ВПР по русскому языку за 5 класс. Комплект 5, вариант 1
1. На работу по русскому языку у вас будет 60 минут.
2. Работа состоит из 12 заданий.
3. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
4. Во время работы нельзя пользоваться учебниками, рабочими тетрадями и справочниками по грамматике.
5. Если необходимо, можно пользоваться черновиком, но записи в нем не будут проверять и оценивать.
6. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Чтобы сэкономить время, пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
1. Перепишите текст 1, раскройте скобки, вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
В тундр.. – в..сна. Со..нце дружески подмигива..т, посылая луч.. света из-под ни(з/с)ких обл..ков. Звенят большие(3) и малые руч..и со стоном взламывают..ся
р..чушки в г..рах. Вода всюду(1). Ступ..ш.. ногой в мох – и мох сочит..ся. Трон..ш..
мшист..ю коч..ку – и сверху появит..ся вода. Стан..ш.. ногой на л..док – и из-под л..дка брызн..т вода. Сейчас вся тундра это разр..стающееся б..лото. Оно ж..вет в(з/с)хлипыва..т под с..погами. Оно мя(г/х)кое, п..крыто ж..лтой прошлогодн..й тра(в/ф)кой и в..сенним мхом, похож..м на ц..плячий пух. В..сна ро(б/п)ко вход..т в тундру оглядыва..т..ся.(4) Вдруг зам..рает(2) под напором х..лодного ветра но (не)останавлива..т..ся а идет дальше.
_________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________ 2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(1) – фонетический разбор;
_________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(2) – морфемный разбор;
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(3) – морфологический разбор;
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(4) – синтаксический разбор предложения.
_________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
3. Поставьте знак ударения в следующих словах.
4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
В середине апреля из Африки возвращаются на родину соловьи.
Ответ:____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) По словам Дениски все стихотворение он выучил наизусть.
2) Дениска робко сказал что не понял вопрос Раисы Ивановны.
3) Раиса Ивановна громко произнесла Дениска прочтет стихи русского поэта Некрасова. 4) Что ты так сбивчиво декламируешь стихотворение Дениска.
Ответ:____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Маша любит рисовать пейзажи акварельными красками.
2) Возьми-ка со стола новые кисти и акварельные краски!
3) Сначала друзья прорисуйте контуры предметов. 4) В художественной школе мы рисуем пейзажи и натюрморты.
Ответ:____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Всю ночь зима вязала кружевные узоры и щедро раздавала наряды деревьям.
2) Исчезают последние островки снега и на свет пробивается зеленая травка.
3) Снег заботливо укутал все деревья и белой накидкой покрыл землю.
4) Вот показалось долгожданное солнце и залило всю окрестность ярким светом. Ответ:____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8−12.
Текст 2
(1)Жил у нас в доме огромный толстый кот Иваныч. (2)Мы все его любили за добрый нрав. (3)Только увидит нас утром – сразу подбежит, начнет мурлыкать, об ноги тереться. (4)Нам даже казалось, что по своему характеру и уму кот больше походил на собаку. (5)Он и бегал за нами, как собака: мы на огород – и он следом, мама в магазин – и он за ней. (6)А возвращаемся вечером с реки – Иваныч уж на лавочке возле дома сидит, будто нас дожидается. (7)В старом доме мы прожили несколько лет, потом переехали в другой. (8)Переезжая, мы очень боялись, что Иваныч не уживется на новой квартире и будет убегать на старое место. (9)Но наши опасения оказались совершенно напрасными. (10)Попав в незнакомое помещение, Иваныч начал все осматривать, обнюхивать, пока наконец не добрался до маминой кровати. (11)Тут уж он почувствовал, что все в порядке, вскочил на постель и улегся. (12)В обед кот мигом примчался к столу и уселся, как обычно, рядом с мамой. (13)В тот же день он осмотрел новый двор, посидел на лавочке перед домом, но на старую квартиру не ушел. (14)Значит, не всегда верно, когда говорят, что собака людям верна, а кошка дому: вот у Иваныча вышло совсем наоборот.
(По Г. Скребицкому)
8. Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ:____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
9. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Иваныч был ласковым котом? Запишите ответ.
Ответ:____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 10−13 текста. Запишите ответ
Ответ:____________________________________________________________________
11. В предложениях 9−11 найдите слово со значением «чувство тревоги, беспокойство». Выпишите это слово.
Ответ:____________________________________________________________________
12. В предложениях 4−6 найдите антоним к слову «утром» и выпишите его.
Ответ:____________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.