Сценарий конкурса по зарубежной истории музыки и музыкальной литературе "Музыкальная планета"

  • Конкурсы
  • Контроль знаний
  • pdf
  • 14.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сценарий конкурса по зарубежной музыкальной литературе. включающий командные задания и музыкальную викторину
Иконка файла материала Конкурс Музыкальная планета_сценарий.pdf

Сценарий проведения 

I студенческого конкурса  по учебной дисциплине 

«История музыки и музыкальная литература»  (раздел «Зарубежная музыкальная литература»)

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЛАНЕТА» II этап «Устный»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар ♦ СГПК ♦ 2024

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

©Ведущий (Жукова Н.А.):

Л.Бетховен «Шесть вариаций на швейцарскую тему »  Исполняет Жукова Н.А., преподаватель 

 

©Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас на студенческом конкурсе по учебной дисциплине «История музыки и музыкальная литература» (раздел «Зарубежная музыкальная литература»). Наш конкурс называется «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЛАНЕТА»[1]

©Название возникло не просто так, оно означает, что на этом конкурсе сегодня прозвучат произведения композиторов разных стран и эпох в исполнении музыкантов со всей планеты. Уместны здесь и слова Фредерика Шопена о том, что «Музыка не имеет отечества, Отечество её – вся вселенная». 

©Разрешите представить наше жюри:

Председатель жюри Члены жюри:         

Счетная комиссия

 

 

Конкурс «Музыкальная планета» проводится для студентов II курса специальности Музыкальное образование в два этапа в очной форме:

©I этап «Письменный» был проведен 26 мая в виде письменной тестовой  работы. Каждое правильно выполненное задание оценивалось в 1 балл. 

В содержание заданий I этапа были включены основные музыковедческие понятия, музыкально-исторические сведения о композиторах, стилевые направления «барокко», «классицизм», «романтизм», жанры зарубежной музыки XVII-XIX веков. На слайде вы видите результаты «I этапа» (рейтинг по списку).

 

©Сегодня мы проводим II этап Конкурса «Устный», который будет состоять из двух Туров. В каждом туре по два задания. Участниками II этапа являются все студенты 2 курса. 

 

©После проведения I этапа конкурса из участников были сформированы 3 команды для выполнения первого конкурсного задания. Капитан команды №1 …, капитан команды №2 …, капитан команды №3 …. Приглашаем команды занять свои места.

 

 

Команда №1

Команда №2

Команда №3

 

 

 

1   ТУР

Задание №1 «Интеллектуальный марафон»

 

© Первое задание конкурса направлено на выявление знания участниками основных музыковедческих          понятий,     музыкально-исторических     и биографических сведений о композиторах - наиболее ярких представителях изучаемых направлений истории музыки барокко, классицизм, романтизм. (раздаются бланки для ответов) Задание предполагает 4 категории вопросов:

1)  общие понятия, жанры, формы;

2)  биографические вопросы о композиторах

3)  вопросы по произведениям

4)  установление соответствия: портрет-имя композитора. 

 

©Инструкция к выполнению: команды-участники получают бланк для ответов и бланк с вопросами. После обсуждения, команда вписывает ответы в бланки и сдает их счетной комиссии. С правильными ответами можно ознакомиться на слайде (ключ)

Ведущий:информация для жюри - сумма баллов за все три категории вопросов присваивается каждому участнику команды (максимальное количество баллов 18) и суммируется с баллами, набранными в следующих заданиях!

Правильный ответ по критерию – 1 балл.

Начинаем проведение 1-го задания по вопросам первой категории: общие понятия, жанры, формы. Время на подготовку участникам – 12 минут, по 3 минуты – на каждое задание. Время будем контролировать по песочным часам.

После каждых 3 минут сменяются бланки с вопросами

Выполнение задания категории 1

 

Ведущий: Участники, время на обсуждение вопросов истекло. 

©Ознакомьтесь с правильными ответами (ответы команд №1, №2, №3 на слайдах). 

 

©Настало время для ответов на вопросы второй категории: биографические вопросы о композиторах. Время на обсуждение – 3 минуты.

 

Выполнение задания категории 2

 

Ведущий: Участники, время на обсуждение вопросов истекло. 

©Ознакомьтесь с правильными ответами (ответы команд №1, №2, №3 на слайдах). 

©Настало время для ответов на вопросы третьей категории: вопросы по произведениям. Время на подготовку – 3 минуты.

 

Выполнение задания  в категории 3.

©Ведущий: Участники, время на обсуждение вопросов истекло. 

©Ознакомьтесь с правильными ответами (ответы команд №1, №2, №3 на слайдах). 

 

©Четвертая категория вопросов даст возможность немного отдохнуть и будет связана с вашими представлениями о внешности зарубежных композиторов. Ваша задача: вынуть из файлов 12 портретов, разложить их перед собой и выбрать изображение композитора в соответствии с его именем. Портреты поднимают все команды и показывают их жюри (9 портретов). Внимательно слушайте имя композитора и поднимайте соответствующий портрет: 

Ведущий называет имена композиторов, участники показывают  портрет жюри 1)Гайдн 2) Лист 3) Верди 4)Шопен 5) Моцарт 6)Сметана 7)Бетховен 8)Шуберт

9) Бах.

Ведущий: Итак, все категории вопросов в «Интеллектуальном марафоне» обсуждены. Спасибо за ответы! Участникам предлагается перейти за столы, так как следующее задание конкурса – индивидуальное. Задание №2  «Музыкальная викторина»

примеры из творчества И.С.Баха, К.-В.Глюка, В.-А.Моцарта, Л.Бетховена, Ф.Шуберта, Ф.Шопена, Ф.Листа, Э.Грига, Д.Верди и старинной музыки.

 

© Ведущий: второе задание нашего Конкурса – индивидуальное, направлено на выявление знания основных стилевых особенностей пройденных музыкальных

произведений (форма, музыкальные образы, выразительные средства, жанровые признаки и элементы стилей), то есть их основных тем на слух.

Викторина состоит из 4 блоков. В каждом блоке прозвучит по 5 фрагментов:

1блок: Старинная музыка и Барокко (И.С.Бах);

2блок: Венские классики (В.-А. Моцарт, Л.Бетховен - инструментальная музыка);

3   блок: Романтизм. Национальные композиторские романтические школы (Шуберт, Шопен, Григ, Лист);

4   блок: Опера: (К-В.Глюк, В-А.Моцарт, Дж. Верди).

Ведущий:

©Инструкция к выполнению: каждый участник получает бланк для ответов на музыкальную викторину. Прослушав музыкальный фрагмент соответствующего блока викторины, необходимо дать письменный ответ. Ответ может быть оценен по нескольким показателям – от 1 до 6 баллов:

1)  автор (по возможности)/автор слов (для вокального произведения);

2)  название произведения; 

3)  часть (для многочастного инструментального произведения: сонаты, сюиты, полифонического цикла); 

4)  тема (в многочастном произведении – главная, побочная и т.д.) или название жанра (прелюдия или фуга в ХТК);

5)  номер действия (для фрагмента из оперы), название номера и первые слова; 

6)  тональность номера/темы;  показатели оценивания на слайде

Показатели оценивания:

Правильное определение показателя.  

За каждый правильный ответ по показателю – 1 балл.

Ведущий: начинаем выполнение второго задания. Внимательно слушаем

№  блока

Тип блока викторины

Ответы

музыкальные фрагменты и стараемся дать максимально подробный ответ.

Участники выполняют задание 2.

©1 блок: Старинная музыка и Барокко (И.С.Бах);

Звучит фрагмент №1

Звучит фрагмент №2

Звучит фрагмент №3

Звучит фрагмент №4

Звучит фрагмент №5

Переходим ко второму блоку викторины

©2 блок: Венские классики (инструментальная музыка);

Звучит фрагмент №1

Звучит фрагмент №2

Звучит фрагмент №3

Звучит фрагмент №4

Звучит фрагмент №5

Переходим к третьему блоку викторины

1

Старинная музыка и Барокко (И.С.Бах)

1)                 Вальтер Фон дер Фогельвейде - песня Ich saz uf einem Steine

2)                 И.С.Бах. ХТК I том. Прелюдия №16 g-moll

3)                 И.С.Бах. Высокая Месса. №17. «Et resurrexit»

4)                 Григорианский хорал. Gloria

5)                 И.С.Бах. ХТК I том. Фуга №2 c-moll 

2

Венские классики 

В.-А. Моцарт и Л.Бетховен (инструментальная музыка)

1)  Моцарт. Симфония №40. III ч. Основная тема g-moll

2)  Бетховен. Соната №14. IIIч. Г.П. cis-moll

3)  Бетховен. Соната №8. II часть. Тема-рефрен. As-dur

4)  Моцарт. Симфония №40.I ч. П.П.B-dur

5)  Бетховен. Симфония №5. II часть. Тема ВAs-C-dur

3

Романтизм. Национальные композиторские школы

(Ф. Шуберт, Ф.Шопен,

Э.Григ, Ф.Лист)

1)  Шуберт. «Лесной царь» на сл. В. Гёте.

2)  Григ. «Пер Гюнт» Сюита №1. №3 «Танец Анитры»

3)  Лист. Венгерская рапсодия №2 2 раздел

4)Шуберт. «Прекрасная мельничиха», №11 «Моя»

5) Шопен. Мазурка C-dur ор. 24 №2

4

Опера (К-В.Глюк, 

В.-А.Моцарт, Дж. Верди)

1)Моцарт «Свадьба Фигаро», Iд. Ария Фигаро «Мальчик резвый»

2)Верди. «Риголетто», II д. Сцена-ария Риголетто 2 раздел

3)Глюк. «Орфей», II д. Хор фурий №1

4)Верди «Риголетто», I д. Ария Джильды «Сердце радости полно»

5)Глюк «Орфей», III д. Ария Орфея «Потерял я Эвридику»

©3 блок: Романтизм. Национальные композиторские романтические школы (Шуберт, Шопен, Григ, Лист);

 

Звучит фрагмент №1

Звучит фрагмент №2

Звучит фрагмент №3

Звучит фрагмент №4

Звучит фрагмент №5

Переходим к четвертому блоку викторины

©4 блок: Опера: (К-В.Глюк, В.-А.Моцарт, Дж. Верди).

Звучит фрагмент №1

Звучит фрагмент №2

Звучит фрагмент №3

Звучит фрагмент №4

Звучит фрагмент №5

Ведущий: Итак, все музыкальные номера викторины прозвучали. Спасибо участникам за ответы! 1 Тур Конкурса завершен. Счетной комиссии необходимо подвести итоги 1 тура по сумме двух заданий. После этого у нас должно остаться меньше участников, которые и будут допущены к участию во 2-м Туре Конкурса. 

Пока подводятся итоги, нас ждет МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА!

 (©видеозапись фрагментов концерта, Германия)

Ведущий: после обсуждения итогов 1 тура к участию во 2 туре допускаются7 участников (ФИ…)

1. 2. 3. 4. 5. 6.

7.

2   ТУР

Ведущий: начинаем 2 тур Конкурса. Участники, подойдите на жеребьевку и получите задание 3 (время на подготовку 3 минуты)

 

©Задание №3 «Домашнее задание»

Сольфеджирование примеров из зарубежной музыкальной литературы

 

Ведущий: третье         задание      нашего       Конкурса   направлено          на выявление практических умений сольфеджирования и слухового контроля при исполнении музыкального материала из зарубежной музыкальной литературы разных стилевых направлений (информация на слайде):

Примеры для сольфеджирования наизусть

 

01.И.С.Бах. Органная фуга соль минор (Тема; Тема-ответ)

02.К.-В.Глюк. «Орфей». Ария Орфея из III д

03.В.-А.Моцарт. Симфония №40, I часть. Г.П.            

04.Ф.Шуберт. «Прекрасная мельничиха». №2 «Куда?»

05.Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Г.П.

06.Ф.Шуберт. Симфония №8 «Неоконченная», I ч. П.П.

07.Э.Григ. Сюита №1 из музыки к драме «Пер Гюнт». №4 «В пещере горного короля»

 

Инструкция к выполнению: 

Исполнить  выученную одноголосную мелодию согласно жребию. 

 

©показатели оценивания на слайде

 

Показатели оценивания:

1.Интонационная и ритмическая точность исполнения мелодии примера.

2.Исполнение мелодии примера в соответствии с образно-жанровыми особенностями произведения (фразировка, штрихи, темп).

 

Оценивание:за ответ по критерию 1-3 балла.

 

Максимальное количество баллов -6

 

Участник должен отвернуться от экрана, так как все фрагменты исполняются наизусть. Нотный пример на слайде предлагается для жюри.

 

 (НАСТРОЙКА с помощью фортепиан) – НАСТРАИВАЕТ   ВЕДУЩИЙ)

 

 

 

©Ведущий: начинаем выполнение третьего задания Конкурса. Приглашаю участника, получившего пример с номером 1.   нотный пример 1 с названием на слайде Участник выполняет Задание 3

 

©Ведущий: Приглашаю участника, получившего пример с номером 2.   нотный пример 2 с названием на слайде

Участник выполняет Задание 3

 

©Ведущий: Приглашаю участника, получившего пример с номером 3.   нотный пример 3 с названием на слайде

Участник выполняет Задание 3

 

©Ведущий: Приглашаю участника, получившего пример с номером 4.   нотный пример 4с названием на слайде Участник выполняет Задание 3

 

©Ведущий: Приглашаю участника, получившего пример с номером 5.   нотный пример 5 с названием на слайде

Участник выполняет Задание 3

 

©Ведущий: Приглашаю участника, получившего пример с номером 6.   нотный пример 6 с названием на слайде Участник выполняет Задание 3

 

©Ведущий: Приглашаю участника, получившего пример с номером 7.   нотный пример 7 с названием на слайде Участник выполняет Задание 3

 

Ведущий: итак, мы ознакомились с ответами каждого участника в таком непростом третьем задании. Жюри и счетная комиссия подводят итоги. К участию в четвертом задании Конкурса будут допущены только 5 участников.

 

(ведущий делает вступительное слово к заданию №4 – о кинофильмах, поставленных по биографиям / мотивам биографий великих композиторов и музыкантов)

 

Задание №4  «Музыкальные кинобиографии»

 

©Ведущий: участниками последнего задания Конкурса становятся... 

ФИО:

1.

2.

3.

4.

5.

Участники, подойдите на жеребьевку.

Ведущий: в этом задании дается возможность поучаствовать нашим зрителям.

Они получат 5 бланков для ответа, а участники будут отвечать устно.

 

Инструкция для участников:

 

В течение просмотра видеофрагмента необходимо определить и записать в своем черновике следующую обязательную информацию: 1) автора звучащей музыки (композитора); 

2) жанр прозвучавшего во фрагменте  произведения;  3) название прозвучавшего во фрагменте произведения. 

 

В ходе выполнения заданий участники имеют возможность получить бонусные баллы за дополнительнуюинформацию, например:

 

1)     часть произведения;

2)     исполнитель (оркестр, инструмент, солист, хор и др.); 3) тональность произведения или фрагмента.

 

Инструкция для зрителей:в течение просмотра видеофрагмента необходимо определить 1) композитора; 2) жанр;  3) название прозвучавшего произведения. 

 

Критерии оценивания:

За каждый правильный ответ – 1 балл. 

 

Уважаемое жюри,просим вас быть внимательными к ответам участников с целью присуждения дополнительных бонусных баллов (отдать карточки).

 

 

 

©Начинаем просмотр 1 фрагмента!                        (Моцарт)

 

Ведущий: итак, мы ознакомились с первым фрагментом, зрители сдают 1 бланк (отрывают от основы), участник приступает к ответу(ответ участника).

 

Бонусы

 

©Начинаем просмотр 2 фрагмента!                     (Шуберт)

 

Ведущий: итак, мы ознакомились совторым фрагментом, зрители сдают 2 бланк (отрывают от основы), участник приступает к ответу (ответ участника).

 

Бонусы

 

©Начинаем просмотр 3 фрагмента!                     (Шопен)

 

Ведущий: итак, мы ознакомились с третьим фрагментом, зрители сдают 3 бланк (отрывают от основы), участник приступает к ответу (ответ участника).

Бонусы

 

©Начинаем просмотр 4 фрагмента!                    (Верди)

Ведущий: итак, мы ознакомились с четвертым фрагментом, зрители сдают 4 бланк (отрывают от основы), участник приступает к ответу (ответ участника).

 

Бонусы

 

©Начинаем просмотр 5 фрагмента!               (Бетховен)

 

Ведущий: итак, мы ознакомились с пятым фрагментом, зрители сдают 5 бланк (отрывают от основы), участник приступает к ответу (ответ участника).

 

Бонусы

 

Ведущий: пока счетная комиссия подводит итоги Задания 4,мы вновь обратимся к музыкальной видеозаписи (характеристика видеозаписи)

«Ave Maria» И.С. Бах - Ш. Гуно (Бобби МакФеррин и зрители концерта, Германия)

 

©ЗАКРЫТИЕ КОНКУРСА

 

Ведущий: Для подведения итогов Конкурса «Музыкальная планета», слово предоставляется председателю жюри...

 

Награждение победителей

(Приз зрительских симпатий, Грамоты за 3 место, 2 место, 1 место, Гран-при)

 

Фотографирование на память



[1] Первый Конкурс состоялся в 2017-2018 учебном году