Урок даст возможность познакомить с подчинительными союзами, разными по значению; уметь определять значение подчинительных союзов; отличать союзы от омонимичных слов других частей речи. Важно формирование умения определять разряд союзов, развитие творческой, речевой и мыслительной активности; формирование коммуникативных качеств личности учащихся, воспитание чувства любви к своей семье, значимости семьи в жизни человека, воспитание интереса к русскому языку.
урок союз по ФГОС.docx
Урок в 9 классе. Подчинительные союзы
Цели: познакомить с подчинительными союзами, разными по значению; уметь определять значение
подчинительных союзов; отличать союзы от омонимичных слов других частей речи.
Личностные УУД. Воспитание уважительного отношения к окружающим и воспитание внимания к
художественному слову.
Познавательные УУД. Умение видеть красоту художественного слова. Анализ явлений. Извлечение
информации.
Коммуникативные УУД. Проявлять умение эффективно взаимодействовать в процессе учебной
деятельности с учителем и сверстниками.
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания. Упр. 370 (текст записывается по памяти).
Ход урока
Ребята, знаете ли вы, что обозначает слово союз? Это интересно. Давайте послушаем (сообщение
учащегося):
Само слово “союз” пришло в русский язык из старославянского, в котором оно было образовано с
помощью приставки со от слова, корень которого дошёл до нас в словах узел, уж, вязать, узы. Не
многие знают, что союз – древнее название части речи и по происхождению является греческим.
Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления
она занимает седьмое место (и главенствует в ней союз и)
В XIX в. в Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даль так определил значение слова
“союз”: “Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление…; часть речи, частичка, связующая
слова”. В XX в. “Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой слово “союз”
было определено так: “В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри
предложения”. Сравните два определения союза. Чем они отличаются? (Словарь Ожегова по сравнению
со словарём В. И. Даля указывает на большее число признаков: служебное слово, связывает не только
слова, но и предложения.)
3. Синтаксический разбор. Надо записать предложение под диктовку и выполнить полный
синтаксический разбор. Один ученик работает на доске.
Блудово болото содержит огромные запасы горючего, но слой торфа не везде одинаковой толщины.
(М. Пришвин)
4. Освоение нового материала. Чтение и анализ § 63.
Беседа по вопросам:
— Как называются предложения, в которых одна часть главная, а другая придаточная,
присоединённая подчинительным союзом?
— Какие слова, являющиеся частью составных союзов, могут принадлежать к другим частям речи?
(Ввиду — предлог; благодаря — деепричастие, предлог; вследствие —предлог; скоро, едва —
наречия.)
— В состав какой части сложноподчинённого предложения входит союз? (В состав придаточной части.)
IV. Активизация и закрепление изученного. 1. Работа по распечаткам. Получают задание подчеркнуть грамматические основы предложений и
обвести овалом подчинительные союзы. Установить их значение. Графически объяснить
постановку знаков препинания.
К лежачему камню пришли дети в то самое время, когда первые лучи солнца, пролетев над
низенькими корявыми болотными елочками и березками, осветили звонкую борину, и могучие
стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы. Оттуда сюда, к
этому плоскому камню, где сели отдохнуть дети, слабо долетало пение птиц, посвященное
восходу великого солнца. И светлые лучи, пролетающие над головами детей, еще не грели.
Болотная земля была вся в ознобе, мелкие лужицы покрылись белым ледком. Было совсем тихо
в природе, и дети до того были тихи, что тетерев Косач не обратил на них никакого внимания.
Он сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились как мостик между двумя деревьями.
Устроившись на этом мостике, для него довольно широком, ближе к ели, Косач как будто стал
расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком.
Подводя итог, учитель подчёркивает, что придаточная часть сложноподчинённого предложения может
располагаться перед, после или в середине главной.
2. Работа с учебником. Упр. 378. Комментированное письмо. Следует обратить внимание ребят на
предложение 3, в котором придаточная часть располагается внутри главной. В предложении 4
союз как является не сравнительным, а изъяснительным.
3. Упр. 379. Самостоятельная работа с последующей проверкой.
V. Домашнее задание. § 63. Упр. 380, 381.
.
Подчинительные союзы.
Подчинительные союзы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.