Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий» в поэме. Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы.
Оценка 4.8

Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий» в поэме. Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы.

Оценка 4.8
doc
29.12.2020
Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий» в поэме. Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы.
Поэма Двенадцать.doc

Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий» в поэме. Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы.

Цель.                                                                                                                                            Образовательная: показать полемический характер поэмы: контрастное изображение двух миров, мирового пожара, революционного переустройства жизни; выявить жанровое своеобразие поэмы; проследить за особенностями стилистической реализации стихии революции; определить роль образов – символов  и художественных деталей.                                                                 Развивающая: оценить провидческий характер поэмы, понять многозначительность финала; осознать мироощущение Блока через его вершинное произведение - поэму «Двенадцать».                                     Воспитательная: воспитывать умение выражать собственное мнение о услышанном и прочитанном.

                                                  «Невиданные перемены, неслыханные мятежи»                                                                                                                                                                                                

                                                                                                                   (А.Блок)

                                                  «Трудное надо преодолеть, а за ним будет

                                                   ясный день»

                                                  «Бессмертная как фольклор»                       

                                                                 О.Мандельштам о поэме «Двенадцать»

 

                                                     Ход урока

 

       Поэма Блока была написана в январе 1918г. Это было страшное время: позади 4 года войны, октябрьский переворот и приход к власти большевиков, наконец, разгон Учредительного собрания, первого российского парламента.

Интеллигентами того круга, к которому принадлежал Блок, все эти события воспринимались как национальная трагедия, как гибель русской земли.

После Октября 1917 года Блок поначалу поверил в «очистительную силу революции». Груз противоречий эпохи он брал на себя и стремился воплотить их в стихах.

«Он ходил молодой, веселый, с сияющими газами, и прислушивался к «музыке революции», к тому шуму от падения старого мира, который непрерывно раздавался у него в ушах, по его собственному свидетельству», - вспоминала его тетка М.А.Бекетова.

    Сознанием чрезвычайной ответственности художника перед человечеством, переживающим колоссальный всемирно – исторический сдвиг, проникнуты все выступления Блока в печати и перед различными аудиториями. Он был уверен, что на ситуацию можно положительно повлиять.

Именно в это время поэт пережил последний творческий взлет, создав в течение января 1918г. свои известные произведения: статью «Интеллигенция и революция», поэму «Двенадцать», стихотворение «Скифы».

    Какой же видит Блок Россию в статье «Интеллигенция и революция?»

В статье он писал, что перед ним сейчас та Россия, « которую видели в устрашающих и пророческих снах наши великие писатели; тот Петербург, который видел Достоевский, та Россия, которую Гоголь назвал несущейся тройкой.»

«Невиданные перемены, неслыханные мятежи», - говорит Блок о времени 1917г.

 Эти словам стали пророческими, это мы сейчас точно знаем.

Поражало современников то, как мог певец Прекрасной Дамы создать строки о толстомордой Катьке? Как мог поэт, посвятивший такие проникновенные лирические стихи России, написать в страшные для нее дни слова: «Пальнем-ка пулей в святую Русь?» Эти вопросы были поставлены вскоре после первой публикации «Двенадцать» в газете «Знамя труда» в феврале 1918г. , а в мае поэма вышла отдельной книгой.

                           Чтение поэмы учителем или учеником.

- Что после прочтения поэмы вам показалось интересным, что показалось непонятным, что насторожило?

- Что сам Блок пишет о «Двенадцать?»

Поэма Блока «Двенадцать» явилась итогом блоковского познания России, ее мятежной стихии, творческого потенциала. В центре внимания автора – вопросы духовного состояния мира.

Блок так хотел, чтобы «Двенадцать» прочли когда- нибудь не в его время.

Сегодня, спустя много лет со дня написания поэмы, мы будем искать ответы на вопросы, поставленные современниками Блока и вами в тексте произведения.

-Что же услышал Блок в музыке революции?

- Как «Буря во всех мирах» нашла свое выражение в поэме?

- Какой видится Россия?

- Как раскрывается проблема исторической судьбы России?

 

-В каком литературном жанре написано произведение А.Блока? 

«Двенадцать» - поэма.

-Что такое поэма?      

Поэма – крупное стихотворное произведение с повествовательным сюжетом.

- Присутствует ли сюжет в поэме «Двенадцать»?

- При чтении и анализе обратите внимание на жанровые особенности поэмы: сочетание лиро – эпического начала с повествовательно – драматическим сюжетом. Перед нами живые, движущиеся, озвученные картины реальности. Главы калейдоскопически сменяют друг друга, складываются в масштабную панораму.

-Где развертывается действие поэмы?

«На всем божьем свете» на фоне разбушевавшихся природных стихий. Шумы, ритмы, голоса объятой революционным вихрем России гениально воплотились Блоком в поэме.

-Как изображена разбушевавшаяся природная стихия?

Стихия снега уводит героев от уюта дома, от любви и страсти в мир иной – жестокий, холодный, требующий мужества.

-Каков образ ветра?

Он всевидящее, всезнающее существо, таящее в своей хаотичности источники всеведения. Он завивает, ветер хлесткий, ветер веселый и золи рад, он гуляет, свищет, рвет, мнет. Возникают сопутствующие образы снега и вьюги. Это образы – символы не только разбушевавшейся стихии, но и грядущих перемен. Кажется, все смешалось, закрутилось в вихре. Кругом хаос и беспорядок, где идет схватка добра и зла, черного (старый мир) и белого (новый мир)

-О чем свидетельствует контраст, заложенный в 1-х строках?

Как изображен старый мир?

Старушка, символизирующая обывательское сознание. Буржуй на перекрестке, оставшийся «с носом», в «воротник упрятал нос».Писатель – вития (красноречивый оратор), говорящий вполголоса «Предатели! Погибла Россия!». Товарищ поп, нынче невеселый, он изображен как посторонний человек Барыня в каракуле, со своими спутницами. Бродяга – «Эх, бедняга», - это авторское отношение, так воспринимает события рассказчик. Грубо и жестоко обращается ветер с людьми беспомощными, сентиментальными, плаксиво растерянными. Все герои у автора вызывают презрительную усмешку, лишь к бродяге у него теплое чувство. «Подходи – поцелуемся…» Это в честь праздника революции, как в первый день Пасхи. Далее, клич голодных: Хлеба! И вопрос: «Что впереди? (о перспективах революции). Но нет ответа. «Проходи». Никто ответа не знает, во всяком случае, улица. Кругом злоба, грустная, черная, святая. Оксюморонное смешение святости и злобы указывает на дисгармонию, утрату идеала. Святая злоба навевает ощущение собственной вины, которая не дает права осуждать черную злобу и которая воспринимается как возмездие, недаром звучит: «Товарищ! Гляди в оба!». Это ни что иное как мотив бдительности, предупреждения.

Вывод: «Буря во всех мирах» нашла в этой главе сгущенное выражение.

 

Самостоятельная работа в группах.

 -Обсудите в группах 2, 3, 7, 11 главы. Каков образ нового мира, представленный в облике красноармейцев?

Гуляет ветер, порхает снег

Идут двенадцать человек.

Двенадцать героев, непохожих на окружающих, призванных исполнять некое предназначение, шагают через городскую сутолоку, где нет ничего неслучайного. Каждая глава притчеобразна. Мир предстает в состоянии конца – начала. В нем присутствуют черты и приметы Апокалипсиса.

Это образ нового мира, появляющегося из бури и сливающегося с ней .Двенадцати красногвардейцам надлежит навести порядок в стране. Но этот образ крайне противоречив, многолик. С одной стороны, эти люди в рваных пальтишко готовы жизнь отдать за неясные пока цели революции, готовы исполнить свой долг. Они идут вперед державным шагом, полные решимости раздуть мировой пожар на «всем божьем свете».

С другой стороны, это буйная вольница, даже внешне они напоминают уголовников. Они неуправляемы, подвержены непредсказуемым чувствам и поступкам. «Эх, эх, позабавиться не грех!» (7 гл.). Они идут без имени святого, «ко всему готовы»: к грабежу, убийству, насилию). Люди не под крышей дома, они несут службу, сознательно или скорее бессознательно бросились в стихию снега, ветра, тьмы. Они проходят мимо всех, кто считал себя состоятельным в прежнем мире.

 

Прочитайте 4-5 главы.

-Находит ли в этих главах развитие сюжетная линия?

-Помогают ли образы Катьки, Ваньки узнать еще что – нибудь о красногвардейцах?

-Каков облик блоковской героини Катьки?

Образ Катьки наделен реалистическими деталями: «в кружевном белье ходила», «гетры серые носила», «шоколад Миньон жрала).

 

Прочитайте 6-7 главы.

-Какое событии лежит в основе 6 гл.?

Убийство Катьки, как стихийный акт, – кульминация поэмы. Преступления нет, для убийц не существует нравственных норм, их поступки неуправляемы.

-Как чувствует себя Петруха после убийства Катьки?

Неловко, раскаивается, обращается к товарищам за помощью. Однако его раскаивание вызывает в товарищах сначала жалость, а потом злобу и ожесточение. Петруха, устыженный товарищами, ощущает неуместность своих страданий. Он действует, чтобы заглушить угрызения совести. «Он пять повеселел». Блок точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь – полное обесценивание человеческой жизни, которое не охраняет больше никакой закон: никому даже в голову не приходит, что за убийство Катьки кому-то придется отвечать. Нравственные понятия обесценились, недаром после гибели Катьки начинается разгул, теперь все дозволено: « Запирайте етажи, нынче будут грабежи).

 

Прочитайте 8 главу.

-Какие ритмы преобладают? 

Народно-песенные. Продолжается бесчинство, разгул. В один ряд поставлены « скука скучная, смертная»и желание провести «времячко», а затем – «Уж я семячки полущу, полущу! Уж я ножичком полосну…». Вот так воспринимает революционные события человек улицы, ощутивший безграничность свободы, и в то же время чувствующий враждебность окружающего, но уже побежденного мир).

 

Прочитайте 9 главу.

-Что породила свобода, данная революцией? 

От ощущения свершившегося справедливого переворота идет настроение бесшабашности, упоение свободой, характерное для городской голытьбы. Свобода, данная революцией, породила еще более страшный мир. Теперь людей, слившихся в кроваво-красном вихре, трудно остановить, если вообще возможно, потому что они мстят за свое прошлое всем подряд. Вот где четко прослеживается их крепкая связь со «старым миром», «пес безродный стоит… поджавши хвост).

 

Перечитайте 10 главу.

-Как реагирует природа на происходящее? Найдите образы-символы?

Какой предстает Россия?

В первых 4-х строках проявляется усиление стихии, но не она слепит. идущие двенадцать не видят вперед дальше четырех шагов. Не в состоянии удержать от темных и страшных проявлений и вера в Бога. Она тоже потеряна. Но убийство не только из-за любви, в нем проявилась и социальная стихия: разгул, разбой, бунт «голытьбы». Они не просто бунтуют, они пришли к власти. И тут возникает вопрос, как мог Блок благословить этот разбой и разгул? Многое в позиции Блока может прояснить то, что поэт, будучи всегда далеким от политики, был воспитан на традициях русской интеллигентской культуры 20 века с присущими ей идеями «народопоклонства» и ощущением вины перед народом. Поэтому разгул народной стихии, который приобретал такие уродливые черты, поэт воспринимал как возмездие. Потерявшая нравственные ориентиры, охваченная разгулом темных страстей, разгулом вседозволенности- такой предстает Россия в поэме. Но Блоку видится не только возмездие, но и погружение в ад, преисподнюю, но в этом же ее очищение. Россия должна миновать это страшное, погрузившись на самое дно, вознестись к небу.

 

Прочитайте 11 главу.

-Кто герой поэмы? 

Герой поэмы Блока, обозначенный сокральным числом , - это «рабочий народ», люди, которых поднял с самых низов вихрь истории. Их ведет вперед «черная злоба»- «святая злоба» к «страшному» миру. Они идут уверенны, ничем и никем не сбиваемым шагом. Они слились с кровавым вихрем революции, «ко всему готовы, ничего не жаль).

 

Перечитайте 12 главу.

-Мотивировано ли появление Христа в финальной строке? 

Появление Христа в финальной строке никак не мотивировано предшествующим текстом. Но это единственный, но решающий знак присутствия автора. Это блоковская оценка всего происходящего. С одной стороны, - это социальное возмездие за несвободу низов. С другой стороны, - это правда духовного освобождения от унизительной власти низменно- телесного, то есть возврат к потерянной нравственности.

Познакомьтесь и оцените высказывания об образе Христа в поэме «Двенадцать»

     Высказывания об образе Иисуса Христа в поэме «Двенадцать»          

« В грохоте революции он расслышал нежную поступь Христа» (П.Медведев 1923г.)

 

 «Образ Христа – большая и бесспорная неудача» (С.Штурт)

 

« Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного»  

                                                                        (Ф.М.Достоевский)

 

« Христос в поэме – антитеза « псу» как воплощению зла, центральному «знаку» старого мира, - самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости» ( Л.Долгополов)

 

« Блок ввел Христа не как образ церковной традиции, а народного, незамутненного церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не благословлял революцию этим заинтересованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа» (А.Горелов)

 

 В.Орлов, Б.Соловьев, М.Пьяных подчеркивали связь Христа с мотивами предшествующего творчества. Именно Христос соединил в себе воплощения идеала мировой гармонии ( Мировой Души, Прекрасной Дамы, Вечной Женственности) с символикой стихии как народного начала и с эпической темой революции.

 

« Образ Христа, как и образ двенадцати, и поэма в целом, связан с трагедийным представлением Блока о человеке эпохи перехода от старого мира к новому, поэтому в них не может быть гармонии» ( П.Громов)

 

« То обстоятельство, что человек и эпоха расщемлены, разорваны, противоречивы, не отрицает, а делает необходимым появление  в финале образа Христа, открывающего перспективу «впереди». ( Л.А.Трубина,  доктор филологических наук)

 

« Блоку виделся незримый Христос как воплощение подлинного народного идеала правды, справедливости, к которому движутся человек и Россия, преодолевая суровые испытания и страдания». (Л.Трубина)           

 

 

 Итог урока

 Просмотр презентации

 

-Что же услышал Блок в музыке революции?

Как «Буря во всех мирах» нашла свое выражение в поэме?

Какой видится Россия

Как раскрывается проблема исторической судьбы России…

 

Выводы по поэме.

Всю тяжесть исторического возмездия двенадцать берут на себя. «Они» персонажи поэмы, остаются грешниками на продуваемой ветрами земле, «он»- над ними и независим от них, над вьюгой, хаосом, над историей. Мороз, ночь, разрозненные крики, выстрелы, огни – создают картину хаоса, некоего вселенского апокалипсиса, а образ Христа, который находится над «бушующим миром» «невидим», «невредим», «россыпью жемчужной» впереди несет начало светлое, гармоничное. Идеальный образ Христа подчеркивает сопровождающий Христа белый цвет («белый венчик из роз», снег, жемчуг). Но в то же время финал поэмы содержит дерзкую, богохульную рифму в гармоничном сочетании: «роз- Христос», появляется сниженное «пес», отрицающее идеализированное представление о том, что впереди, что ждет всех после событий, перевернувших все. Но двенадцать не идут за Христом, а преследуют Христа: «Все равно тебя добуду/ Лучше сдайся мне живым/ трах-тах-тах (это выстрелы в него, что тоже символично). И, беря в руки кровавый флаг, Христос возлагает на себя грехи революции и выводит заблудших из мрака и кровопролития, но он все же выше их. Он идет не по земле, а «нежной поступью надвьюжной», но впереди (а может быть и душах, в бытовых оговорах «Господи, благослови), увлекая за собой грешных .

Именно в образе Христа Блок воплотил и свое ожидание революции , и свою веру в ее очистительную силу, и свое разочарование в ней, и обретение новой веры – веры в нравственное перерождение людей.

Блок писал: «Когда я кончил, сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». Что Христос идет перед ними – несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и другого пока нет, а надо другого?

Блоку так увиделось. Он продолжает: «Я только-только констатировал факт: если вглядеться в столбы метели на этом пути, то увидишь «Иисуса Христа» (дневниковая запись от 25 февраля 1918г.)

Да, многое в поэме ошеломляюще неожиданно. Мерцающий смысл поэмы не подчиняется законам логики. Читатель испытывает резкое смешение чувств. Лексика поэмы отличается злободневностью: политический и блатной жаргон, смешение высокого и низкого. В поэме звучат интонации марша, частушки, революционной и народной песни, лозунговых призывов. И все это настолько органично смешалось в единое целое, что Блок в день завершения поэмы, 29 января 1918г., дерзнул пометить в своей записной книжке: «Сегодня я – гений».

Главной внутренней темой поэмы является вопрос о вере, совести, шаткости убеждений, русской бесшабашной склонности к греху и покаянию.

В поэме «Двенадцать» Блок заострил вопрос о духовной сущности вершителей новой истории 20 века. В центре поэмы – состояние душ. Финал поэмы подчеркивает, что вопрос о вере, объективном присутствии Бога в русской истории 20 века для автора – главный.

-Как вы понимаете высказывание В.М.Журмунского?

« Погрузившись в родную ему стихию народного восстания, Блок подслушал ее песни, подсмотрел ее образы…- но не раскрыл… трагических противоречий и не дал никакого решения, не наметил никакого выхода: в этом его правдивость перед собой и своими современниками».

       Вот так высоко оценил смысловой итог поэмы один из лучших знатоков блоковского творчества

 

Обратимся к эпиграфу « Бессмертная как фольклор». ( О.Мандельштам)

-Согласны ли вы с оценкой поэмы О.Мандельштамом?

 

Настоящий художник не уходит из жизни бесследно. « Мы умираем, а искусство остается,- заметил Блок на торжественном собрании, посвященном Пушкину.

Блока нет, но его богатейшее наследство с нами. Его стихи во многом трагичны, потому что трагичным было и его время. Однако, Блок утверждал, что не угрюмость суть его творчества, она в служении будущему.

В своем последнем стихотворении «Пушкинскому дому» ( февраль 1921 г.) поэт снова напоминает нам об этом:

Пропуская дней гнетущих
Кратковременный обман,
Прозревали дней грядущих
Сине- розовый туман.

«Если вы любите мои стихи, преодолейте их яд, прочтите в них о будущем,»- с этими пожеланием Блок обращается к нам, своим читателям.

«Трудное надо преодолеть, а за ним будет ясный день» (А.Блок)

 

Домашнее задание. Проанализируйте финальную главу поэмы и ответьте на вопрос: «Как решается тема исторического пути России в поэме Блока. «Двенадцать».


Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий» в поэме

Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий» в поэме

В статье он писал, что перед ним сейчас та

В статье он писал, что перед ним сейчас та

Стихия снега уводит героев от уюта дома, от любви и страсти в мир иной – жестокий, холодный, требующий мужества

Стихия снега уводит героев от уюта дома, от любви и страсти в мир иной – жестокий, холодный, требующий мужества

С одной стороны, эти люди в рваных пальтишко готовы жизнь отдать за неясные пока цели революции, готовы исполнить свой долг

С одной стороны, эти люди в рваных пальтишко готовы жизнь отдать за неясные пока цели революции, готовы исполнить свой долг

Прочитайте 9 главу. -Что породила свобода, данная революцией?

Прочитайте 9 главу. -Что породила свобода, данная революцией?

Появление Христа в финальной строке никак не мотивировано предшествующим текстом

Появление Христа в финальной строке никак не мотивировано предшествующим текстом

Блоку виделся незримый Христос как воплощение подлинного народного идеала правды, справедливости, к которому движутся человек и

Блоку виделся незримый Христос как воплощение подлинного народного идеала правды, справедливости, к которому движутся человек и

Да, многое в поэме ошеломляюще неожиданно

Да, многое в поэме ошеломляюще неожиданно
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.12.2020