Подборка игр ан внимание и саморегуляцию

  • doc
  • 06.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Игры на внимание и саморегуляцию.doc

ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ИГР

НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИИ

 

Друбецкая Л.А. ,

соискатель кафедры педагогики

и психологии АПКиППРО

 

Как известно, навык нужен во всем, а формируется он благодаря постоянному приложению усилий в заданном направлении. Это напрямую относится к играм на внимание и саморегуляцию. Для таких игр нужно специально выделять время на занятии, совершенствовать себя в этом направлении и учиться разнообразию. Ведь однообразная деятельности скучна даже взрослым, не говоря уж о детях.

Начинать работу над развитием внимания нужно с самых простых упражнений - упражнений, основанных на наблюдениях. Эти упражнения, особенно те, которые связаны с внутренней сосредоточенностью, с ассоциативностью мышления, такие, как «...вспомните и расскажите, как вы провели вчерашний день», «что привлекло ваше внимание по дороге из школы домой», «какие особенности вы заметили у проходящих мимо людей» - дают материал для того, чтобы судить об особенностях и характере внимания и памяти. В этих упражнениях проявляются внутренние качества ребят, особенности их мышления, характер фантазии. Ведь если ребята научатся видеть прекрасное вокруг себя, улавливать в каждом человеке какую-то ценность, то богаче станет и их творческий круг, больше и шире их возможности от­ражать жизнь на сцене.

 Внимание всегда имеет объект. Будущие актеры должны овладеть умением, сосредотачиваться на чем-то (на объекте) и отключать все мешающее, научиться по своей воле переносить внимание с предмета на предмет (с объекта на объект). Другими словами - развивать у себя управляемое внимание, гибкое и послушное, цепкое и активное. Внимание, способное переключаться в нужный момент с одного объекта на другой. Для развития этого внимания хороши упражнения

 

• «Слушаем тишину» —послушайте и расскажите, что делается сейчас в классе, в коридоре, на втором этаже здания, на площади перед зданием (для того чтобы по­мочь ребятам сосредоточить свое внимание на объекте, можно создать атмосферу со­ревнования);

•   «Осел* -встаньте, пожалуйста, в широкий круг! Я буду ведущим. Начинается упражнение с того, что каждый громко назовет свое имя. Все участники круга попытаются запомнить как  можно больше людей по именам. Начали. Спасибо.

        Теперь начнем игру. Я хлопаю в ладоши и указываю на человека, стоящего в кругу, называя одновременно его имя. Он, не тратя ни секунды, хлопает в ладоши, указывает на меня или любого другого игрока в кругу и произносит его имя.

Смысл заключается в том, чтобы (при очень высоком темпе игры) не забыть порядок действий: хлопок - указание на игрока - на­звание его имени. Важно не забыть и не перепутать име­на игроков. Любая потеря темпа, замороженное «вклю­чение» в игру, ошибка в име­ни приводят к поражению. Упражнение продолжается до последнего участника.

       «Вопрос - ответ» - все стоят в кругу. Педагог держит в руках 4-6 различных
предмета.   «Всем   знакомы эти предметы. Ручка, коробка спичек, ключи, монетка т.п.

Давайте представим, что мы впервые видим эти предметы. Но делать будем это по кругу особым способом. Я буду начинать, причем буду «знакомить» с моими предметами соседей справа и сле­ва. Я начинаю с ключа. Пере­даю его соседу справа со сло­вами: «Это ключ!». Он дол­
жен меня спросить «Что?» Я повторяю: «Ключ». Мой партнер продолжает изоб­ражать удивление: «Что?». «Ключ!» - не сдаюсь я. Тог­да мой партнер соглашается: «А, ключ». Он забирает себе ключ и передает его своему соседу, говоря точно тот же текст. И так, по кругу. Одно­временно с этим, я передаю моему соседу слева другой предмет - монетку. Здесь ра­зыгрывается тот же диалог. До этого момента упражне­ние выглядит очень простым. Проблемы возникают тогда, когда ведущий начинает вво­дить в круг дополнительные предметы, пуская их то сле­ва, то справа, то, включая в игру игроков из середины це­почки. Возникает ситуация, когда игроки должны одно­временно (не делая пауз) и принимать предмет с одной стороны, и отдавать другой предмет в противоположную сторону. Чтобы успешно пре­одолеть все сложности учас­тникам предстоит проявить максимальную собранность и научиться переключать внимание с одного предмета на другой.

 

Технология «Игры - настройки на положительные образы»

Для детей сказочный образ, который они приняли и прожили эмоционально, является кирпичиком, из которого строится здание души. Дети всегда изображают полюбившихся персонажей. Но в каких героев дети играют сейчас? Нам они кажутся до­статочно грубыми, агрессивными, готовыми посто­янно с кем-то сражаться. Мир современной детской субкультуры, который мы видим на экранах ТВ, видеофильмах, в детских журналах, в большинстве своем состоит из вооруженных «борцов за справедливость». Пример заразителен. И не удивительно, что общение детей в детском коллективе строится на борьбе, а не на любви, дружбе или уважении. Но на самом деле большинство детей по природе миролюбивы, надо только показать им другой опыт, позитивный. И педагогу под силу это сделать.

Ключ технологии

В мастерской мы учим педагогов, как использовать в играх и сказках волшебных персонажей, фей и волшебников, которые добры, спокойны, всегда готовы прийти на помощь.

Из опыта участников мастерской

«В одной экспериментальной школе уроки в 1-х классах начинались с проведения упражнения на воображение «Фея Тишины». Приходя в класс после выходных, дети частенько бывали перевозбужденными, и требовалось какое-то время, чтобы они настроились на учебу. Педагог предложила детям представить, что в класс заходит Фея Тишины, и затем стала спрашивать у них, как они думают, во что фея одета, как заходит, как она выглядит. (Можно предложить детям  её изобразить через танец, нарисовать, показать как она поёт и т.д. ) Дети включились в это упражнение на воображение, притихли, а педагог сказала, что того, кто сможет какое-то время посидеть спокойно, фея «погладит по голове». Детям такая идея понравилась.

Когда педагог спросила их после упражнения, кого погладила фея, все подняли руки. И затем длительное время в классе сохранялась спокойная, рабочая атмосфера.

В течение недели мы развивали с детьми это опыт: играли в Фею Тишины, рисовали ее портрет, придумали подарки, которые она могла бы дарить детям, сочиняли про нее сказки.

Результат такого погружения оказался достаточно эффективным, и в дальнейшем, для того чтобы помочь детям настроиться на урок, педагог предла­гала им вспомнить о Фее Тишины, и тогда они успокаивались и начинали активно работать. Такие же упражнения мы с успехом проводили и в детском саду. Мы придумывали и другие образы, которые помогали поддерживать спокойную атмосферу среди детей, например, Фея Облаков, Волшебник Океанского Дна, Волшебник Звездного Неба».

Технология коммуникационных игр

Игры - модель человеческих отношений, в которых дети в легкой, занимательной форме усваива­ют нравственные ценности. Коммуникационные пластические - игры - это школа доброжелательности, гармонизации характеров, школа уважения к лич­ности другого. Коммуникационные игры нужны и педагогам, причем не меньше чем детям. С помо­щью коммуникационных пластических игр дети и взрослые устанавливают необходимый контакт для дальнейшего сотворчества. В своей практике педа­гогической мастерской мы используем коммуника­ционные игры, которые удобно разделить на следу­ющие группы: 1. «Замри». 2. «Салочки». 3. «Повтори за мной». 4. «Хвалилки». 5. «Сказки». 6. «Дарения».

Ключ технологии

Каждая из традиционных игр может стать коммуникационной игрой, если к ней добавить задание на установление дружелюбных взаимоотношений.

Примеры игр

Коммуникационная игра «Дружный круг»

Участники встают в круг и говорят:

«Встали все мы в круг. Каждый в круге мне друг, мне друг. Руку другу протяну, ссоры с другом не начну». (Берутся за руки.)

«Ах, дружочек, мой дружок! Ты молчишь, и я мол­чок!»

Участники замирают, пока ведущий не скажет:

«Постояли, помолчали, потянулись, поплясали».

Коммуникационные игра «Салки за руки»

Игра проходит как обыкновенные салочки, но при условии, что салочка не может салить игроков, если они успеют найти пару и схватиться за руки. Те, кто проиграл, показывают свободный танец под музыку (как танцуют тигры, как танцуют сонные мухи и т.п.).

Коммуникационная игра «Страна Дружбы»

Участники представляют, что они летят на ковре-самолете в страну Дружбы (придумайте, что это за страна).

«Ковер мечты, ковер мечты, неси нас туда, где сбываются сны, где чистое небо и свежий ветер, где никогда не ссорятся дети».

Участники, произнося текст, жестами иллюстрируют его, на последних словах они становятся в круг и берутся за руки.

По окончании игры дети рисуют страну Дружбы.

Коммуникационная игра на развитие эмпатии «Повтори за мной»

Все становятся по парам. Один - «человек», другой - «зеркало». «Человек» под музыку рисует-танцует линии, «зеркало» за ним повторяет, затем они меняются местами.

     Коммуникационная игра «Ветер танцует»

Выбирается ребенок на роль ветра. Под музыку он танцует с лентой свободный танец. Участники произносят текст:

-      Ветер играет, ветер танцует, ветер дует на...
Ветер останавливается и выбирает участника, называя его качества или детали одежды.

-      Ветер дует на веселую девочку с красными бантиками.

Та, кого ветер назвал, становится новым ветром.

   Коммуникационная игра «Клоун»

Выбирается клоун. Он становится перед осталь­ными участниками, которые произносят текст:

- Клоун, клоун, весельчак, потянулся - это раз. И нагнулся - это два. Три - присел. Четыре - встал. Вместе с нами танцевал.

Клоун показывает забавные движения, остальные повторяют. Затем выбирается новый клоун.

«Облачный Дед»

Участники становятся вокруг водящего (Деда) и произносят:

«Как у Облачного Деда было семеро детей, вот с такими глазами, вот с такими ушами, вот с такими хвостами (и так далее). Они не ели, не пили, все на Дедушку смотрели, и все делали как он».

Водящий показывает одно танцевальное движе­ние, остальные за ним повторяют. Кто лучше и точ­нее выполняет, становится новым водящим.

Игра на дарение «Почтальоны»

Участники делятся на две команды. Придумывают название команд. Показывают другой команде свое название в пластике, другая команда должна отгадать название. Затем идет игра.

Описание игры:

1 команда. Дзинь-дзинь.

2 команда. Кто там?

1 команда. Мы, почтальоны.

2 команда. Откуда?

1 команда. Из... (участники называют город или страну)

2 команда. А какие там подарки дарят?

Участники одной команды показывают заранее придуманные пластические сюжеты «Подарки», вто­рая команда отгадывает, кто и какие подарки да­рил, затем они меняются местами.

Технология «Эстафеты-коммуникации»

В том, что эстафеты организуют поведение детей, нет сомнений. Другое дело, что во время игр педагогам надо стараться сдерживать, регулировать их азарт, давать им задания с позитивной и друже­любной окраской, обращать внимание на вежливое поведение.

Ключ к технологии

Эстафеты прекрасно развивают внимание детей, саморегуляцию и моторную память. Они позволяют педагогу поддерживать дисциплину детей и являются мотивацией установления доброжелательных взаимоотношений. Еще важно то, что педагог в этот момент является для детей самой значимой фигурой, поскольку он выполняет их базовую потребность - развиваться в игре. В момент игр педагог может акцентировать внимание детей не только на том, чтобы придти первым, но и быть внимательным друг к другу, не грубить, не толкаться. Есть и механизм для развития таких коммуникативных навыков — это баллы, которые получает команда дополнительно за вежливое поведение

 

Пример проведения игры «Эстафета с усложнением»

Реквизит: в игре использовались стул на расстоянии 15 шагов, 2 кегли, к ним постепенно добавля­лись: 2 бубна, 2 мячика, 2 ленты на палочках. При этом каждый новый предмет сопровождался новым действием. Все задания оценивались по скорости и по вежливости.

Ход игры

1. Деление на две команды.

2. Далее дети с воспитателями и ассистентами придумывали название каждой команды (получились названия «Смелый Спартак» и «Ромашка»).

3. Здесь мы провели небольшую организационную настройку на единство и сплоченность благодаря заданиям: дружно и громко произнести название команды, поаплодировать другой команде, скандировать по командам девиз: «Мы – самые дружные и вежливые!».

4. Объяснение правил эстафеты, демонстрация и выполнение первого задания: с кеглей обежать стул и вернуться, поставив кеглю на место.

5. Демонстрация и выполнение второго задания с кеглей и бубном: не задев кеглю, через три шага поднять лежащий бубен и стукнуть им по коленке, положить обратно, обежать стул и вернуться.

     6. Демонстрация и выполнение третьего задания: не задев кеглю, через три шага поднять лежащий бубен и стукнуть им по коленке, затем стукнуть  о ладонь, положить обратно, обежать стул и вернуться.

7. Демонстрация и выполнение четвертого задания: не задев кеглю, через три шага поднять лежащий бубен и стукнуть им по коленке, затем стукнуть о ладонь, положить обратно, добежать до стула,
подбросить и положить обратно лежащий на нем мячик и вернуться.

После четвертого задания воспитатель тихо и незаметно для детей попросила сравнять разницу в счете из-за возможной негативной реакции некоторых неуравновешенных детей на возможный проигрыш. И поэтому проигрывающая команда «Смелый Спартак» получила для этого дополнительное задание: каждый ее участник должен подойти к любому участнику «Ромашки» и сказать: «Ты мне друг на всю жизнь». После того как дети выполнили это задание, мы почувствовали, как они успокоились, как их добрые чувства преобразили атмосферу.

8. Окончание игры

У эстафеты был финал: это подарки, которые мы дарили детям. В этот этап мы также внесли игровой момент. Воспитатель стоял спиной к детям, а педаог вызывала по очереди каждого ребенка и спрашивала: «Что сделать этому фанту?» Ребенок выполнял задание воспитателя, а потом получал подарок.

Мы увидели, что это был правильный ход, который позволил снять неприятный ажиотаж детей при получении подарков. Задания были интересные, творческие с позитивным характером. Один ребенок, который с трудом говорил, с надеждой произнес: «Я люблю мир, и мир любит меня»

 

 

Домики

на поле рисуются кружки-домики, ровно на один меньше количества игроков, вода обходит домики собирая игроков в цепочку и уводит их подальше, при этом рассказывая куда их ведет, после команды "по домам" все бросаются обратно и тот игрок, кому не досталось домика, становится водящим. Я слов совсем не помню, это не особо важно, но вот мой скороспелый вариант начала присказки: "пошли погулять гномики, оставили свои домики: гномик Миша (например), гномик Саша (и т.д., перечисляя всех игроков), пошли они в лес, да заблудились, долго-долго ходили, (далее по вкусу)" затем следует неожиданная команда "по домам" в любом месте рассказа - развивает внимание и реакцию.

 

Испорченный телефон

 (разогревающая психотехника)

Участники встают в колонну по одному. Ведущий встает в конце колонны. Таким образом все участники повернуты к нему спиной. Хлопком по плечу он предлагает повернуться к нему лицом впереди стоящего участника. Затем он жестами показывает какой-либо предмет (спичечный коробок, пистолет, волейбольный мяч и пр.). Первый участник поворачивается лицом ко второму и также хлопком по плечу просит его повернуться и показывает предмет, второй передает третьему, третий - четвертому и так далее. Последний участник называет предмет. Условия: все делается молча, только жестами, можно только попросить повторить, участники не должны поворачиваться до тех пор, пока предыдущий участник не хлопнет его по плечу.