Подготовка к ОГЭ по русскому языку.

  • pptx
  • 02.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Подготовка к ОГЭ 2025.pptx

Подготовка к ОГЭ

1)Владимир Иванович Даль говорил, что в русском слове «не менее жизни, как и в самом человеке». (2)Этому живому слову Даль посвятил свою деятельность, все свои силы - его истинным призванием стало служение родному русскому слову, нашей национальной культуре. (3)Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» достоин того, чтобы мы больше знали о судьбе этого талантливого человека, об истории создания его замечательного словаря. (4)Мы должны научиться черпать из этой удивительной книги то, что поможет нам общаться с родным словом, как с живым человеком. (5)А узнавая, постигая, разгадывая тайны русского слова, мы глубже познаём особенности национального характера, русской культуры, истории России, через общение с живым словом лучше начинаем узнавать себя.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 
1) Владимир Иванович Даль говорил (предложение 1) 2) служение стало (предложение 2) 3) автор достоин (предложение 3) 4) мы должны (предложение 4) 5) узнавая, постигая, разгадывая тайны (предложение 5)

13

1)Владимир Иванович Даль говорил, что в русском слове «не менее жизни, как и в самом человеке». (2)Этому живому слову Даль посвятил свою деятельность, все свои силы - его истинным призванием стало служение родному русскому слову, нашей национальной культуре. (3)Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» достоин того, чтобы мы больше знали о судьбе этого талантливого человека, об истории создания его замечательного словаря. (4)Мы должны научиться черпать из этой удивительной книги то, что поможет нам общаться с родным словом, как с живым человеком. (5)А узнавая, постигая, разгадывая тайны русского слова, мы глубже познаём особенности национального характера, русской культуры, истории России, через общение с живым словом лучше начинаем узнавать себя.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов
1)  Предложение 1 содержит цитирование. 2)  В первой части сложного предложения 2 содержится сказуемое составное именное. 3)  Предложение 3 сложносочинённое. 4)  Предложение 4 простое, распространённое. 5)  Предложение 5 осложнено однородными и обособленными членами предложения.

15

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.
Б) Между однородными членами предложения, связанными повторяющимся союзом, ставится запятая.
В) Вводное слово выделяется запятыми.

1) Дорога шла на юг, минуя, деревни, видневшиеся то справа, то слева.
2) «Сказка – воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном», ‒ писал К.Г. Паустовский.
3) Тени от домов лежали на дороге чёрными квадратами, а от деревьев – причудливыми узорами.
4) Н.М. Карамзин полагал, что наш язык выразителен не только для высокого красноречия поэзии, но и для звуков сердца.
5) Между тем костёр разгорелся, осветил кроны древних сосен, но от этого, кажется, стал ещё дальше и выше.

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. 

215

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять кавычки.

Известно огромное количество картин с названием (1)Селигер(2). Все они посвящены озеру, точнее, целому царству, состоящему из озёр, проток, каналов и живописных островов. В озеро впадает множество рек и речушек, но запасы воды оно, подобно скупому хозяину, отдаёт через небольшую речку (3)Селижаровку(4) только (5)Волге(6). Живописная природа этого края напоминает иллюстрации к русским сказкам. (7)И озеро в тихом вечернем огне лежит в глубине, неподвижно сияя, и сосны, как свечи, стоят в вышине, смыкаясь рядами от края до края(8) - эти строки Н.А. Заболоцкого словно переносят нас на берег этого чудесного озера.

1278

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.

1) ПРЕУСПЕВАТЬ - написание приставки определяется её значением, близким к значению приставке пере-. 2) РАСТАЯТЬ - в корне слова с чередующейся безударной гласной перед -СТ- пишется буква А. 3) ПОЛ-ОСТРОВА - слово пишется через дефис, потому что после ПОЛ-стоит гласная буква. 4) БЕЗВРЕДНЫЙ - на конце  приставки перед  буквой,  обозначающей глухой согласный звук, пишется буква З. 5) ГОРЕЧЬ - в имени существительном 3-го склонения после шипящего согласного пишется буква Ь.

3 5

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Над рекой стел..(1)тся туман. В неб..(2) медленно та..(3)т серебр..(4)ный серп молодого мес..(5)ца. Вдал..(6)ке при лунном осв..(7)щении можно разл..(8)чить крышу крайн..(9)й избушки.

123679

Над рекой стеле(1)тся туман. В небе(2) медленно тае(3)т серебря(4)ный серп молодого меся(5)ца. Вдале(6)ке при лунном осве(7)щении можно разли(8)чить крышу крайне(9)й избушки.

Раскройте скобки и запишите слово «тонкий» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Бумага (тонкий) картона, поэтому её используют для оригами.

тоньше

Замените словосочетание «осенняя прогулка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

прогулка осенью|прогулкаосенью

1)В этом доме постоянно останавливаются и дают свои представления все приезжающие в наш город фокусники и другие заезжие артисты. (2)Сегодня около подъезда висят плакаты: «Чудо-художник рисует ногами». (3)Конечно, я жалобно прошу: – Ма-а-ма... (4)Ма-а-ма…
(5)И конечно, мы поднимаемся по лестнице. (6)В большой комнате – это зал представлений – перед маленькими подмостками стоят в три ряда стулья. (7)Народу немного. (8)Раздаётся звонок. (9)Кто-то играет на пианино. (10)Публика рассаживается на стульях. (11)На подмостки, где стоит большой мольберт и стул, выходит человек с измятой физиономией, он громко прокашливается и начинает говорить: – Почтеннейшая публика, сейчас вы, без сомнения, увидите величайшее чудо, необъяснимую загадку природы, художника, лишившегося обеих рук. (12)Художник этот научился рисовать ногами. (13)И вы сейчас убедитесь в этом сами.
(14)На подмостки выходит высокий, стройный человек с симпатичным лицом. (15) Оба рукава его пиджака совершенно пусты сверху донизу, и концы рукавов заложены в оба кармана. (16)Это и есть безрукий художник. (17)Он кланяется зрителям без улыбки, с достоинством. (18)Художник садится на стул перед мольбертом. (19)Человек с мятым лицом вставляет кусок угля в пальцы ноги художника. (20)И художник начинает рисовать ногой. (21) Сперва на мольберте появляется что-то вроде извилистой речки. (22)По обе стороны её возникают деревья. (23)Нет, это не речка, а дорожка в лесу. (24)Потом из-за деревьев появляется солнце. (25)Всё.
– (26)«Дорога уходит вдаль...», – объясняет художник, – это пейзаж.
(27)Потом он рисует ещё несколько карикатур. (28)Зрители смеются от всей души, хлопают. (29)Художник встаёт, нашаривает ногами туфли. (30)Помощник, показывая на рисунки, сделанные только что художником, предлагает желающим приобрести их. (31) Желающих не оказывается.
– (32)Недорого... (33)Купите! – предлагает помощник художника.
(34)Художник стоит неподвижно. (35)Глаза его опущены. (36)Губы крепко сжаты.
– (37)А сколько? – вдруг взволнованно спрашиваю я.
(38)Мама очень решительно берёт меня за руку. (39)Помощник бросается к нам.
– (40)Дёшево...
(41)Я смотрю на маму умоляющими глазами.
– (42)Мамочка!..
(43)Мама платит тридцать копеек. (44)Художник подходит к краю подмостков. (45) Он говорит очень сердечно и просто: – Пусть маленькая барышня возьмёт рисунок «Дорога уходит вдаль...». (46)Когда я ещё был художником (а я был настоящим художником, прошу мне поверить!), это была моя любимая тема: «Все – вперёд, все – вдаль! (47)Идёшь – не падай, упал – встань, расшибся – не хнычь. (48)Все – вперёд! (49)Все – вдаль!..»
(50)Рисунок художника углем на бумаге «Дорога уходит вдаль...», заделав в стеклянную рамку, повесили в моей комнате. (51)В течение ряда лет, когда я открывала глаза, я видела дорогу среди деревьев, из-за которых вставало солнце, и вспоминала слова художника: «Упал – встань. (52)Расшибся – не хнычь. (53)Дорога уходит вдаль, дорога идёт вперёд!» (54)Это были мужественные слова мужественного человека. (55)Увечье не победило его – он победил своё увечье. (56)Он не растерялся, не пал духом, он не просил милостыню, как просят калеки, он работал как мог. (57)Художник сказал мне свои замечательные слова как напутствие, а я запомнила их на всю жизнь как завет воли к сопротивлению. (58)Ох, как пригодились мне в жизни эти слова!
(По А.Я. Бруштейн*) *

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 

1) На представление чудо-художника пришло очень много народу. 2) Пейзаж, нарисованный художником, желали приобрести многие зрители. 3) Мама купила девочке-рассказчице рисунок «Дорога уходит вдаль…» за тридцать копеек. 4) Рисунок «Дорога уходит вдаль…» – труд мужественного человека, который не покорился судьбе, продолжал бороться. 5) Слова художника стали девизом для рассказчицы на всю жизнь.

 345

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. Запишите номера ответов.

1) На подмостки выходит высокий, стройный человек с симпатичным лицом. 2) Я смотрю на маму умоляющими глазами. 3) Это были мужественные слова мужественного человека. 4) Он не растерялся, не пал духом, он не просил милостыню, как просят калеки, он работал как мог. 5) Зрители смеются от всей души, хлопают.

45

В предложениях 14–20 найдите слово со значением «подставка, на которой художник укрепляет подрамник с холстом, картон, бумагу». Выпишите это слово.

мольберт|мольбертом