Тема: Почему мой ребенок врет?
Форма проведения: педагогическая мастерская
Цель собрания – научить родителей видеть причины детской лжи и правильно реагировать на проявление подобного поведения у своего ребенка.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1) показать родителям, что ложь имеет не только моральные, но и психолого-педагогические корни;
2) познакомить родителей с причинами возникновения детской лжи;
3) показать способы решения проблемы детской лживости в зависимости от причины ее возникновения;
4) выработать способы коррекции поведения и оказания помощи своему ребенку.
Участники:
1. Социальный педагог
2. Классный руководитель
3. Родители учащихся 1 класса
Оформление, оборудование, инвентарь.
1. Учитель готовит листы с анкетами и рекомендациями родителям (по количеству родителей)
2. Родители вырезают круглые жетоны из самоклеящейся бумаги красного, желтого и белого цвета.
3. На доске написана тема собрания.
Красный – было интересно и актуально;
Желтый - мне было скучно;
Белый - у меня остались вопросы по этому поводу.
План содержания
1. Вступительное слово учителя
2.Что такое детская ложь? ( беседа)
3. Какие причины могут лежать в основе детской лживости? ( видео психолога, работа в группе )
4. Признаки, по которым можно догадаться, что ребенок обманывает.
5. Как поступить, если ребенок солгал? (работа в парах )
6. Рекомендации для родителей. (Буклет).
Сценарий родительского собрания по теме:
« Почему мой ребенок врет?»
-Здравствуйте уважаемые родители, сегодня мы с вами собрались для того, чтобы разобраться в главной проблеме, а какая это проблема, давайте с вами посмотрим видеоролик и попробуем определить, что за проблема
(после просмотра видео)
- Итак, о чём это видео? ( о том, что ребенок врет родителям)
-Так какая будет тема нашего собрания?
-Верно, тема нашего собрания «Почему мой ребенок врет?»
(Вывешиваю на доску)
- А какую мы поставим цель нашего собрания? (предполагают цель собрания)
- Хорошо, цель нашего собрания научиться видеть причины детской лжи и правильно реагировать на проявление подобного поведения у своего ребенка.
- Сегодня у нас будет не обычное собрание, мы с вами проведём его в форме «Педагогической мастерской» и составим памятки о причинах детской лжи, работая в группах по 4 человека.
-Наверное, нет на свете
человека, у которого не возникал вопрос: почему дети обманывают.
Честность – это то качество, которое испокон веков заботливые родители
стремятся привить своим детям.
-Сегодня, мы собрались, чтобы вместе подумать, проанализировать свои
воспитательные методы, получить рекомендации психологов и
ответить на главный вопрос нашего собрания : почему наши дети обманывают и
лгут?
-Все родители мечтают, чтобы их дети выросли хорошими, честными людьми. Но все в большей или меньшей мере сталкиваются с проблемой детской лжи.
-Для начала, предлагаю узнать, что же такое детская ложь
-Что бы это узнать, возьмите карточки под №1 ознакомьтесь с понятием лжи, которое дал известный американский психолог Пол Экман: Ложь – это намеренное решение ввести в заблуждение того, кому адресована информация, без предупреждения о своём намерении сделать это.
-И так, что же такое ложь? Ответит нам один из членов первой группы.
-Совершенно верно!
-У каждой группы на столах лежит ватман и цветные карандаши с фломастерами, на нем вы будете составлять памятку о причинах детской лжи.
-Итак что же первое появится на нашей памятке? ( определение детской лжи) - Верно, озаглавьте свои памятки и поместите туда определение детской лжи.
- Детская ложь — это свидетельство не моральных, а скорее психологических проблем ребенка. Врунишка обычно страдает от недостатка внимания или любви со стороны родителей, он испытывает трудности в общении со сверстниками, у него низкая самооценка
-Как вы думаете, что может стать причиной того, что ребенок начал врать?
( предположения родителей)
-Что бы определить, правильны ли ваши предположения, посмотрим видеоролик, в котором психолог рассказывает о причинах детской лжи.
-Ваша задача, посмотреть видеоролик и поместить в свои памятки, причины детской лжи о которых говорит психолог.
-Проверим, что у вас получилось, каждая группа называет по одной причине, начнем с первой группы.
- Так какие же причины могут лежать в основе детской лживости?
( Сверяем с эталоном )
1) В семье не принято, открыто обсуждать трудности
2) Чересчур тревожная и заботливая мама, которая стремится, чтобы все было идеально
3) Мало внимания ребенку
4) Страх наказания и изоляции
- Обратите внимание на слайд, здесь приведены еще причины, по которым ребенок обманывает
-Ознакомимся с ними:
—избежать неприятных для себя последствий;
—добыть то, чего иным способом получить не может или не умеет (внимание окружающих);
—получить власть над окружающими (а иногда — отомстить им);
—защитить что-то или кого-то значимого для себя (в том числе и право на свою личную жизнь).
-Дополните свои памятки
-Мы выяснили, что такое ложь и ее причины.
-Ну как же распознать, что ребенок врет?
-Как определить что ваш ребенок врет? ( ответы родителей )
- Для того чтобы распознать, врет ли ваш ребенок, достаточно понаблюдать за ним. Если ребенок врет постоянно, то вы вполне можете определить это по некоторым вполне очевидным признакам.
-Сейчас возьмите конверт №2, работать будете так же в группах по 4 человека.
-Обратите внимание на слайд, там представлены правила работы в группах.
-Ваша задача, ознакомиться с информацией и рассказать о том, как определить что ребенок врет.
-Вы должны насторожиться, если, разговаривая с вами, ваш ребенок:
- излишне возбужден, на щечках румянец;
- у него меняется выражение лица; старается смотреть в сторону и усиленно моргает, зрачки то сужаются, то расширяются;
- появляются непроизвольные жесты: когда что-то говорит, вдруг подносит руки ко рту, как бы пытаясь остановить поток лжи; руки во время разговора постоянно теребят край одежды или какой-нибудь предмет;
- ребенок начинает часто покашливать во время разговора;
- говорит медленно и неуверенно, тщательно подбирая слова и перебивая себя то паузами, то жестами;
- непоследователен в своих рассказах, невольно все преувеличивает.
- поскольку ребенок сознает, что поступает неправильно, то может говорить неправду более тихим голосом, или у него меняется тон или темп речи;
- ребенок может пытаться скрыть неправду за пустой болтовней. И если ваш ребенок по натуре не очень разговорчив, чрезмерная словоохотливость может быть признаком обмана.
-Представьте, пожалуйста, свои результаты. Начнем с первой группы.
-Это, конечно, только некоторые признаки. Внимательные родители замечают любое изменение в поведении своих детей.
-Дополните свои памятки
-Поведем итог, что уже есть в ваших памятках? ( что такое ложь, причины по которым ребенок обманывает, как распознать что ребенок обманывает)
-Чего же нам не хватает еще в памятку? (рекомендации родителям, как быть, если ребенок обманывает)
-Верно
- Итак, вы обнаружили, что ваш ребенок врет, но что делать с этим – вы не знаете?
- Не стоит торопиться с наказаниями и проявлять свою суровость, негодуя и раздражённо «выпуская пары». Необходимо попытаться понять, что именно заставляет вашего ребенка врать и постараться помочь ему.
- Нет простого рецепта, как отучить ребенка врать. В каждой ситуации – свои способы решения проблемы. И если уж мы упомянули о наказаниях, то с них мы и начнём.
- Попробуйте проанализировать, не слишком ли у вас завышенные требования к ребенку? Не прибегаете ли вы к постоянным поучениям, нотациям? Не является ли ложь просто защитой, щитом от этого страха?
-Сейчас вы поработаете в парах
-Возьмите карточки под №2. Как поступить, если ребенок солгал?
-Ваша задача из предложенных вариантов выбрать подходящие.
• Прислушайтесь к тому, о чем говорит ваш ребенок, прежде чем разоблачать, подумайте, как это сделать доброжелательнее и тактичнее.
• Постарайтесь, прежде всего, «услышать» скрытую причину лжи и проанализировать ее.
• Нужно сразу ругать и наказывать ребенка за ложь, обзывать плохим ребенком, лжецом.
• Если вы видите, что ребенок соврал, то сядьте рядом с ребенком так, что бы вы стали как бы одного роста с ним и ваши глаза были на уровне глаз ребенка, и спокойно скажите ему, что вы просите сказать правду и наказывать его за неё вы не будете. Обязательно подчеркните, что вы его любите и доверяете ему.
• Если ребёнок сам сознался во лжи, это не повод похвалить его поступок.
• Объясните маленькому лгунишке, что стоит за неправдой, и почему необходима честность. Он должен понимать, что с ложью мириться нельзя, даже умолчание о лжи - тоже ложь, поэтому старайтесь поощрять искренность ребенка как можно чаще.
· Если ребенок не хочет сознаваться, заставьте его насильно.
• Ребенок должен понять, что, несмотря на то, что вы не одобряете его поведение, вы его все равно хорошо к нему относитесь и хотите вместе с ним решить эту проблему.
-Давайте проверим ( сверим с эталоном на доске )
- Вот несколько приемов, которые могут помочь вам научить вашего ребенка быть правдивым.
-Помните, что ребенок честен со своими родителями, если: ( слайд)
- не боится их гнева, не боится быть отвергнутым ими;
- уверен – что бы ни произошло, взрослые не станут его унижать;
- знает, что его поддержат в трудной ситуации, помогут советом;
- знает, что в спорной ситуации вы примете его сторону;
- твёрдо знает, что если его и накажут, то наказание будет справедливым и разумным;
- между родителями и детьми существует доверие.
-Наше собрание подходит к концу.
- Представьте результаты своих работ, по одному члены от группы, демонстрируют свои памятки.
-И напоследок мне хотелось бы раздать вам эти буклеты, в которых прописаны рекомендации, которыми должны пользоваться родители, что бы ребенок не врал.
-Спасибо, за проведенное время. До свидания!
Рекомендации родителям
Вот несколько приемов, которые могут помочь вам научить вашего ребенка быть правдивым:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.