I студенческого конкурса по учебной дисциплине
«История музыки и музыкальная литература» (раздел «Зарубежная музыкальная литература»)
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЛАНЕТА» II этап «Устный»
©Ведущий (Жукова Н.А.):
Л.Бетховен «Шесть вариаций на швейцарскую тему » Исполняет Жукова Н.А., преподаватель
©Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас на студенческом конкурсе по учебной дисциплине «История музыки и музыкальная литература» (раздел «Зарубежная музыкальная литература»). Наш конкурс называется «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЛАНЕТА»[1] .
©Название возникло не просто так, оно означает, что на этом конкурсе сегодня прозвучат произведения композиторов разных стран и эпох в исполнении музыкантов со всей планеты. Уместны здесь и слова Фредерика Шопена о том, что «Музыка не имеет отечества, Отечество её – вся вселенная».
©Разрешите представить наше жюри:
Председатель жюри – Члены жюри:
Счетная комиссия:
Конкурс «Музыкальная планета» проводится для студентов II курса специальности Музыкальное образование в два этапа в очной форме:
©I этап «Письменный» был проведен 26 мая в виде письменной тестовой работы. Каждое правильно выполненное задание оценивалось в 1 балл.
В содержание заданий I этапа были включены основные музыковедческие понятия, музыкально-исторические сведения о композиторах, стилевые направления «барокко», «классицизм», «романтизм», жанры зарубежной музыки XVII-XIX веков. На слайде вы видите результаты «I этапа» (рейтинг по списку).
©Сегодня мы проводим II этап Конкурса «Устный», который будет состоять из двух Туров. В каждом туре по два задания. Участниками II этапа являются все студенты 2 курса.
©После проведения I этапа конкурса из участников были сформированы 3 команды для выполнения первого конкурсного задания. Капитан команды №1 …, капитан команды №2 …, капитан команды №3 …. Приглашаем команды занять свои места.
Команда №1 |
Команда №2 |
Команда №3 |
|
|
|
© Первое задание конкурса направлено на выявление знания участниками основных музыковедческих понятий, музыкально-исторических и биографических сведений о композиторах - наиболее ярких представителях изучаемых направлений истории музыки барокко, классицизм, романтизм. (раздаются бланки для ответов) Задание предполагает 4 категории вопросов:
1) общие понятия, жанры, формы;
2) биографические вопросы о композиторах
3) вопросы по произведениям
4) установление соответствия: портрет-имя композитора.
©Инструкция к выполнению: команды-участники получают бланк для ответов и бланк с вопросами. После обсуждения, команда вписывает ответы в бланки и сдает их счетной комиссии. С правильными ответами можно ознакомиться на слайде (ключ)
Ведущий:информация для жюри - сумма баллов за все три категории вопросов присваивается каждому участнику команды (максимальное количество баллов 18) и суммируется с баллами, набранными в следующих заданиях!
Правильный ответ по критерию – 1 балл.
Начинаем проведение 1-го задания по вопросам первой категории: общие понятия, жанры, формы. Время на подготовку участникам – 12 минут, по 3 минуты – на каждое задание. Время будем контролировать по песочным часам.
После каждых 3 минут сменяются бланки с вопросами
Ведущий: Участники, время на обсуждение вопросов истекло.
©Ознакомьтесь с правильными ответами (ответы команд №1, №2, №3 на слайдах).
©Настало время для ответов на вопросы второй категории: биографические вопросы о композиторах. Время на обсуждение – 3 минуты.
Ведущий: Участники, время на обсуждение вопросов истекло.
©Ознакомьтесь с правильными ответами (ответы команд №1, №2, №3 на слайдах).
©Настало время для ответов на вопросы третьей категории: вопросы по произведениям. Время на подготовку – 3 минуты.
Выполнение задания в категории 3.
©Ведущий: Участники, время на обсуждение вопросов истекло.
©Ознакомьтесь с правильными ответами (ответы команд №1, №2, №3 на слайдах).
©Четвертая категория вопросов даст возможность немного отдохнуть и будет связана с вашими представлениями о внешности зарубежных композиторов. Ваша задача: вынуть из файлов 12 портретов, разложить их перед собой и выбрать изображение композитора в соответствии с его именем. Портреты поднимают все команды и показывают их жюри (9 портретов). Внимательно слушайте имя композитора и поднимайте соответствующий портрет:
Ведущий называет имена композиторов, участники показывают портрет жюри 1)Гайдн 2) Лист 3) Верди 4)Шопен 5) Моцарт 6)Сметана 7)Бетховен 8)Шуберт
9) Бах.
Ведущий: Итак, все категории вопросов в «Интеллектуальном марафоне» обсуждены. Спасибо за ответы! Участникам предлагается перейти за столы, так как следующее задание конкурса – индивидуальное. Задание №2 «Музыкальная викторина»
примеры из творчества И.С.Баха, К.-В.Глюка, В.-А.Моцарта, Л.Бетховена, Ф.Шуберта, Ф.Шопена, Ф.Листа, Э.Грига, Д.Верди и старинной музыки.
© Ведущий: второе задание нашего Конкурса – индивидуальное, направлено на выявление знания основных стилевых особенностей пройденных музыкальных
произведений (форма, музыкальные образы, выразительные средства, жанровые признаки и элементы стилей), то есть их основных тем на слух.
Викторина состоит из 4 блоков. В каждом блоке прозвучит по 5 фрагментов:
1блок: Старинная музыка и Барокко (И.С.Бах);
2блок: Венские классики (В.-А. Моцарт, Л.Бетховен - инструментальная музыка);
3 блок: Романтизм. Национальные композиторские романтические школы (Шуберт, Шопен, Григ, Лист);
4 блок: Опера: (К-В.Глюк, В-А.Моцарт, Дж. Верди).
Ведущий:
©Инструкция к выполнению: каждый участник получает бланк для ответов на музыкальную викторину. Прослушав музыкальный фрагмент соответствующего блока викторины, необходимо дать письменный ответ. Ответ может быть оценен по нескольким показателям – от 1 до 6 баллов:
1) автор (по возможности)/автор слов (для вокального произведения);
2) название произведения;
3) часть (для многочастного инструментального произведения: сонаты, сюиты, полифонического цикла);
4) тема (в многочастном произведении – главная, побочная и т.д.) или название жанра (прелюдия или фуга в ХТК);
5) номер действия (для фрагмента из оперы), название номера и первые слова;
6) тональность номера/темы; показатели оценивания на слайде
Показатели оценивания:
Правильное определение показателя.
За каждый правильный ответ по показателю – 1 балл.
Ведущий: начинаем выполнение второго задания. Внимательно слушаем
№ блока |
Тип блока викторины |
Ответы |
музыкальные фрагменты и стараемся дать максимально подробный ответ.
Участники выполняют задание 2.
©1 блок: Старинная музыка и Барокко (И.С.Бах);
Звучит фрагмент №1
Звучит фрагмент №2
Звучит фрагмент №3
Звучит фрагмент №4
Звучит фрагмент №5
Переходим ко второму блоку викторины
©2 блок: Венские классики (инструментальная музыка);
Звучит фрагмент №1
Звучит фрагмент №2
Звучит фрагмент №3
Звучит фрагмент №4
Звучит фрагмент №5
Переходим к третьему блоку викторины
1 |
Старинная музыка и Барокко (И.С.Бах) |
1) Вальтер Фон дер Фогельвейде - песня Ich saz uf einem Steine 2) И.С.Бах. ХТК I том. Прелюдия №16 g-moll 3) И.С.Бах. Высокая Месса. №17. «Et resurrexit» 4) Григорианский хорал. Gloria 5) И.С.Бах. ХТК I том. Фуга №2 c-moll |
2 |
Венские классики В.-А. Моцарт и Л.Бетховен (инструментальная музыка) |
1) Моцарт. Симфония №40. III ч. Основная тема g-moll 2) Бетховен. Соната №14. IIIч. Г.П. cis-moll 3) Бетховен. Соната №8. II часть. Тема-рефрен. As-dur 4) Моцарт. Симфония №40.I ч. П.П.B-dur 5) Бетховен. Симфония №5. II часть. Тема ВAs-C-dur |
3 |
Романтизм. Национальные композиторские школы (Ф. Шуберт, Ф.Шопен, Э.Григ, Ф.Лист) |
1) Шуберт. «Лесной царь» на сл. В. Гёте. 2) Григ. «Пер Гюнт» Сюита №1. №3 «Танец Анитры» 3) Лист. Венгерская рапсодия №2 2 раздел 4)Шуберт. «Прекрасная мельничиха», №11 «Моя» 5) Шопен. Мазурка C-dur ор. 24 №2 |
4 |
Опера (К-В.Глюк, В.-А.Моцарт, Дж. Верди) |
1)Моцарт «Свадьба Фигаро», Iд. Ария Фигаро «Мальчик резвый» 2)Верди. «Риголетто», II д. Сцена-ария Риголетто 2 раздел 3)Глюк. «Орфей», II д. Хор фурий №1 4)Верди «Риголетто», I д. Ария Джильды «Сердце радости полно» 5)Глюк «Орфей», III д. Ария Орфея «Потерял я Эвридику» |
©3 блок: Романтизм. Национальные композиторские романтические школы (Шуберт, Шопен, Григ, Лист);
Звучит фрагмент №1
Звучит фрагмент №2
Звучит фрагмент №3
Звучит фрагмент №4
Звучит фрагмент №5
Переходим к четвертому блоку викторины
©4 блок: Опера: (К-В.Глюк, В.-А.Моцарт, Дж. Верди).
Звучит фрагмент №1
Звучит фрагмент №2
Звучит фрагмент №3
Звучит фрагмент №4
Звучит фрагмент №5
Ведущий: Итак, все музыкальные номера викторины прозвучали. Спасибо участникам за ответы! 1 Тур Конкурса завершен. Счетной комиссии необходимо подвести итоги 1 тура по сумме двух заданий. После этого у нас должно остаться меньше участников, которые и будут допущены к участию во 2-м Туре Конкурса.
Пока подводятся итоги, нас ждет МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА!
(©видеозапись фрагментов концерта, Германия)
Ведущий: после обсуждения итогов 1 тура к участию во 2 туре допускаются7 участников (ФИ…)
1. 2. 3. 4. 5. 6.
7.
Ведущий: начинаем 2 тур Конкурса. Участники, подойдите на жеребьевку и получите задание 3 (время на подготовку 3 минуты)
Ведущий: третье задание нашего Конкурса направлено на выявление практических умений сольфеджирования и слухового контроля при исполнении музыкального материала из зарубежной музыкальной литературы разных стилевых направлений (информация на слайде):
Примеры для сольфеджирования наизусть
01.И.С.Бах. Органная фуга соль минор (Тема; Тема-ответ)
02.К.-В.Глюк. «Орфей». Ария Орфея из III д
03.В.-А.Моцарт. Симфония №40, I часть. Г.П.
04.Ф.Шуберт. «Прекрасная мельничиха». №2 «Куда?»
05.Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Г.П.
06.Ф.Шуберт. Симфония №8 «Неоконченная», I ч. П.П.
07.Э.Григ. Сюита №1 из музыки к драме «Пер Гюнт». №4 «В пещере горного короля»
Инструкция к выполнению:
Исполнить выученную одноголосную мелодию согласно жребию.
Показатели оценивания:
1.Интонационная и ритмическая точность исполнения мелодии примера.
2.Исполнение мелодии примера в соответствии с образно-жанровыми особенностями произведения (фразировка, штрихи, темп).
Оценивание:за ответ по критерию 1-3 балла.
Максимальное количество баллов -6
Участник должен отвернуться от экрана, так как все фрагменты исполняются наизусть. Нотный пример на слайде предлагается для жюри.
(НАСТРОЙКА с помощью фортепиан) – НАСТРАИВАЕТ ВЕДУЩИЙ)
©Ведущий: начинаем выполнение третьего задания Конкурса. Приглашаю участника, получившего пример с номером 1. нотный пример 1 с названием на слайде Участник выполняет Задание 3
©Ведущий: Приглашаю участника, получившего пример с номером 2. нотный пример 2 с названием на слайде
©Ведущий: Приглашаю участника, получившего пример с номером 3. нотный пример 3 с названием на слайде
©Ведущий: Приглашаю участника, получившего пример с номером 4. нотный пример 4с названием на слайде Участник выполняет Задание 3
©Ведущий: Приглашаю участника, получившего пример с номером 5. нотный пример 5 с названием на слайде
©Ведущий: Приглашаю участника, получившего пример с номером 6. нотный пример 6 с названием на слайде Участник выполняет Задание 3
©Ведущий: Приглашаю участника, получившего пример с номером 7. нотный пример 7 с названием на слайде Участник выполняет Задание 3
Ведущий: итак, мы ознакомились с ответами каждого участника в таком непростом третьем задании. Жюри и счетная комиссия подводят итоги. К участию в четвертом задании Конкурса будут допущены только 5 участников.
(ведущий делает вступительное слово к заданию №4 – о кинофильмах, поставленных по биографиям / мотивам биографий великих композиторов и музыкантов)
©Ведущий: участниками последнего задания Конкурса становятся...
ФИО:
1.
2.
3.
4.
5.
Участники, подойдите на жеребьевку.
Ведущий: в этом задании дается возможность поучаствовать нашим зрителям.
Они получат 5 бланков для ответа, а участники будут отвечать устно.
Инструкция для участников:
В течение просмотра видеофрагмента необходимо определить и записать в своем черновике следующую обязательную информацию: 1) автора звучащей музыки (композитора);
2) жанр прозвучавшего во фрагменте произведения; 3) название прозвучавшего во фрагменте произведения.
В ходе выполнения заданий участники имеют возможность получить бонусные баллы за дополнительнуюинформацию, например:
1) часть произведения;
2) исполнитель (оркестр, инструмент, солист, хор и др.); 3) тональность произведения или фрагмента.
Инструкция для зрителей:в течение просмотра видеофрагмента необходимо определить 1) композитора; 2) жанр; 3) название прозвучавшего произведения.
Критерии оценивания:
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Уважаемое жюри,просим вас быть внимательными к ответам участников с целью присуждения дополнительных бонусных баллов (отдать карточки).
©Начинаем просмотр 1 фрагмента! (Моцарт)
Ведущий: итак, мы ознакомились с первым фрагментом, зрители сдают 1 бланк (отрывают от основы), участник приступает к ответу(ответ участника).
©Начинаем просмотр 2 фрагмента! (Шуберт)
Ведущий: итак, мы ознакомились совторым фрагментом, зрители сдают 2 бланк (отрывают от основы), участник приступает к ответу (ответ участника).
©Начинаем просмотр 3 фрагмента! (Шопен)
Ведущий: итак, мы ознакомились с третьим фрагментом, зрители сдают 3 бланк (отрывают от основы), участник приступает к ответу (ответ участника).
©Начинаем просмотр 4 фрагмента! (Верди)
Ведущий: итак, мы ознакомились с четвертым фрагментом, зрители сдают 4 бланк (отрывают от основы), участник приступает к ответу (ответ участника).
©Начинаем просмотр 5 фрагмента! (Бетховен)
Ведущий: итак, мы ознакомились с пятым фрагментом, зрители сдают 5 бланк (отрывают от основы), участник приступает к ответу (ответ участника).
Ведущий: пока счетная комиссия подводит итоги Задания 4,мы вновь обратимся к музыкальной видеозаписи (характеристика видеозаписи)
«Ave Maria» И.С. Бах - Ш. Гуно (Бобби МакФеррин и зрители концерта, Германия)
Ведущий: Для подведения итогов Конкурса «Музыкальная планета», слово предоставляется председателю жюри...
Награждение победителей
(Приз зрительских симпатий, Грамоты за 3 место, 2 место, 1 место, Гран-при)
[1] Первый Конкурс состоялся в 2017-2018 учебном году
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.