Учитель: Бочкарёва Светлана Викторовна
Название предмета: русский язык
Класс: 7
УМК: «Русский язык» для 7 класса общеобразовательных организаций / авт.-сост. Е.А.Быстрова, М.: Русское слово, 2017.
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Подчинительные союзы и их разряды
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1
Место урока в системе уроков по теме: 5
Цель урока: создать условия для усвоения способа отличия подчинительных союзов от сочинительных и определения их разрядов.
Задачи урока:
1.Углубить понятие о союзах; формировать умение отличать подчинительные союзы от сочинительных; определять их разряды.
2.Развивать логическое мышление; совершенствовать умение делать выводы; совершенствовать приемы учебной деятельности.
3.Повышать мотивацию к изучению законов русского языка; формировать личностные качества обучающихся, необходимые для саморазвития и самообразования, такие, как уверенность в своих силах, воспитывать ученика с активной жизненной позицией.
Планируемые результаты: учащиеся научаться различать союзы и союзные слова
Техническое обеспечение урока: мультимедийный комплекс, презентация
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: раздаточный материал, интернет-ресурсы: https://www.plickers.com/login
Формируемые УУД:
Личностные: способствовать развитию положительной мотивации к учебно–познавательной деятельности, общего кругозора и эрудиции;
формировать умение давать монологический ответ, обобщать, сравнивать;
Познавательные: развивать творческие способности учащихся;
Регулятивные: способствовать развитию умения ставить цели, планировать действия, контролировать и оценивать себя.
Коммуникативные: развитие навыков монологической и диалогической речи, умение читать и извлекать полную информацию; работать в паре, группе.
Предполагаемый результат: уметь различать виды союзов.
Воспроизводить своими словами правила, понятия, алгоритмы, выполнять действия по образцу, алгоритму.
Содержание урока
1.Организационный момент
Мотивация к учебной деятельности.
На доске чистый лист бумаги.
- Посмотрите на доску. Что вы видите?
- Вы ошибаетесь, я вас удивлю, но это не чистый лист бумаги.
Провожу кисточкой по бумаге, появляется слово «Союз».
- Надеюсь, вы меня тоже удивите сегодня своими знаниями об этой части речи, которую мы изучаем на протяжении уже нескольких уроков.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа, пишите аккуратно, следите за осанкой.
Актуализация знаний.
- Первое задание я хотела бы предложить Кириллу Морозову. В чём суть задания? (Нужно хаотично расположенные предлоги и сочинительные союзы распределить в два столбика.)
- Остальные ребята, приготовьте, пожалуйста, карты-пликерсы, ответьте на вопросы, учтите, что в тесте только три варианта ответа А, В,С.
-Спрогнозируйте, сколько баллов из 5 возможных вы получите за тест. Баллы запишите карандашом на полях тетради.
Онлайн-тестирование.
- Поднимите руку те, у кого прогноз совпал. Кто переоценил свои возможности? Недооценил?
- Посмотрим, как справился с задачей Кирилл.
Выявление места и причин затруднения.
- Почему одно слово у тебя осталось? Скажи, каково значение этого подчинительного союза?
- Сформулируй тему и цель урока.
Построение проекта и решение проблемы.
- Прочитайте текст. Определите его тему. ( Природа во время грозы.)
- Одним из самых сложных заданий ВПР является определение основной мысли текста. В каком предложении заключена его идея? ( В последнем.)
-Определите тип и стиль текста ( тип речи - повествование, происходят действия; стиль – художественный, чувства, мысли; художественные средства).
- Как характеризует рассказчика умение видеть чудо в обычном природном явлении?
- Умеете ли вы видеть в обычном необычное? Почему? Важно ли умение быть наблюдательным?
- Я предлагаю вам понаблюдать за этими предложениями, поработав в группе и ответив на вопросы в листочках-заданиях.
1. Определите, какие предложения в тексте: ССП или СПП?
2.Какую функцию выполняют союзы: связывают однородные члены или простые предложения в составе сложного?
2. Задайте вопросы от главного предложения к зависимому и попробуйте по вопросу определить значение союза.
№ |
Предложение
|
союз
|
значение |
1. |
Утром я неожиданно проснулся, потому что началась гроза. |
Потому что, оттого что |
причина |
2. |
Я влез на лавку, открыл окно, чтобы в лицо мне хлынула прохлада. |
Чтобы Для того чтобы |
Цель
|
3. |
Когда грохот резко обрывался, я замирал. |
Когда Пока |
время |
4. |
В этот момент мне показалось, что земля и небо живые. |
Что чтобы |
изъяснительное |
5. |
Всюду волнуются деревья, словно рокочет гул голосов. |
Словно словно |
Сравнение
|
6. |
Если бы я спал, никто так и не увидел бы волшебного пробуждения земли. |
Если раз |
условие |
Афиширование работы группы.
- Какие предложения перед вами?
- Какую функцию выполняют подчинительные союзы?
- На какие группы по значениям они делятся ?
- Откройте учебник на с. 221, проверьте свои предположения.
- Дополните союзами таблицу.
- Что необычного вы заметили, когда записывали союзы?
- Обратите внимание, союз чтобы встретился в значении целевом и изъяснительном. Это многозначный союз. Как определять значение такого союза? (по смысловому контексту). Какой еще многозначный союз можете назвать?
Музыкальная физминутка.
- В каком произведении нам предлагают верить в чудеса? По мотивам этой феерии была написана одноименная песня, её обычно поют в лагерях у костра, давайте окунемся в атмосферу единения, которая всегда там царит, и споем «Алые паруса», повторяя за солистом .
- Вспомните, что о чудесах говорил наш любимый писатель А.Грин. («Чудеса нужно делать своими руками».)
- Так вперед, творить чудеса!
Первичное закрепление.
Запишите предложения, определите значение союза.
Самостоятельная работа (дифференцированные задания).
- Поработайте самостоятельно. Если вы разобрались в подчинительных союзах, выполните упражнение 320 учебника (2 уровень), спишите первые 4 предложения, определите значение союза, если вы еще затрудняетесь, выполните задание на слайде ( 1 уровень):
Найдите ошибки в определении значения подчинительного союза, выпишите номера предложений с ошибками, укажите правильное значение.
1. Если в ожидании чуда будешь делать добрые дела, тогда и чудо придет к тебе не с пустыми руками. (Временной)
2. Большая часть волшебства в мире кажется несуществующим, потому что мы слишком слепы или слишком заняты. (Целевой)
3. Не спугни чудо, ибо оно уже рядом… (Причинный)
4. Чудеса любят, чтобы им дать понять,
Насколько сильно и как долго
Мы готовы их ждать! (Изъяснительный)
5. Волшебство, как воздушный шарик на верёвочке, летит, как бабочка рядышком от нас, заглядывает нам в глаза, будто котёнок, и просит: «Ну улыбнись мне, пожалуйста!» (Уступки)
Проверка по ключу:
1. Если в ожидании чуда будешь делать добрые дела, тогда и чудо придет к тебе не с пустыми руками. (Условия)
2. Большая часть волшебства в мире кажется несуществующим, потому что мы слишком слепы или слишком заняты. (Причинный)
4. Чудеса любят, чтобы им дать понять,
Насколько сильно и как долго
Мы готовы их ждать! (Целевой)
5. Волшебство, как воздушный шарик на верёвочке, летит, как бабочка рядышком от нас, заглядывает нам в глаза, будто котёнок, и просит: «Ну улыбнись мне, пожалуйста!» (Сравнительные)
Проверка упражнения 320.
Самоконтроль.
Тест по теме «Подчинительные союзы»
1. Укажите подчинительный союз:
1) не только …, но и 2) благодаря 3) тоже 4) потому что 5) однако
2. Укажите причинный подчинительный союз:
1) так как 2) лишь только 3) точно 4) как будто 5) когда
3. Укажите сравнительный подчинительный союз:
1) оттого что 2) словно 3) если 4) с тем чтобы 5) едва
4. Укажите целевой подчинительный союз:
1) как 2) что 3) чтобы 4) когда 5) хотя
5. Укажите изъяснительный подчинительный союз:
1) точно 2) что 3) в связи с тем что 4) пока 5) пускай
6. Укажите временной подчинительный союз:
1) будто 2) так что 3) для того чтобы 4) если 5) когда
7. Укажите условный подчинительный союз:
1) как только 2) если 3) зато 4) благодаря тому что 5) чтобы
- Это не простой тест, а зашифрованный: номер ответа соответствует одной букве:
1 – д, 2 – и, 3-в, 4 – у, 5 – л. Подставьте буквы, прочитайте полученное слово. (Удивили.)
- Поднимите руки те, у кого все получилось.
- Что можно порекомендовать ребятам, не поднявшим руки?
Рефлексия.
- Какие задачи мы ставили?
-Что мы узнали?
- На какие смысловые группы делятся подчинительные союзы? (временные, причинные, целевые, изъяснительные, сравнительные, условные)
- Какой способ определения подчинительного союза мы узнали?
-С какими трудностями столкнулись?
- Мы сегодня с вами попробовали сотворить маленькое чудо – открыть новое в такой сложной части речи, как союз. Оцените свою деятельность с помощью званий:
Мастер чудес
Подмастерье
Ученик
Домашнее задание: Кириллу Рамзаеву я предлагаю на следующем уроке выступить в роли подчинительного союза, тебе нужно будет подготовиться к интервью, всем остальным приготовить по 1 вопросу для интервью и выполнить задания на выбор: упр. 318 или 319.
1. Определите, какие предложения в тексте: ССП или СПП?
2.Какую функцию выполняют союзы: связывают однородные члены или простые предложения в составе сложного?
2. Задайте вопросы от главного предложения к зависимому и попробуйте по вопросу определить значение союза.
№ |
Предложение
|
союз
|
значение |
1. |
Утром я неожиданно проснулся, потому что началась гроза. |
|
|
2. |
Я влез на лавку, открыл окно, чтобы в лицо мне хлынула прохлада. |
|
|
3. |
Когда грохот резко обрывался, я замирал. |
|
|
4. |
В этот момент мне показалось, что земля и небо живые. |
|
|
5. |
Всюду волнуются деревья, словно рокочет гул голосов. |
|
|
6. |
Если бы я спал, никто так и не увидел бы волшебного пробуждения земли. |
|
|
1. Определите, какие предложения в тексте: ССП или СПП?
2.Какую функцию выполняют союзы: связывают однородные члены или простые предложения в составе сложного?
2. Задайте вопросы от главного предложения к зависимому и попробуйте по вопросу определить значение союза.
№ |
Предложение
|
союз
|
значение |
1. |
Утром я неожиданно проснулся, потому что началась гроза. |
|
|
2. |
Я влез на лавку, открыл окно, чтобы в лицо мне хлынула прохлада. |
|
|
3. |
Когда грохот резко обрывался, я замирал. |
|
|
4. |
В этот момент мне показалось, что земля и небо живые. |
|
|
5. |
Всюду волнуются деревья, словно рокочет гул голосов. |
|
|
6. |
Если бы я спал, никто так и не увидел бы волшебного пробуждения земли. |
|
|
Тест по теме «Подчинительные союзы»
1. Укажите подчинительный союз:
1) не только …, но и 2) благодаря 3) тоже 4) потому что 5) однако
2. Укажите причинный подчинительный союз:
1) так как 2) лишь только 3) точно 4) как будто 5) когда
3. Укажите сравнительный подчинительный союз:
1) оттого что 2) словно 3) если 4) с тем чтобы 5) едва
4. Укажите целевой подчинительный союз:
1) как 2) что 3) чтобы 4) когда 5) хотя
5. Укажите изъяснительный подчинительный союз:
1) точно 2) что 3) в связи с тем что 4) пока 5) пускай
6. Укажите временной подчинительный союз:
1) будто 2) так что 3) для того чтобы 4) если 5) когда
7. Укажите условный подчинительный союз:
1) как только 2) если 3) зато 4) благодаря тому что 5) чтобы
Тест по теме «Подчинительные союзы»
1. Укажите подчинительный союз:
1) не только …, но и 2) благодаря 3) тоже 4) потому что 5) однако
2. Укажите причинный подчинительный союз:
1) так как 2) лишь только 3) точно 4) как будто 5) когда
3. Укажите сравнительный подчинительный союз:
1) оттого что 2) словно 3) если 4) с тем чтобы 5) едва
4. Укажите целевой подчинительный союз:
1) как 2) что 3) чтобы 4) когда 5) хотя
5. Укажите изъяснительный подчинительный союз:
1) точно 2) что 3) в связи с тем что 4) пока 5) пускай
6. Укажите временной подчинительный союз:
1) будто 2) так что 3) для того чтобы 4) если 5) когда
7. Укажите условный подчинительный союз:
1) как только 2) если 3) зато 4) благодаря тому что 5) чтобы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.