Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации военно-спортивного воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
В подвижных играх, в отличие от других видов игр, большое место
занимают бег, прыжки, метания и другие двигательные действия.
От участников требуется проявление инициативы, творчества.
Взаимодействия в коллективных играх оговорены правилами,
исключающими применение недоступных (неэтичных) приемов,
нетактичных действий по отношению друг к другу.
Подвижные игры и развлечения могут быть индивидуальными и
коллективными. В первом случае ребенок занимается самостоятельно:
играет в мяч, прыгает через скакалку, крутит обруч, играет в
«классики», катается на самокате.
Во втором случае в игре участвуют двое и больше человек, и таким
играм присущи элементы соревнования, где каждый борется не только
за себя, но и за свою команду, но это требует взаимопонимания и
взаимопомощи.
При подборе игр надо учитывать возраст детей, сложность и
подвижность игр.
По сложности игры делят: на некомандные,
полукомандные и командные. Некомандные игры – самые простые: в
них каждый стремится проявить все свои способности в силе, ловкости,
быстроте, сообразительности. В полукомандных играх дети не только
стремятся добиться результата для себя, но и помогают другим в
трудном положении и вступают в сотрудничество. В командных играх
дети соревнуются группами, где результат зависит не только от личных
качеств, но и умения взаимодействовать, подчиняясь коллективным
интересам.
По условиям и правилам игры делят на д в а в и д а : 1) с
относительно четко установленными правилами, не допускающими
произвольные изменения размеров площадки, количества игроков,
инвентаря; 2) самые же произвольные действия допускаются в
свободных или вольных, творческих, ролевых играх. В них дети сами
намечают цель игры, сюжет, отдельные роли, которые разыгрывают, и
устанавливают лишь самые общие правила.
По
двигательной деятельности,
напряженности физической и эмоциональной нагрузки игры делятся на
степени подвижностит р и к а т е г о р и и : большой, средней и малой подвижности.
Игры на морозе проходят при высокой подвижности – с бегом,
прыжками, метаниями. Во время прогулок, походов проводят игры
обычно средней интенсивности. Игры на переменах, между
приготовлением домашних заданий обычно малоинтенсивны.
Очень важно учитывать в играх не только интенсивность, но и
направленность. Игры требуют проявления всех важнейших качеств –
быстроты реакции, быстроты движений, силы и выносливости, ловкости,
координации движений, точности, умения сохранять равновесие в
различных положениях.
Все игры развивают внимательность,
наблюдательность,
сообразительность, самостоятельность, способность к умственному,
волевому и физическому напряжению, решительности и смелости.
Большую роль в командных играх играют водящие и капитаны.
Они организуют совместные действия всех, следят за дисциплиной и
порядком, настраивают товарищей на активную борьбу с соперником, в
трудную минуту поддерживают боевой дух и сплачивают команду. Это
большая школа будущих руководителей.
Чтобы проводить подвижные игры эмоционально, интересно, надо
иметь хорошую игротеку.