Поэзия 1960 - 1980-х годов XIX века

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 19.01.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Поэзия 60-х гг XIX века.pptx

Поэзия 1860 – 1880 гг XIX века

Школа
«чистой поэзии» (поэзия сердца, чувства)

Школа
демократической поэзии
(поэзия мысли)

А.А. Фет,
А.Н. Майков,
А.К. Толстой,
Я.П. Полонский

Н.А. Некрасов, И.С. Никитин,
А.Н. Плещеев,
И.З Суриков,
М.Л. Михайлов,
Л.Н. Трефолев

Школа
«чистой поэзии»
(поэзия сердца, чувства)

Школа
демократической поэзии
(поэзия мысли)

Среди громов, среди огней, Среди клокочущих страстей, В стихийном, пламенном
раздоре, Она с небес слетает к нам — Небесная к земным сынам, С лазурной ясностью во взоре — И на бунтующее море Льёт примирительный елей.
Ф.И. Тютчев Поэзия

Нет, ты не Пушкин. Но покуда,
Не видно солнца ниоткуда,
С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать...

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Н.А. Некрасов
Поэт и гражданин

Школа
«чистой поэзии»
(поэзия сердца, чувства)

Школа
демократической поэзии
(поэзия мысли)

развивали романтическую традицию

эстетизация действительности
созерцательность
вечные темы и проблемы, античность
литературный язык, «приподнятая» лексика


развивали реалистическую традицию
действительность в противоречиях и контрастах
активная жизненная позиция
социальная тематика, проблематика
элементы разговорного языка, «сниженная» лексика

Школа
«чистой поэзии»
(поэзия сердца, чувства)

Школа
демократической поэзии
(поэзия мысли)

А.А. Фет, А.К. Толстой

Н.А. Некрасов

внимание к философским проблемам
интерес к вопросам художественной формы
теория чистого искусства

возвращение декабристской лексики
гражданственность
народность
приоритет содержания над формой

«ЧИСТОЕ ИСКУССТВО» (или «искусство для искусства») — теория, которая утверждает свободу искусства от влияния общества и социальных проблем. Теория получила своё распространение в русской литературе в 60–80-х годах XIX века
Характерные черты «чистого искусства»:
искусство важно само по себе, вне его связи со злободневными вопросами;
искусство призвано исследовать вечные вопросы бытия, внутренний мир человека, природу и людей в гармонии с ней;
искусство должно дарить читателю радость, давать возможность соприкоснуться с вечным, прекрасным.

Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
А. А. Фет

Когда на то нет божьего согласья,
Как ни страдай она, любя, —
Душа, увы, не выстрадает счастья,
Но может выстрадать себя...

Душа, душа, которая всецело
Одной заветной отдалась любви
И ей одной дышала и болела,
Господь тебя благослови!

Он милосердый, всемогущий,
Он, греющий своим лучом
И пышный цвет, на воздухе цветущий,
И чистый перл на дне морском.
Ф.И. Тютчев