Тема «Мамин праздник. Профессии наших мам.»
Занятие 1
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и активизация словаря по теме «Профессии». Расширение представлений о важности труда взрослых. Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики, творческого воображения.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование. Картина «Мамин праздник», тетрадь по количеству детей, цветные карандаши, предметные картинки с изображениями тюльпанов, кофты, юбки, банта, книги.
Предварительная работа. Беседа с мамами об их профессиях и составление рассказов по данному плану, разучивание стихов Г. Виеру о профессиях мам.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными).]
Логопед приветствует детей в дверях кабинета и раздает им карточки с изображениями тюльпанов.
Логопед. Пройдите к своим стульчикам. Сядет тот, кто скажет, сколько тюльпанов у него на карточке.
1-й ребенок. У меня три тюльпана. (Садится.)
2-й ребенок. У меня пять тюльпанов. (Садится.)
3-й ребенок. У меня один тюльпан. (Садится.)
4-й ребенок. У меня четыре тюльпана. (Садится.)
Логопед. Молодцы! Сложите карточки в контейнер.
2. Беседа по картине. [Развитие зрительного внимания, диалогической речи.]
Логопед помещает на мольберт картину «Поздравляем маму».
Логопед. Вы помните, какой праздник приближается?
Дети. Восьмое марта. Мамин праздник.
Логопед. Как вы готовитесь к этому дню?
Дети. Рисуем цветы, учим стихи и песенки.
Логопед. Сегодня мы с вами рассмотрим картину «Поздравляем маму» и побеседуем по ней. Кого вы видите на картине?
Дети. Мы видим маму, папу и мальчика.
Логопед. Что делают папа и мальчик?
Дети. Они поздравляют маму.
Логопед. Что дарит маме папа?
Дети. Папа дарит маме цветы.
Логопед. Что приготовил для мамы мальчик?
Дети. Мальчик приготовил для мамы рисунок.
Логопед. Какое у мамы настроение, и как вы можете догадаться об этом?
Дети. У мамы хорошее настроение. Она улыбается.
Логопед. Посмотрите на календарь, который висит на стене за спиной у мамы. Вы видите на нем цифру 8. Не забудьте поздравить маму Восьмого марта. Что вы пожелаете маме в этот день? Что вы ей скажете?
1-й ребенок. Я скажу маме, что очень ее люблю.
2-й ребенок. Я скажу маме, что она самая красивая.
3-й ребенок. Я пожелаю мамочке здоровья.
4-й ребенок. А я пожелаю маме счастья.
Логопед. Думаю, что ваши мамы будут рады услышать такие поздравления.
3. Работа в тетради [Развитие тонкой моторики, творческого воображения.]
Логопед раздает детям открытые тетради, ставит на стол контейнер с цветными карандашами.
Логопед. А еще ваши мамы будут рады получить букеты сказочных цветов. Посмотрите, художник нарисовал только один сказочный цветок. Сейчас вы обведете по точкам простым карандашом все, что нарисовал художник, а потом нарисуете еще четыре сказочных цветка и раскрасите картинку так, как вам хочется.
Дети выполняют задание, логопед следит за посадкой детей, оказывает им необходимую помощь.
Логопед. Молодцы! У вас получились сказочные букеты.
4. Беседа о профессиях мам. [Развитие связной речи.]
Логопед убирает тетради и контейнер с цветными карандашами.
Логопед. Дома вы беседовали с мамами. Мамы рассказали вам о своих профессиях. Теперь каждый из вас расскажет о том, кем и где работает его мама, что она делает на работе.
Дети рассказывают о работе своих мам.
Логопед. Отлично! Мне очень понравились ваши рассказы.
Логопед. Молодцы! Вы были очень внимательными, а теперь давайте отдохнем.
5. Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая». [Координация речи с движением, развитие тонкой моторики.]
Логопед предлагает детям встать лицом в круг и делает упражнение вместе с ними.
Как у нас семья большая Да веселая. |
Хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно. |
Два у лавки стоят, |
Загибают большие пальцы. |
Два учиться хотят, |
Загибают указательные пальцы. |
Два Степана у сметаны Объедаются. |
Загибают средние пальцы. |
Две Дашки у кашки Питаются. |
Загибают безымянные пальцы. |
Две Ульки в люльке Качаются. |
Загибают мизинцы. |
6. Упражнение «Что вы видите на картинке?» [Работа над слоговой структурой слова.]
Логопед помещает на мольберт карточки с изображениями кофты, юбки, банта, книги.
Логопед. На этих картинках вы видите то, что можно подарить маме в день Восьмого марта. Давайте четко произнесем названия картинок все по очереди.
Дети по очереди произносят названия картинок.
Логопед. А теперь давайте расскажем, что вы подарите маме, что подарит маме папа, какой подарок хочет получить мама. Используйте названия картинок, которые вы произносили только что.
1-й ребенок. Я подарю маме красный бант.
2-й ребенок. Мы с папой подарим маме красивую кофту.
3-й ребенок. Моя мама хочет получить в подарок книгу.
4-й ребенок. Папа подарит маме желтую юбку.
7. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, перечислить, что им особенно понравилось. Обязательно оценивается деятельность каждого ребенка.
«Мамин праздник. Профессии наших мам»
Занятие 2
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по темам «Профессии мам», «Орудия труда. Инструменты». Расширение образного словаря. Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление имен существительных в косвенных падежах).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зрительного внимания, фонематических представлений, тонкой, артикуляционной, общей моторики, творческого воображения, подражательности.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование. Контейнер, игра «Кому это нужно?», тетрадь по числу детей, простые и цветные карандаши, ваза с веточкой мимозы, фишки.
Предварительная работа. Толкование и разучивание поговорки «При солнышке тепло, при матушке добро».
Ход занятия
1. Организационный момент. [Уточнение словаря по теме «Орудия труда. Инструменты».]
Логопед встречает детей в дверях кабинета с контейнером в руках и предлагает им взять из контейнера по одной картинке.
Логопед. Пройдите к своим стульчикам. Встаньте прямо. Сядет тот, кто правильно назовет предмет на своей картинке.
1-й ребенок. Поварешка.
2-й ребенок. Шприц.
3-й ребенок. Кисточка.
4-й ребенок. Иголка с ниткой.
Логопед. Вы верно назвали предметы на картинках. Молодцы. Положите их пока на стол перед собой рисунком вниз.
2. Игра «Кому что нужно?» [Развитие связной речи. Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление имен существительных в косвенных падежах). Развитие зрительного внимания и восприятия.]
Логопед раскладывает на столе картинки с изображениями медицинской сестры, повара, швеи, художника. Дети переворачивают картинки с изображением орудий труда, меняются картинками и составляют пары.
Логопед. Посмотрите на эти картинки. Возьмите по одной картинке. Расскажите, кем работают эти мамы, что они делают.
1-й ребенок. Эта мама работает медсестрой. Она делает детям прививки.
2-й ребенок. Эта мама работает поваром. Она готовит вкусную еду.
3-й ребенок. Эта мама работает портнихой. Она шьет одежду.
1-й ребенок. Эта мама — художник. Она пишет картины.
Дети составляют пары.
Логопед. Вы правильно составили пары. А теперь расскажите, кому что нужно для работы.
1-й ребенок. Повару нужна поварешка.
2-й ребенок. Медсестре нужен шприц.
3-й ребенок. Художнику нужна кисточка.
4-й ребенок. Портнихе нужны иголка с ниткой.
Логопед. Верно. Сложите картинки в контейнер.
3. Игра «Профессии». [Развитие творческого воображения, подражательности, общей моторики.]
Логопед приглашает детей на ковер.
Логопед. А теперь давайте попробуем изобразить, как работают мамы, нарисованные у вас на картинках. Покажите, как пишет картину художник. Представьте, что вы стоите перед мольбертом, в руках у вас кисть, вы рисуете весну. Подумайте, каким должно быть выражение лица. Постарайтесь, чтобы жесты были выразительными.
Дети выполняют этюд.
Логопед. Теперь покажите, как варит суп повар. Она стоит около горячей плиты и поварешкой мешает в большой кастрюле. Ей жарко, она устала, но варит очень вкусный суп.
Дети выполняют задание.
Логопед. А теперь представьте, как работает швея. Она сидит и пришивает пуговицы к уже готовой рубашке. Она сшила очень красивую рубашку.
Дети выполняют этюд.
Логопед. И последнее задание. Покажите, как делает укол малышу медсестра. Она старается, чтобы ему было не больно и не страшно.
Дети выполняют задание.
Логопед. Отлично. Я даже не ожидала, что вы так хорошо выполните задание. Вы — настоящие артисты. Похлопайте себе.
4. Дыхательная гимнастика. Упражнение. [Развитие речевого дыхания.]
Логопед предлагает детям встать к ней лицом, внимательно посмотреть и послушать, как она будет делать упражнение. Логопед делает вдох, задерживает дыхание, а потом проговаривает на выдохе поговорку «При солнышке тепло, при матушке добро».
Логопед. Вы видели, что я сделала вдох, потом задержала дыхание, а потом на выдохе проговорила поговорку. Давайте попробуем сделать это вместе.
Упражнение повторяется 3 раза.
5. Работа в тетради. [Развитие тонкой моторики. Совершенствование навыков обследования, навыков работы карандашами.]
Логопед приглашает детей к столу, на котором приготовлены открытые на с. 13 тетради, коробка с простыми и цветными карандашами и веточка мимозы в вазе.
Логопед. А теперь давайте сделаем еще один подарок для мам, раскрасим веточку мимозы. Посмотрите на веточку мимозы в вазе, понюхайте и осторожно потрогайте. Какая она?
Дети. Мимоза желтая, пушистая, душистая, нежная, красивая.
Логопед. Попробуйте так раскрасить мимозу в тетради, чтобы она была похожа на живой цветок. Только сначала аккуратно обведите каждый цветок простым карандашом.
Дети выполняют задание. Логопед следит за правильностью выполнения. Это задание можно закончить в вечернее время, так как его выполнение требует много времени.
6. Упражнение «Повтори за мной». [Развитие артикуляционной моторики, автоматизация произношения свистящих звуков.]
Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает сделать одно-два упражнения из артикуляционной гимнастики для свистящих звуков, а потом достает карточки с индивидуальными заданиями и просит каждого ребенка повторить текст задания вслед за собой. Детям можно поручить следить за правильностью выполнения задания товарищами и оценить работу друг друга.
7. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям вспомнить, о чем они говорили на занятии, чем занимались, какие задания им особенно понравились.
Тема «Звук и буква Ии»
Занятие 3
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по темам «Профессии мам». Формирование умения находить новую букву И среди других букв. Совершенствование навыка слияния АОУИ, ОУИА....
Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики, координация речи с движением, творческого воображения.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование. Игрушка лошадка, палочки, магнитные буквы, ведёрко, ”Мой букварь”, рабочая тетрадь по числу детей, цветные и простые карандаши.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Развитие фонематических представлений.
Педагог приглашает детей к столикам. Организует приветствие.
Встаньте около стульчиков, опустите руки, выпрямите спину, давайте улыбнемся друг другу. Я разрешу сесть тому, кто вспомнит слово, ко-ое начинается со звука [и]. (Игры. Искра. Ива. Ира). Молодцы!
2. Упражнение «Лесенка». Воспитание мягкого голосоначала на материале гласного звука [и]. Закрепление знаний о гласном звуке [и].
Педагог ставит на столе игрушечную лошадку.
Сегодня к нам на занятия прискакала лошадка. Какой она умеет петь звук? (звук [и]). Давайте вместе с лошадкой споем звук [и], как будто наш голос сначала поднимается, а потом опускается по лесенке.
Дети поют вместе с педагогом, затем педагог убирает лошадку.
Вспомните, что вы знаете о звуке [и]. (Он гласный. Его можно петь). Верно. И мы обозначает его красным кружком.
Сегодня мы с вами познакомимся с буквой Ии, ко-ая обозначает гласный звук [и].
3. Знакомство с буквой И. Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.
Педагог помещает на доску объемную букву И.
Посмотрите на букву И. Из скольких палочек она состоит? (Из 3). Какие это палочки? (Две длинных и одна короткая). Обратите внимание на то, что короткая палочка расположена между длинными и идет слева направо и снизу вверх.
Педагог раздает детям контейнеры с палочками.
Сложите букву И из палочек. Кстати, а почему я дала вам палочки красного цвета? (Буква Ии - гласная). Правильно! Гласная буква Ии обозначает гласный звук [и].
Дети складывают новую букву.
Молодцы! Вы сложили букву Ии, а теперь уберите палочки.
Педагог убирает палочки и раздает детям открытые буквари.
Посмотрите на буквы Ии в левом верхнем углу страницы. Одна из них большая, а др. маленькая. Они красного цвета. Под ними нарисован красный кружок, ко-ый обозначает гласный звук [и].
4. Упражнение «Слушайте внимательно». Развитие фонематического восприятия.
Сейчас я прочитаю вам стихотворение, ко-ое написано рядом с буквами Ии, а вы рассмотрите картинку.
Ира с Игорем играли,
Все игрушки разбросали.
Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука [и]? (Ира, Игорем, играли, игрушки). Молодцы! Вы услышали все слова, ко-ые начинаются с гласного звука [и].
5. Упражнение «Найди картинки». Развитие зрительного восприятия, внимания, фонематических представлений.
Педагог показывает каждому ребенку картинку, по ко-ой будет проводиться работа.
А теперь на картинке в нижней части страницы давайте найдем предметы, названия ко-ых тоже начинаются с этого звука. (Ива, игры). Посмотрите на куст цветов слева от скамейки. Это ирисы. Повторите это слово. (…) С какого звука начинается это слово? (Со звука [и]). Посмотрите на девочку на скамейке. Её зовут Инна. С какого звука начинается её имя? (Со звука [и]). Под картинкой написаны слова: Инна, ива, ирис, игры. Покажите новую букву в этих словах.
Дети выполняют задание.
6. Упражнение «Соедини картинки и буквы». Развитие зрительного внимания, фонематических представлений.
Педагог раздает детям простые карандаши.
Вы отлично читали. Теперь возьмите простые карандаши. В нижней части страницы вы видите картинки. Надо соединить каждую картинку с той буквой, с ко-ой начинается ее название. Расскажите, как вы соединяете картинки с буквами. (Ослика – с буквой О. арбуз – с буквой А. удочку – с ..У. Индюка - .. И). А окуня? (С буквой О). Верно. Закройте буквари.
7. Физкультурная пауза. Упражнение «Живой конструктор». Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.
Встаньте, потянитесь на носочках вверх, подняв руки. Сделайте вдох. Расслабьтесь, опуститесь на всю ступню, уроните руки, сделайте выдох.
Упражнение выполняется 3-4 раза, затем педагог рассыпает на полу буквы.
А сейчас быстро соберите в ведерко все буквы И, ко-ые найдете на полу.
Дети выполняют задание.
8. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков.
Педагог приглашает детей за столы, раздает им открытые тетради.
Какую букву вы видите на странице справа? (Это буква Ии). Каким карандашом вы будете ее раскрашивать? (Красным). Почему? (Это гласная буква). Раскрасьте большую букву красным карандашом, а маленькую сначала обведите, а потом раскрасьте.
Дети выполняют задание.
Какие картинки вы видите на этой странице? (Мы видим индюка и иголки). С какого звука начинаются из названия? (Со звука [и]). Иголки металлические, поэтому мы раскрасим их простым карандашом, а подушечку для иголок вы можете раскрасить так, как хочется. Каким карандашом ты раскрасишь подушечку, …?(Желтым). А вы, мальчики? (….). заканчивайте работу и закрывайте тетради, индюка вы раскрасите вечером с воспитателем.
10 . Организация окончания занятия. Оценка работы детей.
Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии.
С какой буквой вы сегодня познакомились? (…). Какая это буква? (…). Сколько палочек нужно взять, чтобы сложить букву И? (…). Какие слова на звук [и] вы запомнили? (…). Что мы делали на занятии? (…).
Педагог оценивает деятельность каждого ребенка.
«Мамы разные нужны, мамы всякие важны»
Занятие 4
Коррекционно-образовательные цели. Сформировать осознанное понимание значимости матерей в жизни ребенка. Расширение кругозора детей, умение делать самостоятельно выводы, развитие памяти, внимания. Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, зрительного внимания, речевого слуха, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитывать заботливое, внимательное отношение к маме.
Оборудование.
Портрет моей мамы» – рисунки, фотографии «Ребенок и мама», «Чудесный сундучок» (с инструментами, которыми пользуются люди разных профессий), выставка «Мамины умелые руки», кисточки, клей, салфетки.
Ход:
1. Организационный момент:
Я вам загадаю загадку,
А вы разгадайте ее;
Кто ставит на пятку заплатку?
Кто гладит и чинит белье?
Кто дом поутру прибирает,
Разводит большой самовар,
Кто с младшей сестренкой гуляет,
И водит ее на бульвар?
Кто сказки нам на ночь читает?
Загадочку,кто отгадает? (Мама).
Логопед: Кто вас детки крепко любит?
Кто вас нежно так голубит?
Не смыкая ночью глаз,
Кто заботится о вас?
Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня собралось. Я принесла клубок ниток, но он необыкновенный, в нем спрятано много добрых, нежных слов о маме. Давайте мы будем передавать его друг другу и произносить эти волшебные слова, посвященные маме, а ниточку от клубка будем держать в руках.
Как много добрых и ласковых слов вы сказали о маме, какой у нас большой круг добра получился. Даже в группе стало светлее и теплее от таких красивых слов.
Пожалуйста, присаживайтесь на стульчики. (Дети садятся).
– Ребята, а кому нужна мама? (Ответы детей).
Оказывается, всем нужна мама! И мамонтенку, и мышонку и котенку, и даже лягушонку. Мама – это самое прекрасное слово на земле. Это первое слово, которое произносит человек.
– Как вы читаете, чья мама самая лучшая?
Давайте рассмотрим портреты наших мам, которые вы нарисовали.
Дети описывают свою маму по портрету (Составление рассказа о маме).
Логопед: Правильно, для каждого ребенка его мама самая красивая. Как много интересного мы узнали о профессиях ваших мам. И каждая профессия важна по-своему.
2. Дидактическая игра «Чудесный сундучок»
Чтобы узнать, что там лежит, нужно сказать «Сундучок, сундучок приоткрой-ка свой бочок»! (дети называют, кому нужен этот предмет).
3. Физминутка:
Решили маме мы помочь
И воду в таз налили,
Насыпали вниз порошка,
Белье все замочили,
Стирали долго мы его,
О доску даже терли,
Не разорвали ничего,
А полоскали сколько –
Туда-сюда, туда-сюда –
Вода в тазу вскипела,
Но только, братцы,
Вот беда – на пол упала пена!
Давай ее мы собирать
И отжимать в ведерко,
Чтобы как наши мамы стать,
Трудиться надо столько.
4. Стихи о профессии
Логопед:
1. Профессий столько тысяч! Все разные,
Профессии в мире все важные,
Себе я одну выбираю,
Кем быть мне? Пока я не знаю.
2. Пекарь хлебушек печет,
А швея одежду шьет,
Строит города строитель,
Знания дает учитель.
3. Хлебород растит пшеницу,
Доктор лечит нас в больнице,
Композитор песни пишет,
А геолог что-то ищет.
4. У лесничего – забота,
Лес хранить его работа,
Рыбу ловят рыбаки,
Шьет сапожник сапоги.
5. Самолет ведет пилот,
Ждет рабочего завод,
Каждый знает свое дело,
И работает умело!
6. Знайте, мамы, мир гордится
Вашим доблестным трудом.
С вас, родные наши мамы,
Мы берем пример во всем!
5. Беседа по стихотворению
Логопед: Ребята, давайте вспомним стихотворение М. Родиной «Мамины руки».
Говорят, у мамы
Руки не простые,
Говорят, у мамы
Руки золотые.
Погляжу внимательно,
Погляжу поближе,
Маме руки глажу,
Золота не вижу.
– Почему в стихотворении говорится, что мамины руки золотые? Может быть они покрыты золотом?
Дети: Нет! Это руки трудовые, умеющие делать все.
Логопед: Ваши мамы каждый день ходят на работу, а вечером дома находят время для рукоделия. Давайте подойдем к нашей выставке «Мамины умелые руки» и рассмотрим ее.
Ваши мамы – рукодельницы, действительно у ваших мам руки трудовые, руки золотые.
– Когда, мама приходит с работы, как же вы ей даете отдохнуть?
Стихотворение Е. Благинина «Посидим в тишине»
Мама спит, она устала…
Но и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой,
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы много хотела!
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б смогла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу,
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне,
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!..
– Ребята, вы же для мам являетесь хорошими помощниками. Правда?
Логопед: Сегодня мы много говорили о мамах и пришли к такому выводу, что все мамы красивые, трудолюбивые, любимые. И все они любят сюрпризы. Я предлагаю вам приготовить для своих мам сюрпризы. Подойдите и возьмите портрет своей мамы, его мы будем украшать бусами, чтобы они у нас выглядели красивыми и нарядными. (Аппликация бусы из салфеток).
Я думаю, они будут рады получить их в подарок.
6. Окончание занятия:
Пусть звучат повсюду песни,
Про любимых наших мам,
Мы за все, за все родные
Говорим «Спасибо Вам».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.