«Почему айсберги не тонут?»
Цель – обеспечить развитие познавательного интереса.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие» - систематизировать знания детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности.
Образовательная область «Речевое развитие» - помочь понять смыл выражения «крыша – толстое стекло»; обогащение лексики словами признаками, родственными словами.
Образовательная область «Физическое развитие»
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» - способствовать формированию доброжелательного отношения друг к другу; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнения партнера.
Средства обучения: таз с водой, пластмассовая рыбка, куски льда разного размера, разные по форме и размеру емкости, кораблики, ванна, картинки с изображением айсбергов.
Предварительная работа: беседы о воде как природном ресурсе. Чтение стихов о воде; энциклопедии «Чудо повсюду»; загадывание загадок. Игры «Ручеек», «Мы – капельки»; экспериментирование с водой; рассматривание глобуса.
Ход НОД
Организационная часть
Воспитатель. Дети, к нам приплыла рыбка. Что она принесла? (Читает загадку)
"Рыбам зиму жить тепло
Крыша - толстое стекло" (Лед)
- О чём эта загадка? (Лед). Правильно.
- Как, вы, догадались? ( «Крыша — толстое стекло - это лед на реке).
- Ребята, а как же зимуют рыбы? (В воде, подо льдом).
Беседа. Воспитатель предлагает взять лед в руки.
Воспитатель. Ребята, когда вы берете лед в руки, что чувствуют ваши пальчики? (Лед холодный, хрупкий, скользкий, мокрый).
- Ребята скажите, а почему лед сравнивают со стеклом? (Потому что он прозрачный).- А почему его нельзя вставить в окно? (Он растает).
- Вспомните, в какой сказке у лисы была избушка ледяная? (В сказке «Заюшкина избушка»)
- Чем была хороша избушка у лисы? (Красивая, прозрачная).
- А чем она оказалась плоха, когда пришла весна? (Она растаяла).
- А почему она растаяла? (Стало пригревать солнце). Ребята, как мы можем убедиться, что лед тает? (Можно оставить на блюдце, и он постепенно растает.)
- Как ускорить этот процесс? (Поставить на батарею)
Опытно – экспериментальная работа
- Ставим лед в блюдце на батарею.
(Дети приходят к выводу, что от тепла лед начал таить).
Воспитатель. Процесс превращения твердого льда в жидкость называется таянием.
- Имеет ли вода форму? (Вода имеет форму сосуда, в который она налита).
- Имеет ли форму лед?
Опыт.
- У каждого из вас есть кусочки льда, они разные по форме и по размеру, давайте разложим их в разные ёмкости. (Дети раскладывают кусочки льда в емкости).
- Скажите, ребята, а меняет ли лед форму? (Лед форму не меняет).
- Как вы его раскладывали? (Брали его рукой).- А воду можно взять рукой и разложить?
- Лед не меняет своей формы, куда бы мы его ни положили, причем лед можно брать рукой и переносить с места на место.
- Ребята, как вы думаете, что такое лед? (Лед - это вода только в твердом состоянии, замороженная).
Физкультминутка «Дождь»
Капля – раз, капля – два, очень медленно сперва. (Хлопки руками на каждое слово)
А потом, потом, потом – все бегом, бегом, бегом. (Бег)
Стали капли поспевать, капля каплю догонять, (Хлопки руками на каждое слово)
Кап – кап, кап – кап, (Свободное движение пальчиками)
Зонтики скорей раскроем, от дождя себя укроем.
(Соединить руки над головой)
Воспитатель. Скажите, что с водой происходит зимой? (Она замерзает, превращается в лед.)
Дидактическая игра «Родственные слова»
Воспитатель. Давайте поиграем и придумаем родственные слова к слову лед, (Ледяной, ледышка, льдинка, ледовый). ( Аналогично придумывают родственные слова к слову вода).
Воспитатель. Ребята, как, вы, думаете, где на Земле больше всего льда?
(Воспитатель обращает внимание детей на глобус и продолжает рассказывать).
Воспитатель. Посмотрите на глобус. Очень много льда в Арктике и Антарктике. А самый большой ледник в мире - ледник Ламберта в Антарктике.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, как ведут себя ледники под солнечными лучами солнца? (Тают).
Воспитатель. Правильно, они тоже тают, но растаять полностью они не могут. Антарктическое лето короткое и не жаркое.
- Ребята, слышали ли вы что – то об айсбергах? (Нет).
Айсберги - это огромные горы льда, которые откололись от ледяных берегов в Арктике или Антарктике и течением их вынесло в море.
Воспитатель. Как вы думаете, что происходит с этими кусками льда? Плавают они или тонут? (Ответы детей).
Опыт. Давайте проверим. Берите кусочки льда и опускайте их в воду.- Что происходит? (Лёд не тонет).- Почему лёд не тонет? (Лёд легче воды). Выталкивающая сила воды больше веса? Почему не тонут айсберги? ( Ответ детей.) (Показ картинки.)
Воспитатель. Большая часть айсберга скрыта под водой. Они плавают в море несколько лет, постепенно тают, дробятся на мелкие части.- Как, вы, думаете, опасны ли айсберги? (Да). - Для кого? (Айсберги большую опасность представляют для кораблей) (показ картинки).
Воспитатель. Давно, почти сто лет назад столкнувшись с айсбергом, затонул пассажирский теплоход «Титаник». Погибло много людей. С тех пор Международный ледниковый патруль следит за движением айсбергов и предупреждает корабли об опасности.
Рефлексия. Ребята скажите, о чём мы сегодня говорили? Что нового и интересного вы узнали? Что хотите еще интересного узнать? (Ответы детей). Рыбка дарит вам интересную энциклопедию. Из нее вы много узнаете об айсбергах и льдах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.