Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задания 4-5. Теория и практика.
Оценка 4.9

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задания 4-5. Теория и практика.

Оценка 4.9
pptx
24.06.2024
Подготовка к  ОГЭ по русскому языку. Задания 4-5. Теория и практика.
В презентации собрана теоретическая часть, необходимая для выполнения заданий 4-5 ОГЭ по русскому языку, в практической части представлены задания с ОБЗ ФИПИ.
Задания 4-5 ОГЭ.pptx

пунктуация Задания 4-5 ОГЭ

пунктуация Задания 4-5 ОГЭ

пунктуация

Задания 4-5 ОГЭ

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется. Б) Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире. В) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть поясняет, дополняет первую.

1) Язык – это зеркало, которое стоит между нами и миром, отражая общие представления всех говорящих на нём. 2) Причём зеркало языка отражает не все свойства окружающей действительности, а только те, которые казались особенно важными предкам – носителям этого языка. 3) Так, в языках некоторых северных народов: эскимосов, чукчей, коряков ‒ существует множество названий снега. 4) Люди понимают: снег занимает в их жизни заметное место, его количество, состояние, цвет очень важны. 5) Каждый язык отражает картину мира и через грамматику, поэтому существуют языки, имеющие более тридцати падежей, которые служат способом указать точное положение предмета в пространстве.

4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Расставьте знаки препинания . Укажите все цифры, на месте которых должны стоять тире

Расставьте знаки препинания . Укажите все цифры, на месте которых должны стоять тире

5. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять тире. По мнению психологов (1) чувство (2) это внутреннее отношение человека к окружающему миру. Любовь и ненависть (3) страх и радость (4) эти и многие другие состояния человека (6) сформированы миллионами лет эволюции.

Тире между подлежащим и сказуемым

Тире между подлежащим и сказуемым

 Тире между подлежащим и сказуемым

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.

Архитектура – душа народа. Встречи – наша единственная радость.

Между подлежащим и сказуемым, выраженными глаголами в неопределенной форме, ставится тире.

Курить – здоровью вредить.

Между подлежащим и сказуемым ставится тире, если один из главных членов выражен существительным в именительном падеже, а другой – неопределенной формой глагола.

Наша цель – реставрировать исторические памятники.

Между подлежащим и сказуемым ставится тире, если перед сказуемым стоят слова это, это есть, это значит, вот.

Кремль – это центральная часть древнерусских городов. Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости.

Между подлежащим и сказуемым ставится тире, если оба главных члена предложения выражены количественным числительным или если один из них выражен именем существительным в именительном падеже, в другой – именем числительным или оборотом с числительным.

Трижды пять – пятнадцать. Сила ветра – пять метров в секунду. Большая медведица – это семь ярких звёзд.

Между подлежащим и сказуемым, выраженным фразеологизмом, ставится тире.

Пирог – пальчики оближешь. Сам Ефим – пальца в рот не клади.

Между подлежащим и сказуемым, как правило, не ставятся знаки препинания, за исключением случаев, когда между подлежащим и сказуемым находится обособленный член предложения/вводное слово/обращение и т

Между подлежащим и сказуемым, как правило, не ставятся знаки препинания, за исключением случаев, когда между подлежащим и сказуемым находится обособленный член предложения/вводное слово/обращение и т

Между подлежащим и сказуемым, как правило, не ставятся знаки препинания, за исключением случаев, когда между подлежащим и сказуемым находится обособленный член предложения/вводное слово/обращение и т.п Однако в некоторых случаях между подлежащим и сказуемым может ставить ТИРЕ (см.таблицу).

ТИРЕ СТАВИТСЯ:

ПРИМЕРЫ

Если и подлежащее, и сказуемое выражены сущ. в Им.п.  (связка отсутствует).

Учение – свет. (сущ. Им.п.+сущ. Им.п.)

Если и подлежащее, и сказуемое выражены числ. (или словосочетанием с числ.), а также если числ. выражен один из главных членов. 

Дважды два – четыре. (числ.+числ) Большая Медведица – это семь ярких звёзд. (сущ. Им.п.+числ.)

Если и подлежащее, и сказуемое выражены инфинитивом (или инфинитивом выражен только один главный член).

Знать три языка – ненужная роскошь. (инф.+инф.) Ни с чем не сравнимое чувство – слышать их. (сущ. Им.п.+инф.)

Перед сказуемым, присоединяемым к подлежащему словами вот, это, значит, это есть, это значит.

Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности.

Если сказуемое выражено фразеологическим оборотом.

Пирог – пальчики оближешь.

ТИРЕ НЕ СТАВИТСЯ: ПРИМЕРЫ Если подлежащее выражено личным местоимением

ТИРЕ НЕ СТАВИТСЯ: ПРИМЕРЫ Если подлежащее выражено личным местоимением

ТИРЕ НЕ СТАВИТСЯ:

ПРИМЕРЫ

Если подлежащее выражено личным местоимением.

Я честный человек.

Если перед сказуемым (сущ. или числ.) есть отрицательная частице НЕ*.

Кто может сказать, что дважды два не четыре.

* Наличие частицы НЕ перед сказуемым-инфинитивом не влияет на постановку тире. Ср. Бедность не порок. Но! Жизнь пройти – не поле перейти.

Если сказуемое выражено прилагательным, причастием.

Жизнь прекрасна и удивительна.

Если перед сказуемым стоит сравнительный союз, частица или вводное слово (как, как будто, словно, точно, вроде как, лишь, только, конечно и т.п.)

Пруд как блестящая сталь. Грач, конечно, птица умная, но голоса у нее нет. Москва теперь порт пяти морей. Этот ручей лишь начало реки.

Знаки препинания при однородных членах предложения

Знаки препинания при однородных членах предложения

Знаки препинания при однородных членах предложения

Однородными называют члены предложения, которые относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос; являются одним и тем же членом предложения; между собой связаны сочинительной связью, то есть равноправны и независимы друг от друга; могут быть соединены сочинительными союзами; произносятся с интонацией перечисления. Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения обычно выражаются словами одной части речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи. В предложении может быть несколько рядов однородных членов.

Краткая характеристика однородных членов предложения:

Краткая характеристика однородных членов предложения:

Краткая характеристика однородных членов предложения:

Однородные члены относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос, являются одним и тем же членом предложения (слушал (что?) классику и (что?) рок);
Однородные члены не зависят друг от друга, они равноправны, могут быть соединены сочинительными союзами (На уроке мы слушали и записывали);
Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения (Аня и Лена гуляли в парке (подл.); Антон сначала позавтракал, а потом пошел в школу (сказ.); Слева и справа росли большие деревья (обст.); Я люблю груши, яблоки и апельсины (доп.); В магазине продавали клубничное, шоколадное и ванильное мороженое (опред.))
Обычно выражаются словами одной и той же части речи, но могут быть выражены словами разных частей речи (Работа выполнена быстро и с удивительной легкостью).

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Между однородными членами предложения при отсутствии союза ставится запятая./ Однородные члены предложения, связанные только интонацией, разделяются запятой. 

Володя, Петя, Вася пошли гулять. Холодом, пустотой, нежилым духом встречает дом.

Запятая ставится между однородными членами предложения перед противительными союзами.

Начнем с простого материала, а потом перейдем к сложному. Она говорила мало, но толково.

Между однородными членами предложения перед повторяющимися союзами ставится запятая./ Между однородными членами предложения перед повторяющимися союзами ставится запятая (даже если повторяющийся союз стоит не перед всеми однородными членами).

Было грустно и в весеннем воздухе, и на темневшем небе, и в вагонах. Горный поток (и) шумел, и пенился, и бился о скалы.

Между однородными членами предложения, соединенными двойным союзом, перед второй частью этого союза ставится запятая.

На большей части их лиц выражалась если не боязнь, то беспокойство.

При попарном объединении однородных членов запятая ставится между парами.

Лицо Николая и голос, тепло и свет в комнате успокаивали Власову.

Между однородными членами предложения ставится точка с запятой, если однородные члены распространены, в их состав включаются вводные слова.

ЗАПЯТАЯ СТАВИТСЯ: ПРИМЕРЫ Если несколько однородных членов не соединены союзами

ЗАПЯТАЯ СТАВИТСЯ: ПРИМЕРЫ Если несколько однородных членов не соединены союзами

ЗАПЯТАЯ СТАВИТСЯ:

ПРИМЕРЫ

Если несколько однородных членов не соединены союзами. 

После обеда он сидел на балконе, держал на коленях книгу.

Если между однородными членами есть противительные (а, но, да (в знач. но), однако, зато) или присоединительные (а также, а то и) союзы.

Ребёнок был резв, но мил. Мал, да удал. Он знает немецкий, а также французский язык.

Если однородные члены соединены повторяющимися союзами: и…и..и, ни..ни…ни, то..то..то и др. * запятая ставится, даже если первый союз опущен:

Не было ни бурных слов, ни пылких признаний, ни клятв. * Горный поток и шумел, и пенился, и бился о скалы.

Если однородные члены соединены двойным союзом, запятая ставится перед второй частью союза: как…,так и; не только…,но и; не столько…, сколько; насколько…,настолько; хотя и…,но; если не …, то; не то что…,но; не то чтобы…,а; не только не…,а; скорее…,чем; 

Он был не только удивлён, но и расстроен.

При попарном соединении однородных членов запятая ставится между парами.

На столе лежали яблоки и груши, сливы и бананы.

ЗАПЯТАЯ НЕ СТАВИТСЯ: ПРИМЕРЫ Между глаголами типа возьму и схожу, пойду посмотрю (они не являются однородными)

ЗАПЯТАЯ НЕ СТАВИТСЯ: ПРИМЕРЫ Между глаголами типа возьму и схожу, пойду посмотрю (они не являются однородными)

ЗАПЯТАЯ НЕ СТАВИТСЯ:

ПРИМЕРЫ

Между глаголами типа возьму и схожу, пойду посмотрю (они не являются однородными)

Пойду посмотрю новый фильм.

Если однородные члены связаны союзом и, да (в знач. и), или, либо.

Звёзды меркнут и гаснут. Видит в долах он озёра да кусты!

В устойчивых сочетаниях: и день и ночь, и смех и грех, ни дать ни взять, и стар и млад, и там и сям, ни взад ни вперед, ни то ни се, ни жив ни мертв, ни да ни нет, ни слуху ни духу, ни себе ни людям, ни рыба ни мясо, ни тот ни этот и др.

И день и ночь она сидела у окна.

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Обобщающим словом называется один из ряда однородных членов, который служит общим обозначением других однородных членов. Чаще всего обобщающими словами являются местоимения и местоименные наречия (всё, всегда, везде, всюду, никуда и т.д.), существительные (В лесу росли разные грибы: сыроежки, рыжики, грузди). 

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то перед ним ставится тире.

В траве, в кустах дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях – всюду заливались цикады.

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения, после него ставится двоеточие.

В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них – тире.

Все это: звуки и запахи, тучи и люди – было странно красиво, казалось началом чудной сказки.

Однородные и неоднородные определения

Однородные и неоднородные определения

Однородные и неоднородные определения

Однородные определения

Неоднородные определения

Отделяются друг от друга запятой. Однородные определения:
характеризуют предмет с одной точки зрения;
равноправны;
между однородными определениями можно поставить союз и;
произносятся с перечислительной интонацией.
Красные, зеленые огни сменяли друг друга. (Предмет характеризуется с одной стороны – по цвету; между определениями можно поставить и)

Запятая между неоднородными определениями не нужна. Неоднородные определения:
характеризуют предмет с разных сторон;
неравноправны, одно из определений зависит от словосочетания, в которое входит определяемое существительное и другое определение;
между неоднородными определениями нельзя поставить союз и;
лишены перечислительной интонации.
часто бывают выражены именами прилагательными разных разрядов.
Шёл длинный товарный поезд. (Предмет характеризуется с разных сторон – протяженность и функция; товарный поезд какой? длинный; длинный – кач., товарный – относит.; между определениями нельзя поставить и)

Он знал французский, английский, немецкий языки. Это был скучный, утомительный день.

Сирену заглушали звуки прекрасного струнного оркестра.  На землю начали падать холодные крупные капли.

Знаки препинания при обособленных членах предложения

Знаки препинания при обособленных членах предложения

Знаки препинания при обособленных членах предложения

Обособленными называют члены предложения, которые при произношении выделяются по смыслу и интонационно, а на письме – знаками препинания. Обособленные члены предложения содержат дополнительное сообщение, пояснение, уточнение. Обособленными бывают определения, приложения, дополнения и обстоятельства.

Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество, свойство предмета и отвечает на вопросы какой? чей? который?

Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество, свойство предмета и отвечает на вопросы какой? чей? который?

Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество, свойство предмета и отвечает на вопросы какой? чей? который? Определения бывают согласованными (имеют ту же форму рода (ед.ч.), числа и падежа, что и определяемое слово) и несогласованными. Согласованные определения могут быть выражены полным именем прилагательным и причастием, порядковым числительным, притяжательным, указательным и определительным местоимением. Несогласованные определения могут быть выражены существительным в косвенных падежах, притяжательными местоимениями, сравнительной степенью прилагательного, несклоняемыми прилагательными, наречиями, инфинитивом, устойчивыми сочетаниями.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Распространенное согласованное определение, стоящее после определяемого слова, обособляется.

В жесткой траве, похожей на шерсть козы, цвели лиловые низкие цветки. Солнце, еще не вошедшее в силу, греет бережно и ласково.

Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

Ребяческий крик, повторяемый эхом, с утра и до ночи гремит по лесам

Согласованные нераспространенные однородные определения, стоящие после определяемого слова, обособляются.

Вот каким увидел я себя в это утро, яркое и солнечное.

Обособляются любые согласованные определения, если относятся к личному местоимению.

Он, довольный, заснул на руках матери.  Она, очарованная осенью, вся сияла.  Усталая, разбитая, я сидела среди всего этого разгрома.

Определения, оторванные от определяемого слова другими членами предложения, обособляются.

Благоухающая и красивая, выросла у нашего дома сирень. В соседней маленькой комнате на диване, укрытый больничным халатом, лежал в глубоком сне мастер.

Распространенные определения, стоящие перед определяемым словом, обособляются, если имеют дополнительное значение обстоятельства причины или уступки.

Поглощенный спором, Алексей не смотрел на дорогу. Раненный осколком в плечо, капитан Сабуров не покинул строя.

Приложение (особый вид согласованного определения * ) – определение, выраженное именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже

Приложение (особый вид согласованного определения * ) – определение, выраженное именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже

Приложение (особый вид согласованного определения*) – определение, выраженное именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже. Приложение характеризует предмет, даёт ему второе название. Приложения могут обозначать качество, свойство предмета, профессию, национальность, возраст, звание человека, имена, фамилии, клички, названия географических объектов, газет, журналов, книг, музыкальных произведений, фильмов, организаций, предприятий и др.  * Есть приложения, которые не согласуются с определяемым словом. Обычно это имена собственные, обозначающие наименования. Такие приложения на письме заключаются в кавычки и употребляются только в именительном падеже (стихотворение «Друг», о стихотворении «Друг»).

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Перед согласованным приложением, стоящим после определяемого слова, ставится тире./ Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, выделяется тире.

В ладошке она сжимала только что выигранный приз – фигурный леденец на полочке. Рязанцев и Зоя – его жена – были из одного класса.

Одиночное приложение, стоящее после определяемого нарицательного имени существительного, обособляется, если это имя существительное имеет при себе зависимые слова.

Ухаживала за мной одна девушка, полька

Всегда обособляется приложение при личном местоимении.

Кто из нас, солдат, не мечтает о боевой славе?

Приложение с элементом как обособляется в случае, если имеет оттенок причинности.

Ему, как человеку робкому и необщительному, прежде всего бросалось в глаза то, чего у него никогда не было.

Распространенные приложения, стоящие перед или после определяемого слова, выраженного нарицательным существительным, обособляются.

Показалась звезда, предвестница утренней зари, из-за облака. Говорила больше мать, дама с седыми волосами.

Распространенные и одиночные приложения, стоящие после имени собственного, обособляются.

Егоровна, добрая старуха, теперь сделалась его нянькой.

Распространенные и одиночные приложения, стоящие перед именем собственным, обособляются, если приложение имеет дополнительное обстоятельственное значение.

Прекрасный оратор, Корней Чуковский всегда покорял слушателей.

НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ ПРИМЕРЫ Распространенные согласованные определения (включая причастные обороты), стоящие перед определяемым словом

НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ ПРИМЕРЫ Распространенные согласованные определения (включая причастные обороты), стоящие перед определяемым словом

НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ

ПРИМЕРЫ

Распространенные согласованные определения (включая причастные обороты), стоящие перед определяемым словом.

Я взял лежавшую на полке книгу и отнес ее сестре.

Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей, обозначает предмет и чаще всего относится к сказуемому

Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей, обозначает предмет и чаще всего относится к сказуемому

Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей, обозначает предмет и чаще всего относится к сказуемому. Дополнения бывают прямыми (выражены сущ. или мест. в Им. п. (реже в Род.п.) без предлога) и косвенными. В роли дополнения обычно выступают существительные или местоимения, отвечающие на вопросы косвенных падежей.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Дополнения со значением включения (предлоги включая, наряду и др.), исключения (предлоги кроме, помимо, исключая и др.), замещения (предлог вместо) обычно обособляются.

Он зашел в магазин и закупил все, включая чемодан. Я ничего не слышал, кроме шума листьев. Вместо голых утёсов, я увидел около себя зеленые горы и плодоносные деревья.

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который указывает на место, время, причину, цель совершения действия, поясняет способ, меру, степень проявления действия или признака

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который указывает на место, время, причину, цель совершения действия, поясняет способ, меру, степень проявления действия или признака

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который указывает на место, время, причину, цель совершения действия, поясняет способ, меру, степень проявления действия или признака. Обстоятельства могут быть выражены наречием, деепричастием, деепричастным оборотом, инфинитивом, существительным в косвенном падеже с предлогом или без него, некоторыми фразеологизмами.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием, обособляется.

Солнце, смеясь, собирало в руки лёгкие золотые лучи. Бежит лыжня, искрясь и розовея.

Обстоятельства, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

Выйдя за ворота, мы повернули вправо.

Обстоятельства, выраженные существительными с предлогами «несмотря на»/«невзирая на», обособляются.

Несмотря на тёплую погоду, он каждый день жарко натапливал русскую печь.

Обстоятельства, выраженные оборотами с производными предлогами благодаря, согласно, вопреки, вследствие, спустя, обычно обособляются, если располагаются между подлежащим и сказуемым.

Иван, спустя некоторое время, вернулся. Посевы, благодаря дождям, зазеленели.

Сравнительный оборот – это синтаксическая конструкция, выражающая значение сравнения, уподобления и представляющая собой часть простого предложения, которая присоединяется сравнительными союзами как, точно, словно, как будто,…

Сравнительный оборот – это синтаксическая конструкция, выражающая значение сравнения, уподобления и представляющая собой часть простого предложения, которая присоединяется сравнительными союзами как, точно, словно, как будто,…

Сравнительный оборот – это синтаксическая конструкция, выражающая значение сравнения, уподобления и представляющая собой часть простого предложения, которая присоединяется сравнительными союзами как, точно, словно, как будто, подобно и др. Сравнительный оборот - это разновидность обособленного обстоятельства.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Обособляется обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом.

К концу охоты утки, словно на прощание, стали подниматься целыми стаями

Сравнительный оборот, связанный с главным словом при помощи сравнительного союза, выделяется запятыми./ Сравнительный оборот со сравнительным союзом выделяется запятыми.

Деревья, точно на картине, стояли недвижимы и тихи.

Сравнительные обороты, присоединяющиеся союзом как, обособляются, если в предложении есть указательные слова такой, так.

Я не видел леса таки прекрасным, как в эту ночь.

Обороты как правило, как обычно, как всегда, как сейчас и др. обособляются.

Вчера, как нарочно, пошел снег.

Перед как ставится запятая, если это слово употреблено в оборотах не что иное, как; не кто иной, как.

Мой вызов маркизу был не чем иным, как шуткой.

Сравнительные обороты с союзами будто, словно, точно, чем, нежели, как будто, подобно, что, равно как и др

Сравнительные обороты с союзами будто, словно, точно, чем, нежели, как будто, подобно, что, равно как и др

Сравнительные обороты с союзами будто, словно, точно, чем, нежели, как будто, подобно, что, равно как и др. всегда выделяются запятыми. Примеры: Едва заметно, будто капли серебряной росы, блестели первые звезды. Война мне помнилась больше работой, чем учебой.

ЗАПЯТАЯ ПЕРЕД КАК НУЖНА

ПРИМЕРЫ

Если в предложении есть указательные слова такой, так, тот;

Черты лица у нее были такие же, как у матери.

Если оборот передает значение уподобления («подобно чему-то», «похоже на что-то»).

Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.

Обособляются обороты как правило, как обычно, как нарочно, как всегда, как сейчас и др.

Он пришёл, как всегда, неожиданно.

Если оборот начинается словами как и.

Левин сел, как и обыкновенно, с книгой на кресло.

Если слово как употреблено в оборотах не что иное, как; не что иной, как

Вдали виднелось не что иное, как небольшая башня.

Следует отличать сравнительный оборот от придаточного сравнительного в

Следует отличать сравнительный оборот от придаточного сравнительного в

Следует отличать сравнительный оборот от придаточного сравнительного в СПП (в придаточном сравнительном есть грамматическая основа, а в сравнительном обороте – нет)

ЗАПЯТАЯ ПЕРЕД КАК НЕ НУЖНА

ПРИМЕРЫ

Если как входит в состав сказуемого.

Этот юноша как дитя. Глаза у неё будто озёра.

Если оборот со словом как можно заменить синонимичным выражением со словами «в качестве»

Аристотель вошел в историю как ученик Платона.

Если как входит в состав фразеологизмов (красный как рак, похожи как две капли воды, нужен как воздух, хитёр как лиса, голодный как волк, упрям как осёл и др.).

Дождь лил как из ведра.

Если перед сравнительным оборотом есть отрицание не.

Он всё делает не как люди.

Уточняющие члены предложения Уточняющими называются члены предложения, которые поясняют, конкретизируют другие, уточняемые члены предложения

Уточняющие члены предложения Уточняющими называются члены предложения, которые поясняют, конкретизируют другие, уточняемые члены предложения

Уточняющие члены предложения

Уточняющими называются члены предложения, которые поясняют, конкретизируют другие, уточняемые члены предложения. Уточняющие члены предложения могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения. Чаще всего значение уточнения имеют обстоятельства места и времени.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уточняющее обстоятельство обособляется./Обособляются уточняющие обстоятельства места, стоящие после члена предложения, значение которого они уточняют.

Здесь, в имении Арсеньевых, провёл детские и отроческие годы Михаил Юрьевич Лермонтов. Там, за речкой тихоструйной, есть высокая гора. Внизу, в зале, стали тушить огни. Осенью, во время ненастья, лес имеет особенно унылый вид.

Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях

Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях

Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях

Вводные конструкции – это слова, словосочетания и предложения, выражающие отношение говорящего к высказанной мысли. Вводные конструкции не являются членами предложения и грамматически не связаны с предложением, в котором находятся (к ним нельзя задать вопрос).

ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕРЫ могут выражать чувства говорящего как назло, к досаде, к изумлению, к счастью, к несчастью, к огорчению, к прискорбию, к радости, к сожалению, к…

ЗНАЧЕНИЕ ПРИМЕРЫ могут выражать чувства говорящего как назло, к досаде, к изумлению, к счастью, к несчастью, к огорчению, к прискорбию, к радости, к сожалению, к…

ЗНАЧЕНИЕ

ПРИМЕРЫ

могут выражать чувства говорящего 

как назло, к досаде, к изумлению, к счастью, к несчастью, к огорчению, к прискорбию, к радости, к сожалению, к стыду, к удивлению

могут выражать уверенность/ неуверенность говорящего 

без сомнения, безусловно, бесспорно, (весьма) вероятно, видимо, видно, вне всякого сомнения, (весьма) возможно, действительно (=право), должно быть, кажется, казалось, казалось бы, может быть, можно сказать, наверное, верно, несомненно, очевидно, по-видимому, по сути (по сути дела), правда, конечно, допустим, думаю, знать

могут указывать на связь мыслей, последовательность 

в довершение всего, в конце концов, вместе с тем, в общем, во-первых, во-вторых (и т. д.), во всяком случае, впрочем, в частности, главное, главным образом, значит, к примеру, например, кроме того, кстати, между прочим, к слову сказать, наконец, например, напротив, наоборот, помимо этого, прежде всего, следовательно, с одной стороны, с другой стороны, таким образом, итак, тем не менее, мало того, надо сказать

могут указывать на источник сообщения 

говорят, думаю, известно, как известно, как говорили, как известно, по-вашему, по мнению (кого, чьему), помнится, по-моему, по преданию, по словам (чьим), по слухам, с точки зрения, дескать

могут указывать на способ оформления мыслей 

вернее, вообще говоря, другими словами, иными словами, иначе говоря, как говорится, можно сказать, одним словом, словом, словом сказать, собственно, собственно говоря, в общем, в сущности

могут служить для привлечения внимания собеседника верите (ли), видите (ли), вообрази(те), вы знаете, вы понимаете, если хотите, если хочешь, заметь(те) себе, можешь (себе) представить, не…

могут служить для привлечения внимания собеседника верите (ли), видите (ли), вообрази(те), вы знаете, вы понимаете, если хотите, если хочешь, заметь(те) себе, можешь (себе) представить, не…

могут служить для привлечения внимания собеседника 

верите (ли), видите (ли), вообрази(те), вы знаете, вы понимаете, если хотите, если хочешь, заметь(те) себе, можешь (себе) представить, не поверите, не поверишь, поверь(те), пожалуйста, помилуй(те), помните (ли), понимаете (ли), послушай(те), представь(те), согласитесь

могут указывать на частотность, обычность сообщаемого

бывает, бывало, как водится, как всегда, по обыкновению, по обычаю, случается, случалось, как правило, как принято

могут придавать экспрессивность высказыванию

кроме шуток, между нами (говоря), надо признаться, надо сказать, нечего сказать, по правде сказать (сказать по правде), признаться, прямо скажем, сказать по совести, сказать, уверяю вас, честно говоря (=если честно), на самом деле

ЗНАЧЕНИЕ

ПРИМЕРЫ

Кроме того, есть ряд «лжевводных» слов

Кроме того, есть ряд «лжевводных» слов

Кроме того, есть ряд «лжевводных» слов. Такие слова не являются вводными, не выделяются знаками препинания. Их необходимо запомнить: (как) будто, вряд ли, едва ли, якобы, почти, даже, именно, ведь, просто, только, непременно, вот, как раз, всё-таки, всё же, вроде, причём, обязательно, вдруг, словно, авось, небось, как-никак, поэтому, обычно, вдобавок, к тому же, между тем, в довершение всего, в конечном счёте, тем не менее, поистине, именно, буквально, решительно, приблизительно.
Вводные предложения имеют те же значения, что и вводные слова. Вводные предложения могут быть односоставными или двусоставными. Вводные предложения могут присоединяться к основному предложению без помощи союзов или при помощи союзов. (Лето, если верить приметам, будет жарким. Лето, как считают многие, будет жарким.)

Вводные слова/словосочетания/предложения  ВСЕГДА обособляются.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Вводные слова и сочетания слов выделяются запятыми./ Вводные конструкции (слова и их сочетания, предложения) выделяются запятыми./ Вводное предложение обособляется./Вводное слово обособляется.

Люди понимают, вернее, чувствуют надвигающуюся опасность. По моему глубочайшему убеждению, XXI век должен быть веком гуманитарной культуры... Признаться, я и сам хотел писать, да духу не хватило. Самый яркий образ Москвы создан, конечно, в «Евгении Онегине».

Многие из вводных конструкций могут быть омонимичны членам предложения или союзам

Многие из вводных конструкций могут быть омонимичны членам предложения или союзам

Многие из вводных конструкций могут быть омонимичны членам предложения или союзам. Вводные конструкции требуют постановки знаков препинания, члены предложения/союзы – не всегда. Чтобы не допустить пунктуационных ошибок, необходимо проанализировать контекст, понять, какую роль играет слово/словосочетание, можно ли к нему задать вопрос/изъять его из предложения (см. примеры в таблице). Вводное слово можно легко опустить, не нарушая структуры предложения, или заменить другим вводным словом. Пропуск члена предложения нарушает смысл и структуру предложения.

ВВОДНАЯ КОНСТРУКЦИЯ ОМОНИМИЧНЫЕ

ВВОДНАЯ КОНСТРУКЦИЯ ОМОНИМИЧНЫЕ

ВВОДНАЯ КОНСТРУКЦИЯ

ОМОНИМИЧНЫЕ СЛОВА

Ганин, однако, никогда не был слишком щедр на похвалу.

Мы очень торопились, однако опоздали. (запятая ставится перед противительным союзом однако (=но).

Я, может быть, приду сегодня на концерт. (вводн., выражающее степень уверенности)

Обстоятельство может быть выражено наречием (может быть – сказуемое).

Вы, верно, приехали сюда давно?

Вы верно перевели текст. (верно – обстоятельство)

Придет, бывало, и начнет рассказывать смешные истории.

С уроками бывало у него много хлопот. (бывало – сказуемое)

Кстати, надо сходить в библиотеку перед уроками.

Ваш приезд был кстати. (в знач. «вовремя, в подходящий момент, к месту» или «пользуясь случаем»)

Перестань, наконец, шуметь!

Ребёнок наконец уснул. (обстоятельство, «в итоге», «в результате»)

Он не торопился, и, таким образом, допустил ошибку.

Таким образом надо поступать. (как поступать – таким образом, обстоятельство) 

Ты, значит, собираешься уезжать?

На небе тучи, значит будет дождь (значит – союз).
Понять – значит простить. (Значит – связка в сказуемом)

Вставные конструкции – это слова, словосочетания и предложения, которые вносят в основное предложение дополнительные сведения, попутные замечания, уточнения, пояснения, поправки и т

Вставные конструкции – это слова, словосочетания и предложения, которые вносят в основное предложение дополнительные сведения, попутные замечания, уточнения, пояснения, поправки и т

Вставные конструкции – это слова, словосочетания и предложения, которые вносят в основное предложение дополнительные сведения, попутные замечания, уточнения, пояснения, поправки и т.д.  Вставные конструкции синтаксические не связаны с предложением, внутри которого они находятся. Вставные конструкции не могут потребляться в начале предложения. Цезарь (так звали льва в зверинце) спит и тихо вздрагивает во сне. Даже охотники – а их немало в этом краю – чувствуют себя гостями в лесу.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Вставные конструкции выделяются запятыми, скобками или тире. 

В одно ясное, холодное утро (из тех, какими богата наша русская осень) Иван Петрович Берестов выехал прогуляться верхом… Солдаты  - их было трое – ели, не обращая внимания на Пьера.

Обращение – это слово или сочетание слов, называющее лицо или предмет, к которому обращена речь

Обращение – это слово или сочетание слов, называющее лицо или предмет, к которому обращена речь

Обращение – это слово или сочетание слов, называющее лицо или предмет, к которому обращена речь. Обращения привлекают внимание собеседника, побуждают его к тому, чтобы выслушать говорящего или пишущего. Обращения не являются членами предложения. Обращение может быть нераспространенным (состоит из одного слова) и распространенным (состоит из нескольких слов. Функцию обращения могут выполнять имена собственные, названия людей по родству, профессии и т.п; названия или клички животных; названия неодушевленных предметов при олицетворении.
Обращения вместе со всеми относящимися к нему словами обособляются. Ребята, давайте жить дружно. Если предложение стоит в начале предложения и произносится с мильным чувством, после него ставится восклицательный знак. О Русь! В тоске изнемогая, тебе слагаю гимны я…
Перед обращением может стоять частица или междометие. Частица не отделяется от обращения знаками препинания, междометие – отделяется. Частица имеет усилительное значение и от обращения интонационно не отделяется (не имеет самостоятельного ударения). Междометия интонационно самостоятельны, ударны, после них есть пауза. Ср. О мой милый, мой нежный, прекрасный сад. – О, моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств. 

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Сложносочиненное предложение (ССП) – это сложное предложение, части которого соединены сочинительными союзами (и, а, но, или, не только…но и, зато и др.). Части ССП равноправны, независимы друг от друга.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Между частями сложного предложения с сочинительной связью ставится запятая./ Перед сочинительным соединительным союзом и, связывающим части сложносочиненного предложения, ставится запятая./ Перед сочинительным противительным союзом, связывающим части сложносочиненного предложения, ставится запятая.

Метель утихла, и мы отправились в путь. Над загадкой острова учёные бьются с начала XX века, однако единого мнения о происхождении этих лабиринтов до сих пор не существует.

Между частями сложносочиненного предложения перед сочинительным союзом ставится точка с запятой, если части сложносочиненного предложения значительно распространены или осложнены.

Почти каждый вечер попозже они уезжали куда-нибудь за город, в Ореанду или на водопад; и впечатления неизменно каждый раз были прекрасны, величавы.

Сложносочиненные предложения нужно отличать от простых предложений с однородными сказуемыми

Сложносочиненные предложения нужно отличать от простых предложений с однородными сказуемыми

 Сложносочиненные предложения нужно отличать от простых предложений с однородными сказуемыми.  Ср. [День выпал тёплый], и [кое где в последний раз зардела рябина]. (ССП) – [Заглянуло солнце в окна и росой умыло стёкла]. (прост.)
!!! Будьте аккуратны со сложносочиненными предложениями, в состав которых входят односоставные предложения (такие предложения часто путают с простыми, осложненными однородными сказуемыми). [Душно стало], и [я вышел на воздух освежиться]. (ССП, содержащее односоставное безличное предложение)

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Сложноподчиненное предложение (СПП) – это сложное предложение, части которого соединены с помощью подчинительных союзов (что, чтобы, так как, будто и др.) или союзных слов (кто, который, что, сколько, куда, как, где, зачем и др.). СПП имеет две части, одна из которых является главной, а другая (к ней обычно можно задать вопрос) – подчиненной, придаточной. Придаточная часть может стоять перед главной, после главной или в середине нее.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Между части сложного предложения с подчинительной связью ставится запятая. / В составе сложноподчиненного предложения придаточная часть отделяется от главной запятой.

Примечательно, что стены и башни Кремля были воздвигнуты из красного кирпича. Когда такое случалось, караульные зажигали костёр.

Придаточная часть сложноподчиненного предложения, расположенная внутри главной части, выделяется запятыми.

Ребёнок, который едва научился складывать слоги в слова, не может наслаждаться поэзией Пушкина или прозой Тургенева.

Как правило, запятая ставится перед подчинительным союзом/союзным словом

Как правило, запятая ставится перед подчинительным союзом/союзным словом

! Как правило, запятая ставится перед подчинительным союзом/союзным словом. Однако иногда перед союзными словами могут быть другие члены предложения. Ср. [Она прочитала книгу], (которая уже давно стояла на полке). – [Книга, (первая страница которой была вырвана), не давала ей покоя].
В предложении с несколькими придаточными между всеми частями ставится запятые. 
В СПП с несколькими придаточными возможны комбинации связей (однородн. + последовательное, параллельн. + однородн. и т.д.). Каждый раз, когда приходила осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая. / Части бессоюзного сложного предложения разделяются запятыми, если между ними установлены смысловые отношения одновременности.

Солнце спряталось за тучи, пошёл дождь. День был серый, небо висело низко, сырой ветерок шевелил верхушки трав.

Между частями сложного бессоюзного предложения со значением перечисления ставится точка с запятой, если простые предложения распространены или мало связаны между собой по смыслу.

Солнце спряталось, уйдя за тучи; пошёл дождь.

Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть поясняет, дополняет первую./ Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть имеет значение пояснения.

У меня есть одна слабость: мне хочется больше людей приохотить к писательству. Вдруг слышим: во всё горло кричат чибисы.

Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть имеет значение причины

Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть имеет значение причины

Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть имеет значение причины.

Однажды в доме поднялись крики: у хозяйки украли двух кур.

Между частями сложного бессоюзного предложения ставится тире, если первая часть имеет значение условия или времени.

Пашню пашут – руками не машут.

Между частями сложного предложения, связанными бессоюзной связью, ставится тире, если вторая часть имеет значение следствия.

Молодёжь ушла — на вечере стало скучно

Между частями сложного бессоюзного предложения ставится тире, если вторая часть предложения указывает на результат, вывод.

Вы раздвинете мокрый куст — вас так и обдаст накопившимся тёплым запахом ночи

Между частями сложного бессоюзного предложения ставится тире, если во второй части содержится сравнение с тем, о чём говорится в первой части.

Рассказывать начнёт – ручеёк журчит.

Между частями сложного бессоюзного предложения ставится тире, если первая и вторая части предложения противопоставлены.

Давно наступили сумерки – она всё еще сидела в гостиной.

Тире в неполном предложении ПУНКТУАЦИОННЫЕ

Тире в неполном предложении ПУНКТУАЦИОННЫЕ

Тире в неполном предложении

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире.

В понедельник иду в театр, в среду – на концерт.

В неполных предложениях, являющихся часть сложного предложения, на месте пропущенного члена предложения ставится тире, если этот пропущенный член восстанавливается из предыдущей части.

В глубине Австралии живёт гигантский рыжий кенгуру, а в лесах – его серый брат. 

Знаки препинания при прямой речи

Знаки препинания при прямой речи

Знаки препинания при прямой речи

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Между прямой речью и словами автора ставится тире, если слова автора следуют за прямой речью.

«По моему глубочайшему убеждению, XXI век должен быть веком гуманитарной культуры...» – писал академик Д. С. Лихачёв.

Между прямой речью и словами автора ставится двоеточие, если слова автора предшествуют прямой речи.

В одном из писем он писал: «Я имел счастие в течение двадцати лет пользоваться дружбою нашего знаменитого поэта...»

Между прямой речью и словами автора ставится тире, если слова автора вставляются в середину прямой речи.

«Бабушка, – сказал Егорушка, - я спать хочу!

Между прямой речью и словами автора ставится двоеточие и тире, если прямая речь находится внутри слов автора.

Наконец, он воскликнул: «нет, не могу, не погублю её!» –  и убежал.

СХЕМА ПРИМЕРЫ «П», – а. «П?» – а

СХЕМА ПРИМЕРЫ «П», – а. «П?» – а

СХЕМА

ПРИМЕРЫ

«П», – а. «П?» – а. «П!» – а.

«Ой, да тут глубоко!» – со смехом сказала она.

А: «П».
А: «П?»
А: «П!»

Мишка кричит: «Здорово получается!»

«П, – а, – п?»
«П, – а. – П».
«П? – а. – П!»
«П! – а. – П».

«Что вы говорите? – воскликнула Марья Гавриловна. – Как это странно!»

А: «П», а.
А: «П?» – а.
А: «П!» – а.

На мой вопрос: «Жив ли старый смотритель?» – никто не мог дать мне утвердительного ответа. 

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для данных пунктуационных правил: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго…

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для данных пунктуационных правил: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго…

1. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для данных пунктуационных правил: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Пунктуационные правила

Предложения 

А

Обращение отделяется запятой.
 

1

Родина подсолнечника – Центральная Америка, откуда испанцы вывезли его в Европу в ХVI веке.

Б

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

В мелколесье юные деревца всех пород: ель и сосна, осина и берёза – растут дружно и тесно.

В

Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.

Вид с вала был прекрасный: с одной стороны широкая полянка кончалась лесом, с другой – бежала маленькая речка.

«Ты спрашивала меня, мама?» – сказал Митя, входя и останавливаясь у порога.

Иногда находило облачко, синее небо голубело, и тёплый воздух становился ещё нежнее и слаще.

А

Б

В

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для данных пунктуационных правил: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго…

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для данных пунктуационных правил: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго…

2. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для данных пунктуационных правил: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Пунктуационные правила

Предложения 

А) 

Между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая.

1) 

Хорошо сидеть одному на краю снежного поля, слушая, как в хрустальной тишине морозного дня щебечут птицы.

Б) 

Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.

2) 

Мутно-золотая заря блёкла в облаках за полями, отсвечивала в лужах, мокро и зелено было в полях.

В) 

Если первая и вторая части сложного бессоюзного предложения противопоставлены по смыслу, то между частями предложения ставится тире.

3) 

Ни души не было кругом – только овсянки, сидя под дождём на высоких кустах, звенели на весь лес.

4) 

Если смотреть из окна прямо, можно увидеть крыши, точно лодки, опрокинутые вверх дном в зелёных волнах садов.

5) 

Уйти нельзя было, а остаться – опасно.

А

Б

В

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для данных пунктуационных правил: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго…

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для данных пунктуационных правил: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго…

3. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для данных пунктуационных правил: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Пунктуационные правила

Предложения 

А) 

Придаточная часть сложноподчинённого предложения выделяется запятыми.

1 

Вокзал пуст и гулок, ещё не работает в нём ни буфет, ни газетный киоск.

Б) 

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

2)

Мягкий ветер, дувший с южной стороны, временами усиливался, порывисто бежал по засеянному полю, и колосья сухо и тревожно шелестели.

В) 

Между однородными членами предложения, связанными повторяющимся союзом, ставится запятая.

3 

Взору Алексея предстали явные приметы заброшенности: боковое окно из кухни чернело сплошь разбитыми стёклами, калитки не было, некогда уютный дворик густо зарастал сорной травой.

4 

На бугре, куда вела оловянная от дождевой воды дорога, среди пней и молодой осиновой поросли, горько и свежо пахнущей, одиноко стояла изба.

5

Вечерело, и тучи заходили теперь с трёх сторон: слева, справа и с запада.

А

Б

В

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для данных пунктуационных правил: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго…

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для данных пунктуационных правил: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго…

4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для данных пунктуационных правил: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Пунктуационные правила

Предложения 

А) 

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

1) 

На уроке биологии учительница задала странный, на наш взгляд, вопрос: «На каком коне не ездят?»

Б) 

Вводная конструкция выделяется запятыми.

2) 

Хотя Иван нёс домой радостную весть, покоя в его душе не было: сердце то и дело сжималось от волнения.

В) 

Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

3) 

В степи печально посвистывали суслики, в листве винограда дрожал стеклянный стрёкот кузнечиков, полный диск луны бледнел, удаляясь от земли.

4) 

Даже в дождливую погоду зеркальные окна дома сияли, сквозь стёкла отчётливо виднелись тропические растения, обладавшие тайной вечнозелёной жизни.

5) 

На утреннем базаре в Симферополе всё блестело от росы: холодная редиска, пучки лука и огромные пионы.

А

Б

В

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для данных пунктуационных правил: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго…

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для данных пунктуационных правил: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго…

5. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для данных пунктуационных правил: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Пунктуационные правила

Предложения 

А) 

Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.
 

1 

Один раз – это было в середине зимы – мы с друзьями, не договариваясь заранее, встретились в центре города.

Б) 

Вставная конструкция может выделяться с помощью тире.
 

2 

Бывало, то отпрянут волжские волны от набережной в Саратове, то опять они к ней приблизятся.

В) 

Между однородными членами предложения перед второй частью двойного союза ставится запятая.

3

Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени.
 

4 

Я хотел приняться за работу – не смог, хотел ничего не делать и не думать – не удалось.

5 

Чтобы стать счастливым, надо не только любить, но и быть любимым.

А

Б

В

2

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для данных пунктуационных правил: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго…

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для данных пунктуационных правил: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго…

6. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для данных пунктуационных правил: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Пунктуационные правила

Предложения 

А) 

Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.

1) 

День давно погас, и ясный вечер тихо таял и переливался в ночь, а беседа наша всё продолжалась.
 

Б) 

Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.

2) 

Александр Сергеевич Пушкин перед смертью сказал, обращаясь к книгам: «Прощайте, друзья!»

В) 

Вводное слово выделяется запятыми.
 

3) 

У Гагина была русская душа, правдивая, простая, но, к сожалению, без цепкости и внутреннего жара.

4) 

Витька Берестов был в классе самым маленьким, но старался ни в чём не отставать от товарищей: он и бегал быстрее многих, и по канату поднимался до самого потолка, и на перекладине подтягивался не хуже других.

5) 

Одинокие деревья гнулись от ветра, отчего их почерневшие листья то льнули друг к другу, то тоскливо трепетали и бились на тонких ветвях.

А

Б

В

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для данных пунктуационных правил: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго…

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для данных пунктуационных правил: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго…

7. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для данных пунктуационных правил: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Пунктуационные правила

Предложения 

А) 

Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется.
 

1) 

Для нас лесные и полевые цветы – это и наивысшая красота природы, и лекарства, спасающие нас от болезней.

Б) 

Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, то между частями предложения ставится тире.

2) 

Капибара, крупнейший в мире грызун, плавает и ныряет так же хорошо, как и выдра.
 

В) 

Вводное слово выделяется запятыми.

3) 

«Кондуктор! – крикнул сердитый голос. – Почему не даёте билеты?»

4) 

Стало так тихо, что, казалось, было слышно, как на плечи падали снежинки.

5) 

Дунул ветер – всё дрогнуло, ожило и засмеялось.

А

Б

В

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для данных пунктуационных правил: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго…

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для данных пунктуационных правил: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго…

8. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для данных пунктуационных правил: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Пунктуационные правила

Предложения 

А) 

Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.

1) 

Вся комната была тесно и уютно загромождена старинной мебелью, имевшейся в доме: шкафами, комодами и большой кроватью.

Б) 

Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется.

2) 

Где-то далеко поёт, замирая на мгновение, колокольчик проезжей тройки, вестник русской зимы.

В) 

Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

3) 

Правда, в доме было гораздо холоднее, чем на улице.

4) 

Выражение лица Елены немного изменилось со дня её отъезда из Москвы: оно стало обдуманнее и строже, глаза глядели смелее.

5) 

Читая, я чувствовал себя здоровее и сильнее, работал споро и ловко.

А

Б

В

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для данных пунктуационных правил: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго…

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для данных пунктуационных правил: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго…

9. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для данных пунктуационных правил: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Пунктуационные правила

Предложения 

А) 

Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

1) 

И берёзовая рощица, протягивающая к небу ветки, и могучий дуб, закрывающий своим шатром поляну, ‒ словом, всё было по-своему прекрасно.

Б) 

Если первая и вторая части сложного бессоюзного предложения противопоставлены по смыслу, то между частями предложения ставится тире.

2) 

Каштанка, вскочив, присела на все четыре лапы и, протягивая к коту морду, залилась громким лаем.

В) 

Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, выделяется тире.

3) 

Далеко впереди, в ясном небе, проступала светлая полоса, отблеск близких полярных льдов.

4) 

С Балтики на город наползали тёмные тучи – предвестники шторма, нередкого в этих краях.

5) 

Старик взволнованно подёргал за ручку – дверь оказалась запертой, видимо, с внутренней стороны.

А

Б

В

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для данных пунктуационных правил: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго…

Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для данных пунктуационных правил: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго…

10. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для данных пунктуационных правил: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Пунктуационные правила

Предложения 

А) 

Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.

1) 

Ирония Звягинцева, профессора нашего университета, не произвела, однако, на нового студента никакого впечатления.

Б) 

Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется.

2) 

Вдалеке, на склоне горы, поросшей лесом, показался огонёк.

В) 

Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире.

3) 

Хорошая книга – это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро.

4) 

Между холмами мелькнуло море, однако дорога сразу же повернула вправо, и море исчезло из вида.

5) 

Перелёты через Северный полюс в Америку, рекорды дальности полёта, десятки новых самолётов, впервые поднятых в воздух, – всё это связано с именем прославленного лётчика Михаила Громова.

А

Б

В

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые

1. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
 
Заядлые путешественники (1) ищущие (2) что посмотреть в России самого необычного и даже мистического (3) непременно должны спуститься в Кунгурскую пещеру. Сегодня это место (4) самое известное уральское чудо. Температура здесь не поднимается выше +8 ºC (5) поэтому (6) отправившиеся на досуге полюбоваться сталактитами и сталагмитами (7) уральцы (8) частенько дрожат здесь от холода (9) если забыли надеть перед спуском тёплую куртку и шапку.

2. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
 
Только вечером в весеннем лесу начинаешь понимать (1) что такое настоящая тишина (2) ибо то (3) что мы обычно принимаем за неё (4) есть постоянный и привычный шум. Он как фон радиоволн и помех в наушниках (5) на который не обращаешь внимания (6) улавливая нужный сигнал. Тишина весеннего неодетого леса наполнена голосами птиц (7) шорохом подсыхающей листвы и (8) падающих с ветвей (9) кáпель.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые

3. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
 
Ясная Поляна (1) чудесное место. Оказавшись в этом уютном уголке (2) расположенном всего лишь в 200 км от столицы (3) и в 10 минутах езды от Тулы (4) ощущаешь себя на краю земли. Природа поражает своей красотой (5) и время здесь словно останавливается. Берёзовая аллея (6) яблоневые сады (7) парки (8) и пруды настраивают на творческий лад. Неудивительно (9) что в этих местах творил гениальный писатель Л.Н. Толстой.

4. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
 
XVIII век является временем (1) когда Россия «вздохнула» по-новому (2) ведь именно тогда (3) начали отстраиваться новые города и объекты (4) которые по сей день считаются историческими памятниками архитектуры. При этом первая половина XVIII века (5) тесно связана с именем великого российского императора Петра I. Именно он (6) привнёс много новшеств (7) заимствованных (8) из стран Европы.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире

5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
 
Суздальский музей деревянного зодчества (1) настоящий городок (2) построенный без единого гвоздя. Из дерева здесь всё (3) ложки и лавки в избе и даже крытая лемехом церковная маковка. Мельницы (4) церковь (5) домá (6) амбары и бани (7) всё привезено сюда из разных сёл Владимирской области и поставлено на территории не сохранившегося Дмитриевского монастыря. Автор проекта создания музея В.М. Анисимов писал (8) «Забыть свои корни можно и через три поколения. И потому ещё более дорогой нам становится историческая память».

6. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
 
Говорят (1) что архитектура (2) душа народа (3) воплощённая в камне (4) но к Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Долгие годы Русь была страной деревянной (5) и её крепости (6) терема и избы строились из дерева (7) поскольку дерево для русского человека (8) возможность воплощения строительной красоты (9) чувства пропорций и слияния архитектурных сооружений с окружающей природой.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые

7. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
 
Лабиринты Заяцкого острова (1) настоящая загадка Соловецкого архипелага. Это невысокие сооружения (2) выложенные в виде спирали из мелких булыжников (3) и (4) имеющие один вход (5) и выход. Над загадкой острова учёные бьются с начала XX века (6) однако (7) единого мнения о происхождении этих лабиринтов до сих пор не существует. Тайна (8) завесу которой пока никто не может приподнять (9) манит к себе большое количество туристов.

8. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
 
Красивая природа (1) обилие бурных рек (2) и живописных озёр (3) удивительные памятники истории (4) превращают Русский Север в райский уголок. Каким бы ни был круг ваших интересов (5) оказавшись в этих краях (6) Вы почувствуете себя как дома. Уставшему (7) горожанину (8) стоит поселиться в деревенском доме у озера (9) и насладиться мастерством древних зодчих.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые

9. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Кремль (1) самая древняя часть столицы России (2) расположенная на берегу Москвы-реки. Именно здесь (3) на Боровицком холме (4) ещё в середине XII века князь Юрий Долгорукий основал свою усадьбу-крепость (5) впервые упомянутую в 1147 году. Примечательно (6) что стены и башни Кремля были воздвигнуты из красного кирпича (7) на месте прежних белокаменных в конце XV века (8) а колокольня Ивана Великого (9) самое высокое здание на Руси тех времён.

10. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

Колокольня Ивана Великого (1) это церковь из белого кирпича (2) расположенная на Соборной площади Московского Кремля. Время её возведения (3) 1500–1508 годы (4) а проектом её создания (5) занимался известный в то время итальянский архитектор Бон Фрязин (6) спроектировавший столп колокольни (7) а также Успенскую звонницу (8) и Филаретову пристройку.

ОтветЫ № 4 5 1 421 12359 2 243 1234567 3 451 2456789 4 513 1247 5 215 17 6 413 28 7 254 2689…

ОтветЫ № 4 5 1 421 12359 2 243 1234567 3 451 2456789 4 513 1247 5 215 17 6 413 28 7 254 2689…

ОтветЫ

4

5

1

421

12359

2

243

1234567

3

451

2456789

4

513

1247

5

215

17

6

413

28

7

254

2689

8

421

1356

9

254

234568

10

415

13

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2024