Подростковый возраст!
Как часто мы слышим: детство,
младенчество, юность, молодость, взрослость и т.д. Как будто наша жизнь
поделена на этапы. Точнее - на возрастные этапы. И каждый этап несет свои цели
и задачи. Чем мы их успешнее решим, тем легче будет на следующем этапе. Это как
при учебе: усвоил предыдущий материал - справишься с новым, не усвоил - как
снежный ком будут накапливаться проблемы. Так же и в жизни.
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время,
каждый возраст имеет свои особенности и сложности. Не исключением является и
подростковый возраст. С одной стороны это самый долгий переходный период,
который характеризуется рядом физических изменений. С другой, именно в это
время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.
Физическое развитие.
Первым на переходный возраст реагирует организм. И если подросток будет подготовлен к подобным изменениям, то он отнесется к происходящему с ним более спокойно. Очень важно родителям рассказать сыну (или дочери) что с ним происходит и почему, а также поддержать его. В этот период подросток очень уязвим. Он может лишиться уверенности, если темп его развития будет замедлен по сравнению с другими сверстниками, равно как и если развитие будет происходить слишком быстро.
Какие же физические изменения происходят в этот период?
Во-первых, изменяется рост и вес.
Это влечет за собой изменение пропорций тела. При этом рост скелета (4-7 см. в
год) опережает развитие мускулатуры. Отсюда и появление "угловатости"
фигуры, что вызывает внутреннее чувство неловкости у подростка. Изменение веса
тоже причиняет немало хлопот, особенно у девочек. Именно у девочек между 5-6
классом зачастую вес резко возрастает. Девочки начинают выглядеть несколько
"округловато", и многим из них это причиняет дискомфорт.
Во-вторых, появляются вторичные половые
признаки, и это его тоже беспокоит.
В-третьих, могут проявиться нарушения функций
сердца, легких, кровоснабжения.
В этот период многие подростки жалуются на частые
головные боли, которые родителями воспринимаются, как выдуманные. Так же могут
появиться и функциональные расстройства. Происходят перепады
сосудистого тонуса, которые обуславливают резкую смену настроений. Казалось бы,
только-только подросток бодро прыгал, был весел, испытывал творческий подъем. И
вдруг становится пассивным и плаксивым.
В-четвертых, гормональная перестройка в
организме является причиной нестабильности эмоционального фона.
Именно в это время подросток остро нуждается в эмоциональной поддержке, дружбе.
Но это еще не все. "Гормональная буря" несет с собой заряд
гиперсексуальности. С точки зрения зарубежных психологов, подросток -
бисексуален, половая идентичность осознается к концу подросткового периода. И
тогда возникают образы мужественности, женственности. Например, образ
мужественности сочетает в себе карьеру, достижения, деньги; а на первом месте
женственности будет выступать красота.
На эмоциональное состояние влияет темп полового созревания.
Мальчики с быстрым темпом
полового созревания занимают лидерское положение, девочки с быстрым темпом
полового созревания пользуются большим успехом.
В период физиологических изменений у
подростка возникает новый образ своего физического "Я".
И вот тут-то часто проявляются подводные камни. Внешняя непривлекательность
(угловатость или округлость) приводят к чувству неполноценности. Подростку
может казаться, что "никогда эти прыщи не пройдут", что он
"навсегда останется таким толстым и неуклюжим"… Даже шутка, случайно
и беззлобно оброненная соседкой, может вызвать горькое разочарование собой. А
уж если неудачно пошутил одноклассник… Поэтому в этот период особенно
актуальным для подростка является принятие его внешности значимыми для него
людьми (родителями, друзьями).
Личностное развитие подростка.
Личностное развитие подростка характеризуется двумя
основными потребностями: с одной стороны потребностью в самоутверждении, с
другой - потребностью в общении со стороны сверстников, ибо ведущая
деятельность в данном возрасте - интимно-личностная.
Эти потребности и образуют основные черты
психического развития подростка. Одной из главных черт психического развития
можно считать личностную нестабильность подростка. Недаром Стенли
Холл назвал подростковый период - периодом "Бури и натиска". Ибо в
этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные
потребности и черты. Сегодня Ваша дочь скромно сидят со своими
родственниками и рассуждают о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице
боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдут на ночную дискотеку, заявив,
что "в жизни надо испытать все". И Вы будете долго недоумевать,
неужели моя дочь растет лицемеркой? А ведь ничего особенного (с точки зрения
Вашего ребенка) не произошло: она просто изменила мнение.
То же касается хобби и увлечений. Месяц
прозанимавшись фехтованием, Ваш сын вдруг заявит, что он пацифист. Убивать кого
бы то ни было - страшный грех. И по сему увлечется с тем же азартом филателией.
Но более всего особенности личностного развития
подростка проявляются в общении со сверстниками (ибо, напомним, ведущая
деятельность этого возрастного периода - интимно личностная).
Дружба
Любой подросток мечтает о
закадычном друге. При чем о таком, которому можно было бы доверять "на все
100", как самому себе, который будет предан. В друге ищут сходства,
понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании.
Практически, Друг является аналогом психотерапевта. Дружат чаще всего с
подростом того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда,
иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим
чертам). Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А в купе с
подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с
одной стороны - потребность в единственно-преданном друге, с другой - частая
смена друзей.
Любовь
Любовь в этом возрасте менее
устойчива, чем юношеская. Вожатые "пионерлагерей", наверное,
неоднократно отмечали одну особенность подростковой влюбчивости. Например, в
начале смены мальчик влюблен в одну девочку, в середине ревнует другую, а в
конце смены обменивается телефонами с третьей. И ведь каждое из отношений -
вполне серьезные намерения, в которые сам мальчик искренне верит. Но на самом
деле не все так просто. Ведь часто объект любви вообще разделен:
- одну девочку любят идеально
- проявляют отношения (гуляют) с другой.
Немалую роль в формировании личности подроста
играет РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА - значимая для подростка группа, чьи взгляды
он принимает. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по кружку,
и соседские ребята по этажу. Вот когда надо родителям быть особенно
внимательными. Ведь такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка,
чем сами родители, и сможет влиять на его поведение и отношения с другими. И именно
к мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться. Именно в ней будет
пытаться утвердиться.
Чувство взрослости - основное
новообразование подросткового возраста.
С внешней стороны у подростка
ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не
перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку
относятся как к "маленькому". Многое он не делает сам, многое - не
разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят,
поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже
и "наградить (опять таки, по своему разумению). То реальной взрослости
далеко, но так хочется! Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают
взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение
сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление "я тоже
имею свою личную жизнь"). Копируют любые отношения. Например, если в семье
не уважают кого-либо из ее членов, то так же будет поступать и сын (дочь). И
никакие слова типа "Старших надо уважать!" не помогут. Ребенок просто
будет отражать, как зеркало, Ваши же проблемы взаимоотношений. Если (не дай
Бог!) в семье при ребенке ругаются, потом он будет ругаться так же с Вами,
используя Ваши же слова. Да еще и удивляться: "Почему Вам можно, а мне
нельзя? Ведь я уже взрослый!"
Но в копировании отношений есть и положительный
момент. Ведь внешние копирование взрослых отношений - это своеобразный перебор
ролей, игры, которые встречаются в жизни. То есть вариант подростковой
социализации. И где еще можно потренироваться, как не в своей семье? Наверное,
Вы не раз замечали, как часто подросток меняет свое поведение: сегодня - добрый
и ласковый, завтра - манерный, а на следующей неделе - хулиганистый "как
соседский Вовка". У кого-то из подростков вхождение в жизнь
ознаменовывается разными выходками (доводящих домочадцев до невменяемости). У
некоторых, наоборот, выражается в заботе о ближних.
Внешний вид подростка - еще один источник
конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Эдакая социальная мимикрия
в подростковой среде. Таким образом у подростков выражается потребность в
безопасности. Не выделяться среди других, иначе засмеют. А дети бывают очень
жестоки к не таким, как другие.
Внутренне происходит следующее. У
подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и
относится к себе как к взрослому. Это проявляется в следующем:
1. Желание, чтобы все (учителя, родители)
относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что
прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то
подросток вовсе не желает (разве что на словах).
2. Стремление к самостоятельности. А по сему
контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам
все знаю!" (Это так напоминает малышовое "Я сам!"). И родителям
придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои
поступки. Это им пригодится по жизни. К сожалению, подобная
"самостоятельность" - еще один из основных конфликтов между
родителями и детьми в этом возрасте.
3. Появление собственных вкусов и взглядов,
оценок, линии поведения (самое яркое - это появление пристрастия к музыке
определенного типа). Надо помнить, что наши дети очень хотят быстро
повзрослеть, и к тому же отличаться от нас, родителей. И иметь "свои"
ошибки, которые мы делали когда-то сами. Но кто же верит на слово? Времена
быстро меняются. И с ними наши дети. Что было модно в одно время, считается
"ретро" в другое. Это касается и взглядов, и поведения, и всего
другого. Каждое поколение по-своему выражает принадлежность к своему времени.
Постарайтесь понять своих детей. Выслушать их точку зрения и аргументы. Может
Вы и не совсем с ними согласны. Но это будет лишним поводом научить их
отстаивать свое мнение, грамотно спорить. А если они сумеют отстоять свою
позицию, то разве это так уж плохо?
4. Соблюдение морального кодекса товарищества,
который везде одинаков, и от культуры и страны не зависит. Кодекс выражается в
четком стиле поведения по отношению к сверстникам. А именно важными в
отношениях считаются:
- взаимоподдержка
- помощь во всем
- эмоциональный комфорт в общении
- сохранение тайны
- нельзя критиковать
- нельзя поучать
- ревновать нельзя
- уважение внутреннего мира другого
С тем, кто не соблюдает эти правила товарищества,
могут обойтись весьма жестоко. Они могут оказаться "отверженными"
всеми и подвергаться гонениям.
Формирование "Я - концепции".
К
концу подросткового возраста формируется устойчивая система внутренне
согласованных представлений о самом себе (теория собственного "Я").
При этом она может и не совпадать с реальным "Я".
В 11-12 лет ребенок хочет понять себя, что он из
себя представляет, то есть построить свое идеальное "Я". Самопознание
происходит через друзей: подросток сравнивает себя с другими, анализирует.
Работает подростковая рефлексия: дружба носит исповедальный характер, пишут
дневники, стихи. В них ребенок отражает все свои желания, страхи…
Первоначально образы "Я" разные:
- "Я - физическое" (представления о
том, как выглядит свое тело, фигура),
- "Я - интеллектуальное" (оцениваются
мыслительные способности),
- "Я - характер" (какой я как человек,
друг; сюда же относится и поведенческие черты).
Образы "Я" никак не связаны между
собой, но реальны при разной степени реалистичности. Таким образом складывается
представление об идеальном "Я". Представления о себе динамичны и нестабильны.
Эти представления только формируются, поэтому подростки чувствительны к словам
и т.п.
Можно сказать, что заложено в "Я -
концепции", то подросток пытается и развить (особенно, если это не
соответствует реальному "Я"). Например, у физически больного ребенка
в "Я - концепции" заложено - здоров. Такой ребенок будет пытаться
физически себя подтянуть. И зачастую это будет удаваться (хоть и не в полной
мере). Или придумает способ компенсировать это.
Если уровень притязаний высокий, а осознание своих
возможностей не реальны может возникнуть невротизация (обидчивость, упрямство -
как внешние проявления несоответствия "Я" - идеального и
"Я" - реального).
При осознании "Я" - реального правильно
существует возможность исправить свои "недостатки", улучшить себя,
т.е. предпринимать реальные шаги самовоспитания.
Главная задача родителей помочь ребенку научиться
правильно себя оценивать, но при этом не расстраиваться, а спокойно решать
проблемы шаг за шагом.
Меняется уровень саморегуляции: способен
отсрочить желания, оценить соотношение возможности и реальной ситуации. Но
все-таки большинство подростков верят в чудо.
В конце подросткового возраста образы
"Я" складываются воедино.
Вот тогда и происходит ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ.
Каким будет Ваш ребенок - зависит от Вас и Ваших
взаимоотношений. Остается надеяться, что знания о сложностях подросткового
возраста и закономерностях его развития помогут Вам избежать многих ошибок и
сохранить с детьми хорошие отношения.
Отношения с родителями.
Детско-родительские отношение
- это особая тема разговора. Тем не менее, мы решили поднять эту тему именно
сейчас, говоря о подростковых проблемах. Ведь в этот период отношения с
родителями крайне противоречивы:
- с одной стороны у подростка есть потребность в
любви, внимании, поддержке со стороны родителей;
- с другой - потребность в эмансипации
(освобождении от опеки, контроля);
- а с третьей - стремление к равноправным
отношениям (равенство в правах при разных обязанностях, потребность в
самостоятельности).
От того, как все эти "требования" будут
сочетаться в отношениях, и как родители сами хотят строить отношения со своим
ребенком, можно выделить следующие стили родительско-детских
взаимоотношений.
1. Демократические отношения: неущемление
прав при выполнении обязанностей, объяснение причин требований. Реально это
выглядит следующим образом. Родители и ребенок договариваются о соблюдении
некоторого соглашения. Четко распределяют обязанности и определяют степень
"наказания", если соглашение не соблюдено. Не надо забывать, что
выполнение правил соглашения соблюдаются всеми сторонами на равных. Многое в
таких семьях основано на доверии и уважении к мнению каждого. Этот стиль
взаимоотношений сложный, требующий большого терпения. Но именно он в дальнейшем
не оттолкнет детей от родителей. И позволит многое решать, не ущемляя
достоинств друг друга, не обижая никого из членов семьи.
2. Авторитарный стиль: жесткий контроль,
причины требований родителями не объясняются (типа, "так положено, я так
сказал!"). Подросток часто сопротивляется такому стилю отношений. Это
может проявиться в 2-х линиях поведения:
- Неподчинение и борьба (если подросток
принадлежит к сильному типу). И тогда бессонные ночи Вам гарантированны. И надолго
испорченные взаимоотношения тоже.
- Неуверенность в себе, незрелость и
несамостоятельность (если ребенок принадлежит к более слабому типу). Это тоже
не совсем здорово. Ибо при таком варианте часто вырастают инфантильные дети. А
не приучившись к самостоятельности и ответственности за свои поступки, ребенок
в дальнейшем не сможет решать свои проблемы самостоятельно. И другой
"сильный" - зачастую сможет подчинить себе такого ребенка.
3. Жесткий контроль при недостатке
эмоциональности. Некоторые родители считают, что главное в воспитании -
просто следить за успеваемостью и контактами ребенка. При этом сводят отношения
к "Уроки сделал? Ну и молодец. Садись чем-нибудь займись и мне не
мешай". Ребенок чувствует себя заброшенным и не нужным. Недостаток тепла
развивает недоверие, часто жесткость (ведь такой ребенок зачастую не знает, что
значит любить, сострадать, жалеть). Потребность в любви он компенсирует
общением со сверстниками (причем общением в большом объеме). Могут начать
увлекаться наркотиками, как средство "забытья" от проблем. Часто
такие дети начинают совершать правонарушения, мелкие кражи. Таким способом они
подсознательно пытаются привлечь внимание к себе и своим проблемам.
4. Отсутствие контроля при недостатке душевных
отношений. Эти отношения дают ощущение вседозволенности, потому что нет
полноценной ответственности за ребенка. Родители думают только о себе (своих
делах), и часто в таких семьях ребенок является просто раздражающим фактором. И
он чувствует себя лишним и нелюбимым. Такой стиль отношений приводит к тому,
что остро нуждающийся в родителях (как в опоре) подросток начинает искать
утешение у других людей. Такие дети часто уходят из дома, прогуливают уроки.
Они становятся зависимыми от других. Их могут использовать в своих целях не с
самыми благими намерениями. Девочки могут начать искать "приключения"
на стороне, потому как "падки" на ласковые слова. И часто становятся
сексуальными жертвами мужчин (или других старших подростков), поддавшись на
"доброе" отношение со стороны последних. Мальчики могут начать
утверждаться за счет слабых и проявлять жестокость.
5. Гиперопека при сильном эмоциональном
контакте. Такие родители не дают самостоятельно развиваться своим детям.
Они думают за них, решают что и как делать. И при этом все подается как
"Это все для твоего же блага". Не отпускают ни на минуту. А если что
не по их правилам - хватаются за сердце и упрекают своих чад в черствости. Со
временем у детей, воспитанных таким стилем, возникают трудности в общении. Они
так и остаются инфантильными "маминькиными" сынками/дочками.
6. Высокие ожидания родителей. При таком
стиле отношений родители предъявляют много требований, претензий к ребенку,
записывают во многие секции. И вообще пытаются слишком разносторонне развить
ребенка. При этом желания самого ребенка не очень-то учитываются. Английский,
музыка, теннис, шахматы, плавание, танцы - это неполный список пожеланий
родителей того, что должен уметь ребенок. И это не считая того, что он должен
хорошо учиться, во всем помогать родителям по дому (и на даче). Сами родители
при этом и половины из этого списка не умеют. Но это ничуть их не смущает.
Ребенок становится "реализатором" жизненных планов родителей.
Успехами ребенка можно хвастаться (родители тешат свое самолюбие, "мол,
вот мой какой!"). А каждый промах сопровождается претензиями, типа:
"Ну, как всегда! Даже этого сделать не смог. Вот я в твоем
возрасте…." (далее следуют воспоминания о "суперменских"
способностях обоих родителей). При таком стиле воспитания у подростков формируется
тревожность, страхи, а жизненным мотивом становится боязнь неуспеха и избегание
неудач.
У каждого стиля есть свои достоинства и
недостатки. Каждая семья старается выработать свой стиль. Главное, чтобы эти
отношения приносили радость Вам и чувство комфорта всем членам Вашей семьи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.