Подготовка учащихся к ЕГЭ по географии
учитель Евдакова Л.Г.
Для успешной подготовки школьников к ЕГЭ
по географии необходимо обратить внимание на усвоение учащимися:
— содержания всех разделов курса школьной
географии;
— умение анализировать информацию, представленную
в невербальной форме (рисунки, схемы);
— выполнение программных практических работ;
— понимание основных географических понятий,
умение применять их и приводить примеры;
— способность четко формулировать свои мысли;
— изучение вопросов, вызвавших затруднение
учащихся при написании экзаменационной работы с учетом требований итоговой
аттестации совершенствовать методику.
Подготовка выпускников к ЕГЭ осуществляется
как на уроках через
обобщающее повторение, мини-тесты по темам, итоговый контроль, так и вне уроков (консультация, факультатив).
С целью повышения качества географического образования, при подготовке к ЕГЭ
необходимо:
1. При организации
учебного процесса руководствоваться принципами дифференциации и индивидуализации
обучения; при проектировании и проведении учебных занятий использовать деятельностный
подход, обеспечивая значительную долю самостоятельности учащихся в освоении
умений, навыков и способов деятельности;
2. Провести поэлементный
анализ заданий, традиционно вызывающих трудности у выпускников, и предусмотреть
систематическую работу по формированию и развитию соответствующих базовых
умений и навыков;
3. Широко
использовать повторение и обобщение знаний по крупным разделам и темам, проведение
уроков обобщающего повторения в форме уроков-дискуссий, рассуждений,
парадоксов, с проблемным изложением;
4.
Изучая природу или хозяйство отдельных территорий Земли находить проявления
физико-географических, экономических, демографических закономерностей, изученных
ранее, предлагать к решению задачи на применение знаний этих закономерностей,
возможно гипотетических территорий, а в завершение – давать задания учащимся
самим придумать аналогичную задачу;
5.При изучении сложных вопросов,
трудных для усвоения, использовать составление систематизирующих схем и таблиц
с формулировкой вывода, применять практические методы с проблемными вопросами,
ситуациями;
6. Использовать для организации
практической познавательной деятельности школьников новые наглядные пособия,
ЦОРы;
7.Дифференцировать и индивидуализировать
обучение (на основе результатов контроля на входе, промежуточного и на
выходе), осуществляя тематический контроль степени усвоения каждым учеником
материала в объеме обязательного минимума содержания географического
образования;
8. Применять новые формы промежуточной
аттестации учащихся с использованием тестовых технологий;
9.Формировать у учащихся:
- навыки работы с тестами;
- технику сдачи тестов (самоконтроль времени,
оценка трудностей заданий и разумный их выбор, прикидка границ результатов,
подстановка как прием проверки, метод исключения неверных ответов, и т.д.);
10. С целью закрепления навыков
работы с тестами и определения уровня
подготовки учащихся,
проводить тренировочный экзамен с заполнением бланков
(по материалам и в соответствии с требованиями к проведению ЕГЭ);
11.Использовать систему элективных курсов,
факультативов, индивидуально-групповых занятий для удовлетворения
познавательных потребностей учащихся;
12. Оформить в кабинете стенд «Готовимся к
ЕГЭ», в экспозиции которого должны быть демонстрационные
материалы КИМов ЕГЭ, примеры решения отдельных заданий, образцы
бланков ЕГЭ, список дополнительной литературы, адреса сайтов, советы
выпускнику.
Максимально подготовиться к сдаче единого государственного экзамена по географии возможно на уроках и во внеурочной деятельности по географии.
Подготовка к ЕГЭ – дело ни одного дня и даже ни одного 11 класса. Работу по подготовке учащихся надо вести на протяжении всех лет обучения географии. Сокращение часов на изучение предмета не способствует улучшению географического образования, поэтому надо использовать такие методы обучения, которые позволят развить интерес и познавательную активность, помогут подготовиться к сдаче экзамена.
Для того, чтобы информация лучше запоминалась, необходимо развивать память, мышление, логику, внимание. Многие ребята лучше запоминают материал, если они не только услышали информацию, но и увидели ее.
Большая часть вопросов в ЕГЭ связана с картой, умениями читать ее и выполнять различные вычисления и измерения. Поскольку данная тема изучается только в 6 классе и больше нигде не повторяется, надо постараться сделать так, чтобы информация осталась в памяти детей надолго.
В течение всего времени изучения географии обязательно надо выделять время на изучение географической номенклатуры, использование контурной карты. Это могут быть устные зачеты, которые ребята сдают у стенной карты или проверочные работы на контурной карте без использования атласа. Надо добиться того, чтобы ученик хорошо представлял карту, знал расположение географических объектов на ней. Это надо начинать делать с 6 класса, начального курса географии. Для того, чтобы не превратить изучение номенклатуры в зазубривание объектов, надо сделать так, чтобы ребенку этого возраста было интересно учить карту. Учитель может продумать такие задания, которые побудят учащихся заниматься географией. Например, при изучении политической карты мира можно предложить шестиклассникам найти и выписать страны, название которых начинается на букву И, или страны, столицы которых начинаются на букву Б и т.п. Творческим заданием по этой теме может быть работа, где ребята должны определить, на что похожа та или иная страна. Пусть они выберут любые страны, перерисуют их контур и дорисуют, чтобы было похоже на то, что они увидели. Такие работы ребята делают с удовольствием, а когда они обмениваются своими мнениями на уроке и показывают рисунки, то и другие ученики получают дополнительную информацию о странах мира.
Подобную работу я продолжаю и в 11 классе при изучении экономической и социальной географии мира. Здесь есть возможность опереться на межпредметные связи, личные восприятия одиннадцатиклассника, сформировать географический образ региона. С этой же целью можно применять обучающие задачи, задания которых используются и в ЕГЭ для определения страны по описанию. Причем, я использую не только готовые задачи, но и подобные описания стран зашифровывают сами учащиеся, а потом они обмениваются текстами заданий и выполняют их.
Для изучения районов России можно использовать задания такого же рода.
Итак, для интенсивной и эффективной подготовки к ЕГЭ по географии учителю будут полезны следующие методические рекомендации и приемы:
Кроме того, необходимо добиваться того, чтобы ученик четко понимал структуру контрольного задания и критерии оценивания ответа.
К ЕГЭ, как и любому другому экзамену, учащихся надо готовить. Залогом высоких результатов, демонстрируемых выпускниками на экзамене, является систематическая продуманная работа учителя в течение всех лет обучения. Подготовка к экзамену не может быть сведена к «натаскиванию» на выполнение различных заданий «в формате ЕГЭ», хотя и не исключает использования подобного типа вопросов. Включение в практику работы учителя используемых в ЕГЭ заданий должно быть средством, помогающим лучше организовать познавательную деятельность учащихся, повысить эффективность образовательного процесса. Опубликованные задания ЕГЭ целесообразно использовать при проверке соответствия достигнутых результатов обучения поставленным целям наряду с другими пособиями, предназначенными для проверки учебных достижений по географии. Например, многие пособия для тематического и итогового контроля включают значительное количество заданий, по форме и содержанию подобные заданиям ЕГЭ. Они ориентированы не только на проверку знаний фактологического характера, но и включают задания для проверки сформированности умений пользоваться текстовыми, картографическими и статистическими источниками географических знаний, способности применять знания и умения при решении различных задач. Использование апробированных в рамках ЕГЭ заданий при текущем контроле позволит учителю получать более полную картину состояния сформированности знаний и умений, и, одновременно, – подготовит учащихся к тематическому и итоговому контролю.
В этом году планирует сдавать ЕГЭ по географии 1 ученик Луценко Дмитрий. Он увлекается географией, начиная с 6 класса. Постоянно участвует в школьных и районных олимпиадах по географии. Является победителем районной олимпиады в 9, 10, 11 классах. В 9 классе вошел в первую десятку лучших в крае, но не набрал достаточное количество баллов. В 11 классе стал победителем краевой олимпиады по географии и вошел в команду участников всероссийской олимпиады. На протяжении нескольких лет является участником всероссийской олимпиады «Моя планета». В 10 классе призер , в 11 классе победитель виртуального тура. На протяжении двух лет был участником профильной смены одаренных детей, которая проходит в городе Пятигорске.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.