Почвы
Оценка 4.6

Почвы

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
география
8 кл
23.05.2017
Почвы
Публикация является частью публикации:
Почвы. Ануфриева. Разработка урока..docx
Ануфриева Ольга Ивановна,  учитель географии МОУ СОШ № 24  Кировского района г.Волгограда 2017 год. Предмет    :  Физическая география  России. 8 класс.  УМК: учебник В.П.Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А.Лобжанидзе. Тема урока  .   Образование почв и их разнообразие     Цели и задачи урока: 1.Выявить  и рассмотреть причины почвообразующих факторов . 2. Познакомиться вкладом В.В.Докучаева в создание почвоведения. 3. Используя интерактивные ресурсы, разъяснить новые термины . 4. Изучение почв необходимы для применения, этих знаний в быту, на своих  личных земельных участках. 5. Развитие аналитического мышления  и активизация творческой деятельности  обучающихся. 6.Развитие информационно­коммуникативных компетенций обучающихся. Тип урока. Урок изучения нового материала. Форма проведения урока. Интерактивная беседа, демонстрационные опыты ,  сообщение, самостоятельная работа. Вид используемых на уроке средств ИКТ: персональные компьютеры,  интерактивная доска, интерактивная карта почв РФ Основные понятия, изучаемые на уроке: почва, почвообразующие факторы,  свойства почв. Решаемые учебные проблемы: доказать, что почва природный компонент. И  узнать как она образуется. Формы работы учащихся: Коллективная работа, индивидуальная работа,  работа в группах. Межпредметные связи с историей ( развитие почв во времени )физикой,  биологией, география 6 класс.( повторение темы «Выветривание».) Оборудование: Электронная презентация « Образование почв и их  разнообразие», компьютеры, атласы, интерактивная карта « Почвы РФ», таблицы «Основный этапы почвообразование»  и «Структура и механический состав  почв», микроскоп, кусочки почвы , стаканы с чистой водой. Ход урока: Организационный момент. Приветствие. Проверка присутствующих к  готовности к  уроку. Сообщение темы и цели урока( Слайд  1 ) Цель урока: Выявление факторов почвообразования, её роли в хозяйственной  деятельности человека, почва – национальное богатство, использование  полученных знаний в своей личной жизни. 1 этап урока: Актуализация знаний. Повторение опорных знаний: «Почвы  природных зон материков», « Выветривание. 6 класс», «Физические законы,  связанные с нагреванием и охлаждением горных пород», «Животный мир почв.  Биология».  Деятельность учителя Вопросы на повторение: ­ Что такое выветривание? Деятельность ученика ­ Выветривание – это процесс разрушения горных пород под  влиянием физических, химических  и биологических факторов. ­ физическое, химическое и  биологическое выветривание ­ Здесь действует физический  закон: при нагревании все вещества расширяются, а при остывании  сжимаются. Днём нагреваются, а  ночью охлаждаются. Поэтому  образование почв начинается с   разрушения горных пород  процессами  выветривания,  например температурного.  Разрыхленный слой горных пород  оказывается благоприятным для  деятельности бактерий , а затем   низших и высших растений. Они   продолжают разрыхлять корнями   горные   породы  и накопляют  органические остатки, которые  постепенно образуют перегной.  ­ Какие виды выветривания вы  знаете? ­ В чем проявляется действие  температуры на горные породы?   ­ От каких компонентов природы  зависит образование почвы? ­ Какие почвы Евразии вам  известны? ­ Почему почвы в разных частях  ­ Климат, материнская порода,   рельеф, животные, растения, время, Евразии различны? деятельность человека. ­Каких знаний вам не хватает? Как  и где их добыть? ­Влияние компонентов природы на  образование почвы? Почему одни  почвы плодородны, а другие нет?  Кто основоположник учения о  почвах? Эти знания мы можем  добыть из  материалов учебника, из сети  Интернет, путем самостоятельного  изучения, с помощью  эксперимента.  2 этап : Создание проблемной ситуации. Можно ли создать искусственную  почву? Какой материал для этого нужно взять, какие условия создать?  Предложи свою цель ( Учитель: Эти вопросы  требует пояснения. Безусловно,  создание искусственных почв в наше время уже реальность, а не фантастика. К   примеру, для создания почв используются бытовые отходы. Сообщения о таком  опыте публиковались в периодической печати. (Но это искусственные почвы.)  Настоящая же почва – это исчерпаемый, но возобновимый  природный  компонент.  Обучающиеся должны сами обосновать проблему: «Так что же, почва –  природный компонент?  И как она образуется?» Деятельность учителя Работа с учебником  (стр. 125) и с  презентацией ­ Кто из ученых впервые обратил  внимание на отличие почвы от  остальных частей земной коры?  (слайды 3, 4,5 ­ Почвоведение –  наука о почвах,В.В.Докучаев) ­ Рассмотрим почву в соотвествии с  принципом историзма: условия  образования почв, изменение их во  времени и в пространстве­. ­Рассмотрим причины образования  современных почв. Чтобы  раскрыть условия образования,  вскроем причины , т.е.  почвообразующие факторы.  (Слайд 6 рассматриваем «Почва – преобразованная часть  Деятельность учащихся ­ В.В.Докучаев (1846­1903) ­ Сообщения обучающегося о  В.В.Докучаеве ­ Образование почв – долгий процесс.  Триста, пятьсот, а то и тысячи лет.  Примеры учащихся:  На Русской  равнине черноземы образовывались  за 2500­ 3000 лет, серые и бурые  лесные почвы за 800­1000 лет,  подзолистые­ примерно за 1500 лет. ( примеры взяты учащимися из  электронного учебника за 8 класс) ­Цель работы: формирование  способностей каждого ученика к  участию в работе в малых группах.  Учащиеся работают в парах,  используя учебники, атласы,   презентации, таблицы. литосферы», «Факторы  почвообразования»).Факторы  почвообразования действовали не   все одновременно. Приведите  примеры.  ­Что имел ввиду Докучаев,когда  назвал почвы «зеркалом ландшафта»? (работа с учебником,стр.125) ­ Что почвы являются отражением  взаимодействия рельефа, климата,  растительности и животного мира, а  также деятельности человека, что  почва определяет растительный  покров и сама зависит от него.  Взаимодействие этих двух  компонентов в условиях данного  рельефа и климата создают облик  ландшафта. ­ Попробуйте определить роль  каждого компонента. С какого  процесса может начинаться  образование почвы? Вопросы  данного этапа урока розданы  каждой группе учащихся. ­ Какое влияние на образование почв  оказывает рельеф? Сравните  ­ С разрушения горных пород –  выветривания, о котом мы  говорили в начале урока при  повторении. ­ Влияет на образование почв  и  рельеф местности .Он может   и  благоприятствовать, и не  благоприятствовать образованию  почв. образование почв на равнинных и  горных участках? ­ Какова роль климата в  образовании почвы? ­ Какова роль животных и  микроорганизмов, растений в  образовании почвы? Перед ответом, на этот вопрос,  обучающиеся проводят опыт №2 ­ Какова роль внутренних вод в  образовании почв? ­Как вы думаете, на что еще в данной  теме мы должны обратить внимание и какие вопросы рассмотреть? ­ Большое значение  в образовании   почв имеет и климат. Тёплый  климат  благоприятствует, а  холодный,  наоборот,  замедляет  образование почв. ­( Производство перегноя из остатка  растений и животных.).Животные  разрыхляют и перемешивают почвы. К животным почв,  относятся   различные позвоночные землерои­  кроты, суслики, хомяки,  а также   простейшие, насекомые и черви.  Микроорганизмы – бактерии,  микроскопические водоросли, грибы  создают условия для разложения. Проводят опыт №2. ­ Подземные воды также влияют   на образование почв: ускоряют   образование почв через растения   при достаточном  увлажнении или,  наоборот, замедляют развитие почв при недостатке влаги. ­ Мы не изучили свойства почв. ­Какие вы можете назвать  основные свойства почв? ­Какое же самое важное свойство  почвы? ­Плодородие, структура,  механический состав ­И что составляет основу  плодородия? ­Важнейшее свойство почвы –  плодородие! ­ Выделяют почвы структурные  (диаметр частиц до 10 мм)  комковатые зернистые почвы и  бесструктурные (диаметр части  0,001­0,5 мм) пылеватые. Важна ли  для почв структура? ­Гумус (перегной) ­ В почвах очень важна их структура,  или, другими словами  строение,потому что хорошо  разрыхлённая корнями растений  и  различными животными­землероями  почва имеет комковатую или  зернистую структуру. Комочки почвы склеены гумусом и поэтому прочны.  Структурные почвы плодородны, т.е.  способны производить хорошие  урожаи растений. В порах их  содержиатся в достатке вода и  воздух. Они необходимы для  ­ Что из себя представляют  бесструктурные почвы? жизнедеятельности корней растений и почвенных бактерий. ­ Это почвы, состоящие из очень мелких пылеватых частиц.  Впитывая воду, такие почвы  образуют сплошную вязкую,  липкую массу. Это препятствует  проникновению воздуха и влаги и  замедляет рост растений. Такие  почвы неплодородны. Практическая часть урока. Опыты и демонстрации (опыты демонстрируют  обучающиеся, на  демонстрационном столе) 1­Опыт . По обнаружении воздуха в почве( Оборудование: стакан с водой и  кусочек почвы.)Кусочек почвы опускается в воду. Из капилляров почвы вода  вытесняет воздух  и он поднимается к верху.  Вывод:  Между комочками почвы находятся капилляры. Через них, корни  растений дышат. 2­ Опыт. Через микроскоп просматриваем кусочек почвы и видим остатки  корневой системы.  Вывод: Структурная почва позволяет корневой системе насыщаться водой и  воздухом которые содержаться в капиллярах почвы. Задание обучающимся (таблица для закрепления, работа в парных группах,  раздаются пустые таблицы, проверка таблицы осуществляется с помощью  презентации): Заполните таблицу « Признаки структурных и бесструктурных почв» на  основе проведённых бесед и демонстрационных опытов, текста учебника и  личного опыта обучающихся, после выполнения задания ученикам будет  предложен алгоритм проверки данного задания. Почвы Структурные: Бесструктурные: а) Хорошо разрыхлены корнями  растений и различными животными ­  землероями. б) Имеют комковатую структуру  (перегнойный горизонт). в) В порах таких почв содержатся в  достатке вода и воздух. г) Почвы плодородны. Деятельность учителя ­ Рассмотрим свойства почв по  механическому составу. а) Недостаточно разрыхлены. б) Состоят из мелких пылеватых  частиц до 0,05 мм в диаметре  (пылевая структура). в) Впитывая воду, образуют  сплошную вязкую массу, которая  препятствует проникновению влаги и  воздуха. г) Почвы неплодородны. Деятельность учащихся ­ Учащиеся вместе с учителем  выписывают различия почв по  механическому составу, используя  рисунок 46, стр.126: 1)глинистые (тяжелые),  суглинистые (тяжелые). Их свойства: не пропускают влагу и  служат водоупором.  2)песчаные (легкие), супесчаные  (легкие). Их свойста: легко  промываются влагой. ­ А1 – горизонт перегноя  (гумусовый), образуется при  накоплении остатков растений и  животных и преобразовании их в  гумус. Окраска перегнойного  горизонта тёмная. Книзу он  светлеет, так как содержание  гумуса в нём уменьшается. ­ Рассмотрим почвенные горизонты.  Почвенная толща неоднородна. В  процессе образования почвы  возникают почвенные горизонты.  Каждый почвенный горизонт  примерно однороден по составу,  свойствм, структуре, окраске.  Совокупность почвенных горизонтов  образует почвенный профиль –  вертикальный  разрез почвы от  поверхности до материнской породы.  Дайте характеристику горизонтам по  схеме: условия формирования           внешний облик          изменения в  пространстве, то есть в  каких  природных зонах. ­Рассмотрим почвенные профили.  Работа с учебником, стр. 128, рис.  47, знакомимся со строением  почвенных профилей. Почвенные  горизонты образуются при  формировании почв. Они  составляют вместе почвенный  профиль – вертикальный разрез почвы. Рассмотрим эти горизонты  сверху вниз. Они обозначаются  заглавными латинскими буквами. А2 – горизонт вымывания, залегает  под перегнойным. Его можн6о  определить по смене тёмной  окраски на светлую. У подзолистых почв окраска этого горизонта почти белая из­за интенсивного  вымывания частиц гумуса. В таких  почвах перегной отсутствует.  Горизонты вымывания бедны  питательными веществами. Почвы, в которых эти горизонты развиты,  обладают низким плодородием. В –горизонт вмывания, наиболее  плотный, обогащённый  глинистыми частицами. Окраска  его различна. У некоторых типов  почв он коричневато – чёрный из –  за примеси гумуса. Если этот  горизонт обогащён соединениями  железа ми алюминия, то становится бурым. В почвах лесостепей и  степей горизонт В мучнисто –  белого цвета из – за высокого  содержания кальция, часто в виде  шарообразных конкреций*. С – материнская горная порода. 3 Этап. Учебные действия по реализации плана урока. Деятельность учителя ­Достигли ли мы основной цели  урока? Деятельность учащихся ­Да. Почва – это природный  исчерпаемый, но возобновимый  компонент, для образования  которого необходимы достаточное  количество тепла, влаги, ежегодно  отмирающий травостой, почвенные животные и микроорганизмы.  4 этап. Закрепление изученного материала. ( Слайд ) Тест.  В конце работы учащиеся проверяют друг друга и сверяют его с  презентацией. 1. Кто из ученых является основателем науки о почвах? 1. А. Воейков. 2. М.Ломоносов. 3. В. Докучаев. 4. А. Ферсман. 2. Какие условия необходимы  для образования почвы? 1. Материнская горная порода, растения. 2. Климат, рельеф 3. Растения, животные 4. Всё перечисленное верно.        3.Какой горизонт почвы называют материнской горной породой? 1. А1 2. А2 3. В 4. С      4. Что является важнейшим свойством почвы? 1. Влажность 2. Структура 3. Плодородие 4. Наличие микроорганизмов.      5. Плодородие почвы зависит от содержания в ней : 1. Влаги 2. Гумуса 3. Минеральных солей 4. Воздуха. 6.Какая структура почвы наиболее благоприятна для развития  сельскохозяйственных растений? 1. Зернистая 2. Пылеватая 3. Плитчатая 4. Ореховая.           5 этап. Рефлексия . 1.Что нового, интересного вы узнали сегодня на уроке? 2.Как вы усвоили пройдённый материал? 3.Какие были трудности? Удалось ли их преодолеть? 4.Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке? Оцените как прошёл урок:      . Смайлики лежат на каждой парте. 6 этап. Подведение итогов урока. В заключении хочется сказать слова: « Почва… « является продуктом совокупной деятельности  : а) грунта, б)  климата, в) растительных и животных организмов, г) возраста страна, а отчасти , д)  рельефа местности»». 7 этап. Домашнее задание: Слайд № Параграф 26, вопросы и задания 1­4 стр.129 ( устно). По желанию учащихся:  «Можно ли создать искусственную почву. Предложи свой проект».

Почвы

Почвы

Почвы

Почвы

Почвы

Почвы

Почвы

Почвы

Почвы

Почвы

Почвы

Почвы

Почвы

Почвы

Почвы

Почвы

Почвы

Почвы

Почвы

Почвы

Почвы

Почвы

Почвы

Почвы

Почвы

Почвы

Почвы

Почвы

Почвы

Почвы

Почвы

Почвы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.05.2017