Почему музыка лечит?
С миром звуков связано почти все, что происходит в природе. Во всяком случае, в живой природе. Можно считать доказанным, что музыка влияет и на нас с вами, и на растения, и на животных.
Музыка все чаще служит здоровью. Появилась уже особая, пусть и не очень обширная пока, область медицины — музыкотерапия. В первую очередь ею лечат нервнопсихические болезни: сеансы музыкотерапии под руководством врачей психотерапевтов прочно вошли в медицинскую практику.
А в последние годы звуковое воздействие все чаще используют и для лечения соматических, телесных заболеваний. Так, журнал "Изобретатель и рационализатор" подробно рассказал недавно (в № 5 за 1986 г.) про опыт врача А.Р.Гуськова: с помощью звука он удаляет камни из мочеточника.
Опытного материала о целительных эффектах музыки накоплено много; работ, раскрывающих механизмы ее воздействия на человека, гораздо меньше. Но, не проникнув в сущность явлений, которые протекают в организме при воздействии звуков, трудно развивать и совершенствовать музыкотерапию.
Так попробуем порассуждать об этих механизмах, приняв во внимание данные биофизики, биохимии и медицины.
Представим себе музыкальное произведение как определенную последовательность сигналов — механических колебаний в упругой среде, лежащих в диапазоне частот 10- 20000Гц. Для некоторых процессов в организме человека, и, прежде всего, для ферментативных реакций, характерны те же частоты.
Работа фермента связана с изменением его формы, то есть с механическим перемещением части белковой макромолекулы: она сжимается и разжимается при переработке каждой молекулы вещества субстрата. Число таких молекул, переработанных молекулой фермента в единицу времени, называют числом оборотов фермента; это — мера скорости ферментативной реакции.
Еще в 1968 г. профессор С.Э.Шноль (Институт биологической физики АН СССР) сопоставил числа оборотов ферментов с частотными характеристиками музыкального звукоряда. Выяснилось, что у многих ферментов, участвующих в важнейших процессах обмена, эти числа соответствуют частотам музыкальных нот европейского звукового ряда.
Так, у цитохромредуктазы, которая включается на важнейшем этапе обеспечения организма энергией — при усвоении кислорода, число оборотов, отнесенное к единице времени, равно 183Гц, что очень близко к ноте фадиез малой октавы (185Гц).
Ферменты, способствующие усвоению глюкозы, универсального накопителя энергии в организме,— фосфорилазы и глюкомутаза, имеют числа оборотов 676, 1600 и 280Гц. Для сравнения: ми второй октавы — 659Гц, соль второй октавы — 1567Гц, до-диез первой октавы — 277Гц.
Коль скоро частотные характеристики так близки, нельзя ли предположить возможность прямого воздействия музыки на те или иные биохимические процессы?
Совместная работа ферментов создает акустическое поле клетки. Вероятно, регулирующее влияние музыки на организм связано с тем, что ее акустическое поле накладывается на собственное акустическое поле организма.
Пусть аналогия и несколько груба, но фермент можно сравнить с камертоном, который начинает звучать — в нашем случае катализировать биохимическую реакцию — под действием звука, частота которого совпадает с его собственной частотой, что приводит к резонансу.
Биохимические процессы — это системы сопряженных ферментативных реакций. Чтобы регулировать работу этих систем, достаточно воздействия на единственную, самую медленную реакцию, сдерживающую процесс в целом.
Для процессов, протекающих в разных органах, ферментативные реакции, которые определяют общую скорость превращений, различны, поэтому чувствительность органов к звукам различной частоты должна быть неодинакова.
Но если так, то у каждой системы органов должна быть своя "музыкальная партитура" — наиболее эффективная совокупность звуковых колебаний, частота которых определяется той самой сдерживающей, самой медленной реакцией.
Анализируя числа оборотов ферментов, можно предположить, что желудок наиболее чувствителен к низкому регистру (у пищеварительных ферментов частоты оборотов очень низкие, порядка 10Гц), а дыханию и передаче нервного импульса, напротив, соответствуют высокие частоты (фермент карбоангидраза — 40000Гц, ацетилхолинэстераза — 14000Гц). Изменение условий реакции меняет частоты оборотов: сытый желудок "поет" более высоким голосом.
Прямое воздействие на ферменты, конечно, не единственно возможный механизм биологического действия музыки. Исследования клеточных мембран показали, что в некоторых случаях каналы, по которым в клетку поступают необходимые для ее нормальной работы ионы, ведут себя подобно колебательным контурам, собственные частоты которых лежат в пределах акустического диапазона.
Так, эффективная частота, изменяющая скорость выхода ионов Са2+, равна 15Гц, и если на клетку подействовать звуками этой частоты, можно ожидать резкого скачка концентрации ионов кальция. И в самом деле, при действии электромагнитных колебаний с частотой 15Гц на искусственно культивируемые клетки мозга наблюдалось многократное ускорение выхода ионов кальция.
Напомним, что ионы кальция — важнейший регулирующий агент клеточного обмена веществ. А так как клеточная мембрана заряжена (ее потенциал около 100Мв), схожих результатов можно ожидать и в случае электрических или механических колебаний.
Конечно, это выглядит пока фантазией, но, тем не менее, нельзя исключить, что в будущем, не таком уж далеком, для нужд музыкотерапии будет создана вполне научная музыкальная фармакопея — набор звуковых рецептов. Воспроизведенные музыкальными инструментами, они позволят прямо воздействовать на больной орган...
Звуки, питающие мозг энергией
«Некоторые звуки действуют ничуть не хуже, чем пара чашек кофе», — говорит
выдающийся французский специалист в области изучения слуха Альфред
Томатис.
Это означает, что мы можем использовать музыку в качестве
тонизирующего средства.
Еще со времен, когда человечество впервые создало музыку, она служила его
повседневным целям. Колыбельные, военные, морские песни — список настолько же
длинен, как и история и культура.
В наши дни высоких технологий Томатис открыл высокотехнологичный
метод раскрытия внутренней силы звука, силы, которая в действительности
обладает «сверхсилой» для повышения ментальных способностей, оздоровления и
энергетической подпитки.
По утверждению Томатиса, «звук, может быть неординарным источником энергии».
Сегодня, в свои семьдесят лет, он все так же энергичен, ему достаточно для сна
три-четыре часа в сутки, потому что когда он работает, в качестве фона звучит
специальная музыка. Но Томатис не замкнулся только на тонизирующей музыке.
В течение нескольких десятков лет он проводил специальные измерения, используя сложную аппаратуру, чтобы выяснить, как различные звуковые частоты влияют на человека: какие снабжают его энергией и какие отнимают ее у него.
И каким образом это происходит? Он пришел к поразительному открытию.
«Ухо предназначено не только для того, чтобы слышать, — во всеуслышание заявил
Томатис, — ухо предназначено для того, чтобы питать энергией разум и тело»
Вы получаете энергию через уши? Когда Томатис экспериментировал с музыкой Баха,
Моцарта, Григорианских сочинений, показания его научных приборов гласили, что
утомление, усталость и ослабление в результате стресса происходят тогда, когда
серые клетки вашего мозга получают недостаточно электрической энергии. Другими
словами, им не хватает силы.
Томатис утверждает, что эти клетки работают, как маленькие электрические
батарейки. Они производят в вашем мозгу электричество, снабжая им волны мозга,
которые регистрируются на ЭЭГ. Вы можете подумать, что эти маленькие батарейки
заряжаются путем метаболизма тела. Не совсем так, говорит Томатис. И как раз в
этом заключается его основное достижение.
Ваши клетки-батарейки заряжаются чем-то извне, и это что-то есть звук, в
частности высокочастотный звук. Превращением же энергии, поступающей извне,
занимаются клетки корти. Если бы вы путешествовали по вашему внутреннему уху,
то после блуждания по запутанным лабиринтам ушной улитки вы внезапно придете к
«линии корти», самой длинной линии самых точных танцоров во всем мире.
Расположенные по рядам, 24 600 продолговатых клеток танцуют в точном
соответствии с каждым звуком, подобно кордебалету в музыкальном зале
Радио-Сити.
Энергия, производимая в результате этого необычного танца, перетекает в ваш мозг, а ее часть отделяется, чтобы попасть через вестибулярную ветвь мозжечка к мускулам вашего тела.
Высокочастотные звуки питают энергией ваш мозг, в то же время
снимая мышечное напряжение и производя различную балансировку вашего тела. Они
воздействуют на вас даже после того как вы их прослушали. Некоторые из этих
высокочастотных, наполненных энергией звуков используются и в музыке
Суперобучения.
Но вы не получаете энергию, просто слушая высокочастотные звуки. Именно это
открытие Томатиса объясняет, почему некоторые североамериканцы не получают
заряд жизненной силы, прослушивая музыку барокко, как это делают жители
Восточной Европы. Существует еще кое-что, сопутствующее слуху, вызываемое в
основном загрязнением звука — поскольку восточноевропейцы привыкли к отличному
от нашего звуковому фону.
Также Томатис выяснил, что вы привыкаете слушать в рамках звукового спектра
вашего родного языка. В результате люди воспринимают музыку совершенно
по-разному. Спектр прослушиваний в славянских языках включает как очень низкие,
так и очень высокие частоты. Область американского английского гораздо уже.
Вы приходите в этот мир с возможностью восприятия широкого спектра звуков, со
способностью воспринимать звуки с частотой от 16 Гц до 20 000 Гц. Затем
возраст, иногда ушные инфекции и почти всегда загрязнения звуков ухудшают
восприятие. Шум отбойного молотка с его частотой в 3500 ударов в минуту,
дорожное движение, сирены, метро, кричащая музыка, стучащие механизмы — все это
снижает спектр слуха.
По Томатису, одна из причин, почему мы начинаем чувствовать себя хуже с
возрастом, — то, что мы не можем слышать звуки высокой частоты, которые
способны подзарядить нас.
Доктор Дэвид Липскомб из звуковой лаборатории университета
Теннесси еще в 1982 году сообщил, что 60% поступающих в университет имеют
существенные расстройства слуха в высокочастотной области. Их слух можно было
сравнить только со слухом пожилого человека. «Эти молодые люди начинают свою
рабочую жизнь с ушами стариков», — говорил Липскомб.
Могут ли «постаревшие» уши стать снова молодыми? И опять спасителем выступает
доктор Томатис. Он определил, что можно обновить уши, используя звуки. Это
кажется парадоксом — восстановить слух при помощи слуха. Но для Томатиса, сына
известного оперного певца, чей дом был все время полон музыкантов, было
совершенно естественным обратиться к исцеляющему воздействию музыки и звуков.
Вы помните, как на уроках биологии в старших классах заучивали три
запоминающихся названия органов, находящихся за барабанной перепонкой, —
молоточек, наковальня и стремя?
Теперь представьте, что вы занимаетесь серфингом на звуковой волне в вашем
среднем ухе. Вы видите, как мускулы напрягаются и расслабляются, чтобы
правильно позиционировать барабанную перепонку, подобно позиционированию
спутниковой антенны, чтобы положение перепонки соответствовало различным
входным частотам.
Вы видите, что ваши мускулы слишком вялые, и вам кажется, что не
все они выполняют свою работу. Внезапно появляется свистящий звук Ваши мускулы
вздрагивают, как будто на них прикрикнул суровый инструктор. Напрячься,
расслабиться, вновь напрячься и вновь расслабиться, и еще, и еще. И этой
тренировке надо подвергать мускулы внутреннего уха изо дня в день, пока они не
восстановятся настолько, чтобы правильно управлять барабанной перепонкой.
Роль инструктора со свистком выполняет «электронное ухо» — прибор,
разработанный и запатентованный Томатисом. Он излучает залп варьирующихся
низко- и высокочастотных звуков, меняющихся от уха к уху, которые заставляют
мускулы среднего уха работать над собой.
В то время как это происходит, «открывается» внутреннее ухо — и
способность слышать высокие частоты восстанавливается. Это кажется не очень
впечатляющим, но вы можете поговорить с канадской романисткой Патрицией Жудри,
которая подумала, что прибор «электронное ухо» поможет решить ее проблемы со
слухом. Прибор помог, но что поразило ее больше всего, так это «невообразимый
приток жизненных сил и, что еще лучше, творческой энергии».
Оказалось, что этот метод смог стать не только чем-то вроде сезама для
ускоренного обучения, но и ключом, позволяющим включить широкие, постоянно
растущие способности к обучению.
«Ухо предназначено для того, чтобы служить на пользу личности как с
психической, так и с физической точки зрения»,— говорит Томатис. Возможно, вы
уже слышали о «свободной энергии».
Томатис дал этому понятию материальное объяснение. При помощи уха
вы можете войти в поток естественной питающей космической энергии. И поток
космической энергии никогда не исчезает.
Какой частоты звук необходимо использовать, чтобы просветлить разум? Звуки с
частотой от пяти до 8000 Гц быстрее всего перезаряжают «мозговые батарейки».
Самая быстрая перезарядка происходит при воздействии звука частотой 8000 Гц.
После испытания музыки, написанной различными композиторами, Томатис выяснил, что музыка Моцарта в наибольшей степени содержит в себе высокочастотные звуки, подзаряжающие мозг.
В то же самое время он выяснил, какие частоты оказывают угнетающее воздействие на мозг и тело. Это низкочастотные звуки — например, дорожного движения, аэропорта, заводов. Некоторые низкочастотные, бьющие звуки в рок-музыке также «высасывают разум», утверждает Томатис.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.