ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К РАБОТЕ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Русинова М.В.
rusinova1975@inbox.ru
«Золотое правило нравственности» — общее этическое правило, которое можно сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Известна и отрицательная формулировка этого правила: «не делайте другим того, чего не хотите себе».[1]
Многонациональный состав российского общества, разногласия, возникающие в различных регионах нашей страны, происходящие на почве межрасовой вражды, подтолкнули к необходимости воспитания у юного поколения школьников толерантных взаимоотношений, эмпатии.
Актуальностью школьного образования является то, чтобы из школ вышли личности не только с определённым багажом знаний, умений и навыков, но самостоятельные люди, в основе жизненной позиции которых будет понятие толерантности.
В связи с особой важностью этой проблемы в России разработана государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [4], где показаны основные направления деятельности Правительства Российской Федерации, способствующие формированию культуры межнационального общения.
Кемеровская область представляет огромный социокультурный срез современной российской действительности, где такие понятия и духовные ценности, как национальная идентификация, толерантность, соблюдение прав и свобод личности, считаются главнейшими составляющими стабильного развития общества. История Кузбасса является примером толерантных взаимоотношений по отношению к другим народам.
Необходимыми педагогическими условиями формирования толерантных взаимоотношений школьников многонациональных школ являются:
- создание педагогической модели формирования толерантных взаимоотношений школьников в школах с многонациональным составом;
- планирование содержания учебных предметов и воспитательной работы, направленное на формирование толерантных взаимоотношений учащихся;
- с целью подготовки педагогического состава к освоению ценностей толерантных взаимоотношений, обучающихся разработан спецкурс «Формирование толерантных взаимоотношений школьников».
Основные задачи спецкурса:
Определить содержание основы и методы формирования толерантных взаимоотношений школьников в многонациональной школе и найти принципы специфики работы учителя в многонациональном образовательном учреждении;
Обеспечить учителей знаниями и умениями формирования толерантных взаимоотношений обучающихся в многонациональной школе.
В рамках обучения педагогов было рассмотрено соотношение социального и биологического в психике человека. Психодинамическая теория национального сознания 3. Фрейда [5] и его сторонников. Когнитивные теории национального сознания А. Потебни и Л.С. Выготского [2]. В изучении помогла экологическая теория национального сознания Л.Н. Гумилева [3].
Применялись принципы формирования толерантных взаимоотношений школьников. Их соответствие принципам педагогики ненасилия - педагогики сотрудничества.
Для достижения
поставленных задач и контроля исходных гипотез был использован комплекс
методов исследования: теоретический обзор философской, общенаучной,
этнологической, социологической, культурологической, психологической и
педагогической литературы; диагностические методы (беседы, анкетирование,
интервьюирование и др.); экспериментальные методы; метод экспертных оценок,
статистические методы.
Вопросы теории при подготовке педагогического состава по формированию
толерантных взаимоотношений школьников включали тематические лекции, семинары,
тренировочные игры и другие формы работы с целью: внедрить инновационные и
информационные технологии в образовательный процесс, направленный на
формирование культуры межнационального общения и социальной зрелости школьников.
Разработаны и апробированы формы взаимодействия учителей школы с различными социальными институтами, общиной, способной жить и трудиться в полиэтническом мире.
Таким образом, формирование толерантных взаимоотношений, обучающихся представляет собой интегративное явление, объединяющие в себе фактические знания истории народа, традиций, культуры нации, религии своей и других народов, понимание и принятие общечеловеческих ценностей, а также реализацию в поступках и действиях проявляющуюся в толерантном отношении к людям различных этносов. Работу по формированию толерантных взаимоотношений учеников необходимо начинать с подготовки педагогического состава.
Литература и источники
1. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - http://wikipedia.org . - (дата обращения: 15.03.2019).
2. Выготский, JI. С. Психология развития как феномен культуры : Избранные психологические труды / Л. С. Выготский. - Воронеж : Институт практической психологии : НПО «Модэк», 1996. - 510 с.
3. Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб.: Кристалл, 2019. - 704 с
4. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы»
5. Фрейд, 3. Неудовлетворенность культурой / 3. Фрейд // Мир философии. - Ч. 2. Человек. Общество. Культура. -М. : Политиздат, 1991. - 380 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.