Пояснительная записка
Развитие и процветание России невозможно без всесторонне развитого, физически, психологически и психически здорового подрастающего поколения.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 -30% детей, приходящих в 1-й класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза. Появляется близорукость, нервно-психические расстройства, нарушение осанки, остроты зрения.
Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьёзной социальной и педагогической проблемой.
Биологическая реакция организма школьника зависит как от его адаптационных возможностей, так и от силы сочетаемого воздействия образовательной среды.
Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни. И решить эту проблему поможет систематическое образование подрастающего поколения в области здоровья и здорового образа жизни. Современные взгляды на данную проблему показывают, что здоровье каждого человека, прежде всего, зависит от усилий, которые он прилагает для укрепления своего здоровья, и никакие врачи, никакие лекарства не помогут, если сам человек нарушает нормы ЗОЖ.
Здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребѐнка. Чтобы успешно справиться с этой задачей, необходимо иметь теоретическую и практическую подготовку в этих вопросах. Наука предлагает следующие принципы, на которых строится воспитание здорового образа жизни детей:
Человек представляет собой сложную систему. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, если не работать с нравственностью ребѐнка.
Успешное решение задач воспитания ЗОЖ возможно только при объединении воспитательных усилий школы и родителей.
Роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Родителям необходимо ежедневно, изо дня в день, незаметно и неуклонно вести воспитание своего ребѐнка, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья и научился этому искусству.
Культура в области ЗОЖ осваивается детьми в процессе совместной деятельности, в том числе и с родителями. Необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути.
Этот принцип предусматривает использование в работе только безопасных приѐмов оздоровления, научно признанных и апробированных опытом и официально признанных.
В воспитании в области здоровья и ЗОЖ признаѐтся самоценность личности ребѐнка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности. Приоритетным направлением должно стать формирование нравственных качеств ребѐнка, которые являются фундаментом здоровья. Необходимо развивать в нѐм доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремлѐнность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру. Для формирования этих качеств необходимы душевная гармония, адекватная положительная самооценка, которые возникают, если ребѐнок свободен от чувства тревоги и страха, живѐт с уверенностью в своей защищѐнности и безопасности. Важно, чтобы по мере освоения культуры здоровьесбережения у каждого ребѐнка формировалась чувства нежности и любви к самому себе, настроение особой радости от понимания своей уникальности, неповторимости, безграничности своих творческих возможностей, чувство доверия к миру и людям.
Наиболее эффективным путѐм формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребѐнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своѐ состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребѐнка в семье и образовательном учреждении.
При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте необходимо, учитывая психологические и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития, исходя из того, что формирование ценности здоровья и здорового образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая еѐ инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.
Организуя образование в области здоровья необходимо помнить: если ребѐнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе; если ребѐнок живѐт с чувством безопасности – он учится верить; если ребѐнку удаѐтся достигать желаемого – он учится надежде;
если ребѐнок живѐт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.
Одним из компонентов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Воспитание в области
здоровья служит укреплению всей семьи. Ребѐнок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребѐнка в семье, освоить норму и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Надо развивать интерес к профессиональной и бытовой деятельности членов семьи, формировать понимание их социальной значимости, вызвать потребность с гордостью рассказывать о своих бабушках, дедушках, родителях, о добрых традициях своей семьи.
Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников.
Именно поэтому разработанная нами программа «Здоровье» направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий, валеологическое образование и привлечение учащихся к активным занятиям физической культурой и спортом.
В реализации программы «Здоровье» задействованы все службы школы: администрация, педагоги, психолог, медицинский работник и технический персонал.
Цель подпрограммы: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи:
1 .Помочь ребенку познать свой организм и научить поддерживать его в здоровом состоянии.
2. Совместно с родителями при консультации врача выработать оптимальный для детей режим жизни и работы в школе, дома в соответствии с его индивидуальными особенностями и состоянием здоровья.
3. Научить восстанавливать умственную работоспособность, преодолевать утомление с помощью физкультурных минуток, а также обучить здоровому и безопасному поведению в различных ситуациях.
4. Стремиться к соблюдению обучающимися правил личной и общественной гигиены.
5. Проводить занятия с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (уроки физкультуры) и помочь учащимся создать собственные формы здоровой жизнедеятельности.
Основные направления программы:
1. Создание условий для эффективного использования материально-технической базы школы.
2. Создание комплексной системы, способствующей физическому совершенствованию детей на протяжении всего обучения в школе.
3. Создание равных возможностей для детей с различными уровнями физического развития.
4. Разработка диагностических мониторингов для определения рациональной организации двигательной активности, лечебно-восстановительной и профилактической работы с детьми на протяжении обучения в школе.
5. Реализация гибкого сочетания обучающей деятельности и оздоровительной работы школы.
План действий по реализации подпрограммы «Здоровячок»
№ П/П |
Наименование мероприятия |
Участники |
Исполнители |
Дата проведения |
1 |
Мониторинг состояния здоровья учащихся с целью выявления: - хронических заболеваний; -перенесенных операций; диспансерного учета; определения группы занятий по ФК |
1-4 кл |
Классный руководитель |
Ежегодно |
2 |
Изучение самочувствия учащихся в школе. |
1-4 кл |
Классный руководитель |
В течение года |
3 |
Разработка системы мер по пропаганде и контролю выполнения учащимися санитарно-гигиенических норм. |
1-4 кл. |
Классный руководитель |
В течение года |
6 |
Классные часы: -Профилактика вредных привычек. -Необычное кулинарное путешествие -продукты разные нужны, блюда разные важны |
1-4 кл. |
Классный руководитель |
В течение года |
7 |
Организация веселых стартов |
1-4 кл |
Учителя физкультуры |
В течение года |
8 |
Мониторинг особенностей психологического климата в семье, здоровья учащихся школы и членов их семей. |
1-4 кл |
Классный руководитель |
В течение года |
9 |
Проведение родительских собраний: - Здоровый образ жизни. -Питание и здоровье ребенка. -Питание детей школьного возраста: современные пути решения». |
1-4 кл |
Классный руководитель |
В течение года |
10 |
Проведение спортивных соревнований |
1-4 кл |
Учителя физкультуры |
Ежемесячно |
Ожидаемый результат:
- развитие и совершенствование всех компонентов здоровья: физического,
психического, социального;
- формирование у детей и подростков полезные привычки и навыки, связанные с правильным питанием и заботой о собственном здоровье.
- осознанный выбор учащимися активной жизненной позиции, касающейся
здоровых привычек;
- формирование отрицательного отношения к ПАВ;
- социализация здоровой личности в обществе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.