Подготовка к сочинению Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание
Оценка 5

Подготовка к сочинению Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание

Оценка 5
docx
31.05.2021
Подготовка к сочинению Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание
Подготовка к сочинению Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание.docx

Урок литературы в 7 классе

Тема: Развитие речи. Подготовка к сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

Цели: Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению.

Активизировать знания учащихся о типе речи - рассуждении.

Развитие устной и письменной речи.

Воспитание чувство сочувствия чужому страданию, чувства отзывчивости.

Ход урока

1.       Оргмомент.

Эпиграфы:
Верю я, придёт пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.(Б. Пастернак)
 

Я счастлив счастием мне чуждым,
И грустен горестью чужой;
Чужим несчастиям и нуждам
Готов помочь я всей душой.(Иван Суриков)

«Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действиям».(А.Платонов)


«Когда бьют по одному честному лицу - все честные лица должны испытывать и боль, и муку попранного человеческого достоинства». (Л.Андреев)
 


-2.Постановка цели и задач.

Ребята, давайте вспомним материал уроков русского языка.

Тип речи рассуждение. Что вы о нем знаете?

Как строится текст типа речи рассуждение?

Начнем с анализа темы сочинения. Она сформулирована в идее вопроса. Значит, ваше сочинение будет развернутым ответом на этот вопрос. Определим ключевые слова темы: сочувствие и сострадание. Проясним их значение. Как вы понимаете эти слова?

 - сострадание – сочувствие чужому страдание, участие, возбужденное горем, несчастьем другого человека.

 - сочувствие – 1. Отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущественно горестному, сострадание. 2. Одобрительное отношение к чьему-либо начинанию, чувству, личности и настроении. Признание и поддержка кого-либо и чего-либо, чувство солидарности.

Вопрос, обозначенный в теме сочинения, скорее всего, имеет риторический характер.  Вряд ли кто-то ответит, что сочувствие, сострадание не нужны. Основной тезис сочинения ясен: сочувствие и сострадание необходимы.

 

Работа с раздаточным материалом.

 Задание1: прочитайте высказывание и скажите, в чем этот афоризм созвучен с идейным содержанием рассказа Платонова «Юшка».

«смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец ее. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретенным знанием» Д. Рескин.

 Задание2: прочитайте слова Платонова и ответьте на вопрос:  что значит «понять»? просто ли это? Нужно ли это? Для чего нужно?

«Любое живое существо на Земле – цветок, человек..заслуживают того, чтобы окружающие услышали его, пусть даже «безмолвный голос благоухания», каждый заслуживает быть понятым другим» А. Платонов.

 Творческая мастерская.

 Задание: в окружающей нас жизни не все так спокойно и безоблачно, как нам того хотелось бы. Если всмотреться, то можно увидеть, что кому-то живется очень нелегко.  Если прислушаться, то можно услышать «безмолвный голос» существа, ждущего помощи. Напишите о том, что, на ваш взгляд, может сделать каждый из нас, чтобы понять других людей и помочь им.

Составление плана.

 Введение. Выдвижение тезиса. Уточнение ключевых слов.

Основная часть.

- Как тезис соотносится с изученным произведением?

- Какие  герои и в каких ситуациях получают сочувствие?

 - Какие герои способны на сочувствие и сострадание?

- Как влияете на героев сочувствие, сострадание, проявленные к ним?

- Какие герои лишены сочувствия? Почему?

- Как чувствую себя герои, лишенные страдания?

- К чему приводит нежелание или неумение проявить эти чувства?

Подбираем примеры к каждому пункту.

Рассказ Платонова «Юшка».

 - люди городка лишены сочувствия, доброты. Юшке никто не сочувствует, его никто не принимает и не желает понять.

- юшка сочувствует обижающим его детям. Он отзывается на их злобу – добротой, пониманием причин их злобности. Он обладает состраданием: бескорыстно помогает девочке-сироте. Это многолетний, незаметный, никому не известный труд он не считает подвигом. Он поступает так, как велит ему сердце.

 - доброта и любовь Юшки, его сочувствие к людям приносят свои плоды: люди становятся чуточку лучше, верят в добро. Девочка-сирота умножает любовь Юшки к людям.

Рассказ Андреева «Кусака»:

Кусака озлобилась, не встречая в людях сочувствия. Первые же признаки доброго отношения изменили Кусаку. Кусака, оставленная без признания, одобрения людей, к которым привязалась, испытывает боль и разочарование.

1.        

- Легко ли живется тем, кто сочувствует другим?

- к чему надо стремиться: бескорыстно помогать, сочувствовать другим или ждать помощи от других?

Отсутствие любви, сочувствия, сострадания порой может оказаться губительным (смерть Юшки, новое разочарование Кусаки). Сочувствие и сострадание вызывают ответную доброту, поддерживают в жизни, дают силы (девочка-сирота, доверие Кусаки к людям).

Как важно не обмануть того, кто тебе доверился, кому ты сочувствовал, как трудно из дня в день  делать добро…

 

·         Составление кластера, какие чувства испытывают герои

Юшка Кусака

·         Прием – толстые вопросы (цель: получение новой информации путем эмоционального поиска)

- от чего страдают главные герои – Юшка и Кусака?

- чем похожи Юшка и Кусака?

- чего не хватает окружающим их людям?

- кто сделал Кусаке больнее: пропойца- мужик или Леля?

- для чего нужны доброта, сочувствие, милосердие?

Посмотрите на эпиграфы. Которые вы выбрали. И на эту цитату. «… ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни”. К.И.Чуковский.

вывод:

напишите в своей работе. Выслушаем.

Каждое живое существо – человек ли, животное ли - имеет душу. Оно может радоваться или страдать. Если в жизни больше радости, душа у него добрая, и оно делает окружающим тоже добро. А если оно обижено миру, то душа полна злобы.

Это и будет тезисом вашего сочинения.

Вторая часть это доказательство. Мы привели с вами аргументы из рассказов, воспользуйтесь ими в своей работе.

Вывод. - Каким бы был мир, если бы люди не обладали сочувствием и состраданием? (Мир был бы жестоким, на земле совершалось бы много недобрых поступков. Люди приносили бы друг другу много бед и страдания. Хочется переименовать фразу «Красота спасёт мир» на «Доброта, милосердие, сочувствие и сострадание спасёт мир».

А это запишите в качестве вывода в своем сочинении.

Итак, давайте составим план в тетрадях

1.       Тезис (Сочувствие и сострадание необходимы в нашей жизни).

2.       Доказательства:

-Что происходит в жизни и в людях, когда эти чувства присутствуют?

А) Эпизоды из “Юшки” (1-2).

Б) Пример Кусаки из рассказа Л.Андреева.

- К чему приводит нежелание или неумение проявить эти чувства?

А) Смерть Юшки.

Б) Новое разочарование Кусаки.

3. Вывод . Что было бы если бы в нашем мире не было сострадания и сочувствия.

Итоги урока

Домашнее задание: написать сочинение.


 

Урок литературы в 7 классе Тема:

Урок литературы в 7 классе Тема:

Как влияете на героев сочувствие, сострадание, проявленные к ним? -

Как влияете на героев сочувствие, сострадание, проявленные к ним? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021