Подходы к решению проблемы школьной дисциплины |
Сегодня для многих детей школа остается единственным местом, где хоть кому-то есть дело до ребенка и его проблем. Школа в растерянности замирает перед нерешенными проблемами, связанными с дисциплиной учащихся. Сегодня, как никогда ранее, школа не знает, как установить смысловые связи между культурой современных учеников и той классической культурой (культурой даже не двадцатого, а девятнадцатого века), которая отражена в обязательной программе. Все учителя и воспитатели, в школе и в дошкольных учреждениях, в первом классе и в старших классах, молодые и опытные, обязательно сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины, а также с тем, что дети часто испытывают скуку и незаинтересованность. В образовательных учреждениях также немало не слишком дружески настроенных детей, которые имеют выраженные индивидуалистические установки. Уже после первых дней своей работы в школе учитель знает, что у его учеников имеются сотни способов мешать уроку, «заводить» класс и исподтишка срывать объяснение материала. Решать проблемы дисциплины и мотивации в школе – означает внедрить в организационную культуру школы технологию того, как корректировать поведение и повышать самоуважение учеников, которые ведут себя подобным образом. Для этого необходимо разобраться, что представляет собой так называемое «плохое» поведение. «Под «плохим» поведением здесь понимается не только хулиганские выходки, но также любое неадаптированное, «инфантильное», недостойное поведение, поэтому слово «плохое» я везде беру в кавычки. К образцам такого поведения я также отношу потерю интереса к учебе, страх отвечать у доски, неверие в себя, зависимое и неуверенное поведение изгоя, — то есть все, что указывает на неадаптированность ученика. Строго говоря, «плохое» поведение – это поведение, которое нарушает правила, принятые в данной организации. Гласно или негласно, но каждая школа и каждый педагог придерживаются какого-то подхода к фактам нарушений дисциплины в школе. Условно можно говорить о том, что существует три разных подхода. Первый подход можно назвать «руки
прочь». Педагоги и целые педагогические коллективы, которые придерживаются
так называемого «невмешательского» подхода, считают, что молодые люди сами
постепенно научатся управлять своим поведением, контролировать себя и
принимать верные решения. Третий подход можно назвать «возьмемся за руки». Педагоги и школьные коллективы, которые придерживаются этого подхода, считают, что конкретные поступки учеников — это результат действия обеих сил: внутренних побуждений и внешних обстоятельств. Такие учителя берут на себя трудную роль ненавязчивого лидера, каждый раз подталкивающего ученика к необходимости осознанного выбора. Действовать рука об руку с учениками, родителями и коллегами, объединяясь не для разработки планов наказания, а для реализации плана развития личности каждого ученика класса, — вот чему учит предлагаемая мною система для решения проблем дисциплины. Вот некоторые теоретические положения, которые должны лечь в основание таких разработок. 1) Ключевое понятие — конструктивное взаимодействие учителя с учеником. Мы, учителя, предъявляем к ученикам определенные требования и ожидаем, что поведение учеников будет им соответствовать. То, что в школе к ребенку будут предъявляться особые требования, внушают ему и родители, и детский сад. Но есть и другая сторона — чего от нас, учителей, ожидает ребенок? Итак, взаимодействие учителей и учеников в стенах класса и школы — это всегда «улица со встречным движением»: мы относимся к ученикам, ожидая от них определенного отношения, и они относятся к нам, ожидая от нас... Но чего? Ответ на этот вопрос становится просто интригующим, когда отношение ученика к учителю выражается в форме конфликтного, «плохого» поведения, неприятной выходки, серьезного проступка. 2) Эффективная коррекция поведения возможна лишь в том случае, если мы будем воздействовать на причину поведения. Мотив проступка важнее, чем само его содержание. В первую очередь нужно учитывать мотив, и лишь во вторую – то, что именно сделал ученик. Для этого необходимо: 1. Распознать истинную цель проступка. 3) повышение квалификации
педагогов и должна включать три вида навыков в соответствии с
перечисленными пунктами. Обучение этим навыкам предполагает Методические приемы в случае, если мотив - привлечение внимания. Минимизация внимания Зрительный контакт. «Пристально
посмотрите на него, — советуют опытные учителя. — Они знают, что они делают.
И они знают, что этот взгляд означает “хватит”. Методические приемы в случае, если мотив – власть или месть. Среди проблем дисциплины самые сложные и неприятные те, что связаны с поведением мстительного и властного типов. Конфронтация и оскорбительный характер поведения ученика «пожирают» нашу энергию, время и... уверенность в своих педагогических способностях. Поведение мстительного типа, наверное,
самый тяжелый тип поведения. Оно не только оскорбительно для педагога, но и
разрушительно для всех учеников. Не втягивайтесь в обреченную на проигрыш битву, просто признайте силу ученика: «Дима, я понял, что не могу сделать так, чтобы ты стал выполнять домашние задания по математике». Признание власти (силы) ученика как прием очень часто разряжает напряженную ситуацию, так как означает фактически признание равенства статусов ученика и учителя как личностей. Люди властные часто агрессивны, нападают на других, атакуют и задевают окружающих. С ними трудно строить партнерские отношения. И когда мы признаем вслух, что не можем доминировать и что никто в этой классной комнате ни выше, ни ниже остальных, мы очень способствуем возникновению среди учеников духа кооперации, а не конфронтации. Перенесите обсуждение вопроса на
потом. • У меня нет желания обсуждать эту тему
прямо сейчас. Назначьте специальное время для обсуждения вопроса. В отечественной детской психологии эту
проблему разрабатывает Е.В. Субботский. Он считает, что самый эффективный из
всех воспитательных приемов — сделать «непослушного» ребенка проводником и
защитником социальных норм в глазах остальных детей. Это означает, что
вчерашний шалун, наделенный учителем властью поддерживать дисциплину среди
сверстников, быстро превращается в образец хорошего поведения. Ваша работа будет во много раз эффективнее, если вы сможете привлечь к ней родителей учеников. Когда родители и учителя — самые значимые для ребенка взрослые — объединяют свои усилия, ставят общие цели и используют партнерские стратегии, результат появляется намного быстрее. Предложите родителям стать вашими партнерами, они обязательно согласятся. Ведь большинство родителей непослушных учеников искренне считают, что исправить поведение ребенка в школе может только учитель. Так же, как и учителя, родители должны заинтересоваться мотивами «плохого поведения», так же, как учителям, им понадобятся знания о способах экстренного вмешательства, чтобы уметь прекращать детские выходки, и знания о способах построения отношений, при которых ребенку незачем будет «плохо себя вести» (то есть о стратегиях поддержки, формирующей самоуважение). Чтобы конфликтов с родителями было
меньше, выполняйте следующие правила: Описанная выше технология выстраивания
конструктивного взаимодействия в системе «Учитель – ученик» направлена
на решение проблем мотивации дисциплины и кооперации. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.