Покрытосеменные (цветковые) растения. 5 класс
Оценка 4.6

Покрытосеменные (цветковые) растения. 5 класс

Оценка 4.6
docx
02.03.2020
Покрытосеменные (цветковые) растения. 5 класс
Б5 18 покрытосеменные.docx

урок 18                                              Тема: Покрытосеменные (Цветковые)            

 

Цель урока: создать условия для формирования представлений о покрытосеменных растениях как о наиболее прогрессивной группе растений.

Задачи урока

Образовательная: раскрыть существенные признаки организации покрытосеменных растений, позволившие им наиболее широко распространиться на Земле; сформировать представление о более сложной организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными.

Развивающая: продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между строением растений и уровнем их организации; развивать память, речь, умение выделять главное, обобщать, проводить аналогию и сравнение; научить правильно оценивать уровень своих знаний, совершенствовать навыки самостоятельной работы с натуральными объектами; развивать знания о прикладном значении ботаники, показав роль покрытосеменных растений в природе и жизни человека.

Воспитательная: воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия; продолжить формирование основ экологической культуры

 

Тип урока

Урок формирования новых знаний

Планируемые результаты (предметные)

Учащийся научится использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; определять принадлежность биологических объектов к покрытосеменным; устанавливать черты сходства и различия у представителей покрытосеменных; различать изученные объекты в природе, на таблицах; делать зарисовки растений; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей покрытосеменных растений в природе и жизни человека; будет знать существенные признаки строения и жизнедеятельности покрытосеменных; основные признаки представителей покрытосеменных; значение покрытосеменных в природе и жизни человека

Личностные результаты

Будут сформированы: ответственное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; ответственное отношение к обучению; социальные нормы и навыки поведения в классе и школе

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные – научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные  научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные  научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии

Ход урока.

1.      Проверка дз:

1.карточки 3 человекам по теме «Голосеменные растения»

2.особенности голосеменных растений (внешний вид, семя, обитание)

3.значение голосеменных растений в природе и для человека.

4.в конце урока собрать у 5-6 учеников на проверку письменное домашнее задание: сравнительная таблица «Голосеменные растения».

 

2.      Изучение нового материала

Перед изучением новой темы, давайте вспомним, какие признаки имеют Голосеменные растения. (ответы детей, запись)

·         образуют семена.

·         семя «лежит» открыто на чешуе шишки.

·         опыление происходит с помощью ветра.

·         древесные и кустарниковые формы.

·         высшие растения.

·         есть вечнозеленые растения.

·         в основном имеют узкие листья, хвоя.

Мы рассмотрели на предыдущих уроках низшие растения, а также представителей высших растений. Какую группу растений мы с вами еще не рассмотрели?

Верно. Сегодня на уроке познакомимся с самой совершенной и молодой группой в царстве растений – это покрытосеменные. ТЕМА

С цветковыми растения все знакомы. Это растения, у которых есть цветок. Напомните, к какой группе растений они относятся высшие или низшие?

 Верно, высшие! А по какой причине их относят к высшим растениям? Правильно, так как у них есть стебель, лист и корень. А какими жизненными формами представлены покрытосеменные, вспомните? (деревья, кустарники, травы).

Если вы вспомните любые цветы, то поймете, что цветковые растения очень и очень разнообразны. Их общее количество видов больше, чем видов всех остальных групп растений вместе взятых - мхов, папоротников, водорослей, голосеменных! Оно равно примерно 250 тысяч видов! И при этом нередко открывают новые виды, в основном в трудно изучаемых местах – в джунглях, пустынях, во льдах. Как вы думаете, почему цветковые растения имеют такое большое видовое разнообразие в отличие от остальных представителей царства Растения?

Во – первых, цветковые растения возникли гораздо позже остальных групп растений, то есть, как я уже говорила, это самая молодая группа растений, поэтому они смогли от них унаследовать самые лучшие и самые полезные приспособления для выживания.

Во – вторых, судя по названию, они и сами тоже изобрели кое - что новое.

А что именно? Как вы думаете? (судя по названию отдела). Верно, это цветок и семя покрытое.

А теперь представьте себе Землю без цветковых растений. Трудно себе представить, что сотни миллионов на нашей планете вообще не было цветка! Цветковые растения появились всего лишь 125 млн. лет назад.

А для чего появился цветок? Для чего он нужен? Как вы думаете?

Цветок – орган растения участвующий в размножении, в нем происходит оплодотворение, в результате образуется семя и плод.

Плод – орган растения, служащий для формирования, защиты и распространения семян.

Семя состоит из семенной кожуры, питательных веществ и зародыша.

Так же может быть на семени приспособление для распространения (перекати – поле, одуванчик, хохлатка клена).

С помощью цветка растениям удалось наладить дружбу с насекомыми, птицами (колибри), млекопитающими (летучие мыши). Ведь цветок дает им пищу, а они его опыляют. Цветок привлекает насекомых, птиц увеличивая свои шансы на опыление, соответственно появление семян и плодов.

            Ученые считают, что первые цветковые растения появились от древних голосеменных растений, у которых уже появилось семя. А как же произошло появление самого цветка и плода?! До появления цветка у голосеменных растений оставался всего один шаг. Вспомните шишку голосеменных растений. Насколько вы помните, семена лежат открыто. А для того, чтобы защитить семена, нужно было просто их спрятать внутри шишки. Для этого нужно было, чтобы чешуйка шишки была не одревесневавшей, и тогда она смогла бы покрыть семя, обернуть его.

Примерно тоже самое произошло, и из чешуйки образовалась часть цветка – пестик (рис. стр.142). Из завязи пестика цветка (из его стенок) в дальнейшем образуются плоды. Так как семена цветковых развиваются внутри плода, т. е. они защищены или покрыты, поэтому эту группу еще называют покрытосеменными. Вспомните яблоко, семена защищены плодом.

            Покрытосеменные растения удивительны еще и тем, что среди них есть не только автотрофы (напомните кто это такие? Верно, через фотосинтез, сами себе делают органические вещества), но и есть и гетеротрофы. Кто такие гетеротрофы?? Верно, кто питается готовыми органическими веществами. Приведите примеры растений, которые являются гетеротрофами, то есть питаются не за счет фотосинтеза. Например, растения хищники! Венерина мухоловка или росянка. Они растут на бедных почвах, например на болотах и минеральных солей из почвы им не хватает, вот они и берут их из насекомых.

Сообщение от ученика «Значение покрытосеменных растений для человека и природы»

3.      Обобщение.

  - Используя текст о покрытосеменных растениях на стр.144-145, сделайте краткую характеристику данного отдела. (ответы детей, запись)

·         Самая молодая и многочисленная  группа (около250 тыс. видов)

·         Высшие растения - корень, стебель, лист, цветок, на месте которого образуется плод. 

·         Образуют семена

·         жизненные формы: деревья, кустарники, травы. 

·         Разная продолжительность  жизни: однолетние, двулетние, многолетние. 

·         Разные стебли: прямостоячие, вьющиеся, лазающие, ползучие. 

·         Разные листья и корни. 

·         Много культурных растений.

 

4.      Домашнее задание: п.28, в том числе и стр.147, записать черты сходства и различия голосеменных и покрытосеменных растений

Сообщение: значение в природе и для человека простейших (животные).

 

Отличительные черты покрытосеменных растений от голосеменных

признак

голосеменные

покрытосеменные

1.Органы

2.лист

3.положение семени

4.есть ли цветок

5.Жизненные формы

Имеют корень, стебель, листья.

Листья- хвоя

Семя «лежит» открыто на чешуе шишки.

Не образуют цветы

древесные и кустарниковые формы.

Имеют корень, стебель, листья, цветки.

Разная форма листьев.

Семена  находятся в плоде.

образуют цветок

Разные жизненные формы: деревья, кустарники, травы.

 

Общие черты покрытосеменных и голосеменных растений.       

1.Имеют хорошо развитые корни, стебли, листья

2. Образуют семена.

3. Имеют большое значение в природе и жизни человека.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема: Покрытосеменные (Цветковые)

Тема: Покрытосеменные (Цветковые)

Изучение нового материала Перед изучением новой темы, давайте вспомним, какие признаки имеют

Изучение нового материала Перед изучением новой темы, давайте вспомним, какие признаки имеют

Покрытосеменные растения удивительны еще и тем, что среди них есть не только автотрофы ( напомните кто это такие?

Покрытосеменные растения удивительны еще и тем, что среди них есть не только автотрофы ( напомните кто это такие?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2020