Вид проекта - познавательно-исследовательский.
Учебные предметы, в рамках которого проводится работа по проекту: русский язык, литература, биология, урок развития слухового восприятия.
Актуальность: учащиеся в недостаточной степени имеют представления о полевых цветах: почему их так называют (легенды и мифы), где и как они растут; какую пользу приносят человеку; как поэты воспевают в своих произведениях красоту полевых цветов и т.д.
Необходимо заинтересовывать и привлекать у учеников к разгадыванию загадок природы,
в их как на уроке, так и во внеурочной деятель-
ности, что позволяет использовать в оптима-
льном сочетании индивидуальные формы и
методы работы.
Цель проекта : - создание системы работы, направленной на
оптимальное развитие креативной, эстетической,
экологической культуры учащихся на уроках
понимать себя и окружающий мир.
Задачи проекта.
Обучающие:
научить планировать и реализовать проектную деятельность в классе;
формировать умение сообщать и систематизировать материал по данной теме;
овладевать предметной и тематической лексикой;
научить использовать литературные произведения для иллюстрации биологического явления;
научить искать информацию в разных источниках по теме.
Развивающие:
развивать умение воспринимать легенды в произведениях искусства, способствовать художественно- эстетическому развитию школьников;
развивать свободное творческое общение, заинтересованность обсуждения, организацию диалогов;
- расширять читательский и культурный кругозор.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к внимательному прочтению п произведений, эстетического вкуса средствами слова, любви к к природе;
- воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение р работать коллективно.
Этапы проекта
1. Проблемно-целевой этап:
- формирование состава проектной бригады и распределение
обязанностей;
- формулировка темы;
- помощь учащимся в выборе наиболее посильных для них задач, спо-
собствующих развитию и становлению личности;
- выбор пробленной области;
- постановка задач;
- определение конечного вида создаваемого проектного продукта и его
назначения.
2. Этап разработки сценария:
- отбор содержания и определение объёма проекта;
- детализация роли каждого участника проекта;
- формулирование содержательных вопросов для с исследований учащимися проектной работы;
;
- предложение учащимся поиска возможных источников информации.
Этапы проекта
3. Этап практической работы :
- организация работы по воплощению поставленных задач;
- оказание помощи, консультирование и контроль руководителя проекта по координации
деятельности участников проекта;
- деятельностный подход к выполнению задач проекта.
4. Этап презентации:
- демонстрация достижений результатов проекта детской деятельности.
5. Рефлексия:
- выражение своего отношения к деятельности товарищей и к
своей работе;
- - заполнение тестов.
Цель данного задания: , – учить детей самостоятельно отбирать материал, относящийся к данной теме; - уметь обрабатывать информацию, выбирать микротемы. Развивает: – самостоятельность; - навык работы с текстом, умение выбирать нужную информацию; - словарный запас;- кругозор.
Результат:
- донести информацию до слушателя;
- уметь отвечать на вопросы;
- понимать то, о чём идёт речь.
«Историки»Мифы и легенды о полевых цветах «Они пришли из глубины веков…»
Легенда о подсолнухе. (Литвинец Максим)
История рождения. Колокол (Рябова Марта)
Легенда о васильке. (Згурский Александр)
История о клевере. (Михайлова Анастасия)
Легенда о пижме. (Переходкина Наталья)
Легенда о ромашке. (Гапша Николай)
Легенда о подорожнике (Поликарпова Оксана)
«Литераторы» «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок.» Г.Х.Андерсен
Полевой цветок
Ассоциации : Однокоренные слова:
- красота; - цветочный;
- покой; - зацвели;
- русские просторы; - цветастый;
- мир прекрасен; - цветы;
- скромность и простота. - цветник.
Цветы ( в значении – цветущие растения).Цветки ( в значении – цветущие части растения).Составить словосочетания со словами в значении цветущих растений: цветочный запах, зацвели подснежники, цветастый платок, роскошный цветник, букет цветов.Составить словосочетания со словами в значении части цветущих растений: цветок мака, цветки яблони.Вывод: цветы – слово исконно русское, многозначное, так как имеет несколько лексических значений: - у растений – орган размножения (пестик и тычинка);- - растение,в пору цветения, имеющие р яркую, часто ароматную, распускающуюся б бутона головку или соцветия.
Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953 гг.)
И.А.Бунин создавал прекрасные произведения о русской природе, писал о помещиках и крестьянах, о судьбе русской деревни.
Родился И.Бунин под Воронежем. Мать рассказывала, что с «Ваня с самого рождения отличался от остальных ребятишек».
Учился в Елецкой гимназии, а потом продолжал образование под руководством старшего брата.
Бунин страстно любил свою страну, жизнь, тех, кто творит добро и красоту, ненавидел войны, социальную несправедливость.
Вместе со своей женой писатель эмигрировал во Францию. Там он прожил до конца своих дней.
Урок литературы «С любовью смотрим на цветы». И.А.Бунин – русский поэт и писатель.
Приём ТРКМ
Что знаю | Что хочу узнать |
И.А.Бунин писал стихи. | Что ещё, кроме стихов, писал А.И.Бунин? |
Многие произведения посвящены русской природе. | Какие ещё темы были отражены в творчестве писателя? |
Любил читать А.С.Пушкина, Ю.М.Лермонтова. | Творчество каких ещё писателей интересовало А.И.Бунина? |
И.А.Бунин лично был знаком с Л.Н.Толстым. | С какими известными людьми ещё был знаком наш поэт? |
Враждебно относился к Октябрьской революции 1917 года. | Почему не принял новую (советскую) власть? |
Эмигрировал во Францию. | Почему не вернулся на Родину, он же очень хотел? |
Стихотворение И.А.Бунина
«Полевые цветы»
В блеске огней, за зеркальными стёклами,
Пышно цветут полевые цветы,
Нежны и сладки их тонкие запахи,
Листья и стебли полны красоты.
Их возрастили в теплицах заботливо,
Их привезли из-за синих морей;
Их не пугают метели холодные,
Бурные грозы и свежесть ночей…
Есть на полях моей родины скромные
Сёстры и братья заморских цветов:
Их возрастила весна благовонная
В зелени майской лесов и лугов.
Видят они не теплицы зеркальные,
А небосклона простор голубой,
Видят они не огни, а таинственный
Вечных созвездий узор золотой.
Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они,
И говорят про давно позабытые
Светлые дни.
С
Чтение и анализ стихотворения И.А.Бунина «Полевые цветы»
Какие тона, оттенки, краски автор использует в описании «заморских» цветов?
Как поэт показывает цветы полевые?
Что видят цветы полевые?
Как вы думаете, почему автора привлекают скромные полевые цветы?
Согласны ли вы с мнением поэта, что полевые цветы лучше «заморских», или автор хотел сказать что-то другое?
(«Заморские» цветы – жизнь в эмиграции; полевые цветы – воспоминания о России.)
Как вы понимаете выражения:
- «их привезли из-за синих морей» - …………;
- «их не пугают метели холодные, бурные грозы и и свежесть ночей» -………. .
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
О чём это стихотворение? | Какое настроение автора вы почувствовали, прочитав это стихотворение? |
Какие цветы автор описывает в своём стихотворении? | А какие чувства возникли в вашем сердце? |
Выберите из текста прилагательные, характеризующие описания цветы (заморские и полевые)? | Как вы думаете, почему И.А.Бунин в своём произведении обращается к теме «родина»? |
Какими литературными средствами пользуется И.А.Бунин, чтобы ещё ярче подчеркнуть красоту цветов? | Зачем поэт написал это стихотворение? |
Сравните описание «заморских» и «полевых» цветов, какие вам больше нравятся? Почему? | Понравилось или не понравилось вам это стихотворение? Почему? |
кие и толстые вопросы»
Приём ТРКМ
1.Организационный этап урока
Мотивация.
Побуждение к действию.
Пробуждение воображения.
(Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего поэтичнее и живописнее цветов – этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий красоты).
2.Ответы на проблемные вопросы
Зачем растениям нужны цветки и почему они такие красивые?
- Какое значение имеют цветы в жизни
человека?
Можно ли собирать цветущие растения на букеты?
Какие части цветка самые главные?
Урок литературыСтихотворение «Для чего собирал я гербарий?
Для чего собирал я гербарий?
Медуница с иваном да-марьей,
Грустный ландыш с весёлою кашкой
И фиалка м высокой ромашкой,
Мать-и-мачеха с чертополохом
И подснежник с мышиным горохом,
Хоть в одной расцвели округе,
Да не знали совсем друг о друге.
Дождь осенний за окнами хлынул,
Я сухие растения вынул,
Положил на листы полукругом
И цветы познакомил друг с другом.
В. Берестов
Словарная работа
Гербарий – коллекция засушенных растений;
коллекция – собирание однородных предметов, представляющих литературный, художественный интерес;
хлынул дождь – дождь начал литься с силой, потоком.
Скажи по-другому:
- расцвели в одной округе – цветы растут на
общей территории в лесу, в поле;
- познакомил цветы друг с другом – сделал г изготовил) коллекцию, приклеил сухие рас-
тения в альбомю
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.