Подборка игр ан внимание и саморегуляцию
Оценка 4.6

Подборка игр ан внимание и саморегуляцию

Оценка 4.6
doc
06.05.2020
Подборка игр ан внимание и саморегуляцию
Игры на внимание и саморегуляцию.doc

ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ИГР

НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИИ

 

Друбецкая Л.А. ,

соискатель кафедры педагогики

и психологии АПКиППРО

 

Как известно, навык нужен во всем, а формируется он благодаря постоянному приложению усилий в заданном направлении. Это напрямую относится к играм на внимание и саморегуляцию. Для таких игр нужно специально выделять время на занятии, совершенствовать себя в этом направлении и учиться разнообразию. Ведь однообразная деятельности скучна даже взрослым, не говоря уж о детях.

Начинать работу над развитием внимания нужно с самых простых упражнений - упражнений, основанных на наблюдениях. Эти упражнения, особенно те, которые связаны с внутренней сосредоточенностью, с ассоциативностью мышления, такие, как «...вспомните и расскажите, как вы провели вчерашний день», «что привлекло ваше внимание по дороге из школы домой», «какие особенности вы заметили у проходящих мимо людей» - дают материал для того, чтобы судить об особенностях и характере внимания и памяти. В этих упражнениях проявляются внутренние качества ребят, особенности их мышления, характер фантазии. Ведь если ребята научатся видеть прекрасное вокруг себя, улавливать в каждом человеке какую-то ценность, то богаче станет и их творческий круг, больше и шире их возможности от­ражать жизнь на сцене.

 Внимание всегда имеет объект. Будущие актеры должны овладеть умением, сосредотачиваться на чем-то (на объекте) и отключать все мешающее, научиться по своей воле переносить внимание с предмета на предмет (с объекта на объект). Другими словами - развивать у себя управляемое внимание, гибкое и послушное, цепкое и активное. Внимание, способное переключаться в нужный момент с одного объекта на другой. Для развития этого внимания хороши упражнения

 

• «Слушаем тишину» —послушайте и расскажите, что делается сейчас в классе, в коридоре, на втором этаже здания, на площади перед зданием (для того чтобы по­мочь ребятам сосредоточить свое внимание на объекте, можно создать атмосферу со­ревнования);

•   «Осел* -встаньте, пожалуйста, в широкий круг! Я буду ведущим. Начинается упражнение с того, что каждый громко назовет свое имя. Все участники круга попытаются запомнить как  можно больше людей по именам. Начали. Спасибо.

        Теперь начнем игру. Я хлопаю в ладоши и указываю на человека, стоящего в кругу, называя одновременно его имя. Он, не тратя ни секунды, хлопает в ладоши, указывает на меня или любого другого игрока в кругу и произносит его имя.

Смысл заключается в том, чтобы (при очень высоком темпе игры) не забыть порядок действий: хлопок - указание на игрока - на­звание его имени. Важно не забыть и не перепутать име­на игроков. Любая потеря темпа, замороженное «вклю­чение» в игру, ошибка в име­ни приводят к поражению. Упражнение продолжается до последнего участника.

       «Вопрос - ответ» - все стоят в кругу. Педагог держит в руках 4-6 различных
предмета.   «Всем   знакомы эти предметы. Ручка, коробка спичек, ключи, монетка т.п.

Давайте представим, что мы впервые видим эти предметы. Но делать будем это по кругу особым способом. Я буду начинать, причем буду «знакомить» с моими предметами соседей справа и сле­ва. Я начинаю с ключа. Пере­даю его соседу справа со сло­вами: «Это ключ!». Он дол­
жен меня спросить «Что?» Я повторяю: «Ключ». Мой партнер продолжает изоб­ражать удивление: «Что?». «Ключ!» - не сдаюсь я. Тог­да мой партнер соглашается: «А, ключ». Он забирает себе ключ и передает его своему соседу, говоря точно тот же текст. И так, по кругу. Одно­временно с этим, я передаю моему соседу слева другой предмет - монетку. Здесь ра­зыгрывается тот же диалог. До этого момента упражне­ние выглядит очень простым. Проблемы возникают тогда, когда ведущий начинает вво­дить в круг дополнительные предметы, пуская их то сле­ва, то справа, то, включая в игру игроков из середины це­почки. Возникает ситуация, когда игроки должны одно­временно (не делая пауз) и принимать предмет с одной стороны, и отдавать другой предмет в противоположную сторону. Чтобы успешно пре­одолеть все сложности учас­тникам предстоит проявить максимальную собранность и научиться переключать внимание с одного предмета на другой.

 

Технология «Игры - настройки на положительные образы»

Для детей сказочный образ, который они приняли и прожили эмоционально, является кирпичиком, из которого строится здание души. Дети всегда изображают полюбившихся персонажей. Но в каких героев дети играют сейчас? Нам они кажутся до­статочно грубыми, агрессивными, готовыми посто­янно с кем-то сражаться. Мир современной детской субкультуры, который мы видим на экранах ТВ, видеофильмах, в детских журналах, в большинстве своем состоит из вооруженных «борцов за справедливость». Пример заразителен. И не удивительно, что общение детей в детском коллективе строится на борьбе, а не на любви, дружбе или уважении. Но на самом деле большинство детей по природе миролюбивы, надо только показать им другой опыт, позитивный. И педагогу под силу это сделать.

Ключ технологии

В мастерской мы учим педагогов, как использовать в играх и сказках волшебных персонажей, фей и волшебников, которые добры, спокойны, всегда готовы прийти на помощь.

Из опыта участников мастерской

«В одной экспериментальной школе уроки в 1-х классах начинались с проведения упражнения на воображение «Фея Тишины». Приходя в класс после выходных, дети частенько бывали перевозбужденными, и требовалось какое-то время, чтобы они настроились на учебу. Педагог предложила детям представить, что в класс заходит Фея Тишины, и затем стала спрашивать у них, как они думают, во что фея одета, как заходит, как она выглядит. (Можно предложить детям  её изобразить через танец, нарисовать, показать как она поёт и т.д. ) Дети включились в это упражнение на воображение, притихли, а педагог сказала, что того, кто сможет какое-то время посидеть спокойно, фея «погладит по голове». Детям такая идея понравилась.

Когда педагог спросила их после упражнения, кого погладила фея, все подняли руки. И затем длительное время в классе сохранялась спокойная, рабочая атмосфера.

В течение недели мы развивали с детьми это опыт: играли в Фею Тишины, рисовали ее портрет, придумали подарки, которые она могла бы дарить детям, сочиняли про нее сказки.

Результат такого погружения оказался достаточно эффективным, и в дальнейшем, для того чтобы помочь детям настроиться на урок, педагог предла­гала им вспомнить о Фее Тишины, и тогда они успокаивались и начинали активно работать. Такие же упражнения мы с успехом проводили и в детском саду. Мы придумывали и другие образы, которые помогали поддерживать спокойную атмосферу среди детей, например, Фея Облаков, Волшебник Океанского Дна, Волшебник Звездного Неба».

Технология коммуникационных игр

Игры - модель человеческих отношений, в которых дети в легкой, занимательной форме усваива­ют нравственные ценности. Коммуникационные пластические - игры - это школа доброжелательности, гармонизации характеров, школа уважения к лич­ности другого. Коммуникационные игры нужны и педагогам, причем не меньше чем детям. С помо­щью коммуникационных пластических игр дети и взрослые устанавливают необходимый контакт для дальнейшего сотворчества. В своей практике педа­гогической мастерской мы используем коммуника­ционные игры, которые удобно разделить на следу­ющие группы: 1. «Замри». 2. «Салочки». 3. «Повтори за мной». 4. «Хвалилки». 5. «Сказки». 6. «Дарения».

Ключ технологии

Каждая из традиционных игр может стать коммуникационной игрой, если к ней добавить задание на установление дружелюбных взаимоотношений.

Примеры игр

Коммуникационная игра «Дружный круг»

Участники встают в круг и говорят:

«Встали все мы в круг. Каждый в круге мне друг, мне друг. Руку другу протяну, ссоры с другом не начну». (Берутся за руки.)

«Ах, дружочек, мой дружок! Ты молчишь, и я мол­чок!»

Участники замирают, пока ведущий не скажет:

«Постояли, помолчали, потянулись, поплясали».

Коммуникационные игра «Салки за руки»

Игра проходит как обыкновенные салочки, но при условии, что салочка не может салить игроков, если они успеют найти пару и схватиться за руки. Те, кто проиграл, показывают свободный танец под музыку (как танцуют тигры, как танцуют сонные мухи и т.п.).

Коммуникационная игра «Страна Дружбы»

Участники представляют, что они летят на ковре-самолете в страну Дружбы (придумайте, что это за страна).

«Ковер мечты, ковер мечты, неси нас туда, где сбываются сны, где чистое небо и свежий ветер, где никогда не ссорятся дети».

Участники, произнося текст, жестами иллюстрируют его, на последних словах они становятся в круг и берутся за руки.

По окончании игры дети рисуют страну Дружбы.

Коммуникационная игра на развитие эмпатии «Повтори за мной»

Все становятся по парам. Один - «человек», другой - «зеркало». «Человек» под музыку рисует-танцует линии, «зеркало» за ним повторяет, затем они меняются местами.

     Коммуникационная игра «Ветер танцует»

Выбирается ребенок на роль ветра. Под музыку он танцует с лентой свободный танец. Участники произносят текст:

-      Ветер играет, ветер танцует, ветер дует на...
Ветер останавливается и выбирает участника, называя его качества или детали одежды.

-      Ветер дует на веселую девочку с красными бантиками.

Та, кого ветер назвал, становится новым ветром.

   Коммуникационная игра «Клоун»

Выбирается клоун. Он становится перед осталь­ными участниками, которые произносят текст:

- Клоун, клоун, весельчак, потянулся - это раз. И нагнулся - это два. Три - присел. Четыре - встал. Вместе с нами танцевал.

Клоун показывает забавные движения, остальные повторяют. Затем выбирается новый клоун.

«Облачный Дед»

Участники становятся вокруг водящего (Деда) и произносят:

«Как у Облачного Деда было семеро детей, вот с такими глазами, вот с такими ушами, вот с такими хвостами (и так далее). Они не ели, не пили, все на Дедушку смотрели, и все делали как он».

Водящий показывает одно танцевальное движе­ние, остальные за ним повторяют. Кто лучше и точ­нее выполняет, становится новым водящим.

Игра на дарение «Почтальоны»

Участники делятся на две команды. Придумывают название команд. Показывают другой команде свое название в пластике, другая команда должна отгадать название. Затем идет игра.

Описание игры:

1 команда. Дзинь-дзинь.

2 команда. Кто там?

1 команда. Мы, почтальоны.

2 команда. Откуда?

1 команда. Из... (участники называют город или страну)

2 команда. А какие там подарки дарят?

Участники одной команды показывают заранее придуманные пластические сюжеты «Подарки», вто­рая команда отгадывает, кто и какие подарки да­рил, затем они меняются местами.

Технология «Эстафеты-коммуникации»

В том, что эстафеты организуют поведение детей, нет сомнений. Другое дело, что во время игр педагогам надо стараться сдерживать, регулировать их азарт, давать им задания с позитивной и друже­любной окраской, обращать внимание на вежливое поведение.

Ключ к технологии

Эстафеты прекрасно развивают внимание детей, саморегуляцию и моторную память. Они позволяют педагогу поддерживать дисциплину детей и являются мотивацией установления доброжелательных взаимоотношений. Еще важно то, что педагог в этот момент является для детей самой значимой фигурой, поскольку он выполняет их базовую потребность - развиваться в игре. В момент игр педагог может акцентировать внимание детей не только на том, чтобы придти первым, но и быть внимательным друг к другу, не грубить, не толкаться. Есть и механизм для развития таких коммуникативных навыков — это баллы, которые получает команда дополнительно за вежливое поведение

 

Пример проведения игры «Эстафета с усложнением»

Реквизит: в игре использовались стул на расстоянии 15 шагов, 2 кегли, к ним постепенно добавля­лись: 2 бубна, 2 мячика, 2 ленты на палочках. При этом каждый новый предмет сопровождался новым действием. Все задания оценивались по скорости и по вежливости.

Ход игры

1. Деление на две команды.

2. Далее дети с воспитателями и ассистентами придумывали название каждой команды (получились названия «Смелый Спартак» и «Ромашка»).

3. Здесь мы провели небольшую организационную настройку на единство и сплоченность благодаря заданиям: дружно и громко произнести название команды, поаплодировать другой команде, скандировать по командам девиз: «Мы – самые дружные и вежливые!».

4. Объяснение правил эстафеты, демонстрация и выполнение первого задания: с кеглей обежать стул и вернуться, поставив кеглю на место.

5. Демонстрация и выполнение второго задания с кеглей и бубном: не задев кеглю, через три шага поднять лежащий бубен и стукнуть им по коленке, положить обратно, обежать стул и вернуться.

     6. Демонстрация и выполнение третьего задания: не задев кеглю, через три шага поднять лежащий бубен и стукнуть им по коленке, затем стукнуть  о ладонь, положить обратно, обежать стул и вернуться.

7. Демонстрация и выполнение четвертого задания: не задев кеглю, через три шага поднять лежащий бубен и стукнуть им по коленке, затем стукнуть о ладонь, положить обратно, добежать до стула,
подбросить и положить обратно лежащий на нем мячик и вернуться.

После четвертого задания воспитатель тихо и незаметно для детей попросила сравнять разницу в счете из-за возможной негативной реакции некоторых неуравновешенных детей на возможный проигрыш. И поэтому проигрывающая команда «Смелый Спартак» получила для этого дополнительное задание: каждый ее участник должен подойти к любому участнику «Ромашки» и сказать: «Ты мне друг на всю жизнь». После того как дети выполнили это задание, мы почувствовали, как они успокоились, как их добрые чувства преобразили атмосферу.

8. Окончание игры

У эстафеты был финал: это подарки, которые мы дарили детям. В этот этап мы также внесли игровой момент. Воспитатель стоял спиной к детям, а педаог вызывала по очереди каждого ребенка и спрашивала: «Что сделать этому фанту?» Ребенок выполнял задание воспитателя, а потом получал подарок.

Мы увидели, что это был правильный ход, который позволил снять неприятный ажиотаж детей при получении подарков. Задания были интересные, творческие с позитивным характером. Один ребенок, который с трудом говорил, с надеждой произнес: «Я люблю мир, и мир любит меня»

 

 

Домики

на поле рисуются кружки-домики, ровно на один меньше количества игроков, вода обходит домики собирая игроков в цепочку и уводит их подальше, при этом рассказывая куда их ведет, после команды "по домам" все бросаются обратно и тот игрок, кому не досталось домика, становится водящим. Я слов совсем не помню, это не особо важно, но вот мой скороспелый вариант начала присказки: "пошли погулять гномики, оставили свои домики: гномик Миша (например), гномик Саша (и т.д., перечисляя всех игроков), пошли они в лес, да заблудились, долго-долго ходили, (далее по вкусу)" затем следует неожиданная команда "по домам" в любом месте рассказа - развивает внимание и реакцию.

 

Испорченный телефон

 (разогревающая психотехника)

Участники встают в колонну по одному. Ведущий встает в конце колонны. Таким образом все участники повернуты к нему спиной. Хлопком по плечу он предлагает повернуться к нему лицом впереди стоящего участника. Затем он жестами показывает какой-либо предмет (спичечный коробок, пистолет, волейбольный мяч и пр.). Первый участник поворачивается лицом ко второму и также хлопком по плечу просит его повернуться и показывает предмет, второй передает третьему, третий - четвертому и так далее. Последний участник называет предмет. Условия: все делается молча, только жестами, можно только попросить повторить, участники не должны поворачиваться до тех пор, пока предыдущий участник не хлопнет его по плечу.


ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ИГР НА

ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ИГР НА

Технология «Игры - настройки на положительные образы»

Технология «Игры - настройки на положительные образы»

Игра проходит как обыкновенные салочки, но при условии, что салочка не может салить игроков, если они успеют найти пару и схватиться за руки

Игра проходит как обыкновенные салочки, но при условии, что салочка не может салить игроков, если они успеют найти пару и схватиться за руки

Есть и механизм для развития таких коммуникативных навыков — это баллы, которые получает команда дополнительно за вежливое поведение

Есть и механизм для развития таких коммуникативных навыков — это баллы, которые получает команда дополнительно за вежливое поведение

Затем он жестами показывает какой-либо предмет (спичечный коробок, пистолет, волейбольный мяч и пр

Затем он жестами показывает какой-либо предмет (спичечный коробок, пистолет, волейбольный мяч и пр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2020