Поэзия на уроках географии
Оценка 4.7

Поэзия на уроках географии

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
география
8 кл—11 кл +1
14.11.2018
Поэзия на уроках географии
Данная игра дана при закреплении темы Зарубежная Европа. В не собраны задания не только для обобщения но для эрудиции учащихся, материал , который здесь собран выходит за рамки учебной программы. Детям очень нравится и они больше знают про данный регион.
Публикация является частью публикации:
Поэзия на уроках географии.docx
Поэзия на уроках географии Географии основы Заставляют стать поэтом! Не опишешь тусклым словом Нашу яркую планету… И.И. Ландо  Одной из важнейших задач современного школьного географического образования  является воспитание патриотизма, любви  к  России и малой родине.   Я в своей работе ищу  различные пути решения этой проблемы. Один из  них ­  использование художественной литературы на уроках географии , но этот путь не является абсолютно новым. В использование художественной литературы на уроках географии VIII  класса использую подборку стихов по темам «Географическое положение России»,  «Кавказ», «Урал», «Западная Сибирь» разных поэтов и писателей. По изучению своей  местности  использую  своих поэтов литературного объединения «Стержень».  Подборка стихов о реках России, круговороте воды в природе и др. Тонко подмеченная,  искусно воспетая в стихах красота природы помогает «разбудить ум и сердце ребёнка»,  создать радостное, приподнятое настроение, провести урок на высоком эмоциональном  уровне. Поэзия воспитывает чувство прекрасного, возвышенного, чувство любви, гордости  и патриотизма. Синтез поэзии и географии позволяет точно и ёмко создать образ территории, заставить  логически мыслить, пробудить желание думать, работать, повышает интерес к изученной  теме, делает уроки живыми и запоминающимися.   Лаконичные, чёткие зарисовки образов природы, звучащие в стихах, заостряют впечатление и воображение, усиливают мотивацию к учебной деятельности.  На уроках географии и во внеурочное время использую стихи, песни, частушки, загадки, а  также на примерах проиллюстрировать привлечение учащихся к сочинению стихотворений  о природе, родном крае и т.д. Поэтические произведения возможно применять на всех дидактических этапах урока.  Особенно эффективно использование стихотворений при изучении нового материала. Они  служат целевыми установками. Называя содержание темы, «эпиграф» урока нацеливает  класс на восприятие и усвоение нового материала. Например, при изучении географии России особое внимание уделяется первому уроку.  Эпиграфом к этому уроку служат слова В.Г. Белинского: «Любить Родину ­ значит знать  её».  Говоря о громадной территории России, зачитываем стихотворение(автор неизвестен)  Россия, ты – великая держава, Твои просторы бесконечно велики. На все века себя ты увенчала славой. И нет другого у тебя пути. Озёрный плен твои леса венчает. Каскад хребтов в горах мечты таит. Речной поток от жажды исцеляет, А степь родная хлебушек родит. Твоими городами мы гордимся. От Бреста до Владивостока путь открыт. Тебя венчает славная столица, А Петербург историю хранит. В земле твоей богатств поток неиссякаемый, К сокровищам твоим нам путь лежит. Как мало о тебе ещё мы знаем. Как много изучить нам предстоит. Затем перед  учащимся ставятся вопросы: Какова площадь? Какими океанами омывается Россия?  Определите по карте протяженность России с севера на юг и с запада на восток.  Стихотворения стимулируют познавательный интерес, разряжают напряжённую  психологическую обстановку при опросе, переключают и мобилизуют внимание. Введение  поэтического материала сопровождается вопросами и заданиями, которые решают  развивающие задачи и формируют навыки критического мышления, способствуют  осознанию и более глубокому восприятию изученного материала.  Например,  формирование представления о природной зоне степи происходит с помощью  первого куплета  народной песни «Ой, ты степь».  Ой, ты, степь, широкая моя.  Степь, да степь ­ раздольные края. Все твои дороженьки–пути Трудно солнцу за день обойти. Припев: Широка ты, степь, Широка ты, степь, Широка ты, степь, широка. Вопросы:  Какой вы представили степь, дайте  словесное описание. Каковы особенности природы, описанные автором в стихотворении?  Особенно важно при изучении географии родного края привлечение местного материала. Александр Потапенко. Когда б меня о родине спросили, Я бы ответил, что душою всей Люблю свой край таежный,­ центр России, Где скалы раздвигает Енисей,  Где наши ГЭС­ им века работы! Люблю плоты и чаек на волне. И северные я люблю широты И юг степной, с орлами в вышине. Наша Хакасия…. Здесь и  Саяны, А под землей её – запас велик: Нефть, уголь ,газ и золото. Там есть­ Медь, молибден  и мрамор­ Мне всех богатств не  перечесть!......... Ольга Позднякова в своей песне восхваляет малую родину « О тебе, Хакасия, пою! На степных дорогах озоруют ветры, Поднимая к небу вековую пыль. А в  степи Кайбальской с ночи до рассвета Клонит низко голову седой ковыль. Припев: О тебе, Хакасия, древняя земля, Пусть летит во все края песня моя. ­2р Старые курганы, словно великаны, В полудреме землю эту стерегут. И шумят лесами синие Саяны_ Песню о Хакасии  они поют. Припев. Раннею весною зашумишь листвой, Яблоневым цветом одаришь зарю. Над рекою вольной, широко, раздольно О тебе, Хакасия, запою. Припев. Много мест прекрасных есть в России нашей: Города и села, реки и моря…. Только ничего я не видела краше,  Чем моя Хакасия, земля моя! Припев. Вопросы:  Чем богаты леса нашей  Хакасии?  Какие реки протекают по её  территории? Поэтические образы способствуют формированию предметных умений и навыков,  пробуждают фантазию школьников, создают условия, при которых дети стремятся к  творчеству, испытывают потребность работать с художественной литературой и узнавать  новое. Сами пишут стихи, что способствует привитию любви не только к географии, но и к  поэзии, к родному краю.  У Тани Ивановой  ученицы 8 класса сложился  свой образ России. Вот её стихотворение: Как Россия необъятна: Города и тут и там. Почему – нам не понятно ­ Столько много разных стран, Округов, краёв, республик, Автономных областей? Все в состав России входят, Крепко дружат они с ней. Люди дружат меж собою, Приезжают в округ, край. Ты гордись своей страною, Знай, люби и почитай! Благодаря поэтической географии учащиеся смогут познать удивительный мир природы:  пройти по горным дорогам, проплыть по бурным рекам, увидеть могучую тайгу и  бескрайнюю степь, осознать огромность жизни и радость её, испытать гордость за то, что  они являются гражданами России.

Поэзия на уроках географии

Поэзия на уроках географии

Поэзия на уроках географии

Поэзия на уроках географии

Поэзия на уроках географии

Поэзия на уроках географии
Скачать файл