Подготовка учащихся к ГИА ОГЭ
Оценка 5

Подготовка учащихся к ГИА ОГЭ

Оценка 5
Руководства для учителя +1
docx
информатика
9 кл
31.03.2017
Подготовка учащихся к ГИА ОГЭ
В материале приведены рекомендации по подготовке учеников к сдаче экзамена по информатике и ИКТ в 9 классе. Рассмотрены психологические аспекты работы при подготовке к экзамену, а так же самые, на мой взгляд, ресурсы интернета для подготовки учащихся к экзамену в форме ОГЭ.
Подготовка к ГИА ОГЭ по информатике 2017.docx
Подготовка к ГИА ОГЭ по информатике 2016­2017 учебный год Основной государственный экзамен по информатике и ИКТ выпускников девятых классов проводится не в первый раз и являлся экзаменом по выбору. ОГЭ проводился на основе централизованно разработанных экзаменационных материалов. Результаты прошлых лет продемонстрировали, что преподавание информатике в школах нашего района ведется на высоком уровне. Все задания первой части выполнены с процентом успешности более 65%, а задания второй части – с процентом успешности более 50%. Средний тестовый балл составил 15,97.  Вместе с тем настораживает результативность выполнения задания 20.2. Каждый второй участник экзамена не приступил к выполнению задания или неправильно написал программу. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 1. При   подготовке   учащихся   к   ГИА   по   информатике   и   ИКТ   необходимо ориентироваться   на   Кодификатор   элементов   содержания   по   информатике,   так   как демоверсия не отражает полного спектра элементов содержания, проверяемых заданиями КИМ. 2. Познакомить учащихся 8­9­ых классов со структурой контрольно­измерительных материалов и процедурой проведения Государственной итоговой аттестации в основной школе 3. При объяснении учебного материала, решении задач и проведении практических работ   по   всем   темам   курса   информатики   и   ИКТ,   включать   задания   аналогичные используемым в контрольно­измерительных материалах. 4. В   ходе   обучения   информатики   и   ИКТ   необходимо   обратить   самое   серьезное внимание на обеспечение усвоения всеми учащимися минимума содержания на базовом уровне. 5. Выделять   резерв   времени   во   время   обобщающего   повторения   для   повторения   и закрепления   наиболее   значимых   и   сложных   тем   учебного   предмета   за   курс   основной школы. 6. При   изучении   раздела   «Основы   алгоритмизации»,   рекомендуется   в   качестве исполнителя   использовать   Робота   из   среды   программирования   «Кумир».   Задания   для этого исполнителя встречаются в КИМах для выпускников основной и средней школы. Задания   для   исполнителя   Робот   можно   выбрать   из   практикума,   разработанного   К.Ю. Поляковым (размещен по адресу: http://kpolyakov.spb.ru/school/kumir.htm). 7. При изучении раздела «Программирование», рекомендуется подготовить выборку задач из различных источников. При этом задачи на каждый урок подбираются с учетом принципа   от   простого   к   сложному   и   одна   простая   задача   обязательно   разбирается   с учащимися   на   доске.   На   мой   взгляд,   наиболее   полно   вопросы   программирования   и алгоритмизации нашли отражение в УМК Л.Л. Босовой, И.Г. Семакина и Н.В. Макаровой. 8. При   выборе   языков   программирования   рекомендуется   не   использовать   среды программирования, разработанные для ОС MS­DOS (Q­Basic 4.5, TurboPascal и т.д.). Это связано   с  тем,  что   проверка   работ   участников   экзамена   проводиться   на  современном оборудовании,   и   возникает   вероятность   того,   что   программы   на   указанных   языках программирования   не   откроются   или   не   запустятся   на   выполнение.   Рекомендуется использование   аналогичных   свободно   распространяемых   сред   программирования, работающих в ОС Windows. Например, FreeBasic, PascalABC. Таким   образом,   подготовка   к   государственной   итоговой   аттестации   по информатики и ИКТ в новой форме должна быть обеспечена качественным изучением нового   материала,   продуманным   текущим   повторением,   и,   наконец,   обязательным обобщением, систематизацией знаний из различных разделов курса информатики и ИКТ. Особо   следует   обратить   внимание   на   то,  что   задания,  входящие   в   контрольные измерительные материалы по контролируемым в них элементам содержания, не выходят за рамки образовательного стандарта. Успешное выполнение вариантов государственной итоговой   аттестации   всецело   зависит   от   полноценного   и   глубокого   изучения   всего программного материала по действующим учебникам. Подготовка к ГИА по информатике: психологические аспекты Почти   три   года   как   мы,   учителя,   работаем   с   новыми   профессиональными стандартами нашей деятельности, в которых очень большое внимание уделяется уровню психологической компетентности в преподавании различных предметов. Причины таких требований   к   педагогическому   сообществу   понятны,   ведь   количество   стрессовых ситуаций   в   жизни   школьников   возрастает   с   каждым   годом.   Но   наиболее   трудным периодом для многих выпускников становится период подготовки и участия в выпускных экзаменах. Насколько учителя информатики готовы оказать психологическую поддержку таким ребятам, на что стоит обратить внимание? Во­первых,   о   мотивации.   Сдавать   экзамен   по   информатике   должны   бы высокомотивированные на изучение этого предмета, причем с внутренним типом учебной мотивации   ученики.   Но   в   реальности   все   бывает   не   совсем   так.   Выпускнику «настоятельно порекомендовать» записаться на этот экзамен могут и его родители, а в текущем учебном году необходимость сдавать два экзамена по выбору. В этом случае мотивация к подготовке к экзамену обычно бывает внешней, т.е. ученику нужен кто­то извне,  направляющий,  подбадривающий,  контролирующий   процесс   подготовки.  Как   на уроке или во время факультатива или консультации по подготовке к ОГЭ можно заметить такого ученика? Он часто забывает что­то принести на дополнительные занятия, забывает о   датах   проведения   этих   занятий,   не   выполняет   задания,   связанные   с   ОГЭ,   открыто выказывает   свое   нежелание   готовиться   к   экзамену,   говорит   о   том,   что   «сдаст,   как получится»   и   т.д.   Что   делать   учителю   в   данном   случае?   На   мой   взгляд,   во­первых, заметить такого ученика, предположить у него наличие внешней мотивации обучения.  Во­вторых,   обратиться   к   психологу   школы   (если   есть   таковой)   для   проверки собственного предположения.  В­третьих, если Ваши опасения оправдались, обсудить с классным руководителей выбор информатики как предмета для итоговой аттестации, прояснить для себя ситуацию в семье ученика и ее особенности (чтобы не навредить ребенку).  В­четвертых,   выработать   стратегию   поиска   и   совместной   работы   с   классным руководителем того самого значимого в окружении выпускника взрослого, который готов и способен его мотивировать на подготовку или попробовать разубедить этого взрослого или самого ребёнка в том, что нужно сдавать данный экзамен, подготовить для этого веские аргументы.  В­пятых,   поддерживать   связь   с   информированного   согласия   выпускника   с   этим значимым взрослым для отслеживания динамики в подготовке ученика. Причем, будет полезно,   если   классный   руководитель   порекомендует   родителю   выпускника,   как конструктивно его поддерживать и мотивировать. И т.д. Но   бывает   и   другая   крайность   –   это   чрезмерно   высоко   мотивированные   на достижение   высокого   результата   ученики.   Они   считают,   что   если   не   наберут максимальное   количество   баллов   по   информатике,   то   упустят   единственный   шанс   на построение успешной жизни. Такая замотивированность может приводить к трагическим последствиям. Что делать? Выяснить, от кого ученик позаимствовал такие убеждения, обсудить свои опасения с родителями выпускника, вместе с ними показать ему несколько альтернатив успешного построения карьеры и жизни даже без окончания престижного ВУЗа.   Можно   попросить   его   самого   выполнить   небольшой   проект   по   поиску   и жизнеописанию, анализу построения карьеры такими людьми. Предварительно было бы полезно   выяснить,   не   являются   ли   родители   этого   ученика   перфекционистами (убеждённость   в   том,   что   совершенствование,   как   собственное,   так   и   других   людей, является той целью, к которой должен стремиться человек). В этом случае проведите вместе беседу с родителями, приведите примеры из своей практики или событий нашей страны,  хорошо известных всем  о  негативных последствиях чрезмерных требований к ребенку в период стресса, порекомендуйте больше хвалить ребенка, избегать чрезмерной критики в адрес его способностей к обучению. Трудности могут представлять и ученики некоторых, условных типов. «Практик­ победитель». Это могут быть победители или участники конкурсов по сайтостроению, конкурсов   проектов   или   презентаций.   Такие   ребята   могут   представлять   для   учителя серьезную   трудность   при   подготовке   к   экзамену.  Они   умеют,  обычно,  что­то   хорошо делать на компьютере, при этом, глубоко не зная теоретических аспектов науки, которую собираются   изучать   в   дальнейшем.   Уровень   самооценки   у   таких   ребят   может   быть неадекватно   высоким,   следовательно,   психологический   портрет   такого   ученика предполагает   возможное   высокомерие   по   отношению   к   окружающим,   в   том   числе   и самому   учителю   информатики.   Ведь   он,   ученик,   уже   превзошел   своего   учителя   в определенной   области.   Чем   это   плохо?   Чрезмерная   уверенность   в   себе   может   не позволить серьезно подготовиться к экзамену. Как заметить такого ученика? Он может использовать насмешливый тон в общении на занятиях и со сверстниками, и с учителем. Старается первым ответить на все вопросы учителя. Говорит о том, что предлагаемые для подготовки   задания   не   интересные,   не   пригодятся   в   жизни,   не   связаны   с   практикой. Пытаются   переводить   разговор   на   интересные   им   в   области   информатики   темы, демонстрировать   свою   эрудированность   в   некоторых   областях   и   т.д.   Что   делать?   В первую очередь создать условия для формирования адекватной самооценки в области информатики. Для этого бывает достаточно обсудить с ребятами, что им нужно сделать, для   того   чтобы   стать   успешными   специалистами   в   выбранных   ими   профессиях, натолкнуть их на мысль о том, что для этого нужно сдать экзамен по информатике, в котором будут вопросы не только по интересным или хорошо знакомым им темам. Затем полезно   сразу   предложить   решить   один   из   вариантов   ОГЭ   прошлого   года.   В   группе подготовки   попросить   учеников   высказать   свое   мнение   о   пробных   результатах   и причинах,   по   которым   такие   результаты   получились.   Если   самооценка   ученика   не поменяется,   делегируйте   ответственность   за   подготовку   к   ОГЭ   родителям   ученика, обсудите с ними пробные результаты экзамена, привлеките их на сою сторону. Тип ученика «Цифровой абориген» (по Марку Пренски). Такие ученики по­другому общаются, делятся с другими, обмениваются, занимаются творчеством, оценивают других людей,   учатся,   ищут   информацию,   анализируют,   программируют,   вовлекаются   в деятельность. Основная опасность при подготовке к экзамену по информатике в этом случае заключается в большой уверенности ребят в том, что любую информацию, даже с правильными   ответами   по   ОГЭ,   можно   найти   в   Интернете.   Переубедить   их   в   этом практически невозможно. Психологические аспекты подготовки к экзамену таких ребят могут задействовать информацию о личностных психологических особенностях данного ученика,   т.е.   предполагают   тесное   сотрудничество   со   школьным   психологом   или классным руководителем учителя информатики. Еще   один   важный   фактор   –   это   психологическое   состояние   самого   учителя информатики. Если он сам низко или чрезмерно мотивирован, тревожен и т.д. он может «заражать» своим эмоциональным состоянием учеников. Очень важно самому понимать, уровень экзаменационного стресса, знать ресурсы, которые помогут с ним справиться. Важно помнить, что ответственность за результаты ОГЭ – это не только забота учителя! Обзор интернет ресурсов по подготовке школьников к сдаче ОГЭ С   самого   начала   хочу   заметить,   что   мое   выступление   не   претендует   на объективность   и   полноту.   Это,   скорее,   некоторое   подобие   экскурсии   по   просторам Интернета с личными комментариями к увиденному. Итак, начнем. Выбрав в качестве поисковой системы Google и набрав в качестве запроса фразу «варианты для подготовки к ГИА по информатике», получим примерно 389000 результатов. На первом месте в поиске, отнюдь не официальный сайт www.fipi.ru («Федеральный институт педагогических измерений»), но мы начнем наш обзор именно с него. В   открытом   банке   заданий   на   этом   сайте   находим   задания   по   разделам «Информационные процессы» (1459 заданий) и «Информационные и коммуникационные технологии» (877 заданий). «Открытый банк заданий начал публиковаться на сайте Федерального института педагогических измерений 31 октября 2014 г. Материалы открытого банка заданий ГИА находятся   в   свободном   бесплатном   доступе.   Предполагается,   что   при   проведении государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов экзаменационные варианты будут полностью собирать из заданий открытого банка. Поэтому публикация ответов к заданиям не предусмотрена.» Следующий шаг, это конечно, изучение демоверсии ОГЭ 2017 г. Демонстрационные варианты   контрольных   измерительных   материалов   для   проведения   основного государственного экзамена по общеобразовательным предметам обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования находятся на сайте   того   же   ФИПИ.   Бегло   просмотрев   задания   из   этого   документа,   я   не   заметил принципиальных изменений по сравнению с заданиями прошлого года. Завершив,   на   этом   изучение   официальных   источников,   отправимся   в   вольное путешествие   по   просторам   Интернета.   Первым   делом,   надо   посетить   прекрасно зарекомендовавший   себя   за   долгие   годы,   сайт   Константина   Юрьевича   Полякова  .ru/index.htm).   К   сожалению, «Преподавание,   наука   и   жизнь»   (http://kpolyakov.  spb    подборки задач непосредственно для 9 класса там нет, но, поскольку, многие задачи из ОГЭ это или старые версии задач ЕГЭ или их же упрощенные варианты, то на этом сайте, безусловно, можно найти много полезного, т.к. там даны и варианты заданий, и разбор решений большого числа задач. Однако было бы не плохо, найти сайт подобного высокого уровня, посвященный именно разбору задач ОГЭ.  Я предлагаю посмотреть (http://4ege.ru/gia­po­informatike/). А также (http://www.alleng.ru/edu/comp3.htm). Ну и, конечно, нельзя обойти вниманием замечательную возможность Интернет – тестирование в реальном времени. Нет ничего удобнее для учителя, чем проверка знаний учеников   on­line,   без   последующей   утомительной   домашней   проверки   работ. Тренировочные варианты on­line есть на сайте (https://inf­oge.sdamgia.ru) Очень хорошие задания. После решения задач, можно посмотреть разбор решений. Учитель может составлять из задач свои варианты. В результате проведенных исследований я сделал для себя вывод, что сейчас нет смысла   покупать   для   учителя   и   для   учеников   какие   бы   то   ни   было   пособия,   в   сети Интеренет достаточно ресурсов для качественной подготовки к экзамену по информатике в   9   классе.   Более   того,   Интернет   предоставляет   огромные   возможности,   как   для самоподготовки любого школьника, так и для повышения квалификации учителя.

Подготовка учащихся к ГИА ОГЭ

Подготовка учащихся к ГИА ОГЭ

Подготовка учащихся к ГИА ОГЭ

Подготовка учащихся к ГИА ОГЭ

Подготовка учащихся к ГИА ОГЭ

Подготовка учащихся к ГИА ОГЭ

Подготовка учащихся к ГИА ОГЭ

Подготовка учащихся к ГИА ОГЭ

Подготовка учащихся к ГИА ОГЭ

Подготовка учащихся к ГИА ОГЭ

Подготовка учащихся к ГИА ОГЭ

Подготовка учащихся к ГИА ОГЭ

Подготовка учащихся к ГИА ОГЭ

Подготовка учащихся к ГИА ОГЭ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017