Показатели готовности детей к изучению математики в первом классе
Оценка 4.6

Показатели готовности детей к изучению математики в первом классе

Оценка 4.6
Исследовательские работы +3
docx
математика +1
Детсад—1 кл
09.06.2021
Показатели готовности детей к изучению математики в первом классе
Аннотация: в статье раскрываются показатели готовности детей к изучению математики в первом классе, описываются критерии математической (интеллектуальной) готовности детей, поступающих в школу, представлена диагностика для выявления уровня сформированности временных представлений, пространственных представлений, геометрических представлений, а также на выявление уровня сформированности умения пересчитывать элементы множества, сравнивать множества по числу составляющих их элементов. Ключевые термины: диагностика, интеллектуальная готовность, познавательный процесс, критерии интеллектуальной готовности, критерии математической готовности.
статья.docx

Кравченко Светлана Андреевна
Студентка факультет педагогики, психологии и физической культуры, направление (44.03.05. Начальное образование, Дошкольное образование) филиала ФГБОУ ВО «КубГУ» в г. Славянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани

[email protected]

 

Куливец Виктория Викторовна

Студентка факультет педагогики, психологии и физической культуры, направление (44.03.05. Начальное образование, Дошкольное образование) филиала ФГБОУ ВО «КубГУ» в г. Славянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани
miss.kulivets@mail.ru


научный руководитель Буренок Ирина Ивановна
канд. пед. наук, доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и физической культуры филиала ФГБОУ ВО «КубГУ» в г. Славянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани

 

Показатели готовности детей к изучению математики в первом классе

 

Аннотация: в статье раскрываются показатели готовности детей к изучению математики в первом классе, описываются критерии математической (интеллектуальной) готовности детей, поступающих в школу, представлена диагностика для выявления уровня сформированности временных представлений, пространственных представлений, геометрических представлений, а также на выявление уровня сформированности умения пересчитывать элементы множества, сравнивать множества по числу составляющих их элементов.

Ключевые термины: диагностика, интеллектуальная готовность, познавательный процесс, критерии интеллектуальной готовности, критерии математической готовности.

 

На современном этапе перехода организации образования на обучение детей с 6-летнего возраста, особое значение приобретает обеспечение готовности к школьному обучению. Сформировать готовность к обучению в школе означает создать условия для успешного усвоения детьми учебной программы и нормального вхождения их в ученический коллектив. Одним из важных показателей специальной (математической) готовности является наличие у дошкольников определенных знаний, умений и навыков.

Актуальность темы обусловлена тем, что показатели специальной (математической) готовности детей к изучению математики в первом классе имеют особую популярность на современном этапе образовательного процесса.

Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка. В зависимости от понимания сущности, структуры и компонентов готовности ребенка к обучению выделяются ее основные критерии и параметры в рамках различных исследовательских подходов.

Самая распространенная классификация готовности ребенка к школе, к которой придерживаются воспитатели, это классификация психологов.  Они выделают 4 компонента готовности к школе:

¾    Личностно-социальная готовность.

¾    Эмоционально-волевая готовность.

¾    Интеллектуальная готовность.

¾    Мотивационная готовность к школе.

Более подробно рассмотрим один из критериев готовности дошкольника в первый класс – интеллектуальная готовность.

Интеллектуальная готовность – это определенный уровень развития психических познавательных процессов, и учебных навыков, кругозор ребенка и его знания об окружающем мире.

Интеллектуальная готовность подразделяется на наличие кругозора, запас конкретных знаний, интерес к знаниям.

Данным вопросом занимались такие известные люди как Л. И. Божович, В. С. Мухина, В. В. Зиньковский, А. В. Запорожец, Л. С. Выготский.

«Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, видеть сходное, отличное, он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы» - писал Л.И. Божович [1].

«Уровень развития умственной готовности, имея в виду запас знаний и развития познавательных процессов» - утверждала B.C. Мухина [3].

«Если соответствующие интеллектуальные качества не развиваются должным образом на стадии дошкольного детства и младшего школьного возраста, то позже преодолеть возникающие недостатки в становлении личности оказывается трудно или вовсе невозможно» - говорила Запорожец [5].

«Интеллектуальное развитие ребенка значительно яснее, чем его эмоциональное развитие, так как «интеллектуальная сфера прозрачнее по самой сущности, как обращенная к внешнему миру» -  утверждал В.В. Зеньковский [4].

Выготский считал, что готовность к школьному обучению со стороны интеллектуального развития ребёнка заключается в уровне развития интеллектуальных процессов: «…ребёнок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы» [6].

Идя в первый класс у ребенка должна быть достаточно хорошо развита зрелость познавательных процессов. К ним относят восприятие, мышление, речь, воображение, память.

Интеллектуальная готовность к обучению в школе предполагает формирование у ребенка некоторых умений:

¾    умение воспринимать информацию;

¾    выделять и ставить перед собой задачу;

¾    искать причины явлений;

¾    уметь систематизировать и классифицировать признаки предметов;

¾    выделять сходства и различия предметов, их новые свойства.

Дошкольник должен уметь следовать эталонам, то есть обеспечивает способность будущего школьника не путать при написании похожие буквы и цифры, а также различать геометрические фигуры независимо от их положения в пространстве.

Критерии интеллектуальной готовности:

¾    Внимание: Устойчивость (сравнение 2-х картинок с 10-15 различиями). Переключение. Распределение

¾    Память: Повтор 10 слов или цифр. Запоминание картинок, фигур, символов (до 10 шт.). Пересказ текстов

¾    Мышление: Определение четвертого лишнего. Классификация, обобщение. Сходство/различия. Умение решать логические задачи. Сложение фигур из частей. Постройки из кубиков по чертежу, счет использованных кубиков

Критерии математической готовности ребенка к изучению математики в первом классе:

¾    знать прямой и обратный счет до 10

¾    предыдущие и последующие числа в пределах 10

¾    геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) – называть, изображать, отличать от других названия

¾    14 цветов и оттенков;

¾    уметь по части узнавать целое, находить недостающие элементы, видеть предмет через зашумленное восприятие;

¾    уметь сравнивать числа (понимать какое больше, какое меньше) уметь хорошо ориентировался в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т. д.

Для выявления уровня математической готовности детей к изучению математики в первом классе предлагаем использовать «Диагностику математической готовности детей, поступающих в школу», состоящая из заданий, направленных на выявление уровня сформированности временных представлений, пространственных представлений, геометрических представлений, также на выявление уровня сформированности умения пересчитывать элементы множества, сравнивать множества по числу составляющих их элементов.

Диагностика математической готовности детей, поступающих в школу.

Задания по определению уровня готовности ребёнка к изучению математики, направленные на выявление уровня сформированности временных представлений:

1)Что раньше? Что потом? Назови времена года. (Рисунок 1)

 

https://fhd.multiurok.ru/6/8/5/6858c16ba325653d90d6f42f6b667ac8c7191055/diaghnostika-matiematichieskoi-ghotovnosti-dietiei_1.jpeg

Рисунок 1

 

2)Расскажи, как всё было. Пронумеруй картинки. (Рисунок 2)

 

https://fhd.multiurok.ru/6/8/5/6858c16ba325653d90d6f42f6b667ac8c7191055/diaghnostika-matiematichieskoi-ghotovnosti-dietiei_2.jpeg

Рисунок 2

 

Задания по определению уровня готовности ребёнка к изучению математике, направленные на выявление уровня сформированности пространственных представлений:

1)Составь рассказ, используя слова «на», «над», «под», «за», «перед», «слева», «справа». (Рисунок 3)

2) Нарисуй. (Рисунок 4)

https://fhd.multiurok.ru/6/8/5/6858c16ba325653d90d6f42f6b667ac8c7191055/diaghnostika-matiematichieskoi-ghotovnosti-dietiei_3.jpeg https://fhd.multiurok.ru/6/8/5/6858c16ba325653d90d6f42f6b667ac8c7191055/diaghnostika-matiematichieskoi-ghotovnosti-dietiei_4.jpeg

              Рисунок 3                                                             Рисунок 4

 

Задания по определению уровня готовности ребёнка к изучению математике, направленные на выявление уровня сформированности геометрических представлений:

1)Раскрась желтым цветом квадраты, синим овалы, а зеленым треугольники. (Рисунок 5)

2)Найди отрезки, ломаные и кривые линии. (Рисунок 6)

 

https://fhd.multiurok.ru/6/8/5/6858c16ba325653d90d6f42f6b667ac8c7191055/diaghnostika-matiematichieskoi-ghotovnosti-dietiei_5.jpeg   https://fhd.multiurok.ru/6/8/5/6858c16ba325653d90d6f42f6b667ac8c7191055/diaghnostika-matiematichieskoi-ghotovnosti-dietiei_6.jpeg

               Рисунок 5                                                    Рисунок 6

Задания по определению уровня готовности ребёнка к изучению математике, направленные на выявление уровня сформированности умения пересчитывать элементы множества.

1)Сколько на картинке мышек? Сколько котов? (Рисунок 7)

2)Поставь справа столько точек, сколько предметов на картине. (Рисунок 8)

 

https://fhd.multiurok.ru/6/8/5/6858c16ba325653d90d6f42f6b667ac8c7191055/diaghnostika-matiematichieskoi-ghotovnosti-dietiei_7.jpeg  https://fhd.multiurok.ru/6/8/5/6858c16ba325653d90d6f42f6b667ac8c7191055/diaghnostika-matiematichieskoi-ghotovnosti-dietiei_8.jpeg

               Рисунок 7                                                Рисунок 8

Задания по определению уровня готовности ребёнка к изучению математике, направленные на выявление уровня сформированности умения сравнивать множества по числу составляющих их элементов.

1)Сравни с помощью знаков. (Рисунок 9)

2)Составь пары и сравни количество в мешках с помощью знаков = и =/. (Рисунок 10)

 

https://fhd.multiurok.ru/6/8/5/6858c16ba325653d90d6f42f6b667ac8c7191055/diaghnostika-matiematichieskoi-ghotovnosti-dietiei_9.jpeg   https://fhd.multiurok.ru/6/8/5/6858c16ba325653d90d6f42f6b667ac8c7191055/diaghnostika-matiematichieskoi-ghotovnosti-dietiei_10.jpeg

             Рисунок 9                                                   Рисунок 10

 

Задания по определению уровня готовности ребёнка к изучению математике, направленные на выявление уровня сформированности логических умений.

1)Сколько всего предметов? Как их можно сгруппировать? (Рисунок 11)

2)На какие группы можно разбить деревья на рисунке? Сгруппируй и назови признак, который ты выбрал. (Рисунок 12)

 

https://fhd.multiurok.ru/6/8/5/6858c16ba325653d90d6f42f6b667ac8c7191055/diaghnostika-matiematichieskoi-ghotovnosti-dietiei_11.jpeg https://fhd.multiurok.ru/6/8/5/6858c16ba325653d90d6f42f6b667ac8c7191055/diaghnostika-matiematichieskoi-ghotovnosti-dietiei_12.jpeg

                 Рисунок 11                                                     Рисунок 12

 

Система обработки результата выявления уровня готовности ребёнка к изучению математики:

Количественная характеристика:

¾    за правильный ответ – 2 балла;

¾    за ответ, в котором допущена ошибка – 1 балл;

¾    за неправильный ответ – 0 баллов.

Уровни готовности:

¾    низкий – 0-12 б. (0 – 50%);

¾    средний – 13-18 б. (51 – 75%);

¾    высокий – 19-24 б. (76 – 100%);

Качественная характеристика:

¾    на низком уровне ребенок может выделять информацию из текстов разных видов, умеет осуществлять сравнение, владеет общим приемом решения учебных задач и осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

¾    на среднем уровне ребенок может использовать знаково-символические средства, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осознает общие и различные свойства предмета; произвольно и осознанно владеет общим приемом решения задач; осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

¾    на высоком уровне ребенок может владеть приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств; строить логические цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений, доказательство; умеет осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; умеет строить рассуждения в форме связи суждений об объекте, его строении, свойствах; умеет осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

В ходе исследования вопроса «Показатели готовности детей к изучению математики в первом классе» была проанализирована психолого-педагогическая литература по данной теме, раскрыты критерии и показатели готовности детей к школе, особо уделялось внимание интеллектуальному (математическому) развитию, к изучению математики в первом классе, была представлена диагностика для выявления уровня сформированности временных, пространственных и геометрических представлений, а также на выявление уровня сформированности умения пересчитывать элементы множества, сравнивать множества по числу составляющих их элементов.

 

Список использованной литературы:

 

1.    Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова -М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с.

2.    Эльконин, Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития/ Д.Б. Эльконин: Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития. М., 1981. - 218с.

3.    Мухина B.C.. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия». - 608 с.. 2006

4.    Зеньковский, Василий Васильевич  Психология детства : [Учеб. пособие для вузов] / В. В. Зеньковский. - Екатеринбург : Деловая кн., 1995. – 346 с.

5.    Психология детей дошкольного возраста : развитие познавательных процессов / ред. А.В. ЗапорожецД.Б. Эльконин. – Москва : Просвещение, 1964. – 350 с.

6.    Обучение и развитие в дошкольном возрасте / Л.С. Выготский. – Москва-Ленинград : Государственное учебно-педагогическое издательство // Умственное развитие детей в процессе обучения : сборник статей / Л.С. Выготский. – Москва-Ленинград : ГУПИ, 1935. – С. 20-32. – URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=79862


 

Скачано с www.znanio.ru

Кравченко Светлана Андреевна

Кравченко Светлана Андреевна

Актуальность темы обусловлена тем, что показатели специальной (математической) готовности детей к изучению математики в первом классе имеют особую популярность на современном этапе образовательного процесса

Актуальность темы обусловлена тем, что показатели специальной (математической) готовности детей к изучению математики в первом классе имеют особую популярность на современном этапе образовательного процесса

Интеллектуальное развитие ребенка значительно яснее, чем его эмоциональное развитие, так как «интеллектуальная сфера прозрачнее по самой сущности, как обращенная к внешнему миру» - утверждал

Интеллектуальное развитие ребенка значительно яснее, чем его эмоциональное развитие, так как «интеллектуальная сфера прозрачнее по самой сущности, как обращенная к внешнему миру» - утверждал

Для выявления уровня математической готовности детей к изучению математики в первом классе предлагаем использовать «Диагностику математической готовности детей, поступающих в школу», состоящая из заданий, направленных…

Для выявления уровня математической готовности детей к изучению математики в первом классе предлагаем использовать «Диагностику математической готовности детей, поступающих в школу», состоящая из заданий, направленных…

Задания по определению уровня готовности ребёнка к изучению математике, направленные на выявление уровня сформированности пространственных представлений: 1)Составь рассказ, используя слова «на», «над», «под», «за», «перед»,…

Задания по определению уровня готовности ребёнка к изучению математике, направленные на выявление уровня сформированности пространственных представлений: 1)Составь рассказ, используя слова «на», «над», «под», «за», «перед»,…

Рисунок 7

Рисунок 7

Система обработки результата выявления уровня готовности ребёнка к изучению математики:

Система обработки результата выявления уровня готовности ребёнка к изучению математики:

Список использованной литературы: 1

Список использованной литературы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2021