Подчинительные союзы и их разряды
Оценка 4.9

Подчинительные союзы и их разряды

Оценка 4.9
doc
08.01.2020
Подчинительные союзы и их разряды
подчинительные союзы.doc

  Учитель: Бочкарёва Светлана Викторовна

  Название предмета: русский язык

Класс: 7

УМК:  «Русский язык» для 7 класса общеобразовательных организаций / авт.-сост.   Е.А.Быстрова,  М.: Русское слово, 2017.

Уровень обучения: базовый

Тема урока: Подчинительные союзы и их разряды

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1

Место урока в системе уроков по теме: 5

Цель урока: создать условия для  усвоения способа отличия подчинительных союзов от сочинительных и определения их разрядов.

Задачи урока:

1.Углубить понятие о союзах; формировать умение отличать  подчинительные союзы от сочинительных; определять их разряды.

2.Развивать  логическое мышление; совершенствовать умение делать выводы; совершенствовать приемы учебной деятельности.

3.Повышать мотивацию к изучению  законов русского языка; формировать личностные качества обучающихся, необходимые для саморазвития и самообразования, такие, как уверенность в своих силах, воспитывать ученика с активной жизненной позицией.

Планируемые результаты: учащиеся научаться различать союзы и союзные слова

Техническое обеспечение урока: мультимедийный комплекс, презентация

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:  раздаточный материал, интернет-ресурсы: https://www.plickers.com/login

Формируемые УУД:

Личностные: способствовать развитию положительной мотивации к учебно–познавательной деятельности, общего кругозора и эрудиции;

формировать умение давать монологический ответ, обобщать, сравнивать;

Познавательные: развивать творческие способности учащихся;

Регулятивные:  способствовать развитию умения ставить цели, планировать действия, контролировать и оценивать себя.

Коммуникативные: развитие навыков монологической и диалогической речи, умение читать и извлекать полную информацию; работать в паре, группе.

Предполагаемый результат: уметь различать виды союзов.

Воспроизводить  своими словами правила, понятия, алгоритмы, выполнять действия по образцу, алгоритму.

 

Содержание урока

 

1.Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности.

На доске чистый лист бумаги.

- Посмотрите на доску. Что вы видите?

- Вы ошибаетесь, я вас удивлю, но это не чистый лист бумаги.

Провожу кисточкой по бумаге, появляется слово «Союз».

- Надеюсь, вы меня тоже удивите сегодня своими знаниями об этой части речи, которую мы изучаем на протяжении уже нескольких уроков.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа, пишите аккуратно, следите за осанкой.

Актуализация знаний.

- Первое задание я хотела бы предложить Кириллу Морозову. В чём суть задания? (Нужно хаотично расположенные предлоги и сочинительные союзы распределить в два столбика.)

- Остальные ребята, приготовьте, пожалуйста,  карты-пликерсы,  ответьте на вопросы, учтите, что в тесте только  три варианта ответа А, В,С.

-Спрогнозируйте, сколько баллов из 5 возможных вы получите за тест. Баллы запишите карандашом на полях тетради.

Онлайн-тестирование.

- Поднимите руку те, у кого прогноз совпал. Кто переоценил свои возможности? Недооценил?

- Посмотрим, как справился с задачей Кирилл.

Выявление места и причин затруднения.

- Почему одно слово у тебя осталось? Скажи, каково значение этого подчинительного союза?

- Сформулируй тему и цель урока.

Построение проекта и решение проблемы.

- Прочитайте текст. Определите его тему. ( Природа во время грозы.)

- Одним из самых сложных заданий ВПР является определение основной мысли  текста. В каком предложении заключена его идея? ( В последнем.)

-Определите тип и стиль текста ( тип речи - повествование, происходят действия; стиль – художественный, чувства, мысли; художественные средства).

- Как характеризует рассказчика умение видеть чудо в обычном природном явлении?

- Умеете ли вы видеть в обычном необычное? Почему? Важно ли умение быть наблюдательным?

- Я предлагаю вам понаблюдать за этими предложениями, поработав в группе и ответив на вопросы в листочках-заданиях.

1. Определите, какие предложения в тексте: ССП или СПП?

2.Какую функцию выполняют союзы: связывают однородные члены или простые предложения в составе сложного?

2. Задайте вопросы от главного предложения к зависимому и попробуйте по вопросу определить значение союза.

 

Предложение

 

союз

 

значение

1.

Утром я неожиданно проснулся, потому что началась гроза.

Потому что, оттого что

причина

2.

Я влез на лавку, открыл окно, чтобы в лицо мне хлынула прохлада.

Чтобы

Для того чтобы

Цель

 

3.

Когда грохот резко обрывался, я замирал.

Когда

Пока

время

4.

В этот момент мне показалось, что земля и небо живые.

Что

чтобы

изъяснительное

5.

Всюду волнуются деревья, словно рокочет гул голосов.

Словно

словно

Сравнение

 

6.

Если бы я спал, никто так и не увидел бы волшебного пробуждения земли.

Если

раз

условие

 

Афиширование работы группы.

- Какие предложения перед вами?

- Какую функцию выполняют подчинительные союзы?

- На какие группы по значениям они делятся ?

- Откройте учебник на с. 221, проверьте свои предположения.

- Дополните союзами таблицу.

- Что необычного вы заметили, когда записывали союзы?

- Обратите внимание, союз чтобы встретился  в значении целевом и изъяснительном. Это многозначный союз. Как определять значение такого союза? (по смысловому  контексту). Какой еще многозначный союз можете назвать?

Музыкальная физминутка.

- В каком произведении нам предлагают верить в чудеса? По мотивам этой феерии была написана одноименная песня, её обычно поют в лагерях у костра, давайте окунемся в атмосферу единения, которая всегда там царит, и споем «Алые паруса», повторяя за солистом .

- Вспомните, что о чудесах говорил наш любимый писатель А.Грин. («Чудеса нужно делать своими руками».)

- Так вперед, творить чудеса!

Первичное закрепление.

Запишите предложения, определите значение союза.

  1. Мальчик поливал цветы, чтобы они не завяли.(цель)
  2. Лошади остановился, оттого что пошел сильный дождь.( причина)
  3. Пойду с друзьями в поход, если будет хорошая погода.( условие)
  4. Я радовался, что погода прояснилась.( изъяснительное)
  5. Мне не бывает скучно, когда я отдыхаю с друзьями.(время)
  6. Была очень красивая полянка, словно ее придумал волшебник.(сравнение)

 

Самостоятельная работа (дифференцированные задания).

- Поработайте самостоятельно. Если вы  разобрались в подчинительных союзах, выполните упражнение 320 учебника (2 уровень), спишите первые 4 предложения, определите значение союза, если вы еще затрудняетесь, выполните задание на слайде ( 1 уровень):

Найдите ошибки в определении значения подчинительного союза, выпишите номера предложений с ошибками, укажите правильное значение.

1. Если в ожидании чуда будешь делать добрые дела, тогда и чудо придет к тебе не с пустыми руками. (Временной)

2. Большая часть волшебства в мире кажется несуществующим, потому что мы слишком слепы или слишком заняты. (Целевой)

3. Не спугни чудо, ибо оно уже рядом… (Причинный)

4. Чудеса любят, чтобы им дать понять,

Насколько сильно и как долго

Мы готовы их ждать! (Изъяснительный)

5. Волшебство, как воздушный шарик на верёвочке, летит, как бабочка рядышком от нас, заглядывает нам в глаза, будто котёнок, и просит: «Ну улыбнись мне, пожалуйста!» (Уступки)

 

Проверка  по ключу:

1. Если в ожидании чуда будешь делать добрые дела, тогда и чудо придет к тебе не с пустыми руками. (Условия)

2. Большая часть волшебства в мире кажется несуществующим, потому что мы слишком слепы или слишком заняты. (Причинный)

4. Чудеса любят, чтобы им дать понять,

Насколько сильно и как долго

Мы готовы их ждать! (Целевой)

5. Волшебство, как воздушный шарик на верёвочке, летит, как бабочка рядышком от нас, заглядывает нам в глаза, будто котёнок, и просит: «Ну улыбнись мне, пожалуйста!» (Сравнительные)

 

Проверка упражнения 320.

 

Самоконтроль.

Тест по теме «Подчинительные союзы»

 

1. Укажите подчинительный союз:

1) не только …, но и 2) благодаря 3) тоже 4) потому что 5) однако

 

2. Укажите причинный подчинительный союз:

1) так как 2) лишь только 3) точно 4) как будто 5) когда

 

3. Укажите сравнительный подчинительный союз:

1) оттого что 2) словно 3) если 4) с тем чтобы 5) едва

 

4. Укажите целевой подчинительный союз:

1) как 2) что 3) чтобы 4) когда 5) хотя

 

5. Укажите изъяснительный подчинительный союз:

1) точно 2) что 3) в связи с тем что 4) пока 5) пускай

 

6. Укажите временной подчинительный союз:

1) будто 2) так что 3) для того чтобы 4) если 5) когда

 

7. Укажите условный подчинительный союз:

1) как только 2) если 3) зато 4) благодаря тому что 5) чтобы

 

- Это не простой тест, а зашифрованный: номер ответа соответствует одной букве:

1 – д, 2 – и, 3-в, 4 – у, 5 – л. Подставьте буквы, прочитайте полученное слово. (Удивили.)

- Поднимите руки те,  у кого все получилось.

- Что можно порекомендовать ребятам, не поднявшим руки?

Рефлексия.

- Какие задачи мы ставили?

-Что мы узнали?

-          На какие смысловые группы делятся подчинительные союзы? (временные, причинные, целевые, изъяснительные, сравнительные, условные)

-          Какой способ определения подчинительного союза мы узнали?

-С какими трудностями столкнулись?

- Мы сегодня с вами попробовали сотворить маленькое чудо – открыть новое в такой сложной части речи, как союз. Оцените свою деятельность с помощью званий:

Мастер чудес

Подмастерье

Ученик

Домашнее задание: Кириллу Рамзаеву я предлагаю на следующем уроке выступить в роли подчинительного союза, тебе нужно будет подготовиться к интервью, всем остальным приготовить по 1 вопросу для интервью и выполнить задания на выбор: упр. 318 или 319.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Определите, какие предложения в тексте: ССП или СПП?

2.Какую функцию выполняют союзы: связывают однородные члены или простые предложения в составе сложного?

2. Задайте вопросы от главного предложения к зависимому и попробуйте по вопросу определить значение союза.

 

 

Предложение

 

союз

 

значение

1.

Утром я неожиданно проснулся, потому что началась гроза.

 

 

 

 

 

 

2.

Я влез на лавку, открыл окно, чтобы в лицо мне хлынула прохлада.

 

 

 

 

3.

Когда грохот резко обрывался, я замирал.

 

 

 

 

4.

В этот момент мне показалось, что земля и небо живые.

 

 

 

 

5.

Всюду волнуются деревья, словно рокочет гул голосов.

 

 

 

 

6.

Если бы я спал, никто так и не увидел бы волшебного пробуждения земли.

 

 

 

 

 

1. Определите, какие предложения в тексте: ССП или СПП?

2.Какую функцию выполняют союзы: связывают однородные члены или простые предложения в составе сложного?

2. Задайте вопросы от главного предложения к зависимому и попробуйте по вопросу определить значение союза.

 

Предложение

 

союз

 

значение

1.

Утром я неожиданно проснулся, потому что началась гроза.

 

 

 

 

 

 

2.

Я влез на лавку, открыл окно, чтобы в лицо мне хлынула прохлада.

 

 

 

 

3.

Когда грохот резко обрывался, я замирал.

 

 

 

 

4.

В этот момент мне показалось, что земля и небо живые.

 

 

 

 

5.

Всюду волнуются деревья, словно рокочет гул голосов.

 

 

 

 

6.

Если бы я спал, никто так и не увидел бы волшебного пробуждения земли.

 

 

 

 

 

Тест по теме «Подчинительные союзы»

 

1. Укажите подчинительный союз:

1) не только …, но и 2) благодаря 3) тоже 4) потому что 5) однако

 

2. Укажите причинный подчинительный союз:

1) так как 2) лишь только 3) точно 4) как будто 5) когда

 

3. Укажите сравнительный подчинительный союз:

1) оттого что 2) словно 3) если 4) с тем чтобы 5) едва

 

4. Укажите целевой подчинительный союз:

1) как 2) что 3) чтобы 4) когда 5) хотя

 

5. Укажите изъяснительный подчинительный союз:

1) точно 2) что 3) в связи с тем что 4) пока 5) пускай

 

6. Укажите временной подчинительный союз:

1) будто 2) так что 3) для того чтобы 4) если 5) когда

 

7. Укажите условный подчинительный союз:

1) как только 2) если 3) зато 4) благодаря тому что 5) чтобы

 

 

 

 

Тест по теме «Подчинительные союзы»

 

1. Укажите подчинительный союз:

1) не только …, но и 2) благодаря 3) тоже 4) потому что 5) однако

 

2. Укажите причинный подчинительный союз:

1) так как 2) лишь только 3) точно 4) как будто 5) когда

 

3. Укажите сравнительный подчинительный союз:

1) оттого что 2) словно 3) если 4) с тем чтобы 5) едва

 

4. Укажите целевой подчинительный союз:

1) как 2) что 3) чтобы 4) когда 5) хотя

 

5. Укажите изъяснительный подчинительный союз:

1) точно 2) что 3) в связи с тем что 4) пока 5) пускай

 

6. Укажите временной подчинительный союз:

1) будто 2) так что 3) для того чтобы 4) если 5) когда

 

7. Укажите условный подчинительный союз:

1) как только 2) если 3) зато 4) благодаря тому что 5) чтобы

 

Подчинительные союзы и их разряды

Подчинительные союзы и их разряды

Подчинительные союзы и их разряды

Подчинительные союзы и их разряды

Подчинительные союзы и их разряды

Подчинительные союзы и их разряды

Подчинительные союзы и их разряды

Подчинительные союзы и их разряды

Подчинительные союзы и их разряды

Подчинительные союзы и их разряды

Подчинительные союзы и их разряды

Подчинительные союзы и их разряды
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2020