Задача. Менеджер по грузоперевозкам должен определить, какой вид транспорта – автомобильный или железнодорожный – выбрать для доставки комплектующих с завода, расположенного в городе Череповец, на предприятие окончательной сборки, размещенное в Нижнем Новгороде. Потребности производства составляют 150 комплектов в месяц. Цена комплекта – 50 тыс. рублей. Затраты на содержание запасов составляют 20% в год от их стоимости. Характеристики поставок железнодорожным и автомобильным видами транспорта приведены в таблице.
Вид транспорта |
Транспортный тариф, руб./комплект |
Размер поставки, комплектов |
Длительность поставки, дней |
Железнодорожный |
400 |
80 |
5 |
Автомобильный |
700 |
25 |
3 |
Решение.
Рассчитаем общие годовые затраты для двух видов транспорта и выберем для
доставки комплектующих тот вид транспорта, по которому общие затраты окажутся
меньше.
Общие годовые затраты по видам транспорта включают:
- затраты на транспортировку (транспортный тариф * годовая
потребность в комплектующих изделиях);
- затраты на запасы заводов комплектующих изделий (доля годовых
затрат на содержание запасов * цена комплекта * средняя величина запасов);
- затраты на запасы сборочного предприятия – соответствуют запасам
заводов производства комплектующих;
- затраты на запасы в пути (затраты на содержание 1 комплекта в день
* размер поставки * длительность поставки * количество поставок в году).
Средняя величина запасов может быть оценена в половину максимального запаса.
Если размер поставки равен Q комплектов, то максимальная величина запаса на
заводе комплектующих также равна Q. Эта же величина составит максимальный запас
и на сборочном предприятии. Значит средняя величина запасов = Q/2.
Количество поставок в году = годовая потребность в комплектующих / размер
поставки.
Сведем результаты расчетов в таблицу.
Вид затрат |
Железнодорожный транспорт, руб./год |
Автомобильный транспорт, руб./год |
Итого: |
1 766 575,34 |
1 657 945,21 |
Затраты на транспортировку |
400*150*12 = 720 000 |
700*150*12 = 1 260 000 |
Затраты на запасы заводов комплектующих изделий |
0,2*50000*80/2 = 400 000 |
0,2*50000*25/2 = 125 000 |
Затраты на запасы сборочного предприятия |
0,2*50000*80/2 = 400 000 |
0,2*50000*25/2 = 125 000 |
Затраты на запасы в пути |
(0,2*50000/365)*80*5*150*12/80 = 246 575,34 |
(0,2*50000/365)*25*3*150*12/25 = 147 945,21 |
Получили, что годовые общие
затраты на транспортировку и содержание запасов меньше в случае автомобильного
транспорта по сравнению с железнодорожным. Экономия составит около 109 тыс.
руб. в год.
Ответ: выгоднее доставлять комплектующие автомобильным транспортом.
На практике эта выгода может
оказать еще больше. Выберем компанию-грузоперевозчика, которая уже
зарекомендовала себя как надежного партнера. Это транспортная компания Деловые
линии. Компания, наряду с традиционными услугами по грузоперевозкам,
предоставляет услугу «Прямая машина», что очень удобно в рассматриваемом
случае. Клиенту предоставляется индивидуальная машина, которая следует от
дверей грузоотправителя до дверей грузополучателя без перегрузов. Основные
преимущества услуги – оптимальный тарифный план для перевозки крупных партий
грузов и максимально быстрые сроки доставки. Остается только выбрать тип
транспорта и время его подачи.
Стоимость транспортировки 25 комплектов из Череповца в Нижний Новгород составит
18 тыс.руб. (это стоимость за машину). А время доставки сократится до двух
дней. Это означает, что расходы на запасы в пути сократятся на треть. Плюс к
этому можно получить дополнительные услуги, а именно: погрузочно-разгрузочные
работы, страхование груза, уведомление о местонахождении автомобиля и другие.
Задача. Принять решение по
выбору поставщика ТМЦ, если их поставляют на предприятие три фирмы (А, Б и С),
производящие одинаковую продукцию, одинакового качества.
Характеристики фирм следующие:
- удаленность от предприятия: А – 236
км, Б – 195 км, С – 221 км;
- разгрузка: А и С – механизированная, Б – ручная;
- время выгрузки: при механизированной разгрузке – 1 час 30 мин., при ручной –
4 часа 30 мин.;
- транспортный тариф: до 200 км – 0,9 тыс.руб./км, от 200 до 300
км – 0,8 тыс.руб./км;
- часовая тарифная ставка рабочего, осуществляющего разгрузку – 450 руб./час.
Решение задачи. Выбор поставщика будем осуществлять по критерию минимальности суммарных затрат, так как качество продукции одинаково, а другие данные нам не известны. По приведенным характеристикам фирм можно определить только затраты на транспортировку и затраты на разгрузку транспортного средства. Очень странно, что продукцию от поставщика Б можно выгрузить только вручную …
Определим затраты на
транспортировку. Они равны произведению транспортного тарифа и расстояния до
поставщика.
А: 0,8 тыс.руб./км * 236 км = 188 800 руб.
Б: 0,9 тыс.руб./км * 195 км = 175 500 руб.
С: 0,8 тыс.руб./км * 221 км = 176 800 руб.
Затраты на разгрузку = время
выгрузки * тарифная ставка рабочего.
А: 1,5 час. * 450 руб./час. = 675 руб.
Б: 4,5 час. * 450 руб./час. = 2 025 руб.
С: 1,5 час. * 450 руб./час. = 675 руб.
Занесем результаты расчетов в таблицу.
Критерий |
А |
Б |
С |
Суммарные затраты, руб. |
189 475 |
177 525 |
177 475 |
Затраты на транспортировку, руб. |
188 800 |
175 500 |
176 800 |
Затраты на разгрузку, руб. |
675 |
2 025 |
675 |
Как видно из таблицы, минимальные суммарные затраты соответствуют поставщику С, поэтому с чистой совестью можно рекомендовать предприятию заключить договор на поставку с этим поставщиком.
З.Ы. Но лучше бы перейти на механизированную разгрузку и работать с поставщиком Б. Это будет дешевле.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.