Данный материал содержит три варианта по 26 заданий для подготовке к экзамену ОГЭ по физике. Данные варианты можно использовать на уроке физики, предпрофильной подготовке, внеурочного времени. Так же можно использовать для контроля при подготовке к экзамену или на домашнюю подготовку.
Вариант № 1
покоится на плоскости, наклонённой под углом
к горизонту.
1. Брусок массой
Коэффициент трения между бруском и плоскостью равен
. Установите соответ-
ствие между физическими величинами и формулами, по которым они определяются.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры в
ответе могут повторяться.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
А) модуль силы нормальной реакции
плоскости
Б) модуль силы трения
В) модуль силы тяжести
ФОРМУЛЫ
1)
2)
3)
4)
5)
2. Автомобиль начинает движение по прямой из состояния покоя с ускорением 0,2
м/с2. За какое время он приобретёт скорость 20 м/с?
1) 0,01 с
2) 4 с
3) 10 с
4) 100 с
3. Свинцовый шар падает с высоты 5 м на землю. Сопротивление воздуха пренебре-
жимо мало. Механическая энергия шара была
1) минимальной на высоте 5 м
2) минимальной на высоте 2,5 м
3) максимальной на высоте 0 м, непосредственно перед ударом о землю
4) одинаковой на всех высотах в течение процесса падения
Неподвижный блок (см. рисунок)
4.
1) даёт выигрыш и в силе, и в работе
2) даёт выигрыш только в силе
3) даёт выигрыш только в работе
4) не даёт выигрыша ни в силе, ни в работе
5. Сплошной шарик из парафина сначала поместили в сосуд с машинным маслом, а
затем — в сосуд с водой. При этом в сосуде с водой сила Архимеда, действующая на
шарик,
1) не изменилась, а объём погружённой в жидкость части шарика уменьшился
2) не изменилась, а объём погружённой в жидкость части шарика увеличился
3) увеличилась, а объём погружённой в жидкость части шарика уменьшился
4) уменьшилась, а объём погружённой в жидкость части шарика увеличился
Примечание:
В справочных таблицах источника задачи плотности парафина и машинного масла равны 900 кг/м3,
плотность воды — 1000 кг/м3.6. Печь, используемая для нагревания вещества, имеет три режима работы:
максимальной, средней и минимальной мощности. В этой печи начинают нагревать
180 граммов олова, находящегося в твёрдом состоянии. После начала нагревания
печь всё время остаётся включённой. На рисунке представлен график зависимости
изменения температуры t олова от времени τ.
Выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.
1) Испарение олова началось при температуре t3.
2) Работе печи с максимальной мощностью за первые 9 минут соответствует участок графикаCD.
3) Режиму минимальной мощности в течении первых 9 минут работы печи соответствует участок гра
фика BC.
4) Участок графика АВ соответствует жидкому состоянию олова.
5) Участок графика DF соответствует плавлению олова.
7. На коротком плече рычага укреплён груз массой 50 кг. Для того чтобы поднять
груз на высоту 4 см, к длинному плечу рычага приложили силу, равную 100 Н. При
этом точка приложения этой силы опустилась на 25 см. Определите КПД рычага.
1) 12,5%
2) 32%
3) 80%
4) 125%
8. Два одинаковых термометра поместили в футляры, сделанные из одинакового
материала и имеющие одинаковые размеры. Один из футляров снаружи был выкра-
шен белой краской, второй — чёрной краской. Оба футляра выставили под прямые
солнечные лучи. Термометр, находящийся в белом футляре, покажет
1) более высокую температуру, чем термометр в чёрном футляре
2) такую же температуру, как и термометр в чёрном футляре
3) более низкую температуру, чем термометр в чёрном футляре
4) температуру воздуха снаружи, а термометр, находящийся в чёрном футляре, покажет температуру
воздуха внутри футляра
9.
Конденсатор подключен к источнику тока последовательно с резистором R = 20 кОм
(см. рисунок). В момент времени t = 0 ключ замыкают. В этот момент конденсатор полностью разряжен. Ре
зультаты измерений силы тока в цепи, выполненных с точностью ±1 мкА, представлены в таблице
t, с
0
1
2
3
I,
мкА 300 110 40
15
4
5
5
2
6
1
Выберите два верных утверждения о процессах, наблюдаемых в опыте.
1) Ток через резистор в процессе наблюдения увеличивается.
2) Через 6 с после замыкания ключа конденсатор полностью зарядился.
3) ЭДС источника тока составляет 6 В.4) В момент времени t = 3 с напряжение на резисторе равно 0,6 В.
5) В момент времени t = 3 с напряжение на конденсаторе равно 5,7 В.
10. На рисунке представлен график зависимости температуры от полученного
количества теплоты для вещества массой 2 кг. Первоначально вещество находилось
в твёрдом состоянии. Определите удельную теплоту плавления вещества.
1) 25 кДж/кг
2) 50 кДж/кг
3) 64 кДж/кг
4) 128 кДж/кг
11.
К незаряженному электрометру поднесли положительно заряженную палочку. Какой
заряд приобретёт шар и стрелка электрометра?
1) Шар и стрелка будут заряжены отрицательно.
2) Шар и стрелка будут заряжены положительно.
3) На шаре будет избыточный положительный заряд, на стрелке — избыточный отрицательный заряд.
4) На шаре будет избыточный отрицательный заряд, на стрелке — избыточный положительный заряд.
12.
На рисунке изображена схема электрической цепи, состоящей из трёх
резисторов и двух ключей K1 и K2. К точкам А и В приложено постоянное напряжение. Минимальная сила
тока, текущего через участок цепи АВ, может быть получена
1) при замыкании только ключа K1
2) при замыкании только ключа K2
3) при замыкании обоих ключей одновременно
4) при обоих одновременно разомкнутых ключах
13. Постоянный магнит северным полюсом вносят в катушку, замкнутую на
гальванометр (см. рисунок).Если вносить магнит в катушку южным полюсом с той же скоростью, то показания гальванометра
будут примерно соответствовать рисунку
14.
За точечным источником света S на расстоянии l = 0,1 м от него поместили картон
ный круг диаметром d = 0,15 м. Какой диаметр имеет тень от этого круга на экране, находящемся на рас
стоянии L = 0,2 м за кругом? Плоскости круга и экрана параллельны друг другу и перпендикулярны линии,
проходящей через источник и центр круга.
1) 30 см
2) 40 см
3) 45 см
4) 60 см
15. На рисунке представлена электрическая схема, которая содержит источник
тока, проводник AB, ключ и реостат. Проводник AB помещён между полюсами посто-
янного магнита.
Используя рисунок, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.
1) Магнитные линии поля постоянного магнита в области расположения проводника AB направлены
вертикально вверх.
2) Электрический ток, протекающий в проводнике AB, создаёт однородное магнитное поле.
3) При замкнутом ключе электрический ток в проводнике имеет направление от точки A к точке B.
4) При замкнутом ключе проводник будет выталкиваться из области магнита вправо.
5) При перемещении ползунка реостата вправо сила Ампера, действующая на проводник AB,
уменьшится.
16. В электрической цепи, представленной на схеме, сила тока равна 4 А,
напряжение на первом проводнике 20 В. Вольтметр показывает напряжение 60 В.
Сопротивление второго проводника
1) 10 Ом
2) 15 Ом
3) 160 Ом
4) 320 Ом17. Радиоактивный препарат помещён в магнитное поле. В этом поле отклоняются
А. αлучи.
Б. βлучи.
Правильным ответом является
1) только А
2) только Б
3) и А, и Б
4) ни А, ни Б
18.
Цена деления и предел измерения динамометра (см. рисунок) равны соответственно
1) 1 Н, 4 Н
2) 4 Н, 1 Н
3) 0,5 Н, 4 Н
4) 0,5 Н, 5 Н
19. Используя две катушки, одна из которых подсоединена к источнику тока, а дру-
гая замкнута на амперметр, ученик изучал явление электромагнитной индукции. На
рисунке А представлена схема эксперимента, а на рисунке Б — показания ампер-
метра для момента замыкания цепи с катушкой 1 (рис. 1), для установившегося по-
стоянного тока, протекающего через катушку 1 (рис. 2), и для момента размыкания
цепи с катушкой 1 (рис. 3).
Из предложенного перечня выберите два утверждения, соответствующих экспериментальным
наблюдениям. Укажите их номера.
1) В катушке 1 электрический ток протекает только в момент замыкания и размыкания цепи.2) Направление индукционного тока зависит от скорости изменения магнитного потока, пронизывающе
го катушку 2.
3) При изменении магнитного поля, создаваемого катушкой 1, в катушке 2 возникает индукционный
ток.
4) Направление индукционного тока в катушке 2 зависит от того, увеличивается или уменьшается элек
трический ток в катушке 1.
5) Величина индукционного тока зависит от магнитных свойств среды.
20. Задание 20 № 368
Магнитные бури на Земле представляют собой
1) вспышки радиоактивности
2) потоки заряженных частиц
3) быстрые и непрерывные изменения облачности
4) быстрые и непрерывные изменения магнитного поля планет
Полярные сияния
В период активности на Солнце наблюдаются вспышки. Вспышка представляет собой нечто
подобное взрыву, в результате образуется направленный поток очень быстрых заряженных частиц
(электронов, протонов и др.). Потоки заряженных частиц, несущихся с огромной скоростью, изменяют
магнитное поле Земли, то есть приводят к появлению магнитных бурь на нашей планете.
Захваченные магнитным полем Земли заряженные частицы движутся вдоль магнитных силовых
линий и наиболее близко к поверхности Земли проникают в области магнитных полюсов Земли. В
результате столкновений заряженных частиц с молекулами воздуха возникает электромагнитное
излучение — полярное сияние.
Цвет полярного сияния определяется химическим составом атмосферы. На высотах от 300 до 500
км, где воздух разрежен, преобладает кислород. Цвет сияния здесь может быть зеленым или
красноватым. Ниже уже преобладает азот, дающий сияния ярко-красного и фиолетового цветов.
Наиболее убедительным доводом в пользу того, что мы правильно понимаем природу полярного
сияния, является его повторение в лаборатории. Такой эксперимент, получивший название «Араке»,
был проведен в 1985 году совместно российскими и французскими исследователями.
В качестве лабораторий были выбраны две точки на поверхности Земли, лежащие вдоль одной и
той же силовой линии магнитного поля. Этими точками служили в Южном полушарии французский
остров Кергелен в Индийском океане и в Северном полушарии поселок Согра в Архангельской области.
С острова Кергелен стартовала геофизическая ракета с небольшим ускорителем частиц, который на
определенной высоте создал поток электронов. Двигаясь вдоль магнитной силовой линии, эти
электроны проникли в Северное полушарие и вызвали искусственное полярное сияние над Согрой.
21. Цвет полярного сияния, возникающего на высоте 100 км, определяется
преимущественно излучением
1) азота
2) кислорода
3) водорода
4) гелий
22. На рисунке приведена сравнительная таблица данных для планет земной
группы. На какой(-их) планете(-ах) можно наблюдать полярные сияния той же
природы, что и на Земле? Ответ поясните.
23. (По материалам Камзеевой Е. Е.) Используя каретку (брусок) с крючком,
динамометр, один груз, направляющую рейку, соберите экспериментальную уста-
новку для определения коэффициента трения скольжения между кареткой и по-
верхностью рейки.
В ответе:1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчёта коэффициента трения скольжения;
3) укажите результаты измерения веса каретки с грузом и силы трения скольжения при движении ка
ретки по поверхности рейки;
4) запишите численное значение коэффициента трения скольжения.
Характеристика оборудования
При выполнении задания используется комплект оборудования в составе:
∙ каретка массой (100 ± 2) г;
∙ 1 груз массой (100 ± 2) г;
∙ динамометр школьный с пределом измерения 4 Н (C = 0,1 Н);
∙ направляющая рейка.
24.
Незаряженный проводящий легкий шарик висит на шелковой нити между
заряженным кондуктором электрофорной машины и незаряженной проводящей пластиной. Что
произойдет, если к шарику приблизить кондуктор электрофорной машины? Ответ поясните.
25. Электровоз, потребляющий ток 1,6 кА, развивает при скорости 12 м/с силу тяги
340 кН. КПД двигателя электровоза равен 85 %. Под каким напряжением работает
двигатель электровоза?
26. Электрический кипятильник со спиралью сопротивлением 150 Ом поместили в
сосуд, содержащий 400 г воды, и включили в сеть с напряжением 220 В. За какое
время вода в сосуде нагреется на 57,6 °С? Теплообменом с окружающей средой
пренебречь.
1. Вдоль горизонтальной дороги движутся автомашина, велосипедист и пешеход
(см. рисунок). Направление оси Ox указано на рисунке.
Вариант № 2
Установите соответствие между скоростями движения тел и графиками зависимости проекции
скорости их движения на ось Ох от времени: к каждому элементу первого столбца подберите
соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими
буквами. Цифры в ответе могут повторяться.
СКОРОСТИ ДВИЖЕ-
НИЯ ТЕЛ
ГРАФИКИ ЗАВИСИМОСТЕЙ ПРОЕКЦИИ
СКОРОСТИ ОТ ВРЕМЕНИ
А) автомашины
Б) велосипедиста
В) пешехода
1)
2)4)
3)
5)
2. Расстояние между центрами двух однородных шаров уменьшили в 2 раза. Сила
тяготения между ними
1) увеличилась в 4 раза
2) уменьшилась в 4 раза
3) увеличилась в 2 раза
4) уменьшилась в 2 раза
3. Снаряд массой m вылетает из ствола орудия со скоростью v и на некоторой высо-
те h разрывается на осколки. Сопротивление воздуха пренебрежимо мало. Полная
механическая энергия снаряда до разрыва равна
1)
2)
3)
4)
4.
На рисунке представлен график гармонических колебаний
маятника. Амплитуда и период колебаний маятника равны соответственно
1) 6 см и 10 с
2) 6 см и 20 с
3) 12 см и 10 с
4) 12 см и 20 с
5.
В двух коленах Uобразной трубки, имеющих одинаковые сечения и высоту, находится ртуть. В левое
колено трубки поверх ртути налили воду (плотность воды ρв), как показано на рисунке. Высота столбаводы равна h. Обозначим давления в точках A, B, C и D через pA, pB, pC и pD. Тогда для давления pA справед
ливо утверждение
1) pA = pB
2) pA = pC
3) pA = pD − ρвgh
4) pA = pD − pB
6. Две одинаковые металлические гильзы висят на непроводящих нитях на малом
расстоянии друг от друга. Одна гильза заряжена отрицательно, другая — не
заряжена. Выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите
их номера.
1) Две металлические гильзы, одна из которых заряжена, всегда притягиваются.
2) Если, не касаясь гильз руками, привести их в соприкосновение, то обе гильзы будут заряжены
разноимённым зарядом и начнут притягиваться сильнее.
3) Если, не касаясь гильз руками, привести их в соприкосновение, то они будут иметь одинаковые
заряды.
4) Если прикоснуться к заряженной гильзе рукой, то её заряд немного увеличится.
5) Для того чтобы между гильзами возникло электрическое поле, необходимо, чтобы заряды гильз были
разноимёнными.
7. Работа силы тяги автомобиля, прошедшего равномерно 4 км пути, составила 8
МДж. Определите силу трения.
1) 32 000 Н
2) 2 000 Н
3) 200 Н
4) 32 Н
8. После того как пар, имеющий температуру 120 °С, впустили в воду при
комнатной температуре, внутренняя энергия
1) и пара, и воды уменьшилась
2) и пара, и воды увеличилась
3) пара уменьшилась, а воды увеличилась
4) пара увеличилась, а воды уменьшилась
9. На графике представлены результаты измерения длины пружины l при различ-
ных значениях массы m подвешенных к пружине грузов. Погрешность измерения
массы Δm = ±0,01 кг, длины Δl = ±0,01 м.
Выберите два утверждения, соответствующие результатам этих измерений.
1) Коэффициент упругости пружины равен 60 Н/м.
2) Коэффициент упругости пружины равен 120 Н/м.
3) При подвешенном к пружине груза массой 300 г её удлинение составит 5 см.
4) С увеличением массы длина пружины не изменяется.
5) При подвешенном к пружине грузе массой 350 г её удлинение составит 15 см.
10. В стакан массой 100 г, долго стоявший на столе в комнате, налили 200 г воды
при комнатной температуре +20 °С и опустили в неё кипятильник мощностью 300
Вт. Через 4 минуты работы кипятильника вода в стакане закипела. Пренебрегая по-
терями теплоты в окружающую среду, найдите удельную теплоёмкость материала
стакана.
1) 15 000 Дж/(кг ∙ °С)
2) 8150 Дж/(кг ∙ °С)
3) 600 Дж/(кг ∙ °С)4) –8150 Дж/(кг ∙ °С)
11.
К двум заряженным шарикам, подвешенным на изолирующих нитях, подносят
положительно заряженный шар на изолирующей ручке. В результате положение шариков изменяется так,
как показано на рисунке (пунктирными линиями указано первоначальное положение). Это означает, что
1) оба шарика заряжены отрицательно
2) оба шарика заряжены положительно
3) первый шарик заряжен положительно, а второй — отрицательно
4) первый шарик заряжен отрицательно, а второй — положительно
12.
На рисунке приведена столбчатая диаграмма. На ней представлены значения силы тока в двух провод
никах (1) и (2) одинакового сопротивления. Сравните значения работы токаА1 и А2 в этих проводниках за
одно и то же время.
1) А1 = А2
2) А1 = 3А2
3) 9А1 = А2
4) 3А1 = А2
13. В катушке, соединенной с гальванометром, перемещают магнит. Направление
индукционного тока зависит
А. от того, вносят магнит в катушку или его выносят из катушки
Б. от скорости перемещения магнита
Правильным ответом является
1) только А
2) только Б
3) и А, и Б
4) ни А, ни Б
14. На рисунке изображены три предмета: А, Б и В. Изображение какого(-их)
предмета(-ов) в тонкой собирающей линзе, фокусное расстояние которой F, будет
уменьшенным, перевёрнутым и действительным?
1) только А
2) только Б
3) только В
4) всех трёх предметов15. Человек переводит взгляд со страницы книги на облака за окном. Как при этом
меняются фокусное расстояние и оптическая сила хрусталика глаза человека?
Установите соответствие между физическими величинами и их возможными изменениями.
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличивается
2) уменьшается
3) не изменяется
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины.
Цифры в ответе могут повторяться.
Фокусное
расстояние
Оптическая сила
16.
На рисунке показана электрическая схема, состоящая из источника постоянного на
пряжения U, трёх резисторов, имеющих сопротивления R1 = 1 Ом, R2 = 2 Ом, R3 = 2 Ом, амперметра и
ключа К. Сначала ключ был разомкнут, амперметр показывал силу тока I1. После замыкания ключа сила
тока I2, текущего через амперметр, стала равна
1) I2 = 0,5I1 2) I2 = 1,5I1 3) I2 = 2I1 4) I2 = 2,5I1
17. В результате радиоактивного распада ядро висмута
топ таллия
. Какая частица при этом вылетает из ядра висмута?
превращается в изо-
1) нейтрон
2) альфачастица
3) электрон
4) позитрон
18.
Необходимо экспериментально установить, зависит ли частота колебаний
пружинного маятника от массы груза. Какую из указанных пар маятников можно использовать для этой
цели?
1) Б и В 2) А и Б 3) А и В 4) Б и Г
19.
В два цилиндрических сосуда налили равное количество воды, находящейся при
комнатной температуре (см. рисунок). В результате наблюдений было отмечено, что вода во втором сосуде
испарилась быстрее.Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам
проведённых экспериментальных наблюдений. Укажите их номера.
1) Процесс испарения воды происходит при комнатной температуре.
2) Скорость испарения жидкости увеличивается с увеличением её температуры.
3) Скорость испарения жидкости зависит от площади её поверхности.
4) Скорость испарения жидкости зависит от рода жидкости.
5) При наличии ветра испарение воды происходит быстрее.
20. Вулканы
Известно, что по мере спуска в недра Земли температура
постепенно повышается. Это обстоятельство и сам факт извержения вулканами
жидкой лавы невольно наталкивали на мысль, что на определенных глубинах веще-
ство земного шара находится в расплавленном состоянии. Однако на самом деле
всё не так просто. Одновременно с повышением температуры растёт давление в
земных глубинах. А ведь чем больше давление, тем выше температура плавления
(см. рисунок).
Согласно современным представлениям большая часть земных недр сохраняет твёрдое состояние. Од
нако вещество астеносферы (оболочка Земли от 100 км до 300 км в глубину) находится в почти расплав
ленном состоянии. Так называют твёрдое состояние, которое легко переходит в жидкое (расплавленное)
при небольшом повышении температуры (процесс 1) или понижении давления (процесс 2).
Источником первичных расплавов магмы является астеносфера. Если в какомто районе снижается
давление (например, при смещении участков литосферы), то твёрдое вещество астеносферы тотчас
превращается в жидкий
расплав, т.е. в магму.
Но какие физические причины приводят в действие механизм извержения вулкана?
В магме наряду с парами воды содержатся различные газы (углекислый газ, хлористый и фтористый
водород, оксиды серы, метан и другие). Концентрация растворённых газов соответствует внешнему
давлению. В физике известен закон Генри: концентрация газа, растворённого в жидкости, пропорциональна
его давлению над жидкостью. Теперь представим, что давление на глубине уменьшилось. Газы,
растворённые в магме, переходят в газообразное состояние. Магма увеличивается в объеме, вспенивается и
начинает подниматься вверх. По мере подъёма магмы давление падает ещё больше, поэтому процесс выде
ления газов усиливается, что, в свою очередь, приводит к ускорению подъёма.
В каких агрегатных состояниях находится вещество астеносферы в областях I и II на диаграмме (см.
рисунок)?
1) I — в жидком, II — в твердом
2) I — в твердом, II — в жидком
3) I — в жидком, II — в жидком
4) I — в твердом, II — в твердом
Вулканы
Известно, что по мере спуска в недра Земли температура постепенно повышается. Это
обстоятельство и сам факт извержения вулканами жидкой лавы невольно наталкивали на мысль, что
на определенных глубинах вещество земного шара находится в расплавленном состоянии. Однако на
самом деле все не так просто. Одновременно с повышением температуры растет давление в земных
глубинах. А ведь чем больше давление, тем выше температура плавления (см. рисунок).
Согласно современным представлениям большая часть земных недр сохраняет твердое состояние.
Однако вещество астеносферы (оболочка Земли от 100 км до 300 км в глубину) находится в почтирасплавленном состоянии. Так называют твердое состояние, которое легко переходит в жидкое
(расплавленное) при небольшом повышении температуры (процесс 1) или понижении давления
(процесс 2).
Источником первичных расплавов магмы является астеносфера. Если в каком-то районе снижается
давление (например, при смещении участков литосферы), то твердое вещество астеносферы тотчас
превращается в жидкий расплав, то есть в магму.
Но какие физические причины приводят в действие механизм извержения вулкана?
В магме наряду с парами воды содержатся различные газы (углекислый газ, хлористый и
фтористый водород, оксиды серы, метан и другие). Концентрация растворенных газов соответствует
внешнему давлению. В физике известен закон Генри: концентрация газа, растворенного в жидкости,
пропорциональна его давлению над жидкостью. Теперь представим, что давление на глубине
уменьшилось. Газы, растворенные в магме, переходят в газообразное состояние. Магма увеличивается
в объеме, вспенивается и начинает подниматься вверх. По мере подъема магмы давление падает еще
больше, поэтому процесс выделения газов усиливается, что, в свою очередь, приводит к ускорению
подъема.
21. Какая сила заставляет расплавленную вспенившуюся магму подниматься вверх?
1) сила тяжести
2) сила упругости
3) сила Архимеда
4) сила трения
22. При работе в условиях повышенного давления (например, при работе
аквалангиста на глубине) ткани человека поглощают дополнительное количество
азота. Быстро или медленно должны подниматься аквалангисты с глубины на
поверхность воды? Ответ поясните
23. Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, ключ, соединительные провода,
резисторы, обозначенные R1, и R2, соберите экспериментальную установку для
проверки правила для электрического напряжения при последовательном
соединении двух проводников.
В ответе:
1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;
2) измерьте электрическое напряжение на концах каждого из резисторов и общее напряжение на контактах
двух резисторов при их последовательном соединении;
3) сравните общее напряжение на двух резисторах с суммой напряжений на каждом из резисторов,
учитывая, что погрешность прямых измерений с помощью лабораторного вольтметра составляет 0,2 В.
Сделайте вывод.
24. Под колоколом воздушного насоса находится колба, наполовину наполненная
водой и плотно закрытая пробкой. Что произойдет с пробкой при откачивании воз-
духа из-под колокола? Ответ поясните.
25. Шары массами 6 и 4 кг, движущиеся навстречу друг другу со скоростью 2 м/с
каждый относительно Земли, соударяются, после чего движутся вместе.
Определите, какое количество теплоты выделится в результате соударения.
26. Три резистора имеют одинаковые сопротивления. Минимальное сопротивление
участка цепи, который включает все эти три резистора, Rmin = 4 Ом. Какое количе-
ство теплоты выделится в одном таком резисторе за 10 минут при протекании через
него тока силой 3 А? Сопротивлением источника и соединительных проводов можно
пренебречь.
1. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по кото-
рым эти величины определяются.
Вариант № 3
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
ФОРМУЛЫ
А) работа тока
1)Б) сила тока
B) мощность тока
2)
3)
4)
2. На рисунке 1 приведен график зависимости скорости движения тела от времени.
Укажите соответствующий ему график зависимости пути от времени (рис. 2).
5)
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
3. Тело движется равномерно и прямолинейно, при этом модуль импульса тела
равен 1 кг·м/c. На тело в направлении его движения начинает действовать постоян-
ная сила, модуль которой равен 2 Н. Через 5 секунд действия этой силы модуль им-
пульса тела будет равен
1) 1 кг∙м/c
2) 5 кг∙м/c
3) 10 кг∙м/c
4) 11 кг∙м/c
4.
времени на некоторой планете. Ускорение свободного падения на этой планете равно
На рисунке представлен график зависимости высоты свободно падающего тела от
1) 1 м/с2
2) 2 м/с2
3) 3 м/с2
4) 9 м/с2
5. На рисунке представлены четыре мензурки с разными жидкостями равной массы.
В какой из мензурок находится жидкость с наибольшей плотностью?1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
6. В справочнике физических свойств различных материалов представлена следую-
щая таблица:
Используя данные таблицы, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их
номера.
1) При равных размерах проводник из алюминия будет иметь меньшую массу по сравнению с проводником
из меди.
2) Проводники из константана и никелина при одинаковых размерах будут иметь одинаковые
электрические сопротивления.
3) При равных размерах проводник из серебра будет иметь наименьшую массу (среди веществ, указанных в
таблице).
4) При замене спирали электроплитки с нихромовой на константановую такого же размера электрическое
сопротивление спирали уменьшится.
5) При равной длине проводник из железа с площадью поперечного сечения 4 мм2 будет иметь такое же
электрическое сопротивление, что и проводник из никелина с площадью поперечного сечения 1 мм2.
7. Мальчик стоит на напольных весах в лифте. Лифт начинает движение вверх с
ускорением 1 м/с2. Что покажут весы в этот момент времени, если в покоящемся
лифте они показывали 40 кг?
1) 44 кг 2) 41 кг 3) 39 кг 4) 36 кг
8. Алюминиевую и стальную ложки одинаковой массы, находящиеся при комнатной
температуре, опустили в большой бак с кипятком. После установления теплового
равновесия количество теплоты, полученное стальной ложкой от воды,
1) меньше количества теплоты, полученного алюминиевой ложкой
2) больше количества теплоты, полученного алюминиевой ложкой
3) равно количеству теплоты, полученному алюминиевой ложкой
4) может быть как больше, так и меньше количества теплоты, полученного алюминиевой ложкой
9.
На рисунке приведены графики зависимости координаты от времени для двух
тел: А и В, движущихся по прямой, вдоль которой и направлена ось Ох. Выберите два верных утверждения
о характере движения тел.
1) Тело А движется с ускорением 3 м/с2.
2) Тело А движется с постоянной скоростью, равной 2,5 м/с.
3) В течение первых пяти секунд тела двигались в одном направлении.
4) Вторично тела А и В встретились в момент времени, равный 9 с.5) В момент времени t = 5 с тело В достигло максимальной скорости движения.
10.
На рисунке представлен график зависимости температуры от времени для
процесса нагревания слитка свинца массой 1 кг. Какое количество теплоты получил свинец за 10 мин
нагревания? Примечание. Удельную теплоёмкость свинца считать равной
1) 26 кДж
2) 29,51 кДж
3) 39 кДж
4) 42,51 кДж
11. К отрицательно заряженному электроскопу поднесли, не касаясь его, палочку
из диэлектрика. При этом листочки электроскопа разошлись на значительно
больший угол. Палочка может быть
1) заряжена только отрицательно
2) заряжена только положительно
3) заряжена и положительно, и отрицательно
4) не заряжена
12. Имеется три резистора, изготовленных из различных материалов и имеющих
различные размеры (см. рисунок).
Наименьшее электрическое сопротивление при комнатной температуре имеет(ют) резистор(ы)
1) 1
2) 2
3) 3
4) 1 и 2
13.
На рисунке изображён проводник с током,помещённый в магнитное поле. Стрелка указы
вает направление тока в проводнике. Вектор магнитной индукции направлен перпендикулярно плоскости
рисунка от нас. Как направлена сила, действующая на проводник с током?
1) вправо →
2) влево ←
3) вниз ↓
4) вверх ↑
14. На каком из приведённых ниже рисунков правильно построено изображение
предмета в плоском зеркале?1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
15. На рисунке изображена шкала электромагнитных волн.
Используя шкалу, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.
1) Электромагнитные волны частотой 3 ∙ 103 ГГц принадлежат только радиоизлучению.
2) Электромагнитные волны частотой 5 ∙ 104 ГГц принадлежат инфракрасному излучению.
3) Ультрафиолетовые лучи имеют большую длину волны по сравнению с инфракрасными лучами.
4) Электромагнитные волны длиной волны 1 м принадлежат радиоизлучению.
5) В вакууме рентгеновские лучи имеют большую скорость распространения по сравнению с видимым
светом.
16. В сеть с напряжением 120 В последовательно с лампой включён реостат.
Напряжение на реостате 75 В. Каково сопротивление лампы, если сила тока в цепи
равна 12 А?
1) 6,25 Ом
2) 10 Ом
3) 3,75 Ом
4) 13,75 Ом
17. Согласно планетарной модели атома, предложенной Э. Резерфордом, атом со-
стоит из
1) небольшого положительно заряженного ядра, в котором сосредоточена почти вся масса атома и во
круг которого движутся электроны
2) небольшого отрицательно заряженного ядра, состоящего из электронов, вокруг которого движутся
положительно заряженные частицы
3) большого отрицательно заряженного ядра, в котором, как изюмины в пудинге, находятся положи
тельно заряженные частицы
4) большого положительно заряженного ядра, в котором сосредоточена почти вся масса атома и в
котором, как изюмины в пудинге, находятся электроны
18. Ученик провёл опыты по изучению силы трения скольжения, равномерно пере-
мещая брусок с грузами по горизонтальным поверхностям с помощью динамометра
(см. рисунок).Результаты измерений массы бруска с грузами m, площади соприкосновения бруска и поверхности S и
приложенной силы F он представил в таблице.
№ опыта
Поверхность m, г S, см2 F, Н
1
2
3
Деревянная
рейка
Пластиковая
рейка
Деревянная
рейка
200 30
0,8
200 30
0,4
100 20
0,4
На основании выполненных измерений можно утверждать, что сила трения скольжения
1) не зависит от площади соприкосновения бруска и поверхности
2) увеличивается с увеличением площади соприкасаемых поверхностей
3) увеличивается с увеличением массы бруска
4) зависит от рода соприкасающихся поверхностей
19. Учитель на уроке провёл опыт по изучению движения тела по наклонной
плоскости: шарик скатывался по наклонной плоскости из состояния покоя, причём
фиксировались начальное положение шарика и его положения через каждую
секунду после начала движения (см. рисунок).
Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам
проведённых экспериментальных наблюдений. Укажите их номера.
1) Характер движения шарика зависит от силы трения.
2) Путь, пройденный шариком за 3 с в первом опыте, больше пути, пройденном за 3 с во втором опыте.
3) При увеличении угла наклона плоскости средняя скорость движения шарика увеличивается.
4) Характер движения шарика не зависит от его массы.
5) Движение шарика в обоих опытах является неравномерным.
20. Магнитные бури на Земле представляют собой
1) вспышки радиоактивности
2) потоки заряженных частиц
3) быстрые и непрерывные изменения облачности
4) быстрые и непрерывные изменения магнитного поля планет
Полярные сияния
В период активности на Солнце наблюдаются вспышки. Вспышка представляет собой нечто
подобное взрыву, в результате образуется направленный поток очень быстрых заряженных частиц
(электронов, протонов и др.). Потоки заряженных частиц, несущихся с огромной скоростью, изменяют
магнитное поле Земли, то есть приводят к появлению магнитных бурь на нашей планете.
Захваченные магнитным полем Земли заряженные частицы движутся вдоль магнитных силовых
линий и наиболее близко к поверхности Земли проникают в области магнитных полюсов Земли. В
результате столкновений заряженных частиц с молекулами воздуха возникает электромагнитное
излучение — полярное сияние.
Цвет полярного сияния определяется химическим составом атмосферы. На высотах от 300 до 500
км, где воздух разрежен, преобладает кислород. Цвет сияния здесь может быть зеленым или
красноватым. Ниже уже преобладает азот, дающий сияния ярко-красного и фиолетового цветов.
Наиболее убедительным доводом в пользу того, что мы правильно понимаем природу полярного
сияния, является его повторение в лаборатории. Такой эксперимент, получивший название «Араке»,
был проведен в 1985 году совместно российскими и французскими исследователями.В качестве лабораторий были выбраны две точки на поверхности Земли, лежащие вдоль одной и
той же силовой линии магнитного поля. Этими точками служили в Южном полушарии французский
остров Кергелен в Индийском океане и в Северном полушарии поселок Согра в Архангельской области.
С острова Кергелен стартовала геофизическая ракета с небольшим ускорителем частиц, который на
определенной высоте создал поток электронов. Двигаясь вдоль магнитной силовой линии, эти
электроны проникли в Северное полушарие и вызвали искусственное полярное сияние над Согрой.
21. Цвет полярного сияния, возникающего на высоте 100 км, определяется
преимущественно излучением
1) азота
2) кислорода
3) водорода
4) гелия
23. (По материалам Камзеевой Е. Е.)Используя собирающую линзу, экран, линейку и
лампу в качестве источника света, соберите экспериментальную установку для
определения оптической силы линзы. В ответе:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчёта оптической силы линзы;
3) укажите результаты измерения фокусного расстояния линзы;
4) запишите численное значение оптической силы линзы.
Характеристика оборудования
При выполнении задания используется комплект оборудования в составе:
∙ собирающая линза
∙ линейка длиной 200–300 мм с миллиметровыми делениями
∙ экран
∙ рабочее поле
∙ источник питания постоянного тока 4,5 В
∙ соединительные провода
∙ ключ
∙ лампа на подставке
24. Один из двух одинаковых сплошных деревянных брусков плавает в воде, другой
— в керосине. Сравните выталкивающие силы, действующие на бруски. Ответ
поясните.
25.
Сплошной кубик плотностью 900 кг/м3 плавает на границе раздела воды и
керосина, погружаясь в воду на 4 см (см. рисунок). Слой керосина располагается выше, чем верхняя по
верхность кубика. Определите длину рёбра кубика.
26. В электрической печи нагревается некоторое твёрдое вещество с удельной
теплоёмкостью 250 Дж/(кг·°С) и удельной теплотой плавления 87 кДж/кг. Нагрева-
ние этого вещества на 10 °С (в твёрдом состоянии) занимает 50 секунд. Сколько
времени понадобится для полного расплавления этого вещества? Мощность печи
остаётся постоянной.