то работу, но мы садимся и делаем ее, то мы кормим, по сути, вот этого доброго, второго волка, и он становится сильнее. И с каждым разом у тебя и самодисциплина — т.е. ты в этом плане становишься сильнее, и все меньше и меньше негативных мыслей становится в голове.
Победа над самим собой – это преодоление человеком собственной слабости по отношению к порокам, трудностям. Необходимо помнить, что самая важная борьба происходит внутри нас, ведь с преодоления себя начинается успех во всех делах.
Нужно постоянно работать над собой -то есть заниматься самовоспитанием. Самовоспитание- это умение и желание становиться лучше. Человек, который понимает, как важна постоянная работа над собой, не довольствуется достигнутым. Он привыкает строго оценивать себя и свои поступки.
А так же,
Занимаеться самообразованием
Приобретает полезные умения
Развивает свои лучшие качества
Бореться со своими недостатками
Укрепляет своё здоровье
Работает над своим внешним и внутренним миром.
Вот и вы, каждый из вас составьте азбуку качеств, которые хотели бы в себе воспитать.
Например:
А – аккуратный;
Б – благодарный;
В – вежливый;
Г – грамотный;
Д – добрый…
Самовоспитание начинается с самооценки. Если ты правдив, то ты стремясь стать лучше, за все спрашиваешь с себя. Иногда некоторые из вас завышают самооценку.
Значительно завышенная самооценка отдаляет людей друг от друга, мешает установлению дружеских отношений с окружающими. Завышенная самооценка ведет к самолюбованию, высокомерию.
Когда каждый из вас будет заниматься своим воспитанием, то нужно самовнушение. Оно помогает владеть собой в самых трудных ситуациях. Неделями, а иногда и месяцами по многу раз в день приходится произносить заранее подготовленные фразы-заклинания: «Я ни за что не буду повышать голос!», «Я слушаю собеседника, не перебивая!», «меня не выводят из себя никакие замечания окружающих!» Делается это до тех пор, пока уверенность не становится непоколебимой, не оставляя ни тени сомнений в умении справиться с собой.
Самоодобрение предлагает во многих жизненных ситуациях «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах. Если тогда смогла, почему же сейчас нет, я смогу. Самоободрения- борьба со своими недостатками.
Самоконтроль учит сдержанно относится к другим людям, терпимо воспринимать их недостатки, слабости, ошибки. Очень не просто управлять чувствами, обуздывать их. Но и этому можно научиться.
Работа над собой не принесет плодов, если не будет подкрепляться доброжелательностью, жизнерадостностью, верой в людей, уверенностью в успехе дел, за которые взялся. Ведь основной целью следует считать не стремление сделать себя хорошим, а важно добрые отношения с окружающими. Только думая о других, заботясь о них, можно стать лучше самому.
Побеждает в этой жизни только тот, кто победил сам себя. Кто победил свой страх, свою лень, и свою неуверенность, свои пороки.
Каждый раз перебарывая свои “ не хочу, не буду”, вы преодолеваете самого себя, становитесь победителем. Вы одновременно избавляетесь от лени.
И так я подвожу итог беседы.
Мы все хотим, чтобы наша жизнь изменилась, но сами мы меняться не желаем. Пусть кто-то другой меняется, пусть “они” меняются, а я подожду. Для того, чтобы изменить кого-либо другого, вы должны, прежде всего, измениться сами. И вы должны измениться внутренне.Мы должны изменить ход наших мыслей, то, как мы говорим, и то, что мы говорим, как говорим и что делаем.
Ваша главная задача в школе - научиться учиться и развивать самого себя для будущей жизни.
Всегда и всему учитесь сами. Учителя могут только помогать вам учиться и управлять своим развитием и поведением. Особенно важно научиться правильно мыслить и целенаправленно действовать.
Прежде всего, развивайте у себя общие способности, стремитесь всегда обдумывать свои дела, поступки и приобретать полезные знания и работоспособность. Самый лучший способ научиться учиться - это постоянно передавать свои знания и опыт другим.
Развивайте свою общественную активность, трудолюбие, организованность, исполнительность, инициативу, вежливость, доброту, умение управлять собой.
Недостатки вашего характера и поведения - это результат недостаточного самообучения и самовоспитания. Плохие привычки и свойства характера легче исправить сегодня, чем завтра. Все можно исправить, стоит только сильно захотеть.
Все ваши успехи и неудачи в делах зависят от вас самих. Чтобы самообразование было успешным, следует знать, уметь, хотеть и успевать делать то, что надо и полезно, а не то, что вздумается.
Сколько бы вы не учились, сколько бы вы не знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов. Как бы ни были обширны у вас знания, их нужно делать еще обширнее. Как бы они не были глубоки, они могут стать еще глубже. Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы.
Воспитать себя - это непросто, но возможно. Во-первых, требуется желание, во вторых, - умение, в-третьих, - воля, труд и многочисленные упорные упражнения на пути к доброй цели, к себе - лучшему.
Приложение 1.
Твое жизненное кредо.
1. Надо изучать себя! Чтобы воспитывать себя, делать что-то с собой, прежде всего надо узнать, познать, изучить себя. Это самопознание подразумевает наблюдение за собой, самоанализ и самооценку своего поведения, своих чувств и мыслей.
2. Надо ставить цели! Надо представить себе, каким вы хотите быть. Тогда, на основании изучения себя и представления о себе - будущем, вы можете наметить конкретные цели изменения, улучшения и совершенствования своих качеств - цели самовоспитания.
3.Надо знать, как себя воспитывать! Предположим, что вы захотели, поставили цели, готовы воспитать в себе храбрость, смелость, но как это практически сделать? Для этого есть много специальных приемов и способов. Очень простой прием - похвала себе. Когда вы одерживаете хоть небольшую победу над собой и обстоятельствами, нужно себя наградить, похвалить. Вот вы уже три дня делаете зарядку, до блеска вымыли стекла в окнах, помогли старому человеку, ни разу не пропустили тренировки - дайте себе награду (прогулку, кинофильм, сладость и т.п.). Можно просто вслух похвалить себя. Когда генерал-аншеф Суворов прочитал краткое поздравление императрицы («Ура, фельдмаршал!»), он приказал принести девять табуреток и расставить их одна за другой через пару шагов. А затем 64-летний фельдмаршал разбежался и принялся перепрыгивать табуретки, хлопая о сиденья ладонями и выкрикивая: «Репнина обскакал! Прозоровского обскакал! Долгорукого обскакал!» Он добился своего, был рад и гордо торжествовал победу.
4.Надо верить! Чрезвычайно важна в самовоспитании вера в успех, уверенность в нем. Убеждайте себя, внушайте, приказывайте себе: «Я хочу стать другим. Я буду таким. Я уже меняюсь. Я уже такой, каким хочу стать». Цель самовнушения должна быть благородной: преодолеть слабость, избавиться от недостатков, стать лучше. Заставить себя поверить в себя - это важное условие победы. Самовнушение необходимо утром для настроенности на активную деятельность в течение дня и вечером при подведении итогов дня. «Доброе утро! Я так хорошо отдохнул. Сегодня много дел. Я хорошо настроен. Я владею собой. Я сделаю это!»; «День прожит не напрасно. Сегодня я был успешен в учебе и домашних делах. Завтра я закреплю свой успех!»
Источники:
http://pritchi.ru/id_7333
https://pritchi.ru/id_4097
http://sandbox.openclass.ru/node/331253
http://pritchi.ru/id_9814
https://mirpozitiva.ru/parables/483-pritchi29.html
Литература
Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М., 1986
Водейко Р.И., Мазо Г.Е. Как управлять собой. – М., 1986
Жирова Т.М.. Твоя жизнь – твой выбор: развитие ценностей здорового образа жизни –М.: «Панорама», 2006г
Зайверт Л. Ваше время в ваших руках. – М., 1989
Ньюмен Б. Парите вместе с орлами - 2004
Савченко Е.В. Классные часы - М.: «ВАКО»,2007г
Селевко Г.К. Реализуй себя. – М., 2001
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. - М.: «Генезис», 2007г
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.