Поиск и поддержка талантливых детей в объединении "Серебряная струна". Обобщение опыта работы
Оценка 4.9

Поиск и поддержка талантливых детей в объединении "Серебряная струна". Обобщение опыта работы

Оценка 4.9
docx
18.12.2022
Поиск и поддержка талантливых детей в объединении "Серебряная струна". Обобщение опыта работы
Поиск и поддержка талантл. детей - обобщ опыта Н.А.Гостева.docx

Обобщение опыта работы

 

Поиск и поддержка талантливых детей в объединении

 «Серебряная струна» (авторская песня)

 

Педагог: Гостева Наталья Александровна

 

Пермский край, село Березовка, МБОУ ДО «ЦДО»

 

Работа по педагогической поддержке и сопровождению талантливых детей признана одним из приоритетных направлений национально-образовательной политики.

Работа с талантливыми и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие стали одним из важнейших аспектов деятельности дополнительного образования.

Каждый талантливый ребенок уникален, и работа с ним – индивидуальная, целенаправленная деятельность, требующая искусных действий педагога, что в наших условиях обеспечить можно.

Мне хотелось бы поделиться опытом, каким образом в творческом объединении «Серебряная струна», где дети приобщаются к жанру авторской песни, знакомятся с традициями авторской песен, обучаются гитарному аккомпанементу, исполнению бардовских (авторских) песен под собственный аккомпанемент, а впоследствие сочинению стихов, песен, авторских произведений, пению сольно, в дуэте, трио, ансамбле, овладевают навыками концертной деятельности, создана система поиска и поддержки детей с признаками одаренности,  а также их сопровождение в течение всего периода становления  личности.

Итак, организация и поддержка детей с признаками одаренности в нашем объединении имеет следующее содержание:

1.Выявление одаренных детей

Чтобы выявить детей с признаками одаренности необходимы:

- Наблюдения педагога. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдения за его индивидуальными проявлениями.

Музыкально одаренный ребенок выделяется из общего коллектива учащихся. Такие дети эмоционально восприимчивы к музыке. Как правило, у них вырабатываются свои музыкальные предпочтения, свои приоритеты. Некоторые произведения им нравятся, к другим они равнодушны.

- Анализ особых успехов и достижений детей, проведение диагностики их потенциальных возможностей.

- Диагностика творческого развития  и результативности обучения.

В начале учебного года (сентябрь-октябрь) в объединении проводится вводная диагностика, цель которой – выявление уровня мотивации, степени развития  музыкальных данных детей  в начале учебного года.

 В качестве показателей  музыкального развития используются следующие: диапазон голоса, качество интонирования, музыкальный слух,  память, чувство ритма.

Психолог в начале учебного года проводит в творческой группе диагностику  по методике Гилфорда на изучение уровня креативности  и творческого мышления одаренных детей.

В ходе диагностики психолог использует упражнения на развитие беглости, гибкости, оригинальности и своеобразия творческого мышления.

- По итогам первого и второго полугодий проводятся текущая и итоговая диагностики по 3 уровням, которая выявляет степень освоения учащимися образовательной программы на определенном этапе.

- Отслеживается участие детей в конкурсах разных уровней

- В качестве контрольно-итоговых  мероприятий  практикую зачеты, концертную деятельность, творческие отчеты.

Итоговый результат оценивается по 3 уровням:

Высокий уровень -  ребенок очень хорошо знает учебный материал, участвует в конкурсах, фестивалях разного уровня, имеет призовые грамоты и дипломы, участвует в концертах, мероприятиях.

Базовый уровень - хорошо знает учебный материал, участвует в конкурсах, фестивалях разного уровня, концертах, мероприятиях.

Минимальный уровень – знает учебный материал, участвует только в конкурсах районного уровня, концертах, мероприятиях.

2.Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности

Необходимо вселить в ребенка веру в то, что он уникален и может многое – это важный шаг для того, чтобы одаренность  прежде всего увидеть. А увидев, не потерять и пытаться развивать, направлять в нужное русло.

Самое главное убедить ребенка в том, что это, прежде всего, необходимо самому ребенку, а также его родителям, и оказывать всяческую в этом помощь.

Педагог призван помогать одаренному ребенку в его успешной самореализации. Наибольшее значение имеет мотивация учебного процесса. В процессе освоения программы применяю самые различные формы и методы обучения, которые мотивируют учащихся к активному слушанию, познанию изучаемого материала, а также обеспечивают наибольшую эффективность и оптимальность его восприятия. Это:

- активное слушание музыки;
-  диалог: педагог – учащийся;
-  разбор содержания исполняемой АП;
- работа с понятиями;
- работа с приёмами исполнения;
- «перевод» песен в рисунок;
- рецензия на песню;
Программой предусмотрена смена видов деятельности, в частности, занятия чередуются с посещением концертов, «походами в гости» в другое объединение,  участием в концертах и мероприятиях Центра и районных, поездками на фестивали АП, концерты известных (современных) бардов, экскурсиями, встречами с интересными людьми, местными авторами-исполнителями.

      Кроме того, ребенок должен хорошо представлять, где могут пригодиться полученные им знания и умения. Моя задача донести до учащихся, что их участие  в концертах, творческих отчетах, встречах, поездки на конкурсы и фестивали создают условия для неформального общения, содействуют их  эмоциональному раскрепощению, успешной адаптации в социуме, освобождению от комплексов, развитию коммуникативных, лидерских качеств, чувства коллективизма, культуры поведения. А для многих выпускников по программе авторская песня и игра на гитаре становятся хобби на всю жизнь.

При работе с одаренными детьми я практикую выполнение исследовательских работ. В результате учащиеся получают не только практические навыки, но и теоретические знания.

Проведение подобных исследований стимулирует мыслительную деятельность любого ребенка, а талантливого тем более, заставляя его выдвигать новые гипотезы, проблемы, а затем искать пути их решения.

Не менее важно создать благоприятные условия для деятельности одаренного ребенка во время занятия. Ведь именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Прежде всего, это связано с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир.

Поэтому при подготовке к занятию приходится с особой тщательностью подбирать и придумывать задания для  талантливых обучающихся. Например, если ребенок освоил материал по какой-то  теме, предлагаю ему  сочинить игру по творчеству бардов «Угадай автора», составить музыкальный тест по творчеству  бардов-классиков, современных бардов, тест на знания, умения, навыки по творчеству авторов-исполнителей с выбором ответа, дать оценку той или иной АП, нарисовать рисунок по тематике песни и т.д.

Нередко в своей работе я использую коллективные способы обучения и одаренный ребенок может  взять на себя роль организатора или некоторые функции педагога при работе в группе.

А что делать, если одаренный ребенок -  «одиночка» (что чаще всего и бывает)? Конечно, не обойтись без индивидуальных заданий. И здесь очень интересен метод развивающего дискомфорта: обучающимся  предлагаются задания, при выполнении которых у них будут возникать трудности.  И с этими трудностями предстоит справиться. Отметила одну закономерность, если задания будут все время выполняемыми, одаренные дети теряют интерес к занятиям.

Вообще систему заданий для одаренного ребенка продумываю таким образом, чтобы у него возникала необходимость воспользоваться дополнительными источниками знаний: интернетом, справочниками, энциклопедиями, словарями, специальной литературой по АП, интнрнет-ресурсами.

 3.Контроль за развитием познавательной деятельности одаренных обучающихся.

Ребенку, а тем более одаренному, надо не только помогать, но и постоянно контролировать его обучение. В своей работе использую такие виды контроля: эстафетный опрос, решение тестов, технические зачеты, итоговые уроки-концерты, творческие отчеты по итогам полугодий «Гитара по кругу», « Наполним музыкой сердца», фестивали, конкурсы, Бард-кафе.

Большое место в учебном процессе  отводится  концертной деятельности.

Дети ждут концерта с нетерпением, волнением и радостью.

Мы организуем концерты для  учащихся старших классов общеобразовательных школ района, принимаем участие в благотворительных концертах, участвуем в концертах по соцзаказу для ветеранов ВОВ, воинов-афганцев, детских садов, районной библиотеки, и других. Создаем МП-3 диски с авторскими произведениями учащихся, лучшими образцами детских песен авторов-исполнителей. Ведем литературный дневник учащихся. Готовится к печати второй сборник стихов и авторских песен детей «На маленьких бригах детской мечты».

Вместе с детьми собираем портфолио для отражения творческого развития.

4.Работа с родителями одаренных детей

- психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка

- поддержка и поощрение родителей одаренных детей на уровне ЦДТ  (благодарственные письма родителям по итогам учебного года), обсуждение с родителями целей и задач совместной деятельности.

       5.Поощрение одаренных детей

Любую деятельность всегда стимулирует поощрение. Это оценивание результатов, оформление стенда достижений детей «Для творчества границ не существует», вручение дипломов, наград, сертификатов, стипендий главы администрации района, предоставление возможности побывать в интересных поездках (новогодние елки губернатора, президента).

Участие детей объединения «Серебряная струна» на Всероссийских, межрегиональных, краевых, районных фестивалях, конкурсах отмечены дипломами и    грамотами за призовые места.     

 

 


 

Обобщение опыта работы Поиск и поддержка талантливых детей в объединении «Серебряная струна» (авторская песня)

Обобщение опыта работы Поиск и поддержка талантливых детей в объединении «Серебряная струна» (авторская песня)

Некоторые произведения им нравятся, к другим они равнодушны

Некоторые произведения им нравятся, к другим они равнодушны

Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности

Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности

При работе с одаренными детьми я практикую выполнение исследовательских работ

При работе с одаренными детьми я практикую выполнение исследовательских работ

Контроль за развитием познавательной деятельности одаренных обучающихся

Контроль за развитием познавательной деятельности одаренных обучающихся

и грамотами за призовые места.

и грамотами за призовые места.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2022