Открытый урок географии 19.01.2017 год
Учитель географии высшей квалификационной категории Алова Олеся Владимировна, МОАУ СОШ № 22 г.
Новотроицка
Класс 5 А
Тема: «Поиски Южной Земли продолжаются»
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учащимися системы знаний по теме «История
географических открытий» средствами технологии критического и проблемного обучения.
Образовательная цель: добиться осознания и усвоения ключевых слов Джемс Кук, Австралия, Антарктида, М.П.
Лазарев, Ф.Ф. Беллинсгаузен; показать роль англичанина в открытии новых земель и российских мореплавателей в
открытии материка Антарктиды, отрабатывать правила работы с картой, развивать информационную компетентность
учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.
Воспитательная цель:
способствовать пониманию идеи целостности мира; способствовать формированию
мировоззренческой географической культуры личности, патриотизма.
Развивающая цель: создать условия для развития системы умений устанавливать причинноследственные связи через
умение работать с текстом учебника, картами атласа, умения анализировать и обобщать полученные знания.
Формирование УУД: Личностные: воспитание патриотизма, развитие правильной самооценки;
Регулятивные: определение и формулирование цели на уроке с помощью учителя, планирование своего действия в
соответствии с задачей;
Коммуникативные: взаимодействие с одноклассниками и учителем, развитие умения представлять свои знания в
группе;
Познавательные: накопление знаний по теме «История географических открытий», преобразование информации из
одной формы в другую, расширение кругозора, словарного запаса.
Тип урока: комбинированный.
Технология РКМ и проблемного обучения.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная и групповая.
Средства обучения: учебник географии 5 класс (автор Е.М. Домогацких и др.), атласы и контурные карты по географии 5
класс, рабочие тетради, «бортовые журналы», настенная и электронная интерактивная карта «Физическая карта
полушарий», «Антарктида», портреты путешественников, мультимедийное оборудование, слайдпрезентация об
Антарктиде, песня «В Антарктиде льдины…». Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Приемы, методы Время
Структура урока.
Этапы
урока
Вызов
1.Орг.
момент
Уч.: Поприветствуем друг друга глазами.
Долгожданный дан звонок начинаем наш урок
путешествие! Предлагаю расшифровать цель
путешествия, а для этого необходимо найти
способ чтения слова и восстановить его
первоначальный вид.
ПQRONIЗWVHLDAFSHQYИRVE
Что нужно, чтобы справиться с поставленной
целью?
Поэтому сегодня наш девиз:
2.Прове
рка д/з.
Оценива
ние.
Не закрепив изученное, … Повторенье…
Нам нужно…
Сначала проверим ответы на более простые
вопросы, затем на более сложные. Работаем в
парах взаимопроверка, кто один
самопроверка. Один ученик выходит к доске (по
Подготовка к уроку.
Определение цели урока (ученики
убирают все латинские буквы,
оставив в тексте только русские буквы):
«Поздороваемся
глазами»
«Настроение»
1мин
ПОЗНАНИЕ
Правильно распорядиться временем!
Работать слаженно!
«Ум и сердце в путешествие возьми!
Каждой минуткой дорожи!»
Трудно постичь новое! Мать ученья.
Проверить д/з. (небольшой тест на 10
минут)
«Зашифрованная
фраза»
«Эмоционально
интеллектуальны
й настрой (вход)
4
Прием «толстые
и тонкие
вопросы».
«Взаимопроверка
»,
«Самопроверка», желанию или вызывает учитель). Поднимите
руки те, у кого отметка «5», «4», «3», «2».
Хорошие результаты закрепим, а не очень
постараемся улучшить.
В открытие и изучение нашей планеты внесли
свой вклад замечательные путешественники.
Глядя на портрет и таблицу, назовите фамилию
и открытие. Если вы ошибаетесь, портрет
переворачиваю. Покажите свои знания!
Называют фамилии и заслуги великих
путешественников.
проверка
экспертом –
учителем,
самоконтроль,
взаимоконтроль.
«Соотнесите»,
прием «Корзина
идей».
Мы познакомились с пятью материками,
покажите их и вспомните, кто исследовал.
Покажите свои знания и умения!
Показывают на карте: Евразию, Африку,
Северную Америку, Южную Америку,
Австралию
Картографическ
ий практикум
3.Работа
с
портрета
ми и
таблице
й
«Соотне
си»
4.Работа
с картой
Осмысление
5.Сообщ
ение
темы
урока.
Продол
жим
исследов
ания.
Как вы думаете? Все материки открыты?
Продолжим наши исследования к 6му материку
Земли? Зачем нам это нужно?
Предлагаю отправиться в плавание на кораблях
«Индевер»1ряд, «Восток»2 ряд и «Мирный»3
ряд! Выберите капитанов. А нашими бортовыми
журналами будут тетради с маршрутными
листами! Итак, «Поиски Южной Земли
продолжаются!» Запишите в тетрадях тему
Отвечают, что остался еще один
Антарктида. Нам необходимо с ним
познакомиться и историей его открытия,
чтобы лучше узнать мир, иметь
правильные представления о нём.
Записывают в тетради «Поиски Южной
Земли продолжаются!»
Заполняют колонку «Я знаю», если что
то знают по новой теме и по просьбе
«Бортовой
журнал»
«Работа в
группах»; прием
«знаю, хочу
узнать, узнал».
2
3
2 6.
Работа с
учебник
ом
7.Расска
з
ученико
в по
ролям
об
открыти
и 6го
материк
а.
8.
Работа с
картой.
урока «Поиски Южной земли продолжаются» и
дату, «Что знаю:…» и «Что узнал (а) на уроке».
Так кто же открыл Антарктиду? Продолжим
географические исследования? Мог ли Д. Кук
открыть Антарктиду? Д. Кук открыл
Антарктиду?
1корабль «Идет вдоль ледяного барьера»
(стр.80).
2 корабль стр.81
3 корабль идет на «Негостеприимные Гаваи»
стр.82
Прослушайте сообщение и ответьте на вопрос:
Как же и кем был открыт шестой материк
Земли Антарктида?
Учитель отмечает лучший ответ и показывает
портреты соотечественников.
учителя зачитывают.
Чтение п.16 с пометками на полях
(подготовка ответа о последних
плаваниях Джеймса Кука). Капитаны
назначают, кто рассказывает.
делают вывод с использованием
рубрики «Повторим главное».
«Инсерт»
маркировка
текста; чтение с
остановками,
хоровое чтение.
Рассказывают несколько учеников по
ролям об открытии 6го материка.
Затем по одному из команды отвечают на
вопрос.
Ролевая игра
Опережающее
сообщение.
Внимание на карту, дети! Я покажу вам маршрут
путешествия к берегам шестого континента Ф.Ф.
и М.П. Лазарева! Потом это правильно сделать
нужно будет вам.
Капитаны команд контролируют работу
команды и назначают, кто выходит к
карте.
Показывают на карте маршрут
путешествия к Антарктиде!
Картографическ
ий практикум
9.Физку Предлагаю исполнить песню и, по возможности, Под мелодию песни «В Антарктиде
Приём
4
4
3
3 льдины…» исполняют и изображают
пингвинов. Антарктида – белый
край! Ты за мною повторяй!
Руки вверх, шире, ниже,
Повертика головой, а теперь глаза
закрой! Помечтаем о пингвинах, о
холодных белых льдинах! О тюленях,
о китах, о суровых холодах! А теперь
глаза открой, возвращаемся домой!
Капитаны команд контролируют работу.
В контурные карты наносят маршрут
плавания Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П.
Лазарева.
«Крокодил»
Картографическ
ий практикум
2
льтмину
тка
изобразить содержание.
Нанесите маршрут плавания Ф.Ф.
Беллинсгаузена и М.П. Лазарева в контурные
карты, используйте рис. учебника и атласы.
Покажите свои знания и умения!
10.Работ
а с
атласам
и, стр.7.
и
контурн
ыми
картами.
11.
Слайд
презента
ция
Рефлексия
Предлагаю погостить в Антарктиде и
познакомиться с природой этого материка.
Просматривают и прочитывают по
цепочке выражения к слайдам.
«Микрофон»
12.
Работа в
тетрадях
Путешествие наше подходит к концу. Напишите,
что узнали в результате путешествия (мини
эссе).
Пишут, затем зачитывают по одному из
команды.
Рефлексия
(миниэссе).
3
5 13.Итог
урока
Повторим и запомним главное:
1.Почему Д. Кук не смог открыть Антарктиду?
2.Кто и когда открыл шестой материк Земли?
3. Не так много людей на планете могут
называться первооткрывателями материков.
Какие чувства вы испытываете, слыша среди них
есть имена наших соотечественников?
п.16, задания рубрик стр.83.
По желанию: 1)сообщение о русских
путешественниках.
2) поработать с картами: пройти изученными
маршрутами великих путешественников.
Оценим свою работу. Поднимите руки: кто
работал отлично, хорошо, удовлетворительно.
Вы довольны своим результатом? Вы гордитесь
собой? Спасибо всем за работу. Поставьте
отметки в дневники и передайте их на подпись.
14.Дома
шнее
задание
15.Оцен
ивание
1.Во время второго кругосветного
плавания Кук попытался найти еще
материк, который, по его мнению, лежал
к югу от Австралии. Кук не сумел
пробиться к берегам этого материка, т.к.
был остановлен ледяными полями.
2.В январе 1820 года экспедиция под
командованием Беллинсгаузена и
Лазарева открыла Антарктиду!
3. Мы гордимся ими, что среди них есть
имена наших соотечественников, и хотим
быть достойными гражданами своей
страны!
Записывают в дневники.
Ставят отметки в дневник.
Воспитание
патриотизма.
2
Разноуровневое
задание.
«Кредит
доверия»,
«самооценка».
1
1
"пОИСКИ юЖНОЙ ЗЕМЛИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ"
"пОИСКИ юЖНОЙ ЗЕМЛИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ"
"пОИСКИ юЖНОЙ ЗЕМЛИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ"
"пОИСКИ юЖНОЙ ЗЕМЛИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ"
"пОИСКИ юЖНОЙ ЗЕМЛИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ"
"пОИСКИ юЖНОЙ ЗЕМЛИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ"
"пОИСКИ юЖНОЙ ЗЕМЛИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ"
"пОИСКИ юЖНОЙ ЗЕМЛИ ПРОДОЛЖАЮТСЯ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.