ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ИГР
НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИИ
Друбецкая Л.А. ,
соискатель кафедры педагогики
и психологии АПКиППРО
Как известно, навык нужен во всем, а формируется он благодаря постоянному приложению усилий в заданном направлении. Это напрямую относится к играм на внимание и саморегуляцию. Для таких игр нужно специально выделять время на занятии, совершенствовать себя в этом направлении и учиться разнообразию. Ведь однообразная деятельности скучна даже взрослым, не говоря уж о детях.
Начинать работу над развитием внимания нужно с самых простых упражнений - упражнений, основанных на наблюдениях. Эти упражнения, особенно те, которые связаны с внутренней сосредоточенностью, с ассоциативностью мышления, такие, как «...вспомните и расскажите, как вы провели вчерашний день», «что привлекло ваше внимание по дороге из школы домой», «какие особенности вы заметили у проходящих мимо людей» - дают материал для того, чтобы судить об особенностях и характере внимания и памяти. В этих упражнениях проявляются внутренние качества ребят, особенности их мышления, характер фантазии. Ведь если ребята научатся видеть прекрасное вокруг себя, улавливать в каждом человеке какую-то ценность, то богаче станет и их творческий круг, больше и шире их возможности отражать жизнь на сцене.
Внимание всегда имеет объект. Будущие актеры должны овладеть умением, сосредотачиваться на чем-то (на объекте) и отключать все мешающее, научиться по своей воле переносить внимание с предмета на предмет (с объекта на объект). Другими словами - развивать у себя управляемое внимание, гибкое и послушное, цепкое и активное. Внимание, способное переключаться в нужный момент с одного объекта на другой. Для развития этого внимания хороши упражнения
• «Слушаем тишину» —послушайте и расскажите, что делается сейчас в классе, в коридоре, на втором этаже здания, на площади перед зданием (для того чтобы помочь ребятам сосредоточить свое внимание на объекте, можно создать атмосферу соревнования);
• «Осел* -встаньте, пожалуйста, в широкий круг! Я буду ведущим. Начинается упражнение с того, что каждый громко назовет свое имя. Все участники круга попытаются запомнить как можно больше людей по именам. Начали. Спасибо.
Теперь начнем игру. Я хлопаю в ладоши и указываю на человека, стоящего в кругу, называя одновременно его имя. Он, не тратя ни секунды, хлопает в ладоши, указывает на меня или любого другого игрока в кругу и произносит его имя.
Смысл заключается в том, чтобы (при очень высоком темпе игры) не забыть порядок действий: хлопок - указание на игрока - название его имени. Важно не забыть и не перепутать имена игроков. Любая потеря темпа, замороженное «включение» в игру, ошибка в имени приводят к поражению. Упражнение продолжается до последнего участника.
«Вопрос - ответ» - все стоят в кругу. Педагог держит в руках 4-6
различных
предмета. «Всем знакомы эти предметы. Ручка, коробка спичек, ключи, монетка
т.п.
Давайте
представим, что мы впервые видим эти предметы. Но делать будем это по кругу
особым способом. Я буду начинать, причем буду «знакомить» с моими предметами
соседей справа и слева. Я начинаю с ключа. Передаю его соседу справа со словами:
«Это ключ!». Он дол
жен меня спросить «Что?» Я повторяю: «Ключ». Мой партнер продолжает изображать
удивление: «Что?». «Ключ!» - не сдаюсь я. Тогда мой партнер соглашается: «А,
ключ». Он забирает себе ключ и передает его своему соседу, говоря точно тот же
текст. И так, по кругу. Одновременно с этим, я передаю моему соседу слева
другой предмет - монетку. Здесь разыгрывается тот же диалог. До этого момента
упражнение выглядит очень простым. Проблемы возникают тогда, когда ведущий
начинает вводить в круг дополнительные предметы, пуская их то слева, то
справа, то, включая в игру игроков из середины цепочки. Возникает ситуация,
когда игроки должны одновременно (не делая пауз) и принимать предмет с одной
стороны, и отдавать другой предмет в противоположную сторону. Чтобы успешно преодолеть
все сложности участникам предстоит проявить максимальную собранность и
научиться переключать внимание с одного предмета на другой.
Технология «Игры - настройки на положительные образы»
Для детей сказочный образ, который они приняли и прожили эмоционально, является кирпичиком, из которого строится здание души. Дети всегда изображают полюбившихся персонажей. Но в каких героев дети играют сейчас? Нам они кажутся достаточно грубыми, агрессивными, готовыми постоянно с кем-то сражаться. Мир современной детской субкультуры, который мы видим на экранах ТВ, видеофильмах, в детских журналах, в большинстве своем состоит из вооруженных «борцов за справедливость». Пример заразителен. И не удивительно, что общение детей в детском коллективе строится на борьбе, а не на любви, дружбе или уважении. Но на самом деле большинство детей по природе миролюбивы, надо только показать им другой опыт, позитивный. И педагогу под силу это сделать.
Ключ технологии
В мастерской мы учим педагогов, как использовать в играх и сказках волшебных персонажей, фей и волшебников, которые добры, спокойны, всегда готовы прийти на помощь.
Из опыта участников мастерской
«В одной экспериментальной школе уроки в 1-х классах начинались с проведения упражнения на воображение «Фея Тишины». Приходя в класс после выходных, дети частенько бывали перевозбужденными, и требовалось какое-то время, чтобы они настроились на учебу. Педагог предложила детям представить, что в класс заходит Фея Тишины, и затем стала спрашивать у них, как они думают, во что фея одета, как заходит, как она выглядит. (Можно предложить детям её изобразить через танец, нарисовать, показать как она поёт и т.д. ) Дети включились в это упражнение на воображение, притихли, а педагог сказала, что того, кто сможет какое-то время посидеть спокойно, фея «погладит по голове». Детям такая идея понравилась.
Когда педагог спросила их после упражнения, кого погладила фея, все подняли руки. И затем длительное время в классе сохранялась спокойная, рабочая атмосфера.
В течение недели мы развивали с детьми это опыт: играли в Фею Тишины, рисовали ее портрет, придумали подарки, которые она могла бы дарить детям, сочиняли про нее сказки.
Результат такого погружения оказался достаточно эффективным, и в дальнейшем, для того чтобы помочь детям настроиться на урок, педагог предлагала им вспомнить о Фее Тишины, и тогда они успокаивались и начинали активно работать. Такие же упражнения мы с успехом проводили и в детском саду. Мы придумывали и другие образы, которые помогали поддерживать спокойную атмосферу среди детей, например, Фея Облаков, Волшебник Океанского Дна, Волшебник Звездного Неба».
Технология коммуникационных игр
Игры - модель человеческих отношений, в которых дети в легкой, занимательной форме усваивают нравственные ценности. Коммуникационные пластические - игры - это школа доброжелательности, гармонизации характеров, школа уважения к личности другого. Коммуникационные игры нужны и педагогам, причем не меньше чем детям. С помощью коммуникационных пластических игр дети и взрослые устанавливают необходимый контакт для дальнейшего сотворчества. В своей практике педагогической мастерской мы используем коммуникационные игры, которые удобно разделить на следующие группы: 1. «Замри». 2. «Салочки». 3. «Повтори за мной». 4. «Хвалилки». 5. «Сказки». 6. «Дарения».
Ключ технологии
Каждая из традиционных игр может стать коммуникационной игрой, если к ней добавить задание на установление дружелюбных взаимоотношений.
Примеры игр
Коммуникационная игра «Дружный круг»
Участники встают в круг и говорят:
«Встали все мы в круг. Каждый в круге мне друг, мне друг. Руку другу протяну, ссоры с другом не начну». (Берутся за руки.)
«Ах, дружочек, мой дружок! Ты молчишь, и я молчок!»
Участники замирают, пока ведущий не скажет:
«Постояли, помолчали, потянулись, поплясали».
Коммуникационные игра «Салки за руки»
Игра проходит как обыкновенные салочки, но при условии, что салочка не может салить игроков, если они успеют найти пару и схватиться за руки. Те, кто проиграл, показывают свободный танец под музыку (как танцуют тигры, как танцуют сонные мухи и т.п.).
Коммуникационная игра «Страна Дружбы»
Участники представляют, что они летят на ковре-самолете в страну Дружбы (придумайте, что это за страна).
«Ковер мечты, ковер мечты, неси нас туда, где сбываются сны, где чистое небо и свежий ветер, где никогда не ссорятся дети».
Участники, произнося текст, жестами иллюстрируют его, на последних словах они становятся в круг и берутся за руки.
По окончании игры дети рисуют страну Дружбы.
Коммуникационная игра на развитие эмпатии «Повтори за мной»
Все становятся по парам. Один - «человек», другой - «зеркало». «Человек» под музыку рисует-танцует линии, «зеркало» за ним повторяет, затем они меняются местами.
Коммуникационная игра «Ветер танцует»
Выбирается ребенок на роль ветра. Под музыку он танцует с лентой свободный танец. Участники произносят текст:
- Ветер играет, ветер танцует, ветер дует на...
Ветер останавливается и выбирает участника, называя его качества или детали
одежды.
- Ветер дует на веселую девочку с красными бантиками.
Та, кого ветер назвал, становится новым ветром.
Коммуникационная игра «Клоун»
Выбирается клоун. Он становится перед остальными участниками, которые произносят текст:
- Клоун, клоун, весельчак, потянулся - это раз. И нагнулся - это два. Три - присел. Четыре - встал. Вместе с нами танцевал.
Клоун показывает забавные движения, остальные повторяют. Затем выбирается новый клоун.
«Облачный Дед»
Участники становятся вокруг водящего (Деда) и произносят:
«Как у Облачного Деда было семеро детей, вот с такими глазами, вот с такими ушами, вот с такими хвостами (и так далее). Они не ели, не пили, все на Дедушку смотрели, и все делали как он».
Водящий показывает одно танцевальное движение, остальные за ним повторяют. Кто лучше и точнее выполняет, становится новым водящим.
Игра на дарение «Почтальоны»
Участники делятся на две команды. Придумывают название команд. Показывают другой команде свое название в пластике, другая команда должна отгадать название. Затем идет игра.
Описание игры:
1 команда. Дзинь-дзинь.
2 команда. Кто там?
1 команда. Мы, почтальоны.
2 команда. Откуда?
1 команда. Из... (участники называют город или страну)
2 команда. А какие там подарки дарят?
Участники одной команды показывают заранее придуманные пластические сюжеты «Подарки», вторая команда отгадывает, кто и какие подарки дарил, затем они меняются местами.
Технология «Эстафеты-коммуникации»
В том, что эстафеты организуют поведение детей, нет сомнений. Другое дело, что во время игр педагогам надо стараться сдерживать, регулировать их азарт, давать им задания с позитивной и дружелюбной окраской, обращать внимание на вежливое поведение.
Ключ к технологии
Эстафеты прекрасно развивают внимание детей, саморегуляцию и моторную память. Они позволяют педагогу поддерживать дисциплину детей и являются мотивацией установления доброжелательных взаимоотношений. Еще важно то, что педагог в этот момент является для детей самой значимой фигурой, поскольку он выполняет их базовую потребность - развиваться в игре. В момент игр педагог может акцентировать внимание детей не только на том, чтобы придти первым, но и быть внимательным друг к другу, не грубить, не толкаться. Есть и механизм для развития таких коммуникативных навыков — это баллы, которые получает команда дополнительно за вежливое поведение
Пример проведения игры «Эстафета с усложнением»
Реквизит: в игре использовались стул на расстоянии 15 шагов, 2 кегли, к ним постепенно добавлялись: 2 бубна, 2 мячика, 2 ленты на палочках. При этом каждый новый предмет сопровождался новым действием. Все задания оценивались по скорости и по вежливости.
Ход игры
1. Деление на две команды.
2. Далее дети с воспитателями и ассистентами придумывали название каждой команды (получились названия «Смелый Спартак» и «Ромашка»).
3. Здесь мы провели небольшую организационную настройку на единство и сплоченность благодаря заданиям: дружно и громко произнести название команды, поаплодировать другой команде, скандировать по командам девиз: «Мы – самые дружные и вежливые!».
4. Объяснение правил эстафеты, демонстрация и выполнение первого задания: с кеглей обежать стул и вернуться, поставив кеглю на место.
5. Демонстрация и выполнение второго задания с кеглей и бубном: не задев кеглю, через три шага поднять лежащий бубен и стукнуть им по коленке, положить обратно, обежать стул и вернуться.
6. Демонстрация и выполнение третьего задания: не задев кеглю, через три шага поднять лежащий бубен и стукнуть им по коленке, затем стукнуть о ладонь, положить обратно, обежать стул и вернуться.
7. Демонстрация и выполнение четвертого задания: не задев
кеглю, через три шага поднять лежащий бубен и стукнуть им по коленке, затем
стукнуть о ладонь, положить обратно, добежать до стула,
подбросить и положить обратно лежащий на нем мячик и вернуться.
После четвертого задания воспитатель тихо и незаметно для детей попросила сравнять разницу в счете из-за возможной негативной реакции некоторых неуравновешенных детей на возможный проигрыш. И поэтому проигрывающая команда «Смелый Спартак» получила для этого дополнительное задание: каждый ее участник должен подойти к любому участнику «Ромашки» и сказать: «Ты мне друг на всю жизнь». После того как дети выполнили это задание, мы почувствовали, как они успокоились, как их добрые чувства преобразили атмосферу.
8. Окончание игры
У эстафеты был финал: это подарки, которые мы дарили детям. В этот этап мы также внесли игровой момент. Воспитатель стоял спиной к детям, а педаог вызывала по очереди каждого ребенка и спрашивала: «Что сделать этому фанту?» Ребенок выполнял задание воспитателя, а потом получал подарок.
Мы увидели, что это был правильный ход, который позволил снять неприятный ажиотаж детей при получении подарков. Задания были интересные, творческие с позитивным характером. Один ребенок, который с трудом говорил, с надеждой произнес: «Я люблю мир, и мир любит меня»
на поле рисуются кружки-домики, ровно на один меньше количества игроков, вода обходит домики собирая игроков в цепочку и уводит их подальше, при этом рассказывая куда их ведет, после команды "по домам" все бросаются обратно и тот игрок, кому не досталось домика, становится водящим. Я слов совсем не помню, это не особо важно, но вот мой скороспелый вариант начала присказки: "пошли погулять гномики, оставили свои домики: гномик Миша (например), гномик Саша (и т.д., перечисляя всех игроков), пошли они в лес, да заблудились, долго-долго ходили, (далее по вкусу)" затем следует неожиданная команда "по домам" в любом месте рассказа - развивает внимание и реакцию.
(разогревающая психотехника)
Участники встают в колонну по одному. Ведущий встает в конце колонны. Таким образом все участники повернуты к нему спиной. Хлопком по плечу он предлагает повернуться к нему лицом впереди стоящего участника. Затем он жестами показывает какой-либо предмет (спичечный коробок, пистолет, волейбольный мяч и пр.). Первый участник поворачивается лицом ко второму и также хлопком по плечу просит его повернуться и показывает предмет, второй передает третьему, третий - четвертому и так далее. Последний участник называет предмет. Условия: все делается молча, только жестами, можно только попросить повторить, участники не должны поворачиваться до тех пор, пока предыдущий участник не хлопнет его по плечу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.