Данная подборка игр и упражнений направлены на совершенствования лексико-грамматических средств речи с использованием наглядных моделей. Подборка будет полезна не только учителям-логопедам, но и воспитателям логопедических групп, а так же родителям.
1. На расширение предметного словаря (словаря существительных):
2. На практическое усвоение навыков словообразования и словоизменения:
3. На расширение глагольного словаря:
4. На расширение словаря прилагательных:
игры.docx
Игры и упражнения для совершенствования лексикограмматических средств
речи с использованием наглядных моделей
1. На расширение предметного словаря (словаря существительных):
«Я знаю пять названий…» – уточнение обобщающих понятий, подбор однородных
дополнений (например:«Я знаю 5 названий посуды: ложка, вилка, нож, тарелка, чашка»).
«Во саду ли, в огороде…» – подбор однородных дополнений по теме «Овощи – фрукты».
«Кто или что?» или «Живой – неживой» – практическое усвоение категории
одушевленности и неодушевленности. «Назови словечко» или «Подбери словечко» –
упражнение в подборе словпредметов (в зависимости от лексической темы).
2. На практическое усвоение навыков словообразования и словоизменения:
«Один – много» или «Один и все», «Один и не один» – упражнение в употреблении
существительных единственного и множественного числа в Именительном и Родительном
падежах (гусь – гуси – много гусей…).
«Сосчитайка» – практическое усвоение согласования числительных с существительными
(или с прилагательными в словосочетаниях): «Один желтый лист – три желтых листа –
пять желтых листьев…»
«Парочки» – по аналогии (счет парами).
«Назови ласково» – уменьшительноласкательное значение слов (Ветка – веточка, тарелка
– тарелочка…).
«Цепочки развития» или «Кто кем был? Кто кем будет?» – употребление
существительных единственного и множественного числа в Творительном падеже
(Цыпленок был яйцом, а будет курицей или петухом).
«Собери семейку» – упражнение в словообразовании (например: «папа – пес, мама –
собака, детеныш – щенок, детеныши – щенята»). Вариант усложнения («свернутая»
фраза): «Бык – корова – теленок – телята».
«Гномы и великаны» – увеличительный суффикс –ищ (дом – домище, хвост – хвостище,
глаз – глазище).
«Мой, моя» или «Один, одна, одно, одни» – практическое усвоение притяжательных
местоимений или согласование числительных с существительными в роде, числе (Мой
флажок, моя груша, мое яблоко, мои листья).
«Кого без чего не бывает?» – употребление существительных единственного и
множественного числа в Родительном падеже с предлогом «без» (не бывает зайца без
ушей, не бывает лисы без хвоста…). «Волшебные гномики – частицы» – практическое усвоение навыка словообразования с
помощью суффиксов – «частиц» (щик, ник, ница): каменщик, печник, учительница…
«Трудные слова» – практическое усвоение навыка образования сложных слов путем
словосложения (самолет, самовар, снегокат, листопад…).
«Волшебное дерево» или «Дружная семейка» («родственные слова») практическое
усвоение однокоренных слов (сад, садовник, садовод, посадки, рассада, садовый…).
3. На расширение глагольного словаря:
«Подбери словечко» – упражнение в подборе «словдействий» (в зависимости от
лексической темы).
«Вчера, сегодня, завтра» – временные формы глаголов (рисовали – рисуют – нарисуют).
«Кто кем был? Кто кем будет?» – временные формы глагола (Лиса была
лисенком.Лисенок будет лисой или лисом).«Разноцветные «словадействия» –
практическое употребление приставочных глаголов (летела, прилетела, залетела,
вылетела, улетела, подлетел, перелетела…).
«Скажи наоборот» – словаантонимы (Стоит – бежит, упал – встал, плачет – смеется…).
4. На расширение словаря прилагательных:
«Кто больше подберет слов» – подбор однородных определений или «словпризнаков» (по
лексическим темам).
«Какой, какая, какое, какие» – согласование прилагательных с существительными с
опорой на окончание ая, яя, ый, ий…
«Скажи наоборот» – словаантонимы (чистый – грязный, храбрый – трусливый, добрый –
злой).
Предлагаемая система игр и упражнений для совершенствования лексикограмматических
средств языка, основанная на использовании технологии наглядного моделирования, легко
и гармонично вписывается в перспективно – тематическое планирование по лексическим
темам.
Подборка игр
Подборка игр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.