«Почему айсберги не тонут?» старшая группа
Оценка 4.8

«Почему айсберги не тонут?» старшая группа

Оценка 4.8
docx
11.10.2021
«Почему айсберги не тонут?» старшая группа
Почему айсберги не тонут старшая гр.docx

«Почему айсберги не тонут?»

Цель – обеспечить развитие познавательного интереса.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие» - систематизировать знания детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности.

Образовательная область «Речевое развитие» - помочь понять смыл выражения «крыша – толстое стекло»; обогащение лексики словами признаками, родственными словами.

Образовательная область «Физическое развитие»

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» - способствовать формированию  доброжелательного отношения друг к другу; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнения партнера.

Средства обучения: таз с водой, пластмассовая рыбка, куски льда разного размера, разные по форме и размеру емкости, кораблики, ванна, картинки с изображением айсбергов.

Предварительная работа: беседы о воде как природном ресурсе. Чтение стихов о воде; энциклопедии «Чудо повсюду»; загадывание загадок. Игры «Ручеек», «Мы – капельки»; экспериментирование с водой; рассматривание глобуса.

Ход НОД

Организационная часть

Воспитатель. Дети, к нам приплыла рыбка. Что она принесла?  итает загадку)

"Рыбам зиму жить тепло

Крыша - толстое стекло" (Лед)

- О чём эта загадка?  (Лед). Правильно.

- Как, вы,  догадались? ( «Крыша — толстое стекло  - это лед на реке).

 - Ребята, а как же зимуют рыбы? (В воде, подо льдом).

Беседа. Воспитатель предлагает взять лед в руки.

Воспитатель. Ребята, когда вы берете лед в руки, что чувствуют ваши пальчики? (Лед холодный, хрупкий, скользкий, мокрый).

- Ребята скажите, а почему лед сравнивают со стеклом? (Потому что он прозрачный).- А почему его нельзя вставить в окно? (Он растает).

- Вспомните, в какой сказке у лисы была избушка ледяная? (В сказке «Заюшкина избушка»)

- Чем была хороша избушка у лисы? (Красивая, прозрачная).

- А чем она оказалась плоха, когда пришла весна? (Она растаяла).

- А почему она растаяла? (Стало пригревать солнце). Ребята, как мы можем убедиться, что лед тает? (Можно оставить на блюдце, и он постепенно растает.)

- Как ускорить этот процесс? (Поставить на батарею)

Опытно – экспериментальная работа

- Ставим лед в блюдце на батарею.

(Дети приходят к выводу, что от тепла лед начал таить).

Воспитатель. Процесс превращения твердого льда в жидкость называется таянием.

- Имеет ли вода форму? (Вода имеет форму сосуда, в который она налита).

- Имеет ли форму лед?

Опыт.

- У каждого из вас есть кусочки льда, они разные по форме и по размеру, давайте разложим их в разные ёмкости. (Дети раскладывают кусочки льда в емкости).

- Скажите, ребята, а меняет ли лед форму? (Лед форму не меняет).

- Как вы его раскладывали? (Брали его рукой).- А воду можно взять рукой и разложить?

- Лед не меняет своей  формы, куда бы мы его ни положили, причем лед  можно брать рукой и переносить с места на место.

- Ребята, как вы думаете, что такое лед? (Лед - это вода только в твердом состоянии, замороженная).

Физкультминутка «Дождь»

Капля – раз, капля – два, очень медленно сперва. (Хлопки руками на каждое слово)

А потом, потом, потом – все бегом, бегом, бегом. (Бег)

Стали капли поспевать, капля каплю догонять, (Хлопки руками на каждое слово)

Кап – кап, кап – кап, (Свободное движение пальчиками)

Зонтики скорей раскроем, от дождя себя укроем.

(Соединить руки над головой)

Воспитатель. Скажите, что с водой происходит зимой? (Она замерзает, превращается в лед.)

Дидактическая игра «Родственные слова»

Воспитатель. Давайте поиграем и  придумаем родственные слова к слову лед, (Ледяной, ледышка, льдинка, ледовый). ( Аналогично  придумывают родственные слова к слову вода).

Воспитатель. Ребята, как, вы, думаете,  где на Земле больше всего льда?

(Воспитатель обращает внимание детей на глобус и продолжает рассказывать).

Воспитатель. Посмотрите на глобус. Очень много льда в Арктике и Антарктике. А самый большой ледник в мире - ледник Ламберта в Антарктике.

Воспитатель. Ребята,  как вы думаете, как ведут себя ледники под солнечными лучами солнца? (Тают).

Воспитатель. Правильно, они тоже тают, но растаять полностью они не могут. Антарктическое лето короткое и не жаркое.

- Ребята, слышали ли  вы что – то об айсбергах? (Нет).

Айсберги - это огромные горы льда, которые откололись от ледяных берегов в Арктике или Антарктике и течением их вынесло в море.

Воспитатель. Как вы думаете, что происходит с этими кусками льда? Плавают они или тонут?  (Ответы детей).

Опыт. Давайте проверим.  Берите кусочки льда и опускайте их в воду.- Что происходит? (Лёд не тонет).- Почему лёд не тонет? (Лёд легче воды). Выталкивающая сила воды больше веса? Почему не тонут айсберги? ( Ответ детей.) (Показ картинки.)

Воспитатель. Большая часть айсберга скрыта под водой. Они плавают в море  несколько лет, постепенно тают, дробятся на мелкие части.- Как, вы,  думаете, опасны ли айсберги? (Да). - Для кого? (Айсберги большую опасность представляют для кораблей) (показ картинки).

Воспитатель. Давно, почти сто лет назад столкнувшись с айсбергом, затонул пассажирский теплоход «Титаник». Погибло много людей. С тех пор Международный ледниковый патруль следит за движением айсбергов и предупреждает корабли об опасности.

Рефлексия. Ребята скажите, о чём мы сегодня говорили? Что нового и интересного вы узнали? Что хотите еще интересного узнать? (Ответы детей). Рыбка дарит вам интересную энциклопедию. Из нее вы много узнаете об айсбергах и льдах.

 


 

Почему айсберги не тонут?» Цель – обеспечить развитие познавательного интереса

Почему айсберги не тонут?» Цель – обеспечить развитие познавательного интереса

Ребята, а как же зимуют рыбы? (В воде, подо льдом)

Ребята, а как же зимуют рыбы? (В воде, подо льдом)

Ребята, как вы думаете, что такое лед? (Лед - это вода только в твердом состоянии, замороженная)

Ребята, как вы думаете, что такое лед? (Лед - это вода только в твердом состоянии, замороженная)

Воспитатель . Как вы думаете, что происходит с этими кусками льда?

Воспитатель . Как вы думаете, что происходит с этими кусками льда?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2021