Цель занятия - приобщение обучающихся к вокально - песенному, инструментальному, театральному творчеству.
Задачи:
- развитие музыкальных, вокально-хореографических знаний,
- раскрытие своих знаний, талантов,
- овладение театральными сценическими навыками,
- побуждение к творчеству, развитие творческих способностей.
Новизна и актуальность. В занятии использованы различные виды деятельности: вокально – хоровая работа, театрально – постановочная работа, пение произведений, игра на народных инструментах и т.д. Занятия может варьироваться, то есть структурные компоненты меняться, дополняться от одного занятия к другому. Одному из видов деятельности может уделяться больше времени (в зависимости от сложности и восприятия материала детьми), чем остальным видам деятельности. Однако вокальной и театрально – постановочной работе уделяется особое внимание. Занятие строится на основе творческой работы именно в этих направлениях.
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Ульяновска
«Центр детского творчества № 6»
Методическая разработка
«Подготовка и проведение открытого занятия с элементами
театрализации для вокальной студии»
Автор: АхтямоваЗульфияЛебитовна,
педагог дополнительного образования,
высшая квалификационная категорияУльяновск, 2017 г.
Оглавление
Введение ……………………………… ……………………………………..3стр.
Раздел I
1. Методическое описание хода проведения занятия – концерта «С песней жить
не тужить» ……………………………………………………………………5 стр.
1.1.
к подготовке
Методические
советы
театрализованного
представления…………………………………………………………………10 стр.
1.2. Критерии диагностики……………………………………………….......14 стр.
Раздел II
1. План открытого занятия – концерта с элементами театрализации «С песней
жить не тужить» …………………………………………………………......16 стр.
Заключение…………………………………………………………………….21 стр.
Список литературы……………………………………………………………22 стр.
Список электроннообразовательных ресурсов……………………………..23 стр.
2Введение
Занятие концерт с элементами театрализации «С песней жить не
тужить» может быть использовано в музыкальных, вокальных, театральных
студиях, ансамблях, группах. Возраст обучающихся от 7 до 14 лет.Целевая
аудитория педагоги дополнительного образования, учителя музыки,
преподаватели школ искусств, руководители творческих ансамблей и
коллективов.
Цель занятия приобщение обучающихся к вокально песенному,
инструментальному, театральному творчеству.
Задачи:
развитие музыкальных, вокальнохореографических знаний,
раскрытие своих знаний, талантов,
овладение театральными сценическими навыками,
побуждение к творчеству, развитие творческих способностей.
Новизна и актуальность. В занятии использованы различные виды
деятельности: вокально – хоровая работа, театрально – постановочная работа,
пение произведений, игра на народных инструментах и т.д. Занятия может
варьироваться, то есть структурные компоненты меняться, дополняться от
одного занятия к другому. Одному из видов деятельности может уделяться
больше времени (в зависимости от сложности и восприятия материала детьми),
чем остальным видам деятельности. Однако вокальной и театрально –
постановочной работе уделяется особое внимание. Занятие строится на основе
творческой работы именно в этих направлениях.
Для успешного результата проведения данного занятиянеобходим
следующий перечень используемого оборудования и инструментов.
декорации
костюмы
магнитофон
3 микрофоны
народные инструменты (ударные и духовые)
аккордеон (для концертмейстера)
фортепиано
наглядный материал
ширмы, театральные атрибуты
4РазделI
1.Методическое описание хода проведения занятия –концерта «С песней
жить не тужить»
На занятии концертес элементами театрализации «С песней жить не
тужить»разработаны и использованы следующие формы деятельности:
групповая работа, индивидуальная работа, работа в микрогруппах. На занятии
концерте показаны виды распеваний, скороговорок, многоголосное пение,
упражнения для выработки ансамбля, чистоты интонации. Так же представлено
театрализованное разыгрывание ролей, чётко выстроен сценарный ход занятия,
широко представлены концертные номера: разноплановые, многожанровые.
Виден огромный интерес юных актёров и ответственный подход к своей роли.
Увлечённость педагога передаётся обучающимся, и в купе с детьми выливается
в одну творческую работу. Внимательная игра концертмейстера помогает
обучающимся петь сложные произведения на несколько голосов и в разных
темпах.
Важно активизировать творчески детей и включить их не только в
вокально музыкальную, но и театрализованнуюдеятельность. А также
совершенствовать и развивать эстетическиличностьребёнка и формировать
всесторонне – развитую творческую личность.Пробудить в них интерес.
театрализованная
Известно высказывание В.А.
деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств,
Сухомлинского,
что
переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному
богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу
и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые
отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые.
В процессе музыкальной театрализованной игры,
происходит
интегрированное воспитание детей. Дети учатся выразительному чтению и
разыгрыванию своих ролей, пластике движения, пению произведений, игре на
5музыкальных инструментах. Рождается творческая атмосфера, в которой
применяетсвои возможности и
ребёнокраскрывается как личности,
способности.Педагогу необходимо активизировать творческий процесс и
вовлечь ребёнка в мир художественных образов, развить творческую
самостоятельность детей, побудить их к импровизации в разыгрывании своей
собственной роли, самостоятельному поиску выразительных средств для
создания своего собственного образа, используя жесты, мимику, различные
интонации, позы и движения.
Элементы театрализации используются в работе с детьми уже с младшего
возраста. Через игру дети имитируют повадки, движения, голоса зверей. С
увлечением разыгрывают их в небольших сценках. В занятиях с малышами
используются различные игрушки. Например, на распеваниях мы сажаем
игрушек – слушателей, которые потом оценивают юных певцов. Данный подход
очень эффективен. В игровой форме дети увлекаются, проявляют свои
способности. Каждому хочется услышать хороший отзыв от игрушки о
выполненном задании.
Занятие включает в себя:
1) организационный момент (позитивный настрой детей на занятие 5мин)
2) распевки, упражнения на дыхание и артикуляцию, скороговорки (10мин.)
3) вокальная работа, пение произведений (15 мин.)
4) театрально постановочная работа.Пение с движением, чтение и разыгрывание
ролей.Элементы хореографии, разводки танцев и т.д. (15мин.)
5) работа с шумовыми, духовыми народными инструментами (10 мин.)
6) домашнее задание.
Чтобы обучить детей сольному, ансамблевому и хоровому народному
пению, развить их вокальные возможности, научить преодолевать трудности в
исполнении народных песен, обязательно систематическое вокальное
воспитание.
Все необходимые вокальные навыки вырабатываются, в первую очередь,
во время распевания. Оно регулярно проводится в начале занятия и помогает
быстрой слуховой организации коллектива, сосредоточению внимания певцов, а
6также подготавливает, «разогревает голосовой аппарат». Основной материал
для распевания песенный, а также применяются специальные упражнения.
На распевании учатся правильно воспроизводить, формировать звук,
соединять слоги, гласные, согласные, чувствовать кульминацию, фразу. При
систематических занятиях вырабатываются певческие рефлексы. Вокальные
навыки, как всякие рефлексы, вырабатываются в результате повторений.
Распевания являются необходимой составной частью обучения пению.
Система распеваний дает возможность целенаправленного, избирательного и
последовательного развития вокальной техники, музыкальности и артистизма.
Распевание – наилучшая форма прочного закрепления основных певческих
навыков. Это относится к долгосрочным задачам. Помимо этого, распевание
имеет и разовое назначение: создание творческого тонуса и приведение
голосового аппарата в рабочее состояние.
Распевания позволяют избирательно останавливаться на отдельных
элементах вокальной техники, тренировать их до автоматической привычки,
постепенно расширяя диапазон технических навыков. Это дает возможность
певцу более свободно преодолевать вокальнотехнические трудности
репертуара, уделяя главное внимание артистизму и раскрытию идейно
художественного содержания исполняемого произведения. Технические
элементы нужно как бы «вплетать» в образный строй, развивая способность
образных ассоциаций и образного мышления, преобразуя, таким образом
освоение узко технических трудностей в увлекательную игру поисков
прекрасного.
С физиологической точки зрения распевание это, как бы разогрев,
раскачка голосового аппарата, приведение его в состояние движения и
способности к целенаправленной и длительной вокальной работе.
Распевания повышают общий тонус организма певца, вызывают состояние
творческого возбуждения и стимулируют творческую активность.
При постоянной тренировке голоса, на систематически чередующихся
вокальных упражнениях, развивается условный рефлекс готовности к
7длительной, систематической, полноценной работе, что является необходимой
предпосылкой профессионализма.
В распеваниях следует, прежде всего, добиваться координации слова и
звука, позволяющей певцу осуществлять синтез разговорной и музыкальной
речи, который отличает искусство пения от всех других музыкальных искусств.
Это чудо природы дано человеку для высочайшего духовного общения, но за
этим стоит упорный, систематический, неустанный труд в овладении
прекрасным целым, состоящим из множества деталей. Каждая из них является
звеном непрерывной цепи одухотворенного творческого процесса пения.
Поэтому при исполнении не только вокального произведения, но даже
простойпопевки, необходимо развивать видение цельного образа.
Значительное место в художественно речевой деятельности занимают
такие виды как: выразительное чтение текста наизусть, пересказ, рассказывание.
Это даёт возможность приобрести навык кратко, ясно и образно выражать свои
мысли, чувствовать мелодичность и ритм речи, уметь управлять своим голосом.
Детям присущи актёрские способности. Они проявляются в играх с раннего
детства. В играх дети перевоплощаются в других людей, в животных, в образы
фантастических существ.
Привлечение учащихся к театрализации позволяет проявить врождённые,
естественные, актёрские способности.
Дословный пересказ текста сценария можно выполнить вместе с детьми, беря
на себя роль ведущего, а детям поручить другие роли. Текст, который должен
произносить каждый персонаж, сначала произносит педагог, а дети повторяют.
Инсценировка художественного произведения в свободном пересказе детьми
реплик каждого персонажа происходит как сюжетноролевая игра. Как правило,
это бывают сказки, много раз читанные и потому очень хорошо известные детям
Преодолеть трудности, которые могут возникнуть при постановке
театрализации или сказки, помогут: небольшой объём сценария, ритмизованная
и рифмованная речь, знакомые сказочные персонажи и мотивы, несложные
распевки мелодий песен.
8Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для
творчества детей. Текст произведения для детей только канва, в которую они
вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют
концовку и т.д.
Учащимся нужно лишь привнести театрализованные действия присущие им
непосредственность, увлечённость, умение импровизировать. Надо дать
возможность почувствовать детям атмосферу народного праздника, который
разыгрывается на сценической площадке, через своё актёрское участие в нём.
Внимание детей педагог акцентирует не только на смысловую, но и на
художественную сторону.
Разработаны сценарии театрализованных музыкальных праздников
и представлений: «Кузьминки», «Рождество», «Масленица широкая», «Пришла
коляда», «Деревенские посиделки», музыкальная сказка «Иван да Марья» и т.д.
Целью написания таких сценариев явилась необходимостьпознакомить детей с
культурным наследием русского народа,формировать у детей любовь к
русскому фольклору, знакомить с культурой других стран, развивать умение
использовать народные песни, танцы, обычаи и обряды
Использование театрализациина занятиях позволяет:
формировать у детей положительное поведение (воспитывать у них
отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости)
прививать детям культуру поведения
воспитывать у детей
интерес к театральноигровой деятельности, совершенствовать их музыкальные
способности при создании художественного образа;
развивать у ребят психические процессы (внимание, память, восприятие,
мышление, воображение);
активизировать и расширять у детей словарный запас, совершенствовать у них
звукопроизношение, грамматический строй и навыки связной речи, её темп и
выразительность;
совершенствовать у детей моторику,
координацию,
плавность,
переключаемость и целенаправленность движений.
9Театрализация – это импровизация, оживление предметов и звуков. Так как
она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением
под музыку, слушанием и т. д., необходимость систематизировать её в едином
педагогическом процессе очевидна.
В театрализованной деятельности используются следующие средства
выразительности:
1) для младшей группы простейшие образновыразительные умения
(имитировать характерные движения сказочных животных);
2) для вредней группы – обучение элементам
образных выразительных
средств(интонации, мимике и пантомимике);
3) для старшей группы совершенствование образных исполнительских умений
Работая над артистическими способностями детей, необходимо изучать
особенности их воображения и оценивать уровень их развития.
1.1. Методические советы к подготовке театрализованного представления
Декорации.
Эстетическое оформление способствует развитиюхудожественного вкуса
и
детей.
бытьэстетичными
Декорации
должны
у
многоплановыми,соответствовать характеру сказки. Они могут быть выполнены
из простого
материала
художественно,
поролона),но
красочно,
(картона,
интересно.Учитывается их мобильность (передвижные, лёгкие по вес).
Музыкальное оформление.
Музыкальный материал должен органичновписываться в драматургию,
раскрывать замысел постановки,способствовать целостному восприятию.
Музыкальное оформлениедолжно соответствовать содержанию представления,
быть качественным(качественная запись фонограммы),
эффективным,
выполненным на высокомпрофессиональном уровне, т. к. именно музыка в
первую очередь исоздаёт сказочную атмосферу спектакля, передаёт характер
героев,настроение и т. д. Темп должен не подстёгиватьгероя, а помогать ему,
быть для него удобным. Музыка не должнаперебивать речь своим громким и
10непрерывным звучанием. В театрализации может быть использована музыка не
только одного композитора, но водном стиле, в одной аранжировке. А если
происходит совмещениестилей, то оно должно быть сюжетно обосновано и
прочувствованодетьми, чтобы оставалось ощущение целостности, единства.
Музыка, сопровождающая героев сказки, не должна быть без конца
разной;у каждого из них она одна, своя, под звучание которой они появляется
вспектакле или выполняют какоелибо действие.
Это придаёт
сказочномудействию динамику, эмоциональный подъём, характер сквозного
развития,создаёт интригу.
Если музыка изобразительна, то герой должен её слышать и
своимидвижениями всю показать, передать, отобразить. Если танцевальная, то
нужно протанцевать, для чего необходима помощь хореографа на высоком
уровне (так, чтобы сказка не стала концертом, где идёт показ отдельных
номеров).
Герой должен быть не только пластичен, но и пантомимичен. Его
лицо не может быть безучастной маской, своей мимикой оно должно
выражать чувства и настроения, характерные для героя в данном эпизоде.Если
жанр сказки заявлен, как музыкальный, то необходимо наличие
вокала герои должны петь, чисто интонируя, попадая в темп музыки,
проговаривая слова.
Музыкальное оформление может быть аранжировано на одной основе в
одном произведении,но звучать в разных вариациях и регистрах (если это
паучок, то медленно и в басовом ключе; если мышонок, то оживлённо и
вверхнем регистре и т. д.).Звуковой эффект не должен быть коротким. Если в
сказке по сюжету идёт дождь, то шум дождя должен сопровождатьвсё действие
(тише громче), при этом, не заглушая речь героев.
Костюмы.
Костюмы героев яркие, продуманные, эстетическивыполненные в
соответствии со стилем спектакля, способствуютперевоплощению в ролях и
проявлению исполнительского творчества. Онидолжны иметь общую культуру
(материал одного качества), выдержаны ведином стиле. Они не должны быть
сборными (нельзя мешать покупные икостюмы, сделанные своими руками;
меховые и лёгкие по весу). Если длягероев сказки необходимы разнообразные
11костюмы (птицы, звери),то лучше выбрать лёгкий материал, на который
нашивать не много меха, а в меру. Например, если русская народная сказка, то
все костюмы героевмогут быть фольклорными, но с добавлением меха: медведю,
волку, зайцу,лисе меховые лапы и ушки, жилет, с меховой опушкой (минимум
меха) ихвост(весь из меха); сороке хвост из перьев и крылья из органзы,
снашитыми перьями, клюв из трикотажа (в форме банданы с картоннойвставкой
внутри, где клюв т. д.) Костюмы должны быть яркими,сказочными,
интересными. Если герой в костюме ощущает себя комфортно,то это уже
половина успеха спектакля.
Педагогическая
ценность
содержания
спектакля.
Композиционноепостроение. Материал сценария должен быть понятен и
доступен детскомувосприятию, иметь воспитательное значение. Действие
спектакля должнокомпозиционно (логично, последовательно)выстраиваться по
смыслу, иметьединую концепцию. Иметь в сюжете интригу, динамику развития,
кульминацию; идейную направленность; в конце главную поучительную мысль
(идею),без повторов и неоправданных пауз.Если повтор, то в другом
«ключе».Очень ценно наличие интересныхрежиссёрских ходов, находок: приём с
появлением птиц (на ширме, бибабо),техническое решение с появлением паука
(который спускается с потолка понатянутой леске)Действие спектакля должно
сочетаться с текстом.
Если идут слова:«А сейчасмука. Учу там английский и немецкий.
Скукота…. Вот ищу вас по всем коридорам, все ноги стоптал уже. Хочу петь,
танцевать так же как вы!»,то это и должно происходить, обыгрываться. Обработка
какоголибо произведения должна быть удачной, на хорошей основе, чтобы
быловсё выдержано; линии героев хорошо простроены, чтобы они постояннобыли
в действии, а не стояли просто так.Учитывается интересное решение мизансцен.
Композиционное построение соответствует выбранному жанруспектакля
драматический, музыкальный, театрально хореографический.Необходимо учить
детей выходить на поклон, на «бис».
12Актёрское мастерство.Актёрское мастерство это в первуюочередь
мастерство педагога, который сумел раскрыть детскомувоображению сюжет,
смысл, характер, атмосферу сказки; воспитать у детейчувство сценической и
зрительской культуры; убедить их в том, что нетмаленьких ролей, все роли важны
создать актёрский ансамбль. Именно,ансамбль, когда герои искренне
сопереживают друг другу; соучаствуют,играют роль «живут» в сказке; общаясь,
смотрят в глаза друг другу вовремя диалогов, а не на зрителя, увлекаясь
изображением сказки;взаимодействие героев происходит на эмоциональном
подъёме. Речь героев,как и мимика лица, должна быть интонационно
выразительной, яркой,индивидуальной, интересной; образы колоритными,
обаятельными.Введение взрослых в детский спектакль должно быть органичным
(наравных), развитым по смыслу. Например, нельзя ввести взрослого в начале ив
конце, этот режиссёрский ход должен быть оправдан и связан со всем действием
спектакля.Если в спектакль вводится взрослый, то он не должензатмить детскую
эмоциональность, дети играют роль естественно,самостоятельно, не оглядываясь
на взрослых. В сказке должно бытьединство героев.
1.2.Критерии диагностики
В процессе работы на занятии концертенеобходима диагностика. Это
корректировка, отслеживание процесса и результата освоения предметной
деятельности. Текущая диагностика может быть визуальной. Например, педагог
отслеживает во время распевания расширился ли певческий диапазон или нет,
правильно ли воспитанник берет дыхание, формирует звук. Для сдачи песенных
партитур, пения произведений, чтения текстов сценария, игре на шумовых,
духовых народных инструментах, хореографических элементов движений –
применяется такие формы проведения диагностики как зачет, зачётконкурс,
урок концерт.
13Параметры
Низкий
Средний
Высокий
Критерии
Музыкальный
слух
Ритм
Музыкальная
память
Дикция
Нечистое,
фальшивое
исполнение
музыкальных
произведений.
Нечёткое
исполнение.
Неустойчивое
точное и чистое
Качественное,
уверенное, ясное,
исполнение.
чёткое
Более
исполнение,
точное
чёткое,
исполнение
произведения.
Ясность,
точность,
Искажение ритма.
исправление
ошибок
чёткость
исполнения
при
может
Не
воспроизвести
пении.
Воспроизводит
мелодию,
ритма.
Уверенное, ясное,
чёткое,
точное
услышанную
мелодию.
Вялый
допуская ошибки.
Отдельные
исполнение
произведения.
Подвижный
артикуляционный
аппарат, неверное
лица,
мышцы
участвующие в
артикуляционный
аппарат,
звукообразование.
звукообразовании
достаточно
не
правильное
звукообразование.
подвижны.
Допускаются
при
ошибки
звукообразовании.
При исполнении
Эмоциональная
Исполнение
отзывчивость
музыкального
произведения не
чувствуется
внутренняя
14
Музыкальное
произведение
исполняетсяэмоционально.
Сценическое
Теряется
при
зажатость,
скованность.
Иногда теряет
образно
эмоционально.
Уверен в себе,
поведение
выступлениях,
допускает
самоконтроль,
испытывает
ошибки, которые
не встречались в
трудности
концентрации
адекватно
реагирует
в
дирижёра.
на
Интонирование
ходе
репетиционного
процесса.
«Сползание» с
партий,
отсутствует
ощущение
«высотности»
внимания.
Иногда
допускаются
ошибки
исполнении
музыкального
произведения
Уверенное, ясное,
чёткое,
точное
при
исполнение
произведения.
15Раздел II
1. План открытого занятия – концерта с элементами театрализации
«С песней жить не тужить».
Занятие – концерт прошло 14 ноября 2016 года на базе МБОУ СШ № 10,
в студии народной песни «Ульянушка» Центра детского творчества № 6.
концертмейстер Кондрашев
Руководитель АхтямоваЗульфияЛебитовна,
Дмитрий Николаевич.
Тема: Занятие – концерт«С песней жить не тужить»
Цель занятия: приобщение обучающихся к вокальнопесенному,
инструментальному, театральному творчеству.
Задачи: развитие музыкальных, вокальнохореографических
16знаний, раскрытие своих знаний, талантов, побуждение к
Развитие творческих
творчеству.
Овладение сценическими навыками.
способностей.
Педагог: Здравствуйте ребята!
Здравствуйте наши гости!
Мы очень рады видеть Вас здесь, у нас в гостях. А урок у нас
сегодня необычный. Это урок концерт с элементами
театрализации.
А называется он «С песней жить не тужить»
Итак, мы начинаем традиционно наше занятие с распевания (10
минут).
упражнения на дикцию, артикуляцию
упражнения на дыхание
упражнения на распевы гласных
каноны
двух, трёх – голосное пение
пение по хроматизму
упражнения для выработки ансамбля, чистоты интонации
скороговорки
Дети поют скороговорку про Кузю.
Стук в дверь.
Появляется домовой.
Педагог: Ой, кто это?
Домовой: А… вот вы где! Нашёл вас, наконец то. Слышу про меняговорят.
Педагог: А кто ты?
Домовой: Кто я? Я, домовёнок Кузя! 13 лет я жил в 401 кабинете.
Сидел в уголочке, наблюдал за вами, как вы поёте, танцуете, всякие байки
рассказываете, скороговорки, частушки поёте. А сейчасмука. Учу там английский
17и немецкий. Скукота…. Вот ищу вас по всем коридорам, все ноги стоптал уже.
Хочу петь, танцевать так же как вы! Ребята, вы такие голосистые! Возьмите меня к
себе в коллектив.
Педагог: Конечно, возьмём, Кузенька. Проходи, садись.
Домовой: Эх, я, вековая голова. Чуть не забыл. Я ведь не один пришёл, со мной
мои друзья
Появляются друзья: робкий мышонок и паучок
Исполняют танец.
Мышонок и паучок здороваются с ребятами, просят спеть песню
Педагог: Конечно споём. Ведь с песней жить не тужить! С песней уходят и
грусть, и кручина, и все невзгоды
Исполняется песня р. н. п. «Посеяли девки лён».
Мышонок: Я тоже умею петь!
Мышонок поёт: Какой весёлый день
Работать мне не лень
Со мной мои друзья…
Начинает кашлять.
Педагог: Ну, робкий мышонок, тебе ещё нужно поучиться
Мышонок: Научите меня, пожалуйста?
Педагог: Конечно, научу. Садитесь вместе с ребятами и сейчас мы начинаем нашу
вокальную работу, точнее отработку над сложными местами, элементами в
произведениях. (10 15 минут)
А капельная песня «Маки маковочки» (работа наддвухголосием, чистотой
интонации, ансамблем) р.н.п. «Капустка» (работа над ансамблем, двух
голосием,
Вокальнохореографическая работа, работа с духовыми, шумовыми народными
инструментами)
Казачья «Дон, ты, вольный» (работа над дыханием)
18 «Курочка» (работа с фонограммой минус)
Педагог: А сейчас мы переходим к следующему этапу нашего занятия. Это
концертные песенные номера.
Исполняются произведения:
р. н. п. «Бабочка молоденькая» сольная
р. н. п. «Балалаечка» ансамбль
украинская народная песня «Криниченька»
р. н. п. «Посылала меня мать яровое жито жать» трио
р. н п. «Капустка» ансамбль
р. н. п. «Маки – маковочки»
казачья «Дон, ты, вольный»
«Старая дорога» сольная
Педагог: Ну что, друзья, понравилось вам у нас?
Мышонок и паучок:
Нам так понравилось у вас
Мы хотим у вас заниматься. Ездить с вами на концерты.
Узнавать новое!
Домовой: Ну а когда у меня будут свои домовые дела и я несмогу быть с вами, я
оставлю вам вместо себя талисма домовёнка, который будет с вами всегда и
везде. И пусть он принесёт вам большой успех!
Педагог: Наш урок завершён! Ребята, большое спасибо за работу, за ваш труд. Я
считаю, что наш урок был интересным и полезным.
19Заключение
Таким образом, занятие прошло по плану сценария занятия – концерта
«С песней жить не тужить». В занятие включены такие виды деятельности, как
звуковедение,
вокально – хоровая работа (распевание,
звукоизвлечение). Работа с ударными, духовыми народными инструментами.
артикуляция,
20Пение произведений (сольное пение, пение acapella). Театрализация. Подведение
итогов. Анализ занятия.
На занятии использовались следующие формы деятельности: групповая
работа, индивидуальная работа, работа в микрогруппах.
Показаны виды
распеваний, скороговорок, работа с народными инструментами, их особенностями,
игра на шумовых ударных и духовых инструментах. Ярко представлены вокальные
концертные номера: пение с движениями. Театрализованное разыгрывание ролей
сценария. Обучающиеся дети в ходе работы занятия вели себя активно, с
проявленным интересом к предмету. План занятие подготовлен с творческим
подходом, поэтому динамика занятия была на подъёме. Концертмейстер
внимательно прислушивался к пению обучающихся. Улавливал динамические
моменты, подстраиваясь в аккомпанементе исполненных произведений. Занятие
прошло интересно,как для детей, так и для присутствующих педагогов
Наблюдение и диагностика уровня развития музыкальных способностей
детей показывают, что дети, занимающиеся творческой музыкально – театральной
деятельностью, имеют более высокий уровень развития основных творческих
способностей. Способности эти развиваются более динамично и результативно.
Театрализованные постановки дают большой простор для творческих проявлений
ребёнка. Они развивают творческую самостоятельность детей, побуждают к
импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживают
стремление детей к творчеству.
Список литературы
1. Уланова Л. С.Праздничный венок: Сценарии праздников русской
национальной традиции для средних школ. М.: ТЦ Сфера,2001. 160 с.
2. Зайцева Е. Г.Русские народные песни, записанные в Ульяновской области
Музыкальная культура Симбирского края. Выпуск 1. Фольклорные песни
3.Никонова, Н. И. Театральные приемы как средство культуроведческого
анализа эпического произведения [Текст] : (А. С. Пушкин «Гробовщик») / Н. И.
21Никонова // Современные проблемы изучения преподавания литературы : сб.
науч. и метод. тр. – Иркутск, 2009. – Вып. 10
4. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. М., 1981.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991
6. Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, пословицах, сказках,
загадках, народном языке: Очерки / В.П. Аникин. – М.: Детская литература.
1988.
7. Емельянов В. Развитие голоса./ В. Емельянов – СПб.: Искусство, 1997.
8. Ершова А.П. Актерская грамота – подросткам / А.П. Ершова, В.Н. Букатов. –
М.: АЛО, 1994.
9. Ершова А.П. Возвращение к таланту / А.П. Ершова, В.Н. Букатов. – М.: АЛО,
1995.
10. Науменко М. Фольклорный праздник. / М. Науменко – М.: Искусство, 2000
11. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М., 2005
12. Калугин В.И. Струны рокота: очерки о русском фольклоре / В.И. Калугин. –
М.: Художественная литература, 1987.
Список электроннообразовательных ресурсов
1.http://dou24.ru/264/images/stories/doc/prihodide_v_teatr.pdf
2. http://www.teatrobraz.ru/
3. https://www.litmir.co/br/?b=158102
4.
http://nsportal.ru/detskiysad/materialydlyaroditeley/2014/02/17/aktualnost
teatralizovannoydeyatelnostivrazvitii
22