«Подготовка руки дошкольника к письму».

  • Домашнее обучение
  • docx
  • 18.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал представлен для родителей, что письмо — это сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. В данной статье представлен комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости. Упражнения эти полезны как для леворуких, так и для праворуких детей.
Иконка файла материала Выступление воспитателя подготовительной группы на тему «Подготовка руки дошкольника к письму»..docx
Выступление воспитателя подготовительной группы на тему: «Подготовка руки дошкольника к письму». Доброта нужна всем людям, Пусть побольше добрых будет. Говорят не зря при встрече «Добрый день» и «Добрый вечер». И не зря ведь есть у нас Пожелание «В добрый час».   психологи,   физиологи, Письмо — сложных координационный навык, требующий слаженной работы мышц   кисти,   всей   руки,   правильной   координации   движений   всего   тела. Овладение навыком письма — длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму — один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано как считают   врачи,   с   психофизиологическими особенностями 5­7 летнего ребенка, с одной стороны, и с сами процессом письма,   с   другой   стороны.   Психологи   отмечают,   что   у   детей   5­6   лет недостаточно   сформирована   способность   к   оценке   пространственных различий,   от   которых   зависят   полнота   и   точность   восприятия   и воспроизведения   форм   букв.  Кроме  того,  дети  с  трудом   ориентируются   в таких   необходимых   при   письме   пространственных   характеристиках,   как правая и левая сторона, верх — низ, ближе — дальше, под — над, около — внутри   и   т.д.Точность   графических   действий   обеспечивается   за   счет мышечного   контроля   над   мелкой   (тонкой)   моторикой   рук.   Это   ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок   рисует   или   закрашивает   детали   рисунка.   Если   он   постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений   пальцев   и   кисти,   значит,   уровень   развития   мелкой   моторики недостаточный. Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но  и эмоциональных   усилий. Всякого   рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского   организма.   Поэтому   в   дошкольном   возрасте   важна   именно подготовка   к   письму,   а   не   обучение   ему.   Важно   развить   механизмы, необходимые   для   овладения   письмом,   создать   условия   для   накопленияребенком   двигательного   и   практического   опыта,   развития   навыков   ручной умелости. Основное   внимание   мы   обращаем   на   формирование   правильной   позы   при письме:   учим   детей   правильно   сидеть,   держать   ручку,   располагать необходимые предметы на парте, самостоятельно работать и ориентироваться на листе тетради. Ещё мы уделяем внимание упражнениям, играм, различным заданиям   на   развитие   мелкой   моторики   и   координации   движений   руки, решаем сразу две задачи: во­первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во­вторых, готовим к овладению навыком письма,   что   в   будущем   поможет   избежать   многих   проблем   школьного обучения.   Задания   должны   приносить   ребенку   радость,   нельзя   допускать скуки и переутомления. Вашему вниманию представлен комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей:  Пальчиковая гимнастика.  Игры   с   крупой,   бусинками,   пуговицами,   мелкими   камешками, природным материалом.  Занятия с пластилином.  Шнуровки. Застёжки.  Занятие с конструкторами. Закручивание гаек, шурупов.  Игры с мозаикой. Пазлы.  Вырезание ножницами.  Рисование   различными   материалами   —   ручкой,   простым карандашом, цветными карандашами, мелом, акварелью и т.д.  Работа   с   бумагой.   Складывание   (оригами).   Плетение.   Отрывная аппликации.  Графические упражнения. Штриховка.  Раскрашивание картинок в книжках­раскрасках. Остановимся более подробно на некоторых приёмах: Пальчиковая гимнастика.Ученые   пришли   к   заключению,   что   формирование   речевых   областей совершается под влиянием импульсов от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Кисти рук приобретают   хорошую   подвижность,   гибкость,   исчезает   скованность движений.«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких­либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук,   что   дает   возможность   детям   ориентироваться   в   понятиях   «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Целесообразно   каждое   занятие   по   подготовке   к   письму   начинать   с «пальчиковых   игр»,   чтобы   размять   пальчики,   для   успешного   выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.  Эти игры оказывают   прекрасное   тонизирующее   и   оздоравливающее   действие.   Детям предлагается: — сортировать, — угадывать с закрытыми глазами, — катать между большим и указательным пальцем. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из семян, пуговиц, веточек и т.д. Все   занятия   с   использованием   мелких   предметов   должны   проходить   под строгим контролем взрослых! Вырезывание ножницами.  Предусматривает навык резания по прямой, умению вырезывать  различные формы (прямоугольные,  овальные,  круглые).  Необходимо  побуждать   детей давать словесную характеристику движениям рук при вырезывании. Умение   уверенно   пользоваться   ножницами   играет   особую   роль   в   развитии ручной   умелости.   требует скоординированности   движений.Симметричное   вырезывание,   вырезание различных   фигурок   из   старых   открыток,   журналов   —   полезное   и увлекательное занятие для будущих первоклассников. Рисование, раскрашивание. Необходимо   учить   детей раскрашивать аккуратно,   не   выходя   за   контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. Раскрашивание, как   один   из   самых   легких   видов   деятельности,   вводится   в   значительной   Для   дошкольников   это   трудно,степени   ради   усвоения   детьми   необходимых   для   письма   гигиенических правил. Ребенок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Рисование   различными   материалами   (ручкой,   простым   и   цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Работа с бумагой. Оригами. Плетение. Развитию   точных   движений   и   памяти   помогают   плетение   ковриков   из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги. Необходимо   показать   приемы   сгибания   и   складывания   бумаги,   дать первоначальные   сведения   о   видах   бумаги   (писчая,   рисовальная,   газетная, оберточная). Графические упражнения. Штриховка. Выполняются   на   нелинованной   бумаге.   Развитие   мелкой   моторики определяется   не   только   четкостью   и   красотой   изображения   линий,   но   и легкостью   и   свободой:   движения   руки   не   должны   быть   скованными, напряженными. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо, с наклоном сверху вниз и снизу вверх важно при формировании почерка. Штриховка — одно из важнейших упражнений. Правила штриховки:  Штриховать только в заданном направлении.  Не выходить за контуры фигуры.  Соблюдать параллельность линий.  Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.   Графический диктант: Графические   диктанты   для   дошкольников   хорошо   помогают   родителям   и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные   трудности   в   обучении,   как   неразвитость   орфографическойзоркости,   неусидчивость   и   рассеянность.   Регулярные   занятия   с   данными графическими   диктантами   развивают   у   ребенка   произвольное   внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений,   усидчивость.   Рисование   по   клеточкам   –   очень   увлекательное   и полезное   занятие   для   детей.   Это   игровой   способ   развития   у   малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 до 10 лет. Выполняя   графический   диктанта,   ребенок   расширит   кругозор,   увеличит словарный   запас,   научится   ориентироваться   в   тетради,   познакомится   с разными способами изображения предметов. К концу года дети должны:   знать   и   соблюдать   гигиенические   правила   письма   (это   посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);  ориентироваться в тетради, на строке, на странице;  выполнять штриховку, соблюдая правила штриховки;  уверенно пользоваться ножницами;  изготавливать простые фигурки из бумаги путем складывания. Приведенные   выше   приемы подготовки   руки   к   письму   у   дошкольника способствуют   развитию   не   только   мышц   кисти,   их   координации,   но   и глазомера, а также формированию внутренней речи, образного и логического мышления. Сейчас предлагаем Вам родители поучаствовать в мастер­классе «Волшебный карандаш». Я покажу вам несколько приемов по подготовке руки к письму. (графический   диктант,   ориентировка   на   листе   бумаги).Эта   работа способствует развитию моторики рук, и Вы дома можете вместе со своим ребёнком   заняться   этим   делом.   И   ещё   нам   бы   хотелось,   чтобы   Вы почувствовали, что чувствует ребёнок при осваивании новой деятельности. — Каковы Ваши впечатления? Трудно ли осваивать новую деятельность? — Мы надеемся, что вы не зря провели время и получили знания о том, как дома можно занять ребенка и во время досуга способствовать развитию руки.