Математическая грамотность
Естественно
научная
грамотность
Финансовая
грамотность
Разрешение проблем
Глобальные компетенции
Креативное
мышление
Читательская грамотность
Ведущий компонент в PISA-2021.
Участвуют сегодняшние восьмиклассники
Ведущий
компонент в
PISA-2015 и 2024.
Участвуют сегодняшние
Ведущий компонент в PISA-2021
Новое направление!
PISA: Структура измерительных материалов
пятиклассники 6
Определение функциональной грамотности
А. А. Леонтьев: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.].
Функциональная грамотность
Виноградова Н.Ф.: «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности <…> Ребенок <…> должен обладать:
-
готовностью успешно взаимодействовать с
изменяющимся окружающим миром …;
- возможностью решать различные (в том
числе
нестандартные) учебные и жизненные задачи…;
способностью строить социальные отношения…;
совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…»
[Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. Функциональная8 грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с. , с. 16–17]
Большинство представителей западной цивилизации объединили бы эти объекты в следующие категории:
Природные феномены (радуга, река,
солнце, звезды, луна, огонь)
Животные (змеи, попугаи, светлячок, волосатая личинка, кузнечик, ехидна, кенгуру)
Рукотворные блага (копье, бумеранг)
Люди (мужчина, женщина)
Австралийское племя дайрбал:
Байи: бумеранг, мужчины, кенгуру,
неядовитые змеи, радуга, луна.
Балан: реки, женщины, ядовитые змеи,
звезды, светлячки, огонь.
Балам: мед, фрукты, съедобные листья.
Бала: кузнечик.
?
© Корпорация «Российский учебник»
Эмоции, которые вызывают эти объекты:
Возбуждение и оживление - Байи:
бумеранг, мужчины, кенгуру, неядовитые
змеи, радуга, луна.
Страх - Балан: реки, женщины, ядовитые змеи, звезды, светлячки, огонь.
Желание - Балам: мед, фрукты, съедобные
листья.
Нейтральное отношение - Бала: кузнечик.
© Корпорация «Российский учебник»
Обобщим модель Г. Хофстеде
ИНДИВИДУАЛИЗМ
Восточные страны, страны
латинской Америки
Западная Европа (север) , США,
Канада
ДИСТАНЦИЯ ВЛАСТИ
Страны, говорящие на английском и немецком языках + Израиль
Латинскиестраны, страны Азии и Африки + Россия
МАСКУЛИННОСТЬ
Скандинавские страны
Страны, говорящие на английском и немецком языках + Япония
Страны, говорящие на немецком,
латиноамериканские страны,
+ Япония
ИЗБЕГАНИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
Скандинавские страны,
англоговорящие страны
+ Китай +Сингапур
Страны Южной Америки,
скандинавские страны
ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
Восточная Европа, азиатские
страны,арабские страны
© Корпорация «Российский учебник»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.