Подготовка к ВОШ 9 класс теория
Оценка 4.8

Подготовка к ВОШ 9 класс теория

Оценка 4.8
Занимательные материалы +2
doc
география
9 кл
06.11.2019
Подготовка к  ВОШ 9 класс теория
Представленные материалы могут быть использованы при подготовке учащихся к различным этапам Всероссийской олимпиады школьников , межвузовским олимпиадам, и различным конкурсам и состязаниям по географии в том числе и проходящим в интернете. Материалы могут помочь начинающим учителям географии и педагогам со стажем.
Подготовка к ВОШ 9 класс теория.doc
9 класс Задание 1 Ниже   приведена   карта   солёности   поверхностных   вод   Мирового   океана   в   летние месяцы. Блок А. Заполните таблицу в листе ответов: определите причины различий в данном показателе между указанными в таблице точками. Блок Б.  Если мы возьмём в каждой точке пробы океанической воды, то значения температуры замерзания воды в пробах будет отличаться. В какой точке вода замёрзнет при самом низком значении температуры? Почему? Блок   В.  Известно,   что   солёность   измеряется   в   промилле.   Каким   образом   можно связать эту единицу измерения с массой растворенных в воде солей?  Содержание  какого химического элемента в морской воде максимально? Блок Г. Какова средняя солёность вод Мирового океана? 1) 26‰ 2) 31‰ 3) 35‰ 4) 38‰ 1 Задание 2 Известно,   что   многие   фирменные   поезда   в   России   имеют   собственные   название (например, «Две столицы» — поезд Москва — Санкт­Петербург). Зачастую названия таких поездов несут в себе географический смысл, связанный с одним из пунктов их назначения. Ниже представлены:  карта1, на которой отмечены 10 точек — городов России, в каждый из которых регулярно отправляется прямой фирменный поезд из Москвы;  названия 10 фирменных поездов. Фирменные   поезда:  «Лотос»,   «Арктика»,   «Жигули»,   «Кузбасс»,   «Малахит», «Поморье», «Шексна», «Эльбрус», «Южный Урал», «Янтарь». Блок А. Заполните таблицу «Фирменные поезда России» в листе ответов, сопоставив название   фирменного   поезда   и   его   маршрут.   Дайте   краткое   объяснение   географического смысла, заложенного в названии каждого поезда. Блок Б. Представьте, что вы желаете совершить туристическую поездку из Москвы в один   из   указанных   на   карте   городов.   О   достопримечательностях   и   туристических возможностях   каких   городов   и   их   регионов   идёт   речь   в   описаниях,   приведённых   ниже 1  В   границы   географического   изображения   не   входит   полуостров   Крым,   являющийся   территорией Российской Федерацией (но не имеющий отношения к данному заданию) 2 (полужирным шрифтом выделены объекты, термины и имена, которые необходимо указать в ответах). Б­1. В сотне километров к северу от города металлургов, куда доставит вас поезд, — один из древнейших городов Руси на берегу одноименного озера. Б­2.  На  территории   субъекта,   центром  которого  является  этот  город,  расположен крупный  горнолыжный   курорт,   рядом   с   которым   добывают  сырье   необходимое   для производства минеральных удобрений. Б­3. В окрестностях этого города — знаменитый музей деревянного зодчества Малые Карелы и село — родина основателя первого в России университета. Б­4. Во дворе кафедрального  собора этого  города  находится могила  знаменитого немецкого философа, а ещё здесь можно прокатиться на узкоколейном трамвае. Б­5. В центре этого  города  можно увидеть завод­музей горнозаводской техники под открытым небом — наследие династии Демидовых. Б­6.   Поезд   едет   в   центр  субъекта,   где   в   России   расположен   один   из   самых высокогорных заповедников страны (самая низшая его точка — 1 800 м). Б­7. В этом  городе  можно посмотреть один из древнейших в России белокаменных кремлей, а в расположенном рядом заповеднике встретить такую редкую для нашей страны птицу как пеликан. Б­8. Город, в который следует из Москвы поезд — центр многонациональной области, где можно познакомиться с культурой шорцев и телеутов. Б­9.  Этот   город  стоит   на   самой   большой   излучине   (в   честь   которой   назван одноименный  национальный   парк)   реки,   пересекающей   15   субъектов   Российской Федерации. Б­10.   Конечная   остановка   поезда —  центр   субъекта,   где   зародилось   знаменитое чугунное литье (назвать город — родину литья) и расположен древний город Аркаим. Задание 3 Ниже   представлены   определения   физико­географических   терминов   и   понятий. Определите о каких объектах, процессах или явлениях идёт речь в данных определениях и ответьте на дополнительные вопросы. Блок А. ____ — складка слоёв горных пород, обращённая выпуклостью вверх с более древними отложениями в центральной части. 3 А­1. Назовите этот термин. А­2. Как называется складка слоёв, обращённых выпуклостью вниз? Блок Б. ____ — отложения постоянных водотоков (рек, ручьёв), слагающие поймы и террасы речных долин. Б­1. Назовите тип отложений. Б­2. Различают три вида данного типа отложений: русловой, пойменный и старичный. Выберите числовые индексы на схеме, обозначающие каждый из трех типов? Блок В.  ____ — круглая или овальная впадина (диаметром до 20 км) на вершине вулкана с крутыми или ступенчатыми склонами. Различают два типа _____: обрушивания и взрыва. В­1. Назовите эту форму рельефа (элемент строения вулкана). В­2. Назовите отличия в происхождении двух типов этих форм рельефа. Блок   Г.  ____ —   тип   рельефа,   формирующийся   благодаря   явлениям   и   процессам растворения горных пород природными водами. Г­1. Назовите этот тип рельефа. Г­2. Назовите три любых формы рельефа, входящие в этот тип. Блок Д.  ____ —  механическое  разрушение  берегов  океанов,  морей,  озёр,  крупных водохранилищ в результате деятельности волн и прибоя. Д­1. Назовите этот процесс. Д­2. Какой элемент такого "разрушенного" берега называют клифом? Блок Е. ____ — высотный уровень, выше которого накопление твёрдых атмосферных осадков  преобладает  над их таянием; определяет возможность существования  ледников  в горах. Е­1. Назовите этот высотный уровень. Е­2. От каких факторов зависит абсолютная высота этого показателя в разных районах планеты? Е­3. В каком из массивов (вершин) абсолютная высота этого показателя меньше всего:  1) Центральные Анды, 2) Тибетское нагорье, 3) вулкан Килиманджаро. 4 Блок Ж. ____ — величина, характеризующая максимально возможное испарение при допущении неограниченного запаса влаги.  Ж­1. Назовите эту величину. Ж­2. В каком городе эта величина численно будет близка с показателем испарения (выраженном в мм слоя исправившейся воды): 1) Астрахань 2) Барнаул Блок З. ____ — показатель, характеризующий отражающую способность какой­либо 3) Оренбург 4) Москва поверхности, измеряющийся в процентах отражённого света. З­1. Назовите этот показатель. З­2. Выберите тип поверхности с минимальной величиной данного показателя: 1) свежевыпавший снег 2) фирн Блок И. ____ — объём воды, протекающий через поперечное сечение русла водотока 3) густой травяной покров 4) влажный чернозём в единицу времени. И­1. Назовите показатель и единицы его измерения. И­2. Если данный показатель одинаков в некоторый момент времени в двух точках на двух реках уровень воды будет выше: 1) на реке, русло которого окружено злаковым лугом; 2)   на   реке   с   густотой   древесно­кустарниковой   прибрежной   растительности   (в т. ч. частично погруженной в водный поток). И­3. Как называется прогнозируемая ежегодно повторяющаяся фаза водного режима реки,   характеризующаяся   резким   увеличением   расходов   воды   на   определённое   время (зависящее от природных условий)? Блок   К.  ____ —   влажные   многоярусные   тропические   леса   Южной   Америки, расположенные   по   большей   части   в   бассейне   Амазонки.   Отличаются   обилием   лиан.   В Бразилии такие леса соответствуют зоне сельвы. К­1. Назовите термин К­2.Какие растения можно встретить в этих лесах? 1) какао 2) гевея 3) кофейное дерево 4) вельвичия 5) виктория регия 6) масличная пальма 5 Задание 4 В таблице  1 приведены  отдельные сведения  о 9 субъектах Российской  Федерации, каждый   из   которых   относится   к   одному   из   9   федеральных   округов   страны   (округа   не повторяются). Проанализировав таблицу, ответьте на вопросы. Блок А. Определите субъекты 1–9. Блок Б. В графе этнический состав пропущены некоторые народы. Б­1. Определите народы 1–3. Б­2. В связи с какими изменениями политико­административной карты РФ народ 3 составляет значительную долю населения субъекта 6? Б­3.   Какой   коренной   малочисленный   народ,   составляющий   всего   0,2%   от   общей численности населения, проживает в регионе 3 (большая часть этого народа проживает за рубежом)? Блок В.  Объясните причины лидерства (в данном списке регионов) субъекта 4 по динамике численности население и отрицательные значения этого показателя в субъекте 3. Блок   Г.  Среди   всех   субъектов   списка   субъект 1   выделяется   долей сельскохозяйственной продукции в структуре ВРП. Г­1. Назовите основные направления сельского хозяйства развитые в этом субъекте. Г­2. Почему в данном субъекте наблюдается столь низкая доля урбанизации? Блок Д. Назовите: Д­1.   В   субъекте 2:   две   крупнейших   гидроэлектростанции   и   объект   военного назначения, строящийся неподалёку от аналогичного упразднённого объекта. Д­2. В субъекте 3: центр производства никеля и меди. Д­3.   В   субъекте 8:   три   крупнейших   города   агломерации,   известной   своими бальнеологическими курортами. Блок Е. В субъекте 5 до недавнего времени частично располагался угольный бассейн, название которого было связано с регионом­соседом. В чем причина реструктуризации этого бассейна в 90­е гг. XX в.? Субъект федерации Этнический состав (%, перепись 2010) Структура ВРП  (%, 2012) Отдельные виды выпускаемой продукции Таблица 1 6 г у л с у   а р е ф с о в т с й я з о х   е о к с ь л е с ь т с о н н е л ш ы м о р п 3 1 0 2   , . л е ч   . с ы т (     я и н е л е с а н ь т с о н н е л с и Ч ) . г %   , н а ж о р о г   я л о Д   я и н е л е с а н   т с о р и р П ) 3 1 0 2   , % ( Субъект 1 210 29 0,6 Субъект 2 817 67 ­0,7 Субъект 3 780 93 ­1,2 Субъект 4 5 330 53 1,4 Субъект 5 3 485 82 0,1 Субъект 6 2 635 75 0,1 Субъект 7 385 94 нет данных Субъект 8 2 791 58 0,1 Русские (56,6) народ «1» (33,9)  казахи (6,2) кумандинцы (0,5) русские (94,3)  украинцы (2,0) русские (89,0)  украинцы (4,8)  белорусы (1,7)  татары (0,8) русские (88,3) армяне (5,5)  украинцы (1,6) татары (0,5) греки (0,4) русские (83,8) народ «2» (5,4)  башкиры (4,8)  украинцы (1,5)  казахи (1,0) русские (87,1) татары (4,6) народ «3» (3,2)  башкиры (1,3)  удмурты (0,8) русские (71,6)  украинцы (22,4) русские (80,9) армяне (5,9)  даргинцы (1,8) греки (1,2) цыгане (1,1)  украинцы (1,1)  ногайцы (0,8) 21 20 59 сельскохозяйственная продукция,  панты 6 8 38 56 соя, электроэнергия, уголь, золото 41 51 апатитовый и нефелиновый  концентрат, никель, медь, рыбные  консервы, железорудный концентрат 10 33 57 зерно, мука, сахар, подсолнечное  масло, вино, мясо, овощи, фрукты,  плодоовощные консервы, молочные  продукты, цемент, минеральные  удобрения, нефтепродукты 6 46 48 прокат чёрных металлов, трамвайные  вагоны, черновая и рафинированная  медь, зерно 2 56 42 нефтепродукты, минеральные  удобрения, бумага и полиграфическая  продукция, углеводородное сырье,  артиллерийское и ракетное  вооружение 0 20 80 рыбные консервы, вино 11 27 62 зерно, минеральная вода, коньяк, вино, сахар, фрукты и овощи, азотные  удобрения, шерсть, мясо,  синтетические смолы и пластмассы,  электроэнергия 7 Субъект 9 1 532 79 ­0,6 Задание 5 русские (95,3)  украинцы (1,0)  армяне (0,6) татары (0,5) 6 44 50 стрелковое оружие, минеральные  удобрения, товары бытовой химии,  мостовые электрические краны, зерно,  картофель, овощи Перед   Вами   карта   четвертичных   покровных   оледенений   Восточно­Европейской   и Западно­Сибирской   равнин,   а   также   границ   современного   распространения   многолетней мерзлоты. Изучив данные карты, ответьте на вопросы в листе ответов. Блок   А.  Назовите   границы   каких   четырёх   покровных   оледенений   четвертичного периода представлены на карте (границы 1–4). Расположите эти оледенения по времени их активизации, начиная с самого древнего. Блок Б.  В какую геологическую  эпоху оледенения, показанные на карте занимали максимальную площадь: 1) голоцен 2) плейстоцен Блок   В.  Буквы   А   и   Б   обозначают   две   разные   зоны:   преобладания   ледниковой денудации   и   преобладания   ледниковой   аккумуляции.   Установив   соответствие   между 3) неоген 4) палеоген буквенными   индексами   и   названием   зон,   определите   в   какой   из   зон   более   вероятны следующие формы рельефа: 8  конечные моренные гряды, камы, бараньи лбы, друмлины, сельги, курчавые скалы, озы. При исследовании покровных оледенений выделяется так же перигляциальная зона. Где она расположена по отношению к покровному леднику? Блок   Г.  Назовите   возвышенность,   частично   расположенную   на   территории Московской   области   (включающая   Клинско­Дмитровскую   гряду),   являющуюся   конечной моренной грядой одного из оледенений (назовите какого). Блок Д.  Выделите   основные  факторы,  влияющие  на  развитие  современной  вечной мерзлоты. 9

Подготовка к ВОШ 9 класс теория

Подготовка к  ВОШ 9 класс теория

Подготовка к ВОШ 9 класс теория

Подготовка к  ВОШ 9 класс теория

Подготовка к ВОШ 9 класс теория

Подготовка к  ВОШ 9 класс теория

Подготовка к ВОШ 9 класс теория

Подготовка к  ВОШ 9 класс теория

Подготовка к ВОШ 9 класс теория

Подготовка к  ВОШ 9 класс теория

Подготовка к ВОШ 9 класс теория

Подготовка к  ВОШ 9 класс теория

Подготовка к ВОШ 9 класс теория

Подготовка к  ВОШ 9 класс теория

Подготовка к ВОШ 9 класс теория

Подготовка к  ВОШ 9 класс теория

Подготовка к ВОШ 9 класс теория

Подготовка к  ВОШ 9 класс теория
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2019