Сочинение-описание картины И.И.Левитана «Золотая осень»
ЦЕЛЬ. Подготовить учащихся к сочинению-описанию пейзажа.
Совершенствовать умение определять тему и основную мысль
картины.
Ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие
термины:
пейзаж, пейзажист, живопись, живописец, колорит;
Активизировать лексику по теме «Осень».
2
3
Исаак Ильич Левитан был выдающимся художником-пейзажистом конца 19 века.
(1860-1900)
С природой одною он жизнью дышал: Ручья разумел лепетаньеИ говор древесных листов понимал. И чувствовал трав прозябанье; Была ему звездная книга ясна. И с ним говорила морская волна...
Судьба его была нелегкой. Выходец из бедной еврейской семьи, он с ранних лет узнал унижение и нищету. Искусство стало призванием И.И.Левитана буквально с самого детства. Уже в тринадцать лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и учился у В.Г.Перова, А. К. Саврасова, В.Д.Поленова. У А. К. Саврасова он учился видеть поэзию и красоту русской природы; В.Д.Поленов оказал большое воздействие на И.И.Левитана как колорист, что особенно проявилось в чистых, звонких красках, в живом, непосредственном ощущении природы в таких картинах И.И.Левитана, как «Первая зелень», «Березовая роща».
4
Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста "осенних" картин, не считая этюдов.
На них были изображены знакомые с детства вещи: одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками.
Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю...
К.Г. Паустовский
5
И.И.ЛЕВИТАН
Картина И.И.Левитана «Золотая осень (1895) создает образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, прославляющей родную природу.
Эту картину по праву можно было бы назвать «энциклопедией русской осени», которую он неоднократно изображал в своих более ранних этюдах и картинах.
10
Что изображено на картине?
Какие чувства хотел выразить художник?
Почему картина называется «Золотая осень»?
Какие краски (тона) выбрал художник, чтобы показать «золото осени»?
О чем бы вы хотели написать в сочинении по этой картине? Что вы будете описывать?
12
13
НЕБО | голубое, светлое, чистое, солнечное, с белыми |
РЕКА | неширокая, чистая, спокойная, глубокая, |
ДЕРЕВЬЯ | желтые, золотые, разноцветные, как |
ТРАВА | сухая, желтая, как ковер, бурая. |
ПОЛЕ | зеленое , свежее, как бархатный мягкий |
маленькая, дальняя. |
1.С чего бы вы начали сочинение по картине?
2.О чем бы вы написали в сочинении после вступления?
3.Каково было бы последнее предложение в вашем сочинении?
4.Соответствует ли содержание текста картине?
Являются ли отрывки одним текстом?
5.Действительно, все отрывки связаны между собой одной мыслью. Какой?
6. А как бы вы расположили эти отрывки? Какой из них будет первым(вторым? третьим?)
14
7. Почему? Как вы считаете?
8. Понравился ли вам текст?
9. Что нового о картине И.И.Левитана вы узнали из текста?
10. Как описывает автор реку, деревья, поле, небо? Какие слова он употребляет? Дополните опорные слова, которые мы записали раньше , новыми, из текста:
11.. Понравился ли вам текст?
12. Что нового о картине И.И.Левитана вы узнали из текста?
13. Как описывает автор реку, деревья, поле, небо? Какие слова он употребляет? Дополните опорные слова, которые мы записали раньше , новыми, из текста.
15
16
РЕКА: | спокойно несущая свои воды, густо-синяя вода, |
ДЕРЕВЬЯ: | отдельные, осенние, багряно-золотые березы, красно – |
ПОЛЕ: | изумрудно –зеленая полоса озими, бескрайние поля. |
ТРАВА: | побуревшая, осенняя. |
НЕБО: | синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками. |
Объясните с помощью словаря значение следующих искусствоведческих терминов:
живопись: вид изобразительного искусства, воспроизводящий предметы и явления с помощью красок.
пейзаж : картина, изображающая природу.
мазки краски – мазок: прием написания картины масляными красками. Мазок кладется один раз. Могут накладываться в разных направлениях. Различают легкие и густые мазки).
Колорит: соотношение красок в картине по тону.
Образуйте от имен существительных пейзаж, живопись слова, обозначающие лицо.
ПЕЙЗАЖИСТ, ЖИВОПИСЕЦ
Найдите в тексте сложные имена прилагательные, обозначающие оттенки цвета. Объясните их значение с помощью картины.
Изумрудно –зеленая полоса озими, густо-синяя вода, багряно-золотые березы, красно-бронзовые дубы…
17
– Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было таким же красочным, выразительным, точным? Давайте попробуем собрать словесную “палитру” для картины И.Левитана.
Метафоры: зеркало реки, художник осень, теплое золото листвы, панорама озимых полей, ворохи рыжей листвы, праздник красок, царство осени.
Сравнения: словно праздничные сияние, как лоскутное одеяло, будто облитые золотом деревья.
18
Эпитеты: чистый и прозрачный воздух, чарующая красота, удивительная картина.
Олицетворения: солнце льет последнее тепло, березы танцуют, грустят камыши, природа призадумалась.
– Обратим внимание на композиционное построение сочинения-описания. Совместно составляем развернутый план сочинения, продумываем варианты вступления и концовки.
19
План
I.И.И.Левитан – певец красоты русской природы.
II. Картина И.Левитана “Золотая осень”.
1.Общий план картины.
2.Деревья на картине Левитана.
3.Осенняя река.
4.Лазурь небес.
5.Задний план картины.
III. Какие чувства у вас вызвал этот прекрасный уголок природы, изображенный великим живописцем?
20
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.