Урок литературы в 7 классе
Тема: Развитие речи. Подготовка к сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»
Цели: Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению.
Активизировать знания учащихся о типе речи - рассуждении.
Развитие устной и письменной речи.
Воспитание чувство сочувствия чужому страданию, чувства отзывчивости.
Ход урока
1. Оргмомент.
Эпиграфы:
Верю я, придёт пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.(Б. Пастернак)
Я счастлив счастием мне чуждым,
И грустен горестью чужой;
Чужим несчастиям и нуждам
Готов помочь я всей душой.(Иван Суриков)
«Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действиям».(А.Платонов)
«Когда бьют по одному честному лицу - все честные лица должны испытывать и
боль, и муку попранного человеческого достоинства». (Л.Андреев)
-2.Постановка цели и
задач.
Ребята, давайте вспомним материал уроков русского языка.
Тип речи рассуждение. Что вы о нем знаете?
Как строится текст типа речи рассуждение?
Начнем с анализа темы сочинения. Она сформулирована в идее вопроса. Значит, ваше сочинение будет развернутым ответом на этот вопрос. Определим ключевые слова темы: сочувствие и сострадание. Проясним их значение. Как вы понимаете эти слова?
- сострадание – сочувствие чужому страдание, участие, возбужденное горем, несчастьем другого человека.
- сочувствие – 1. Отзывчивое отношение к чужому чувству, преимущественно горестному, сострадание. 2. Одобрительное отношение к чьему-либо начинанию, чувству, личности и настроении. Признание и поддержка кого-либо и чего-либо, чувство солидарности.
Вопрос, обозначенный в теме сочинения, скорее всего, имеет риторический характер. Вряд ли кто-то ответит, что сочувствие, сострадание не нужны. Основной тезис сочинения ясен: сочувствие и сострадание необходимы.
Работа с раздаточным материалом.
Задание1: прочитайте высказывание и скажите, в чем этот афоризм созвучен с идейным содержанием рассказа Платонова «Юшка».
«смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец ее. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена каким-нибудь добрым поступком, какой-нибудь победой над собой или приобретенным знанием» Д. Рескин.
Задание2: прочитайте слова Платонова и ответьте на вопрос: что значит «понять»? просто ли это? Нужно ли это? Для чего нужно?
«Любое живое существо на Земле – цветок, человек..заслуживают того, чтобы окружающие услышали его, пусть даже «безмолвный голос благоухания», каждый заслуживает быть понятым другим» А. Платонов.
Творческая мастерская.
Задание: в окружающей нас жизни не все так спокойно и безоблачно, как нам того хотелось бы. Если всмотреться, то можно увидеть, что кому-то живется очень нелегко. Если прислушаться, то можно услышать «безмолвный голос» существа, ждущего помощи. Напишите о том, что, на ваш взгляд, может сделать каждый из нас, чтобы понять других людей и помочь им.
Составление плана.
Введение. Выдвижение тезиса. Уточнение ключевых слов.
Основная часть.
- Как тезис соотносится с изученным произведением?
- Какие герои и в каких ситуациях получают сочувствие?
- Какие герои способны на сочувствие и сострадание?
- Как влияете на героев сочувствие, сострадание, проявленные к ним?
- Какие герои лишены сочувствия? Почему?
- Как чувствую себя герои, лишенные страдания?
- К чему приводит нежелание или неумение проявить эти чувства?
Подбираем примеры к каждому пункту.
Рассказ Платонова «Юшка».
- люди городка лишены сочувствия, доброты. Юшке никто не сочувствует, его никто не принимает и не желает понять.
- юшка сочувствует обижающим его детям. Он отзывается на их злобу – добротой, пониманием причин их злобности. Он обладает состраданием: бескорыстно помогает девочке-сироте. Это многолетний, незаметный, никому не известный труд он не считает подвигом. Он поступает так, как велит ему сердце.
- доброта и любовь Юшки, его сочувствие к людям приносят свои плоды: люди становятся чуточку лучше, верят в добро. Девочка-сирота умножает любовь Юшки к людям.
Рассказ Андреева «Кусака»:
Кусака озлобилась, не встречая в людях сочувствия. Первые же признаки доброго отношения изменили Кусаку. Кусака, оставленная без признания, одобрения людей, к которым привязалась, испытывает боль и разочарование.
1.
- Легко ли живется тем, кто сочувствует другим?
- к чему надо стремиться: бескорыстно помогать, сочувствовать другим или ждать помощи от других?
Отсутствие любви, сочувствия, сострадания порой может оказаться губительным (смерть Юшки, новое разочарование Кусаки). Сочувствие и сострадание вызывают ответную доброту, поддерживают в жизни, дают силы (девочка-сирота, доверие Кусаки к людям).
Как важно не обмануть того, кто тебе доверился, кому ты сочувствовал, как трудно из дня в день делать добро…
· Составление кластера, какие чувства испытывают герои
Юшка Кусака
· Прием – толстые вопросы (цель: получение новой информации путем эмоционального поиска)
- от чего страдают главные герои – Юшка и Кусака?
- чем похожи Юшка и Кусака?
- чего не хватает окружающим их людям?
- кто сделал Кусаке больнее: пропойца- мужик или Леля?
- для чего нужны доброта, сочувствие, милосердие?
Посмотрите на эпиграфы. Которые вы выбрали. И на эту цитату. «… ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни”. К.И.Чуковский.
вывод:
напишите в своей работе. Выслушаем.
Каждое живое существо – человек ли, животное ли - имеет душу. Оно может радоваться или страдать. Если в жизни больше радости, душа у него добрая, и оно делает окружающим тоже добро. А если оно обижено миру, то душа полна злобы.
Это и будет тезисом вашего сочинения.
Вторая часть это доказательство. Мы привели с вами аргументы из рассказов, воспользуйтесь ими в своей работе.
Вывод. - Каким бы был мир, если бы люди не обладали сочувствием и состраданием? (Мир был бы жестоким, на земле совершалось бы много недобрых поступков. Люди приносили бы друг другу много бед и страдания. Хочется переименовать фразу «Красота спасёт мир» на «Доброта, милосердие, сочувствие и сострадание спасёт мир».
А это запишите в качестве вывода в своем сочинении.
Итак, давайте составим план в тетрадях
1. Тезис (Сочувствие и сострадание необходимы в нашей жизни).
2. Доказательства:
-Что происходит в жизни и в людях, когда эти чувства присутствуют?
А) Эпизоды из “Юшки” (1-2).
Б) Пример Кусаки из рассказа Л.Андреева.
- К чему приводит нежелание или неумение проявить эти чувства?
А) Смерть Юшки.
Б) Новое разочарование Кусаки.
3. Вывод . Что было бы если бы в нашем мире не было сострадания и сочувствия.
Итоги урока
Домашнее задание: написать сочинение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.