Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
« Профессиональное училище №13 имени дважды Героя Социалистического Труда В.И.Штепо»
Выступление на методической комиссии:
«Подготовка конкурентоспособного специалиста на современном рынке труда»
подготовил:
Жиганова А.А. – мастер производственного обучения
Калач-на-Дону
Современная социально-экономическая ситуация, развитие рыночных отношений предъявляют высокие требования к деятельности учреждений среднего звена. В условиях, когда повышается конкуренция на рынке труда и развивается предпринимательская деятельность, выпускники должны быстро адаптироваться на производстве, уметь непосредственно выполнять сложные операции, организовывать и планировать свой труд с наибольшей эффективностью.
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) среднего профессионального образования (СПО), основанных на модульно-компетентностном подходе, призвано способствовать формированию социально зрелой личности, конкурентоспособной на рынке труда в современных социально-экономических условиях.
Чтобы обучающийся техникума по профессии «Парикмахер» в дальнейшем действительно стал таким специалистом, в центре внимания при освоении ППКРС должны быть общие (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту СПО уровень владения совокупностью компетенций, отражает степень готовности выпускника к применению знаний, умений и сформированных на их основе компетенций для успешной деятельности в определенной области.
Важным этапом формирования профессиональных компетенций является организация и проведение уроков учебных дисциплин профессионального цикла, МДК, учебной и производственной практик. На уроках учебных дисциплин профессионального цикла, МДК, учебной практики при формировании профессиональных и общих компетенций преподавателями и мастерами п/о используются новые образовательные развивающие технологии: метод проекта (исследовательские проекты) при выполнении работ на конференции, конкурсы, информационно-коммуникативные технологии, обучение в сотрудничестве, игровые технологии, кейс-технология (на уроках учащиеся решают проблемные вопросы по окрашиванию, стрижке, укладке, химической завивке, прическам).
Современное общество и современное производство достигли такого уровня развития, при котором возникает необходимость создания системы подготовки специалистов, позволяющих поднять не только уровень общего и профессионального развития, но и выйти на более высокую ступень формирования специалиста-мастера своего дела, организатора производства, исследователя, человека высокой профессиональной культуры, духовно-творческого потенциала. Поэтому основным направлением работы училища является подготовка конкурентоспособных специалистов, способных к постоянному самосовершенствованию, самообразованию и активной творческой деятельности.
В настоящее время для определения качества образования употребляется термин компетенция, под которым подразумеваются умения или способность применять свои знания в практической деятельности. Основной целью компетентностного подхода является формирование «ключевых компетенций», которые обеспечивают конкурентное преимущество. Система учебно-воспитательного процесса, направленная на развитие ключевых компетенций, является базовой в процессе формирования конкурентоспособности студентов. Ключевые компетенции являются некими характеристиками студента, и они могут быть универсальны для конкурентоспособного специалиста, независимо от уровня и профиля.
Эффективному формированию ключевых компетенций студентов способствуют прежде всего конкурсы профессионального мастерства.
Целью конкурса профессионального мастерства является определение качества профессиональной подготовки студентов по производственному обучению и предметам профессионально-технического цикла.
Задачи конкурса реализуются через формирование познавательной деятельности обучающихся при изучении предметов профессионально-технического цикла и производственного обучения; развитие профессиональных умений и навыков; привлечение работодателей к участию в оценке качества профессиональной подготовки; выявление педагогического опыта в проведении уроков производственного обучения и спец технологии.
В современном мире ключевое значение имеет не форма диплома, а то, как полученные знания и навыки будут применяться на практике.
Таким образом, формирование конкурентоспособности будущего специалиста полностью зависит от формирования ключевых компетенций в период обучения. Правильно организованная учебно-воспитательная работа мастера п/о и педагогического коллектива служит залогом успеха формирования ключевых компетенций студента, так как она основана на идее инициативности и ответственности обучающихся, их активности и самостоятельном учении.
Основные формы и методы выявления и развития творческих способностей у студентов.
Результаты наблюдений подтверждают, что способности к творчеству присущи большому количеству обучающихся, осваивающих профессию "Парикмахер". В процессе формирования профессионала и проводится работа по раскрытию основных способностей обучающихся, определяется проблемы формирования личности. Поэтому, работая с обучающимися, необходимо учитывать их личностные черты:
- независимость личности;
- открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;
- высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;
- развитое эстетическое чувство, стремление к красоте. Для развития творческих способностей обучающихся в своей педагогической деятельности мастер должен опираться на результаты психолого-педагогической диагностики, собственные наблюдения, учитывать направленность личности каждого обучающегося. Так, например, при составлении плана конспекта урока необходимо планировать работу индивидуально с каждым учащимся в соответствии с проявленными задатками, подбирать индивидуальные задания с творческими элементами, включать наиболее успевающих обучающихся в группы консультантов при групповой форме работы, способствовать созданию в группе комфортного психологического микроклимата, создавать ситуации успеха, осуществлять дифференцированный подход к выбору домашнего задания, проводить тренинги. Реализацию данной деятельности можно осуществлять через разные формы работы: индивидуальные занятия, занятия по интересам, факультативные занятия, курсы по выбору, кружковая работа.
В работе важно опираться на новейшие знания по предмету, педагогический опыт и передовые инновационные производственные технологии. Структура работы с обучающимися ,предусматривает личностно ориентированный подход и включает в себя учебный процесс и дополнительное образование. Для развития умений и навыков, углубления знаний по профильным предметам, реализации творческих потребностей, будущие парикмахеры участвуют в семинарах-практикумах, конкурсах, мастер-классах.
Для решения выделенных ранее проблем необходимо:
- создание условий для удовлетворения учебных потребностей обучающихся;
- обогащение содержания образования прогрессивными производственными педагогическими технологиями;
- получение глубоких знаний, по предметам профессионального цикла, который способствует гармоничному развитию личности;
- организация деятельности, способствующей развитию соответствующих профессиональных интересов;
- развитие высокого уровня мировоззренческих взглядов обучающихся.
Технология коллективного взаимообучения.
При организации уроков учебной практики часто используется парная работа: пара учащихся объединена общим заданием. Такая форма работы позволяет:
- отрабатывать упражнения, совершенствуя имеющиеся навыки;
- в процессе общения развивать мышление, активизировать память, актуализировать опыт и знания;
- чувствовать себя раскованно, работать в индивидуальном темпе;
- повысить ответственность не только за свои успехи, но и за результаты товарища по работе;
- поддерживать благоприятный микроклимат в коллективе;
- формировать адекватную самооценку личности, способностей и достоинств.
Индивидуальная работа с обучающимися.
Стиль обучения должен быть не только поддерживающим, но и стимулирующим, активизирующим к самостоятельной познавательной деятельности. Во время дискуссии важно поддерживать интенсивный темп работы, задавать вопросы, которые требуют более высокого уровня самостоятельного мышления, при этом четко объяснять ошибки.
При работе с обучающимися необходимо:
- включать механизм самооценки;
- при затруднении делить материал на порции;
- избегать двусмысленности;
- проводить недели профессионального мастерства;
- организовывать профессиональные конкурсы;
- проводить совместно с различными фирмами семинары-практикумы;
- стимулировать участие в конкурсах различного уровня.
Обучение по профессии парикмахер осуществляется при параллельном формировании профессиональных компетенций и развитии профессионально значимых и профессионально важный качеств личности парикмахера, таких, как:
- умение быстро ориентироваться в сложных ситуациях;
- умение выделят частное из общего;
- стремление к творческой самореализации;
- умение быстро адаптироваться к новым условиям;
- устанавливать взаимосвязь между разными явлениями;
- умение работать в коллективе;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- обладание чувством меры, гармонии формы, вкуса.
На занятиях учебной практики применяются:
- технология коллективного взаимообучения;
- индивидуальная работа с обучающимися;
- метод проблемных задач;
- приемы организации самостоятельной познавательной деятельности.
В понятие "профессионализм" входят не только знания и умения, но и личностный потенциал специалиста, его убеждения, направленность личности, система ценностей, что требует комплексного и целенаправленного подхода к многогранной и разнообразной деятельности, направленной на формирование личности будущего профессионала. Основная задача современного образования - задача создания условий для развития личности, способной к самореализации и самоорганизации. Парикмахер должен оценивать состояние волос клиента, так как его рекомендации по уходу за волосами, а также по целесообразности применения таких жестких процедур, как завивка и окраска, - важная часть работы. Хорошая прическа при минимальном вреде для волос – это то, зачем приходят в парикмахерскую клиенты. Современные технологии, материалы и средства для ухода, окраски, завивки волос и создания причесок диктуют необходимость постоянного совершенствования и отслеживания новинок в мире парикмахерского искусства. Новинки оборудования и мода вносят коррективы и в технологии создания причесок (например, прически с применением искусственных волос, технологии наращивания волос, мода на африканские косички). Сегодня знания, необходимые парикмахеру, выходят далеко за рамки тех, которые можно почерпнуть из старых учебников.
Конкурентоспособность – это сложное индивидуальное образование. Критерием конкурентоспособности выступает умение определить, а также быстро и эффективно использовать в конкретной борьбе свои преимущества, особые личные и профессиональные качества.
Под конкурентоспособностью специалиста понимается относительная и обобщенная характеристика выпускника профессионального учебного заведения, являющаяся интеграцией его профессиональной, социальной и личностной компетенций, обеспечивающая ему уверенность в своих силах и способность выдерживать конкуренцию на рынке труда в сравнении с выпускниками аналогичных учебных заведений.
В качестве сущностных признаков конкурентоспособности личности выделяются: интеллектуальный потенциал, само актуализация, адекватная самооценка, самообучение, коммуникабельность, способность принимать ответственные решения, лидерские качества, умение работать в команде, креативность, ценностно-ориентированная адекватность, готовность к профессиональному самоопределению.
Таким образом, подготовка конкурентоспособной личности играет важную роль в системе образования. Современная социокультурная ситуация в России требует изучения проблемы формирования конкурентоспособной личности.
Самое главное в нашей работе формировать не только профессиональные
навыки, а воспитывать личность наших студентов. Помочь им вырасти и выстоять в жизни и профессии, дать им рецепт личного и профессионального счастья.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.