Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе (задания 1 - 21)

  • pptx
  • 09.12.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1. Задания 1 - 21 КЛЮЧ.pptx

ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ

ТРЕНАЖЁР ЗАДАНИЙ 1 – 21

2023 г.

на 100 баллов

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»
р.п.Чамзинка Республики Мордовия

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Археологи обнаруживают остатки древних поселений, раскапывают старые захоронения, находят там различные вещи, которые служили когда-то людям. <…> вещи реальны, конкретны, их можно пощупать, осмотреть, изучить. А где «копать» лингвисту? Правда, у лингвиста есть древние рукописи. Но письменность возникла сравнительно недавно, а как проникнуть сквозь тьму веков, заглянуть в те времена, когда люди не имели письменности (во всяком случае нам о ней ничего не известно)?
Если нет прямых свидетельств, то, возможно, есть косвенные... Взрослый человек может представить, как он говорил в детстве, наблюдая других детей. А что если сравнивать разные языки? Ведь известно, что во многих из них есть общие черты, они могут быть близкими родственниками (как, например, русский и украинский) или дальними (санскрит — язык Древней Индии и английский). Ученые открыли даже родственные связи между отдельными семьями — семьей славянских языков (русский, польский, болгарский и др.), семьей романских (французский, итальянский, испанский и др.). Как распределяются по родам слова других языков? Как употребляются эти слова?
Естественно, что ответы на эти вопросы скорее всего могли дать языки, менее других подвергшиеся позднейшим изменениям. Поэтому ученые и заинтересовались самыми древними из известных нам языков.

ЗАДАНИЕ 1. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это местоимение.

Археологи обнаруживают остатки древних поселений, раскапывают старые захоронения, находят там различные вещи, которые служили когда-то людям. <…> вещи реальны, конкретны, их можно пощупать, осмотреть, изучить.

эти

ЗАДАНИЕ 2. В тексте выделено пять слов.
Укажите варианты ответов,
в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.
Запишите номера ответов.

1. ЯЗЫ́К. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.

Взрослый человек может представить, как он говорил в детстве, наблюдая других детей. А что если сравнивать разные языки? Ведь известно, что во многих из них есть общие черты,

1

ЗАДАНИЕ 2. В тексте выделено пять слов.
Укажите варианты ответов,
в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.
Запишите номера ответов.

2. СЛУЖИТЬ. Нести, исполнять службу.
3. СЕМЬЯ. Группа родственных языков.
4. ВЕЩЬ. Нечто, обстоятельство, явление.
5. КОПАТЬ. Отваливая землю, доставать, извлекать.

Археологи обнаруживают остатки древних поселений, раскапывают старые захоронения, находят там различные вещи, которые служили когда-то людям. <…> вещи реальны, конкретны, их можно пощупать, осмотреть, изучить. А где «копать» лингвисту? Учёные открыли даже родственные связи между отдельными семьями языков (русский, польский, болгарский и др.) …

13

ЗАДАНИЕ 3. Укажите варианты ответов, в которых даны
верные характеристики фрагмента текста.
Запишите номера этих ответов.

В тексте используется разговорное слово («копать») и риторические вопросы (А что если сравнивать разные языки? Как распределяются по родам слова других языков? Как употребляются эти слова?).
Цель автора текста: убедить читателя в необходимости изучать русский язык.
Текст предназначен для неспециалистов (учащихся старших классов). Об этом можно судить по использованию облегчающих восприятие текста приемов аналогии (между профессиональной деятельностью археологов и лингвистов), сравнения действий историка языка с действиями взрослых, желающих узнать свое речевое поведение в детстве на основе наблюдений над действиями детей.

13

ЗАДАНИЕ 3. Укажите варианты ответов, в которых даны
верные характеристики фрагмента текста.
Запишите номера этих ответов.

Текст относится к научному стилю речи, так как в нем присутствуют языковые средства, характерные для данного стиля. К лексическим средствам относятся термины (лингвист, письменность, санскрит, семья славянских языков, романских языков). К морфологическим особенностям можно отнести употребление глаголов в «настоящем вневременном» значении (обнаруживают, раскапывают, находят, распределяются, употребляются). К синтаксическим особенностям относится использование составных именных сказуемых (вещи реальны, конкретны).
Наряду с характерными особенностями художественного стиля (отвлеченность; обобщенность; подчеркнутая логичность; точность), текст отличается сдержанной эмоциональностью, экспрессией, обусловленной желанием воздействовать на адресата, заинтересовать его.

134

ЗАДАНИЕ 4. Укажите варианты ответов,
в которых верно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук.
Запишите номера ответов.

вероисповЕдание
мозАичный
обогнАла
обострЁнный
зАсветло

145

ЗАДАНИЕ 5. одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним.

На данный момент смартфоны находятся в разработке, и их
конструкция может ПРЕТЕРПЕТЬ изменения.

Боль оказалась НЕТЕРПИМОЙ, и к спортсмену прямо на футбольном поле подошёл врач.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ портал Всероссийской олимпиады школьников пользуется большой популярностью у старшеклассников.

Они молча постояли у Могилы Неизвестного Солдата, глядя на
мечущееся на ветру пламя ВЕЧНОГО огня.

В ГАРАНТИЙНОМ талоне должны быть указаны дата продажи,
наименование изделия, его серийный номер.

нестерпимой

ЗАДАНИЕ 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.

главную

ЗАДАНИЕ 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

опытные ТРЕНЕРЫ
по ОБОИМ сторонам
звучит не менее ГРОМКО
ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд
нет ТУФЕЛЬ

обеим

ЗАДАНИЕ 9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
Запишите номера ответов.

подг..рать, водор..сли, ск..сил (глаза)
прекл..нение, ур..внение, г..ризонт
пл..вец, прил..гательное, заск..чить
подст..лить, соб..рать, инт..ллигентный
к..морка, утв..рь, выр..стать

15

ЗАДАНИЕ 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

1) пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать
2) сверх..естественный, с..ёмка, двух..ярусный
3) п..никнуть, пр..дедушка, поз..вчера
4) чере..чур, и..синя-чёрный, бе..крайний
5) вз..скать, без..нициативный, сверх..зысканный

124

ЗАДАНИЕ 11. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

1) больш..нство, алюмини..вый
2) клетч..тый, (начать) снов..
3) миндал..вый, овлад..вать
4) попроб..вать, нож..вка
5) француз..кий, матрос..кий

2345

ЗАДАНИЕ 12. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

1) (травы) колыш..тся, противореч..щий
2) выгляд..шь, обид..вшийся
3) (кот) мурлыч..т, приемл..мый
4) жал..щие (пчёлы), рассе..нный (человек)
5) леч..щий (врач), (родители) тревож..тся

345

ЗАДАНИЕ 13.  Укажите варианты ответов, в которых
НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО.
Запишите номера ответов.

Виктор гордился (НЕ)КЕМ иным, как своим дедушкой.
На конверте был написан никому (НЕ)ИЗВЕСТНЫЙ адрес отправителя.
Корабли вышли в море, (НЕ)СМОТРЯ на штормовое предупреждение.
Яма оказалась (НЕ)ГЛУБОКАЯ, но широкая.
Посреди равнины стоял дом, ничем (НЕ)ОГОРОЖЕННЫЙ.

34

ЗАДАНИЕ 14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО.
Запишите номера ответов.

Муравьи, почувствовав опасность, (С)РАЗУ засуетились и (НА)ПЕРЕГОНКИ устремились к своему дому. 
И вдруг вцепилась в его рубашку, обняла, (КАК)БУДТО заплакала, и тогда словно (ИЗ)ПОД земли показалась медсестра и привычным движением быстро сделала ей укол.
Ничем другим дед (В)СИЛУ преклонных лет помочь уже не мог, ЗА(ТО) рассказывал истории про прежнюю жизнь и плакал горючими слезами.
(НА)УТРО мы забыли о ссоре и (ЗА)ТЕМ никогда не вспоминали о ней.
Я не написал ни слова и ВРЯД(ЛИ) ЧТО(НИБУДЬ) еще напишу. 

14

ЗАДАНИЕ 15. Укажите все цифры, на месте которых
пишется НН.

Уже в первом пейзаже В.Серова были проявле(1)ы почти все черты, свойстве(2)ые ему как пейзажисту: острота видения, глубочайшее проникновение в суть изображаемого, изыска(3)ость и точность колорита.

23

ЗАДАНИЕ 16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.
2) К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.
3) Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному.
4) Для художественной речи характерна как образность так и эмоциональность.
5) Впервые за долгие военные годы из парка доносился звонкий детский смех и слышался скрип качелей.

24

ЗАДАНИЕ 17. Расставьте знаки препинания:
укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Возвращая первоначальную красоту и великолепие (1) Шуваловскому дворцу в Санкт-Петербурге (2) реставраторы согласовывали этапы своей работы со специалистами (3) готовившими открытие в его залах музея Карла Фаберже (4) прославившегося созданием уникальных ювелирных изделий.

234

ЗАДАНИЕ 18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы),на месте которой(-ых) в предложениях
должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Милые берёзовые (1) чащи!
Ты (2) земля! И вы (3) равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть своей тоски.

(С.А. Есенин)

23

ЗАДАНИЕ 19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении
должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Как только занималась заря (1) и как только (2) двери заводили свой разноголосый концерт (3) старички уже сидели за столами (4) и пили кофе. 

3

ЗАДАНИЕ 20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении
должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Туманные громады поднимались по ночному небу (1) и (2) когда поглощён был последний звёздный просвет (3) слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронёсся вдоль опустевшей улицы (4) после чего взлетел на крыши домов.

1234

ЗАДАНИЕ 21. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

  (1) С древности люди селились около рек, потому что река давала всё необходимое для жизни: пресную воду, продукты питания, транспортный путь. (2) Предки верили: у каждой реки есть свой дух-хранитель. (3) Легенды утверждают: у верхней Волги хранитель – маленькая девочка, которая спасает тонущих детей, у средней – красивая девушка, кормилица и заступница. (4) В низовьях реки за порядком следит старичок в одном лапте. (5) Вы спросите: «Почему в одном?» (6) Ответ на этот вопрос до нас не дошёл, но говорят: старик указывает добрым людям рыбные места, а злых затягивает под воду. (7) И ещё люди думали: цвет воды зависит от настроения её хранителя (чем темнее река, тем хуже настроение).

2367

Спасибо за работу!
Успехов на экзамене!

ЖЕЛАЮ

успешной

сдачи ЕГЭ

по русскому языку!