"Подготовка к написанию сжатого изложения 9 класс"
Оценка 4.6

"Подготовка к написанию сжатого изложения 9 класс"

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
русский язык
9 кл
09.03.2018
"Подготовка к написанию сжатого изложения 9 класс"
При подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку , части 1,которая включает в себя одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение), молодые педагоги испытывают трудности. Трудности в том, что: - недостаточно методических рекомендаций по написанию изложений; - предлагается текст для прослушивания и написания изложения публицистического характера (в программе по русскому языку предлагаются чаще всего тексты повествовательного характера); - изменяются условия восприятия:(на уроках текст изложения читает учитель, который не один год ведет уроки у учащихся, ребятам знакомы особенности его речи, зачастую присутствует и зрительное восприятие) на ОГЭ прослушивается аудиозапись, восприятие которой затруднено из-за звучания незнакомого голоса, его особенностей. - отсутствует работа, которая на уроках предшествовала написанию изложения ( установка на восприятие текста, эмоциональная беседа, лексическая работа, работа по содержанию текста ,структурно - композиционное составление плана и т.д.) Мне бы хотелось поделиться опытом своей работы по подготовке к написанию сжатого изложения на ОГЭ.
Сжатое изложение.docx
Фамилия, имя, отчество автора работы: Калашникова Нина Тимофеевна Должность: учитель русского языка и литературы Наименование ОУ: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Никольская средняя общеобразовательная школа» Место нахождения ОУ: Россия .Республика Бурятия, Мухоршибирский район , с. Никольск, ул.Ленина 14/а Название работы: Методика Калашниковой Н.Т. «Подготовка к написанию сжатого изложения 9 класс» При подготовке учащихся  к ОГЭ по русскому языку , части 1,которая  включает в себя одно задание и представляет собой небольшую  письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение),  молодые педагоги  испытывают трудности. Трудности в том, что:    ­  недостаточно методических рекомендаций по написанию изложений; ­  предлагается текст для прослушивания и написания изложения   публицистического характера (в программе по русскому языку   предлагаются чаще всего тексты повествовательного характера); ­  изменяются условия восприятия:(на уроках текст изложения читает  учитель, который не один год ведет уроки у учащихся, ребятам знакомы  особенности  его речи, зачастую присутствует и зрительное восприятие)  на ОГЭ  прослушивается аудиозапись, восприятие которой затруднено  из­за  звучания незнакомого голоса, его особенностей. ­ отсутствует работа, которая  на уроках предшествовала  написанию  изложения (  установка на восприятие текста, эмоциональная беседа,  лексическая работа, работа по содержанию текста ,структурно ­  композиционное составление плана и т.д.)        Мне бы хотелось поделиться опытом своей работы по подготовке к  написанию сжатого изложения  на ОГЭ.        Подготовку к изложению начинаю с ознакомления своих  девятиклассников с критериями проверки изложения, которым  необходимо следовать ,чтобы получить максимальное количество  баллов. Это своеобразный этап целеполагания и мотивирования  учащихся к циклу уроков и консультативных занятий.  №  Критерии оценивания сжатого изложения  ИК1 Содержание изложения   Экзаменуемый точно передал основное содержание  прослушанного текста, отразив все важные для его  восприятия микротемы.  Экзаменуемый передал основное содержание  прослушанного текста, но упустил или добавил 1  микротему.  Экзаменуемый передал основное содержание  прослушанного текста, но упустил или добавил более  1 микротемы.  ИК2 Сжатие исходного текста  Балллы    2  1  0 Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов  сжатия текста, использовав их на протяжении всего  текста.  Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов  сжатия текста, использовав их для сжатия 2  микротем текста. Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов  сжатия текста, использовав их для сжатия 1  микротемы текста. Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия  текста.  ИК3 Смысловая цельность, речевая связность и    последовательность изложения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой  цельностью, речевой связностью и  последовательностью изложения: • логические ошибки отсутствуют,  последовательность изложения не нарушена; • в работе нет нарушений абзацного членения текста. Работа экзаменуемого характеризуется смысловой  цельностью, связностью и последовательностью  изложения,но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения  текста. В работе экзаменуемого просматривается  коммуникативный замысел, но допущено более 1  логической ошибки, и/илиимеются 2 случая  нарушения абзацного членения текста.  3  2  1  0    2  1  0  7 Максимальное количество баллов за сжатое изложение по  критериям ИК1­ИКЗ   Начинаю подготовку.       На уроках, консультациях  я учу детей   как правильно сжать текст,  какие приемы сжатия текста использовать, чтобы  в новом, создаваемом  тексте были  отражены основные мысли автора, соблюдена логическая  последовательность событий и не было искажения авторской мысли. Для этого необходима достаточная тренировка учащихся по употреблению  приёмов сжатия: обобщения, исключения, упрощения, необходимо  большое количество упражнений для этого. Чтобы сэкономить время, я    создаю слайдовую презентацию. На каждом из слайдов­ текст ,который необходимо сжать .Организую  фронтальную деятельность учащихся ,  все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех  работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. Это позволяет научить девятиклассников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу, находить приемлемые для  текста приемы сжатия.     Напоминаю: ИСКЛЮЧЕНИЕ: ­ предложения или несколько фрагментов, содержащих второстепенные  факты (подробности, детали, примеры, числовые данные, отступления и  т.д.); ­ предложений с описаниями и рассуждениями; ­ повторов; ­ одного или нескольких синонимов. ОБОБЩЕНИЕ: ­ обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных)  вопросов,  фактов (например: В коробке лежали красные, синие, желтые  и зеленые шары. – В коробке лежали разноцветные шары.) ­ образование сложного предложения путем слияния двух смежных  предложений, повествующих об одном и том же предмете речи. УПРОЩЕНИЕ: ­ разбивка сложного предложения на сокращенные простые; ­ замена сложноподчиненного предложения простым; ­ перевод диалога или прямой речи в косвенную; ­ замена фрагмента текста синонимичным выражением; ­ формулирование мысли своими словами        Один из  критериев проверки сжатого изложения ОГЭ по русскому  языку предполагает отражение в работе всех основных микротем  прослушанного в аудиозаписи текста. Микротема — это составная часть  общей темы текста. Условно её можно назвать главной мыслью абзаца.  Как выделить микротемы в тексте? Провожу достаточное количество  упражнений на определение  на слух количества абзацев в тексте по  количеству больших интонационных пауз читающего. Сколько больших  интонационных пауз – столько в тексте абзацев. Затем учимся определять  микротему каждого абзаца по его ключевым словам и ключевым  предложениям .(Не забываем, что тексты берем публицистического  стиля!)      Параллельно учу соединять содержание микротем в текст ,используя  лексический повтор, однокоренные слова, синонимы, местоимения,  наречия, союзы и союзные слова, частицы Затем отвожу время на тренировочные упражнения при работе при  первичном прослушивании аудиозаписи. Учу детей сосредотачиваться  ,чтобы понять основную мысль и проследить последовательность и  логическую связь микротем.  Во время прослушивания идет сокращенная (сокращенная!)  запись ключевых слов,словосочетаний отдельно для  каждого абзаца. Напоминаю о том,что необходимо на черновике  оставлять  поля и делать интервалы между словами,между  строками,чтобы  впоследствие  вписать слова ,а то и целые  предложения.После такой работы начинаем обсуждение у кого какой  «скелет» получился : какое количество абзацев? Какое количество  микротем? У кого какие слова,словосочетания стали ключевыми и  почему ? и т.д. Даю прослушать повторно с заданием:  « ваш скелет должен обрасти  мясом». Учащиеся дополняют свои первоначальные записи. Само  изложение при данном виде работы не пишем.           После таких занятий  начинаем  непосредственно писать сжатое  изложение, не менее 70 слов. Подбираю аудиозапись и текстовую запись.  Аудиозапись нахожу на сайтах (их великое множество).  Даю  прослушать  2 раза. Девятиклассники самостоятельно работают. Затем  идет анализ. Работы девятиклассники на проверку учителю не  сдают. Это  не урок контроля! Важно создать условия, при которых к  ученику приходит осознание необходимости усвоения правильности  написания изложения Недочеты , ошибки ученик должен видеть самостоятельно.  Самопроверка, самоконтроль­это то, что мы должны развивать в наших  учениках.  Раздаю учащимся текст изложения, критерии оценивания. Учащиеся  видят количество абзацев, называют микротемы , сравнивают со своей  работой, делают выводы. Также выясняем какие способы компрессии  текста использовали. Учащиеся попутно самостоятельно расставляют  баллы,  согласно критериям. Далее следует работа над орфографическими и пунктуационными  ошибками.    Надеюсь,что моя методика будет полезна моим молодым коллегам.

"Подготовка к написанию сжатого изложения 9 класс"

"Подготовка к написанию сжатого изложения 9 класс"

"Подготовка к написанию сжатого изложения 9 класс"

"Подготовка к написанию сжатого изложения 9 класс"

"Подготовка к написанию сжатого изложения 9 класс"

"Подготовка к написанию сжатого изложения 9 класс"

"Подготовка к написанию сжатого изложения 9 класс"

"Подготовка к написанию сжатого изложения 9 класс"

"Подготовка к написанию сжатого изложения 9 класс"

"Подготовка к написанию сжатого изложения 9 класс"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2018